Предметные недели в начальной школе
проект (1, 2, 3, 4 класс)
Школьный проект
Предметные недели в начальной школе
образовательного учреждения
Учитель-дефектолог Копчикова Е.И.
Предметные недели. Что это за проект? Как он возник?
Мы все знаем, что требования общества к организации образовательного процесса изменились. Возникла необходимость поиска новых форм и видов работы.
В результате анализа деятельности нашего учреждения и изучения опыта работы других образовательных учреждений появился проект Организация предметных недель в едином образовательном пространстве современной коррекционной школы как залог успешного формирования социальных компетенций младших школьников с задержкой психического развития, утвержденный на педсовете в 2010 году.
Проект появился и начал развиваться в школе.
Цель проекта:
Введение в учебно-воспитательный процесс начальной школы предметных недель для повышения познавательного интереса и формирования социальных компетенций младших школьников.
Суть проекта состоит в проведении в течение всего учебного года предметных недель с использованием проектной технологии с учетом специфических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают огромное количество трудностей в учебной деятельности. У таких учащихся возникают риски негативного восприятия учебного материала и отношения к школе в целом. Поэтому большое значение для учащихся имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость, что является основой для социализации личности.
Преимуществом идеи проведения предметных недель является то, что проектные технологии формируют у учащихся универсальные навыки, которые можно применять как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Проект имеет системный характер: он представляет собой методическую разработку - концепцию - межпредметной деятельности по развитию познавательных и социальных интересов с учащимися начальной школы с ограниченными возможностями здоровья.
- Предметные недели проводятся периодически в течение всего учебного года.
- Координаторы предметных недель – мобильные группы, состоящие из педагогов учреждения;
- В каждой предметной неделе есть место исследовательской и (или) проектной деятельности группового и индивидуального характера;
- Время проведения мероприятий – вторая половина дня после уроков.
Все предметные недели четко структурированы, что связано с особенностями контингента учащихся. В структуру каждой предметной недели входят следующие этапы:
1.Объявление о проведении недели.
Оно проходит в пятницу. Учащимся объявляют тему предстоящей предметной недели, демонстрируется слайд-шоу (или видеофильм). Учителя и воспитатели ГПД проводят консультации для родителей. «Положение о проведении предметной недели» размещается на информационном стенде и в электронном журнале в разделе «Новости».
2.Конкурс умений по теме недели - первый день;
Ученики предоставляют индивидуальные проекты, творческие работы или поделки приготовленные дома самостоятельно или совместно с родителями.
3.Игра (или конкурс), организованная педагогами и родителями - второй день;
4.Творческий конкурс - проект с использованием изобразительной
деятельности (рисунки, иллюстрации и т.п.) Публичная защита проектов по теме недели в актовом зале – третий день и четвертый день.
5.Викторина (интересные разнообразные здания для участников, зрителей и учителей).
Награждение победителей – пятый день;
Для оценки деятельности ведется личный и классный зачет. Определение класса победителя осуществляется подсчетом набранных за неделю бонусов всеми учениками данного класса.
Бонусы выдаются за участие в каждой номинации и дополнительно за победу ( у каждого класса есть копилка).
План каждой недели обсуждается заранее с учетом возрастных особенностей младших школьников с ЗПР, а также индивидуальных способностей контингента учащихся в этом учебном году.
Даже для учащихся со сложной структурой дефекта подбираются такие темы проектов и способы их реализации, которые дают возможность достичь совместно поставленной с педагогом цели и помогают учащемуся оказаться в столь необходимой ему ситуации успеха. Мероприятия для каждого дня предметной недели подбираются таким образом, чтобы в них могли принять участие практически все ученики и родители.
Участие каждого ученика в предметных неделях в течение всего учебного года отражается в его личном портфолио.
В мероприятиях недели принимают участие все педагоги, причем роль каждого определена заранее. Учителя на общешкольном и классных родительских собраниях проводят необходимые консультации для родителей, готовят рекламный листок мероприятий в рамках недели.
