Программа внеурочной деятельности "Детская риторика"
рабочая программа (1 класс) на тему
Нашим детям предстоит жить в сложном противоречивом мире. С одной стороны это мир новейших достижений техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. Например, возможность путешествовать, получать любую информацию из Интернета. С другой стороны, это мир, в котором многие люди мало общаются, одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью. Многие выпускники школ затрудняются общаться в разных жизненных ситуациях, то есть: выступать с информационным сообщением, докладом; участвовать в дискуссии, убедительно аргументируя свою точку зрения; написать официальные письма (с просьбой, благодарностью и т.д.); выступать с публичной речью (приветственной, поздравительной и т.д.); вежливо попросить, отказать, посоветовать, оценить что-либо и т.д.
Ни один из традиционных школьных предметов специально не учит этим важным коммуникативным умениям, то есть эффективному общению.
Риторика отвечает этому важному важному социальному заказу. Для реализации идей этого учебного предмета были созданы учебные пособия с I по XI класс авторским коллективом под научным руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской, которая является автором концепции “Риторика общения”, программы курса. Все учебные пособия по риторике получили грифы «Рекомендовано» и «Допущено» Министерства образования и науки Российской Федерации.
Так риторика помогает школьнику стать личностью, которая совершает меньше ошибок в общении и тем самым избегает стрессов. Риторика готовит детей к будущей жизни - успешной работе в коллективе, когда требуется взаимодействовать с коллегами, искать оптимальных решений проблем вместе с сотрудниками и начальством; возможно, общаться с клиентами или подчиненными. Тем самым риторика учит позитивному отношению к людям, к миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_programm.doc | 346.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Тбилисский район, ст. Тбилисская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 31.08.2011 года
Председатель педсовета
_____________ Н.Р.Куликова
Рабочая программа внеурочной деятельности
по конкретным видам внеурочной деятельности
Кружок
«Детская риторика»
2011-2014 г.г.
1-4 класс
Сабельникова Ольга Владимировна
1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы «Детская риторика» авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской. Взята за основу для разработки рабочей программы с сайта «Образовательная система 2100» http://www.school2100.ru/uroki/elementary/rit.php
Безусловно, изучение курса «Детская риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как предмет внеурочной деятельности восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Задачи: развивать восприятие внимания, память, воображение, образное мышление и обеспечение умственного и психического саморазвития.
Воспитывать осознанное отношение к исследовательской деятельности, вовлечение учащихся в активную творческую деятельность.
Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.
Риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кратко охарактеризуем риторику как предмет внеурочной деятельности. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Текст» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Авторская программа была изменена и дополнена некоторыми важными темами, также включены часы на аудиторные и внеаудиторные занятия.
Таблица распределения часов.
№ | Раздел | Количество часов 1 кл. | Количество часов 2 кл. | Количество часов 3 кл. | Количество часов 4 кл. | И Т О Г О | ||||||||
всего | Аудит | Внеауд | всего | Аудит | Внеауд | всего | Аудит | Внеауд | всего | Аудит | Внеауд | |||
1 | О Б Щ Е Н И Е | 17 | 10 | 7 | 17 | 9 | 8 | 17 | 7 | 10 | 9 | 3 | 6 | 60 |
2 | Т Е К С Т | 16 | 6 | 10 | 17 | 6 | 11 | 17 | 7 | 10 | 25 | 9 | 16 | 75 |
33 | 16 | 17 | 34 | 15 | 19 | 34 | 14 | 20 | 34 | 12 | 22 | 135 |
Работа кружка «Детская риторика» проводится во второй половине дня. Риторика предполагает аудиторные часы в классе, а также даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок).
Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, (1 кл. – 33 ч., 2-4 кл. по 34 часа), общий объём учебного времени составляет 135 часов.
Работа кружка рассчитана на 1-4 класс, а также может, продолжена в средних классах.
