Адаптивный курс "Введение в школьную жизнь"
методическая разработка (1 класс)

Тимофеева Ольга Владимировна

Это курс способствует успешному вхождению ребенка в школьную жизнь, дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptivnyy_kurs.docx63.48 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптивный курс «Введение в школьную жизнь»

(1 класс, 1 неделя)

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова «Введение в школьную жизнь».

УМК:

1. ФГОС. Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. –     М.,ВИТА-ПРЕСС, 2012.

2. ФГОС. Основная образовательная программа начальной школы (под редакцией Е.В. Восторговой).  - М. ВИТА-ПРЕСС, 2012 (стр. 274).

3. ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2008 г.

4. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования, 2009 г.

Пояснительная записка.

Малыш идет в школу. Он находится в начале пути, имя которому - большой школьный жизненный опыт. Что его ждет, как пройдет этот сложный период адаптации? Ведь период адаптация  это   инициация в новый возраст, в новую систему отношений с учителями, сверстниками и самим собой.  Переход от дошкольного этапа к школьному характеризуется принципиальным изменением всего образа жизни ребенка, поскольку изменяется система требований, предъявляемых к нему в связи с новыми обязанностями. При адаптации к новым условиям все дети испытывают определенные трудности, чувства тревоги и дискомфорта.

Ребенку, вступающему в новый этап жизни, школьный, обязательна нужна ситуация успеха. В наших силах создать условия для успешного вхождения ребенка в школьную жизнь, дальнейшего психологического, личностного, социального развития. Курс

Предлагаемый курс «Введение в школьную жизнь» нацелен на создание педагогических условий, направленных на поддержку индивидуальных особенностей, возможностей, потребностей детей.  Курс позволяет создать у ребенка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком - со своими чувствами, мыслями, радостями, знаниями, личными событиями и строится, как обучение навыкам сотрудничества по манере общения,   по форме.  

Разрабатывая курс, я закладывала в основу его деятельности приоритетные ценности - душевное здоровье, эмоциональное благополучие, саморазвитие ребенка. 

Цель.  Создание условий для успешного вхождения ребенка в школьную жизнь,  дальнейшего  психологического, личностного, социального  развития.

Целесообразно данный курс проводить в три этапа:

  •  1 этап - реализуется весной (апрель-май), когда ребята еще в подготовительной группе детского сада.

Задачи 1 этапа:

- Познакомить детей во время экскурсии в школе  с первой учительницей,  со школой.

- Обеспечить положительное эмоциональное самочувствие личности, поставленной в новые условия.

- Формировать у детей позитивные представления о школе и учении.

Данный этап включает в себя следующие направления деятельности:

  1.  Встреча с первой учительницей и ребятами.
  2. Цикл занятий в различных мастерских: «Чудо - математика», «Мастерская слова», «Творческая мастерская».

  •  2 этап - реализуется летом, во время летних каникул.

Задачи 2 этапа:

-Обеспечить психологическую поддержку будущих первоклассников. Направления деятельности:

  1. Поддержка ребят добрыми письмами от учительницы.
  2.  Совместная работа с будущими первоклассниками во время летнего оздоровительного лагеря

  •  3 этап - реализуется осенью (сентябрь), когда ребята поступают в первый класс.

Задачи 3 этапа:

- Формировать содержательный образ «настоящего школьника», через введение в новый статус, в новую систему отношений со сверстниками, взрослыми и самим собой.

- Обучать навыкам учебного сотрудничества ( обмениваться мнениями, умение договариваться, понимать и оценивать друг друга).

Методы и приемы

  1. Словесный .
  2. Наглядный.
  3. Проблемный.
  4. Игровой.
  5. Экскурсия.

  Программа курса ориентирована на учащихся 1 класса  и рассчитана на первую неделю обучения. Она предусматривает групповые и индивидуальные формы работы.

 Планируемый результат: обеспечение постепенного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступень начального образования, полноценное проживание адаптационного периода, выход на новый статус «школьника».

Курс «Введение в школьную жизнь»

(5  дней по 3 урока ежедневно)

Дата

занятия

Тема урока

Виды деятельности

обучающихся

Планируемые универсальные учебные действия, которые будут сформированы у учащихся (метапредметные, личностные, предметные)

День 1.

Регулятивные УУД:

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя,

- оценивать правильность выполнения действий;

1-3

Праздник. День Знаний

Рождение класса

День 2.