После проведения каждой недели проводится анализ ситуации и результатов посредством анкетирования и обсуждения на совещании педагогического коллектива.
Первым опытом в работе по организации предметных недель был практико-ориентированный проект, проводившийся в рамках Недели здоровья.
Результатом исследовательской работы «Можно ли играть в PSP на переменах?» стал полноценный эксперимент по изучению влияния PSP на работоспособность на уроках. Участниками эксперимента стали учащиеся школы.
Анализ результатов был представлен в презентации ученицей 4 класса Екатериной Шабинской, которая участвовала в областном конкурсе исследовательских и проектных работ для младших школьников «Ломоносовские чтения» и стала лауреатом.
Затем были определены и другие направления работы над проектом. Так ежегодно у нас проводятся стандартные предметные недели:
Неделя математики
Проведенные недели были посвящены знаменитым математикам: Л.Ф. Магницкому, Перельману, С.Ковалевской.
Среди наиболее интересных мероприятий предметных недель следует отметить: конкурс - проект «Математическая сказка», конкурс «Человек-
калькулятор», игровая эстафета «Цифры и спорт».
- Неделя родного языка:
Эти недели были приурочены к юбилеям детских писателей. В рамках Недели родного языка проводились презентации «Жизнь и творчество К.И. Чуковского», «Жизнь и творчество Б. Житкова», «Жизнь и творчество В. Бианки», «Жизнь и творчество Л.Б.Гераскиной»
Интересные мероприятия в рамках Недели родного языка: конкурс чистописания «Мисс и мистер Буковка», театрализованные проекты по произведениям Б. Жидкова В.Бианки, Л.Б. Гераскиной, мини проект «Оживи букву», спектакль «Доктор Айболит».
- Неделя естествознания (или окружающего мира):
С большим интересом ребята участвовали в проектах, проводившихся в рамках этих недель, таких как: конкурс «Садовод», игра «Поиск сокровищ»,
мастер класс по изготовлению мячиков, мини проект «Игры наших бабушек».
В апреле 2014 г в нашем образовательном учреждении проходил региональный семинар «Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности на примере проведения предметной недели по окружающему миру для обучающихся 1-4 классов», на котором был представлен проект «Пять ступенек здоровья» . Ребята узнали о здоровом образе жизни, правильном питании и полезных напитках .
- Патриотическая неделя:
Включает в себя конкурс песни и заключительный турнир игры «Вышибалы». Эту игру ребята ждут с нетерпением и с удовольствием играют.
Кроме того проходят недели года, обусловленные значимыми событиями конкретного периода. В основном это творческие проекты, предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к их выполнению и презентации результатов.
Такими проектами явились «Читательский марафон».
Результатом Недели «Читательский марафон» стал проект - видеофильм «История создания книг», проекты «Создай свою книгу», презентация прочитанной книги «Я рекомендую эту книгу», акция «Книжки-подарки детскому саду», конкурс для родителей «Детские книги для взрослых».
В феврале 2014 г. проходила Олимпийская неделя.
Неделя к юбилею г. Химки «Моя малая родина».
В рамках недели проходил конкурс рисунков на асфальте, мини проект «Моя улица».
С 2014 проводится Неделя сказок и чудес, которая более продолжительна по времени - длится две недели. Наиболее интересные предновогодние мероприятия в рамках этой недели: flashmob, творческие семейные проекты «Самая креативная елка», «Снежинки», «Новогодние открытки», творческая гостиная –изготовление новогодних свечей и новогодних игрушек, игра-путешествие «Снегири», музыкальные конкурсы, теневой театр.
Заканчивается Неделя сказок и чудес новогодним представлением.
На всех этапах реализации проекта отмечается высокий уровень вовлеченности всех субъектов образовательной ситуации:
- воспитанников коррекционных групп детского сада;
- учащихся начальной школы;
- учителей начальной школы и воспитателей детского сада;
- педагога – психолога, социального педагога, учителей-логопедов и дефектологов;
- родителей учащихся.