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и присвоение младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
2.Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характериcтика деятельности обучающихся | ||
Аудитор ные | Внеауди торные | |||||
1 класс | ||||||
ОБЩЕНИЕ (I часть ) | 17 часов | 10 | 7 | |||
1 | Речь в жизни человека. Знакомство с учебной тетрадью. | 1 | Объяснять значение речи, общения в жизни людей Познакомиться с учебником
| |||
2-3 | Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения. | 2 | Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения | |||
4 | Вывески, их информационная роль. Выставка рисунков «Вывески» | 1 | Объяснять, зачем нужны вывески Различать вывески – слова и вывески-рисунки Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д. | |||
РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА | ||||||
5-6 | Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся. | 2 | Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить . | |||
7 | Давайте договоримся. Игры на доверие | 1 | Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. | |||
РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ | ||||||
8 | Говорим – слушаем, читаем – пишем.
| 1 | Называть виды речевой деятельности .Различать устную и письменную речь | |||
9-10 11 | Устная речь. Громко–тихо. Быстро–медленно. Узнай по голосу. Правила разговора по телефону. Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. | 2 1 | Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения | |||
12-15 | Правила вежливого поведения. Подготовка и проведение «Праздник вежливых ребят» | 4 | Называть средства несловесного общения объяснять их значение при устном общении . Демонстрировать уместное использование изученных правил при решении риторических задач . Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре . Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам. Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д. | |||
16 | Слова прощания и благодарности | 1 | Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях . Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения . | |||
17 | Повторение и обобщение Игры . | 1 | ||||
ТЕКСТ | 116 часов | 6 | 10 | |||
18-20 | Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки. Абзацы. | 2 | 1 | Различать текст и набор предложений Определять тему текста Объяснять роль заголовка Озаглавливать текст | ||
21-22 | Экскурсия в школьную библиотеку. Праздник «Посвящение в читатели» | 2 | Уметь работать с книгой, выбирать книгу. Оценивать поведение в школьной библиотеке. | |||
23 | Очень важные слова. Извинение | 1 | Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях | |||
24 | Ключ к тексту (основная мысль текста). Оформление текста на письме. Знаки в тексте. | 1 | Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения . Определять основную мысль текста .Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте . | |||
25-27 | Подготовка и проведение конкурса устных сочинений «Как прекрасен мир сказок!» | 3 | Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте . Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях . | |||
28-29 | Как построен текст. | 2 | Выделять начало, основную часть, конец текста . | |||
330-31 | Учимся работать со словарями | 2 | ||||
32-33 | Работаем с портфолио «Оценка своих достижений» Создание памяток «Правила говорящего» | 2 | Выделять незнакомые слова в тексте .Выяснять значение непонятных слов Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач . | |||
Итого | 16 | 17 | ||||
2 класс | ||||||
ОБЩЕНИЕ | 17 часов | 9 | 8 | |||
1 | Проверь себя. (Повторение изученного в 1-м классе.) | 1 | Приводить примеры важности общения в жизни людей Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения | |||
ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА | ||||||
2-3 4 | Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания) Говорит–пишет. Твои речевые роли. Подписываем конверт | 2 | 1 | Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению Называть адресанта, адресата высказывания . Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) . Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях . Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения . | ||
КАК МЫ ГОВОРИМ | ||||||
5-6 7-8 | Темп. Громкость. (Повторение.) То же слово, да не так бы молвить (тон речи). Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. «Немой спектакль» | 2 | 2 | Называть несловесные средства общения . Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях . Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач . | ||
УЧУСЬ СЛУШАТЬ | ||||||
9-10 11-13 | Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят, слушаю! Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное. Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке, слушаем целый день! Подготовка и проведение праздника «Ежели вы вежливы..» | 2 | 3 | Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения . Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают . Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях. Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст Анализировать несловесные средства, используемые говорящим Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности | ||
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА | ||||||
14 15 | Вежливая просьба. Скрытая просьба. Речевые игры | 1 | 1 | Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили Называть речевые формулы вежливой просьбы Характеризовать особенности скрытой просьбы Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения . | ||
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ | ||||||
16 17 | О чём нам говорит шрифт. Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы… «Изобретаем свой шрифт» | 1 | 1 | Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. . Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) | ||
ТЕКСТ ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ | 17 | 6 | 11 | |||
18 19-20 | Тема, основная мысль, заголовок. Опорные слова. Внеклассное мероприятие «В картинной галерее» | 3 | 1 | 2 | Определять тему и основную мысль текста Озаглавливать текст . Выделять опорные слова в тексте Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам | |
ПЕРЕСКАЗ | ||||||
21-22 23 | Подробный пересказ. Краткий пересказ. План. Конкурс «кто лучше перескажет сказку!» | 3 | 2 | 1 | Различать подробный и краткий пересказ Пересказывать текст подробно Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам Составлять план текста для пересказа | |
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ | ||||||
24-25 | Согласие или отказ. Отказывай, не обижая. Ответы на отказ. Речевые игры | 2 | Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы . Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ Оценивать степень вежливости отказа Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ | |||
ТИПЫ ТЕКСТОВ | ||||||
26 | Типы текстов РАССУЖДЕНИЕ | 1 | Различать повествование, описание, рассуждение (П). Объяснять, чем они отличаются (Н). | |||
27 28-29 | Рассуждение. Примеры в рассуждении. Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения. Посещение школьной библиотеки «Тексты –рассуждения» | 3 | 1 | 2 | Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать Называть части рассуждения Вводить в рассуждение убеждающие примеры Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников Различать точные и неточные рассуждения | |
ОПИСАНИЕ | ||||||
30-31 | Описание, признаки предмета. Описание в объявлении, загадки-описания, сочини загадку. Оформление книжки-малышки «Мои загадки» | 2 | Определять тему, основную мысль описания Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли Определять в тексте его описательный фрагмент Сочинять загадку, в основе которой лежит описание | |||
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ | ||||||
32-33 | Было или придумано, части рассказа. Хочу вам рассказать. | 1 | 1 | Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика Реализовывать рассказ о случае из своей жизни | ||
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ | ||||||
34 | Праздник «Поделись улыбкою своей» | 1 | 1 | Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры Разыгрывать риторические игры | ||
Итого | 34 | 15 | 19 | |||
3 класс | ||||||
ОБЩЕНИЕ | 17 | 7 | 10 | |||
НАУКА РИТОРИКА | ||||||
1-2 3-4 | Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. Твои речевые роли. (Повторение.) С какой целью? Зачем? (Задачи общения.) Игры «Речевой этикет» | 2 | 2 | Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты Называть задачи общения Называть некоторые коммуникативные профессии Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи | ||
5-6 7-9 | УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ Неподготовленная речь. Подготовленная речь. Приёмы подготовки. Говорим подробно, кратко. Создание памятки «Правила говорящего» | 2 | 3 | Различать подготовленную и неподготовленную речь ( Анализировать примеры неподготовленной речи Называть приёмы подготовки устного высказывания Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко / | ||
10 | Похвала (комплимент). | 1 | Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией | |||
11-12 | Слушаем, вдумываемся. Слушаем по-разному. Турнир «Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!» | 2 | Называть задачи слушания Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах Оценивать свои особенности как слушателя | |||
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ | ||||||
13 14-15 | Читаем учебные тексты. Учимся писать, редактировать. Как исправить текст? (Правка текста.) «Подписываем фотографии» | 1 | 2 | Анализировать роль различных выделений в учебных текстах Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план Объяснять, зачем нужно исправлять текст Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.). Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами | ||
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ | ||||||
16 17 | Что такое вежливость. Добрые дела – добрые слова. Заседание круглого стола «Спешите делать добрые дела» | 1 | 1 | Давать определение вежливости Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам | ||
ТЕКСТ РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ | 17 | 7 | 10 | |||
18 19 | Тексты разные нужны. Диалог и монолог. Разыгрывание разных ситуаций из школьной жизни через диалоги и монологи. | 2 | 1 | 1 | Называть признаки текста, типы текстов Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления Различать диалог и монолог Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов | |
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ | ||||||
20 21-22 | Пиши правильно! Произноси правильно! Употребляй слова правильно! Турнир «Умники и умницы» | 3 | 1 | 2 | Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём | |
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА | ||||||
23-24 25-26 | Пересказ. Выбери нужное. (Выборочный пересказ.) Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация). Учимся составлять аннотацию к книге | 2 | 2 | Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе Вводить в пересказ эффективные цитаты Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги | ||
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… | ||||||
27-29 | Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! Разные формы проведения праздников, подготовка поздравлений , оформление подарков, игры. | 3 | Анализировать структуру поздравления – устного и письменного Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации | |||
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ | ||||||
30 | Рассуждение, вывод в рассуждении. Правило и цитата в доказательстве. | 1 | Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами | |||
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ | ||||||