В 2012 году наш школа принимала участие в областном конкурсе образовательных учреждений муниципальных образований Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области, где был представлен опыт работы по организации и проведению предметных недель.
Мы стали призерами .
Проведение предметных недель стало хорошей традицией в нашем образовательно учреждении. Ежегодно проводятся недели родного языка, математики, естествознания. Вот некоторые примеры:
- неделя естествознания «Удивительный мир насекомых», 2017 г.;
- с 16 марта по 23 марта 2018 года проводилась неделя математики «По тропинкам математики»;
- с 6 ноября по 13 ноября 2018 года проводилась неделя любознательности «Необычные истории обычных вещей» ;
- предметная неделя по естествознанию «Россия – Родина моя», 2019 г.
В заключении следует сказать, что проведение в течение учебного года разнообразных предметных недель явилось самым значимым событием, по мнению всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, учащихся.
В отношении учащихся учителя отметили, что:
- повысился уровень знаний учащихся, их активность на уроках,
- стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
Родители отметили, что дети:
- идут в школу с желанием,
- быстрее выполняют домашние задания,
- задают много вопросов об окружающем мире.
Учащиеся в анкете говорили о том, что:
- они узнали много нового,
- наладили отношения с одноклассниками.
Самое главное: детей, не участвовавших в каком-либо проекте каждой предметной недели , в нашей школе нет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_predmetnym_nedelyam_2016.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный проект
Предметные недели в начальной школе
образовательного учреждения
Учитель-дефектолог Копчикова Е.И.
Предметные недели. Что это за проект? Как он возник?
Мы все знаем, что требования общества к организации образовательного процесса изменились. Возникла необходимость поиска новых форм и видов работы.
В результате анализа деятельности нашего учреждения и изучения опыта работы других образовательных учреждений появился проект Организация предметных недель в едином образовательном пространстве современной коррекционной школы как залог успешного формирования социальных компетенций младших школьников с задержкой психического развития, утвержденный на педсовете в 2010 году.
Проект появился и начал развиваться в школе.
Цель проекта:
Введение в учебно-воспитательный процесс начальной школы предметных недель для повышения познавательного интереса и формирования социальных компетенций младших школьников.
Суть проекта состоит в проведении в течение всего учебного года предметных недель с использованием проектной технологии с учетом специфических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают огромное количество трудностей в учебной деятельности. У таких учащихся возникают риски негативного восприятия учебного материала и отношения к школе в целом. Поэтому большое значение для учащихся имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость, что является основой для социализации личности.
Преимуществом идеи проведения предметных недель является то, что проектные технологии формируют у учащихся универсальные навыки, которые можно применять как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Проект имеет системный характер: он представляет собой методическую разработку - концепцию - межпредметной деятельности по развитию познавательных и социальных интересов с учащимися начальной школы с ограниченными возможностями здоровья.
- Предметные недели проводятся периодически в течение всего учебного года.
- Координаторы предметных недель – мобильные группы, состоящие из педагогов учреждения;
- В каждой предметной неделе есть место исследовательской и (или) проектной деятельности группового и индивидуального характера;
- Время проведения мероприятий – вторая половина дня после уроков.
Все предметные недели четко структурированы, что связано с особенностями контингента учащихся. В структуру каждой предметной недели входят следующие этапы:
1.Объявление о проведении недели.
Оно проходит в пятницу. Учащимся объявляют тему предстоящей предметной недели, демонстрируется слайд-шоу (или видеофильм). Учителя и воспитатели ГПД проводят консультации для родителей. «Положение о проведении предметной недели» размещается на информационном стенде и в электронном журнале в разделе «Новости».
2.Конкурс умений по теме недели - первый день;
Ученики предоставляют индивидуальные проекты, творческие работы или поделки приготовленные дома самостоятельно или совместно с родителями.