31-32 33 | Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты. Конкурс сочинений | 2 | 1 | Анализировать сравнительные описания, их структуру Называть правила сравнения Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение Реализовывать сравнительное описание разными способами | ||
34 | Риторический праздник. | 1 | 1 | Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры Разыгрывать риторические игры | ||
Итого | 34 | 14 | 20 | |||
4 класс | ||||||
Общение | 9 | 3 | 6 | |||
1 | Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься. | 1 | Называть компоненты речевой ситуации Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. | |||
2 | Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). | 1 | Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения | |||
3-4 | Особенности говорения. Речевые отрезки и паузы. Успокоить, утешить словом. Утешить – помочь, утешить – поддержать. | 2 | Называть словесные и несловесные средства устной речи Объяснять роль пауз, логических ударений Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении Демонстрировать уместное употребление несловесных средств Называть этикетные формулы утешения Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом | |||
5-6 | Устный журнал «Наша речь» | 2 | ||||
7 | Какой я слушатель. | 1 | Оценивать себя как слушателя | |||
8-9 | Я – читатель. Подведение итогов конкурса «Лучший читатель в библиотеке» | 2 | Оценивать себя как читателя | |||
Текст | 25 | 9 | 16 | |||
10 11-12 | Типы текстов. Яркие признаки текста. Абзацные отступы, завершающий абзац. Практические занятия | 1 | 2 | Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев Называть признаки текста Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам | ||
13 | Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий. | 1 | Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения | |||
14-15 | Знаки вокруг нас, дорожные знаки. Знаки-символы и знаки-копии. Конкурс «Придумай свой знак» | 2 | Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни Различать знаки-символы и знаки-копии Называть языковые знаки Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное | |||
16-17 | Опорные конспекты. Составляем опорный конспект. | 1 | 1 | |||
18-19 | Описание – деловое и художественное. Вежливая оценка. Заседание круглого стола «Учимся доброжелательности» | 2 | Различать описания разных стилей Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д. | |||
20 21-22 | Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение). Во-первых, во-вторых, в-третьих … Вступление и заключение. Выступление детей с сообщениями, оценивание их содержания. |
| 1 | 2 | Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении | |
Речевые жанры | ||||||
23 | Словарная статья. | 1 | Анализировать словарную статью Реализовывать словарную статью к новым словам | |||
24-25 | Рассказ. Хочу рассказать. Конкурс «Лучший рассказчик невыдуманных историй о себе» | 2 | Анализировать типичную структуру рассказа Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни | |||
26-27 28-29 | Служба новостей, что такое информация. Газетная информация, факты, события и отношение к ним. Информационные жанры: хроника, заметка. Подпись под фотографией. Конкурс заметок «Письмо в редакцию» | 2 | 2 | Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию | ||
Обобщение | ||||||
30-31 32-34 | Говорю, пишу, читаю, слушаю. Речевые жанры. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки. Итоговое занятие «О скверном и святом» | 2 | 3 | Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности Называть изученные речевые жанры Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются Называть этикетные речевые жанры Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам Оценивать свои речевые привычки Формулировать правила эффективного общения Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач | ||
Итого | 34 | 12 | 22 | |||
Итого (1-4 класс) | 135 | 57 | 78 |
3.Содержание программы «Детская риторика»
1 класс (33 часа = 16+17)
ОБЩЕНИЕ. Аудиторные занятия (10)
Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
Внеаудиторные занятия (7)
Выставка рисунков . «Вывески». Игры на доверие. Подготовка и проведение
«Праздник вежливых ребят» . Праздник «Посвящение в читатели» .
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Аудиторные занятия (6)
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
Внеаудиторные занятия (10) Подготовка и проведение конкурса устных сочинений «Как прекрасен мир сказок!» Учимся работать со словарями. Создание памяток «Правила говорящего».Речевые игры.
2 класс (34 часа=15+19)
ОБЩЕНИЕ . Аудиторные занятия (9)
Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
Внеаудиторные занятия (8) Подписываем конверт.«Немой спектакль». Подготовка и проведение праздника «Ежели вы вежливы..». «Изобретаем свой шрифт».
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Аудиторные занятия (6)
Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
Внеаудиторные занятия (11) Внеклассное мероприятие «В картинной галерее». Конкурс «кто лучше перескажет сказку!». Посещение школьной библиотеки. «Тексты –рассуждения».Речевые игры .Оформление книжки-малышки «Мои загадки». Праздник «Поделись улыбкою своей».
3-й класс (34 часа=14+20)
ОБЩЕНИЕ. Аудиторные занятия (7)
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
Внеаудиторные занятия(10) Игры «Речевой этикет». Создание памятки «Правила для говорящего». Турнир «Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!». «Подписываем фотографии». Заседание круглого стола «Спешите делать добрые дела».
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Аудиторные занятия (7)
Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
Внеаудиторные занятия (10) Разыгрывание разных ситуаций из школьной жизни через диалоги и монологи. Турнир «Умники и умницы» .Учимся составлять аннотацию к книге. Разные формы проведения праздников, подготовка поздравлений , оформление подарков, игры. Конкурс сочинений. Риторический праздник.
4 класс (34 часа=12+22)
ОБЩЕНИЕ. Аудиторные занятия (3)
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
Внеаудиторные занятия (6) Устный журнал «Наша речь». Подведение итогов конкурса «Лучший читатель в библиотеке».
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Аудиторные занятия (9)
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
Внеаудиторные занятия (16) Практические занятия. Конкурс «Придумай свой знак». Составляем опорный конспект. Заседание круглого стола «Учимся доброжелательности».
Выступление детей с сообщениями, оценивание их содержания. Конкурс «Лучший рассказчик невыдуманных историй о себе» .Конкурс заметок «Письмо в редакцию» . Итоговое занятие «О скверном и святом».
4. Предполагаемые результаты реализации программы «Детская риторика»
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;
– на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения курса «Детская риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе.
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Детская риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Детская риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
2-й класс
Личностными результатами изучения курса «Детская риторика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
3-й класс
Личностными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
4-й класс
Личностными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
5.Формы и виды контроля.
Активное участие в школьных праздниках, конкурсах, внеклассных мероприятиях, выставках достижений учащихся – письменных работах (альбомов, газет, фотовыставок).
Уровень результатов Виды внеурочной деятельности | Приобретение социальных знаний | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Получение самостоятельного общественного действия |
Проблемно-ценностное общение | Курс «Детская риторика | ||
Создание инструкций «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего»; речевые ситуации, речевые жанры, риторический анализ, риторические задачи, риторические игры; конкурсы «Подпись под фотографией», «Скажи мне почему?»; выставка рисунков «Вывеска». | |||
Праздники «Улыбнись улыбкою своею», «С днём рождения»; турнир «Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!», конкурсы «Лучший рассказчик невыдуманных историй о себе», «Моё устное народное творчество»; заседание круглого стола «Спешите делать добрые дела», конкурс заметок «Письмо в редакцию», |
6.Методические рекомендации.
Нашим детям предстоит жить в сложном противоречивом мире. С одной стороны это мир новейших достижений техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. Например, возможность путешествовать, получать любую информацию из Интернета. С другой стороны, это мир, в котором многие люди мало общаются, одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью. Многие выпускники школ затрудняются общаться в разных жизненных ситуациях, то есть: выступать с информационным сообщением, докладом; участвовать в дискуссии, убедительно аргументируя свою точку зрения; написать официальные письма (с просьбой, благодарностью и т.д.); выступать с публичной речью (приветственной, поздравительной и т.д.); вежливо попросить, отказать, посоветовать, оценить что-либо и т.д.
Ни один из традиционных школьных предметов специально не учит этим важным коммуникативным умениям, то есть эффективному общению.
Риторика отвечает этому важному важному социальному заказу. Для реализации идей этого учебного предмета были созданы учебные пособия с I по XI класс авторским коллективом под научным руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской, которая является автором концепции “Риторика общения”, программы курса. Все учебные пособия по риторике получили грифы «Рекомендовано» и «Допущено» Министерства образования и науки Российской Федерации.
Так риторика помогает школьнику стать личностью, которая совершает меньше ошибок в общении и тем самым избегает стрессов. Риторика готовит детей к будущей жизни - успешной работе в коллективе, когда требуется взаимодействовать с коллегами, искать оптимальных решений проблем вместе с сотрудниками и начальством; возможно, общаться с клиентами или подчиненными. Тем самым риторика учит позитивному отношению к людям, к миру.
Кроме того, она помогает школьникам осознать некоторые нравственные ценности, в том числе связанные с общением, значением слова в жизни человека. Так, риторика учит: будь внимателен к своему слову; помогай другим и словом, и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой. ( Сайт «Кафедры риторики и культуры речи
МОСКОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕНОГО УНИВЕРСИТЕТА»
http://www.ritorika.info/publikacii/personalii/ladyzhenskaja-taisa-alekseevna/teksty-ta-ladyzhenskoj)
Использование программы «Детская риторика» во внеурочной деятельности даёт возможность расширить и пополнить знания детей по предметам литературное чтение и русский язык в начальной школе. Является важным воспитательным фактором по формированию общекультурных и общеинтеллектульных ценностей, формирует потребность у детей к самопознанию, увлечённость в изучении родного языка.