3.Игра (или конкурс), организованная педагогами и родителями - второй день;
4.Творческий конкурс - проект с использованием изобразительной
деятельности (рисунки, иллюстрации и т.п.) Публичная защита проектов по теме недели в актовом зале – третий день и четвертый день.
5.Викторина (интересные разнообразные здания для участников, зрителей и учителей).
Награждение победителей – пятый день;
Для оценки деятельности ведется личный и классный зачет. Определение класса победителя осуществляется подсчетом набранных за неделю бонусов всеми учениками данного класса.
Бонусы выдаются за участие в каждой номинации и дополнительно за победу ( у каждого класса есть копилка).
План каждой недели обсуждается заранее с учетом возрастных особенностей младших школьников с ЗПР, а также индивидуальных способностей контингента учащихся в этом учебном году.
Даже для учащихся со сложной структурой дефекта подбираются такие темы проектов и способы их реализации, которые дают возможность достичь совместно поставленной с педагогом цели и помогают учащемуся оказаться в столь необходимой ему ситуации успеха. Мероприятия для каждого дня предметной недели подбираются таким образом, чтобы в них могли принять участие практически все ученики и родители.
Участие каждого ученика в предметных неделях в течение всего учебного года отражается в его личном портфолио.
В мероприятиях недели принимают участие все педагоги, причем роль каждого определена заранее. Учителя на общешкольном и классных родительских собраниях проводят необходимые консультации для родителей, готовят рекламный листок мероприятий в рамках недели.
После проведения каждой недели проводится анализ ситуации и результатов посредством анкетирования и обсуждения на совещании педагогического коллектива.
Первым опытом в работе по организации предметных недель был практико-ориентированный проект, проводившийся в рамках Недели здоровья.
Результатом исследовательской работы «Можно ли играть в PSP на переменах?» стал полноценный эксперимент по изучению влияния PSP на работоспособность на уроках. Участниками эксперимента стали учащиеся школы.
Анализ результатов был представлен в презентации ученицей 4 класса Екатериной Шабинской, которая участвовала в областном конкурсе исследовательских и проектных работ для младших школьников «Ломоносовские чтения» и стала лауреатом.
Затем были определены и другие направления работы над проектом. Так ежегодно у нас проводятся стандартные предметные недели:
Неделя математики
Проведенные недели были посвящены знаменитым математикам: Л.Ф. Магницкому, Перельману, С.Ковалевской.
Среди наиболее интересных мероприятий предметных недель следует отметить: конкурс - проект «Математическая сказка», конкурс «Человек-
калькулятор», игровая эстафета «Цифры и спорт».
- Неделя родного языка:
Эти недели были приурочены к юбилеям детских писателей. В рамках Недели родного языка проводились презентации «Жизнь и творчество К.И. Чуковского», «Жизнь и творчество Б. Житкова», «Жизнь и творчество В. Бианки», «Жизнь и творчество Л.Б.Гераскиной»
Интересные мероприятия в рамках Недели родного языка: конкурс чистописания «Мисс и мистер Буковка», театрализованные проекты по произведениям Б. Жидкова В.Бианки, Л.Б. Гераскиной, мини проект «Оживи букву», спектакль «Доктор Айболит».
- Неделя естествознания (или окружающего мира):
С большим интересом ребята участвовали в проектах, проводившихся в рамках этих недель, таких как: конкурс «Садовод», игра «Поиск сокровищ»,
мастер класс по изготовлению мячиков, мини проект «Игры наших бабушек».
В апреле 2014 г в нашем образовательном учреждении проходил региональный семинар «Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности на примере проведения предметной недели по окружающему миру для обучающихся 1-4 классов», на котором был представлен проект «Пять ступенек здоровья» . Ребята узнали о здоровом образе жизни, правильном питании и полезных напитках .
- Патриотическая неделя:
Включает в себя конкурс песни и заключительный турнир игры «Вышибалы». Эту игру ребята ждут с нетерпением и с удовольствием играют.