В 1 классе меньше времени на внеаудиторные занятия ,так как дети используя различную литературу, учатся общаться, овладевают необходимыми знаниями для практической деятельности во внеаудиторных занятиях. С каждым годом часов на внеаудиторные занятия увеличивается, так как увеличивается самостоятельность и активность учащихся.Наиболее удачными формами проведения внеаудиторных занятий являются праздники, конкурсы, заседания круглого стола, игры.
Важную роль в проведении занятий кружка «Детская риторика» является наглядность.
Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-плеер) и средства фиксации окружающего мира (цифровой фотоаппарат, видеокамера камера. Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
Кроме того, эти средства позволяют разнообразить
– виды деятельности учеников на занятии;
– приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);
– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.
При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на риторике широко привлекаются также при создании:
- классных газет и журналов (компьютер);
- фотоальбомов (фотоаппарат);
- DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) риторических праздников, конкурсов и т.д.
Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями .
Наиболее сложны для детей темы из курса « ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ» поэтому при подготовке к данным занятиям следует использовать практические задание, большое количество литературы, держать связь со школьным библиотекарем .
Обязательным является использование различных речевых игр на занятиях, работа по учебнику-тетради Т.А. Ладыженской.
Русская пословица гласит «Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!» , так давайте поможем нашим детям овладеть ей.
7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения. | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
1.Т.А. Ладыженская. Учебник-тетрадь «Детская риторика в рассказах и рисунках» в 2-х частях, 1 класс; М.: Баласс, Ювента, 2011г. 2. Т.А. Ладыженская. Учебник-тетрадь «Детская риторика в рассказах и рисунках» в 2-х частях, 2 класс; М.: Баласс, Ювента, 2011г. 3. Т.А. Ладыженская. Учебник-тетрадь «Детская риторика в рассказах и рисунках» в 2-х частях, 3 класс; М.: Баласс, Ювента, 2011г. 4. Т.А. Ладыженская. Учебник-тетрадь «Детская риторика в рассказах и рисунках» в 2-х частях, 4 класс; М.: Баласс, Ювента, 2011г. 5. Т.А. Ладыженская .Риторика. Методические рекомендации для учителей. 1 класс ; М.: Баласс, Ювента, 2011 г. 6. Т.А. Ладыженская .Риторика. Методические рекомендации для учителей. 2 класс ; М.: Баласс, Ювента, 2011 г. 7. Т.А. Ладыженская .Риторика. Методические рекомендации для учителей. 3 класс ; М.: Баласс, Ювента, 2011 г. 8. Т.А. Ладыженская .Риторика. Методические рекомендации для учителей. 4 класс ; М.: Баласс, Ювента, 2011 г. | 48 48 48 48 2 2 2 2 |
2.Печатные пособия | |
1.Эд. Вартаньян «Рождение слова». Издательство «Детская литература» Москва – 1970 г. 2. Н.М.Бетенькова «Конкурс грамотеев». Москва «Просвещение», АО «Учебная литература» 1985 г. 3. В. Н. Жуков «Словарь русских пословиц и поговорок». Москва «Русский язык» 1993 г. 4. Г.И.Сорокина, И.В.Сафонова, Р.И.Никольская, Т.А.Ладыженская Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. Методические рекомендации, М.,2010г. | |
3.Технические средства обучения | |
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок. 2.Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. 3.Мультимедийный проектор 4.Компьютер. 5.Экспозиционный экран. | 1 2 1 1 1 |
4.Экранно-звуковые пособия | |
1.Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. 2.Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие обучения | 3 19 |
5.Игры и игрушки. | |
Настольные развивающие игры. | 7 |
6.Оборудование класса | |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. | 12\24 |
Стол учительский со стулом. | 1\1 |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий… | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 1 класс
Пояснительная записка и тематическое планирование по внеурочной деятельности . Курс "Риторика"...
Программа внеурочной деятельности по курсу "Риторика"
Данная образовательная программа по курсу «РИТОРИКА» разработана в соответствии с требованиями Федерального государс...
Программа внеурочной деятельности «Детская риторика»
Данная программа адресована учителям, работающим по программе "Школа "100"...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Риторика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Риторика" для 1-4 классов ФГОС...
Программа внеурочной деятельности "Риторика"
Данная программа предназначена для работы на занятиях по внеурочной деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Риторика» для 4 класса
Рабочая программа курса «Риторика» составлена на основе авторской программы Т.А. Ладыженской «Риторика» и реализует общекультурное направлени...