Кроме того проходят недели года, обусловленные значимыми событиями конкретного периода. В основном это творческие проекты, предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к их выполнению и презентации результатов.
Такими проектами явились «Читательский марафон».
Результатом Недели «Читательский марафон» стал проект - видеофильм «История создания книг», проекты «Создай свою книгу», презентация прочитанной книги «Я рекомендую эту книгу», акция «Книжки-подарки детскому саду», конкурс для родителей «Детские книги для взрослых».
В феврале 2014 г. проходила Олимпийская неделя.
Неделя к юбилею г. Химки «Моя малая родина».
В рамках недели проходил конкурс рисунков на асфальте, мини проект «Моя улица».
С 2014 проводится Неделя сказок и чудес, которая более продолжительна по времени - длится две недели. Наиболее интересные предновогодние мероприятия в рамках этой недели: flashmob, творческие семейные проекты «Самая креативная елка», «Снежинки», «Новогодние открытки», творческая гостиная –изготовление новогодних свечей и новогодних игрушек, игра-путешествие «Снегири», музыкальные конкурсы, теневой театр.
Заканчивается Неделя сказок и чудес новогодним представлением.
На всех этапах реализации проекта отмечается высокий уровень вовлеченности всех субъектов образовательной ситуации:
- воспитанников коррекционных групп детского сада;
- учащихся начальной школы;
- учителей начальной школы и воспитателей детского сада;
- педагога – психолога, социального педагога, учителей-логопедов и дефектологов;
- родителей учащихся.
В 2012 году наш школа принимала участие в областном конкурсе образовательных учреждений муниципальных образований Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области, где был представлен опыт работы по организации и проведению предметных недель.
Мы стали призерами .
Проведение предметных недель стало хорошей традицией в нашем образовательно учреждении. Ежегодно проводятся недели родного языка, математики, естествознания. Вот некоторые примеры:
- неделя естествознания « Удивительный мир насекомых», 2017 г.;
- с 16 марта по 23 марта 2018 года проводилась неделя математики «По тропинкам математики»;
- с 6 ноября по 13 ноября 2018 года проводилась неделя любознательности «Необычные истории обычных вещей» ;
- предметная неделя по естествознанию «Россия – родина моя», 2019 г.
В заключении следует сказать, что проведение в течение учебного года разнообразных предметных недель явилось самым значимым событием, по мнению всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, учащихся.
В отношении учащихся учителя отметили, что:
- повысился уровень знаний учащихся, их активность на уроках,
- стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
Родители отметили, что дети:
- идут в школу с желанием,
- быстрее выполняют домашние задания,
- задают много вопросов об окружающем мире.
Учащиеся в анкете говорили о том, что:
- они узнали много нового,
- наладили отношения с одноклассниками.
Самое главное: детей, не участвовавших в каком-либо проекте каждой предметной недели , в нашей школе нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметных недель в начальной школе.
Данный материал поможет председателям МО начальных классов организовать предметную деделю.И составить полный отчёт о проделанной работе....
Предметная неделя в начальной школе.
Положение о предметной неделе в начальной школе . Отчёт....
Познавательная игра к проведению предметной недели в начальной школе
Этот материал оказывает большое влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, развивает их познавательный интерес, раскрывает творческий потенциал. Дает возможность самостоят...
Открытие предметных недель в начальной школе.
Открытие предметных недель в начальной школе....
Разработка программы для проведения предметной недели в начальной школе.
Данная разработка представляет подробный план проведения предметной недели в начальной школе. тема " Птицы -наши друзья, обижать их нельзя"...
Организация предметных недель в начальной школе: окружающий мир.
Предлагаю оригинальную форму подачи заданий для организации недели окружающего мира в начальной школе....
Предметная неделя в начальной школе "Всезнайка"
Для ознакомления представлены план и отчет по предметной неделе в начальной школе "Всезнайка", проведенной с целью показа методических приёмов и форм организации внеурочной деятельности уч...