1

Знакомство

2

Диагностика «Моя семья»

3

Вежливые слова

День 3.

Коммуникативные УУД:

а) инициативное сотрудничество:

-- ставить вопросы,

- обращаться за помощью к учителю, партнёру;

 проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- формулировать свои затруднения,

- предлагать свою помощь и помощь группе

б) взаимодействие:

- строить понятные для партнёра высказывания,

- строить монологическое высказывание,

- слушать собеседника

-формулировать собственное мнение и позицию,

- задавать вопросы;

в) управление коммуникацией:

-; определять общую цель и пути её достижения,

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь,

-осуществлять взаимный контроль,

 - принимать различные позиции во взаимодействии

1

 Умение договариваться. Щкольные правила.

2

Умение договариваться. Введение сигнала «я», «мы».

3

Режим дня школьника.

День 4.

1

Схема класса. Знакомство.

2

Введение знака «хор»

3

Проведение диагностики «Школьный старт»

День 5.

1-3

Праздник «Посвящение в первоклассники»

Разработка занятий

День 1

1 сентября.  День Знаний.

( первый день проводится в виде праздника совместно с родителями)

Цель. Психологическая адаптация первоклассника к школе, коллективу, классу.

Учитель. Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые родители!

- Отгадайте, кто же к нам пожаловал в гости.

«Я – праздник самый светлый,
Я весь в цветах, я всем заметный,
Я в школу малышей зову,
Им знания весь год даю.»

- Что это за праздник?  (День Знаний)

Праздник знаний встретил вас
И повел в наш новый  класс.
Мы за парты сядем  дружно,
Ведь все на свете знать нам нужно.

Учитель.  Сегодня  мы  открываем с вами  дверь в волшебную страну – страну Знаний. В   этой стране  нас ждут открытия и чудеса, если вы только не будете лениться, а станете трудиться.

- Есть ли среди вас лентяи?

-  А лежебоки?

- Это так радует! Ведь в  волшебной стране нет места тем, кто ленится, безобразничает и не хочет учиться.

- Всем трудяжкам  в нашу страну вход открыт! (проходят)

- Как наша страна называется? (Школа)

- Что такое школа?

-Чему вы хотите научиться за этот год? (запомните свои ответы)

- Кто вас научит этому?

- Как зовут учителя?

КЛЯТВА ПЕРВОКЛАССНИКА
Выучить буквы, научиться читать... Клянёмся!
Научиться к лету писать и считать... Клянёмся
На уроке стараться, и мух не считать... Клянёмся!
Учебник беречь, не бросать и не рвать... Клянёмся!
Выполнять полностью домашние задания... Клянёмся
Приходить в школу без опоздания... Клянёмся
Стать за год умней и взрослей... Клянёмся!
Стать гордостью родителей и учителей... Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

- У меня есть нужные помощники: Волшебница Цифр и Букв,  Королева Волшебные краски, Фея Золотые руки, В моей стране у многих фей и королев есть свои волшебные книги. Сейчас я вас с ними познакомлю.
(показываю учебник Математики)
В этой книге на парад
Цифры выстроились в ряд:
Раз-два-три-четыре-пять,
Чтоб вас научить считать,
Складывать и вычитать,
И задачки все решать.
(показываю учебник по предмету "Окружающий мир")
Почему текут ручьи?
Почему растут цветы?
Где обедал воробей?
Надо всё узнать скорей!
Это - книга о природе,
О деревьях и цветах,

О событиях, о погоде,
О животных и жуках.
Показываю Азбуку (Букварь)
Чтобы книги прочитать,
Надо буквы все узнать.
Чёрточки, рисунки, точки,
Буковки сложились в строчки.
А когда ты сложишь фразы,
То прочтёшь все книги сразу!

- Королева Волшебные краски  решила сделать вам подарок. Посмотрите на спинку стульчика и  аккуратно возьмите подарок (лист – раскраска) и сейчас мы вместе все  поиграем.

Я читаю загадку-пожелание, а вы отгадываете, показывая картинку, постарайтесь при этом вспомнить героя и из какой сказки к нам он пожаловал на праздник.

1. Когда  вы идёте по полю и находите денежку, то не покупайте самовар, как это сделала я. Лучше купите новую  книжку - азбуку. (Муха-цокотуха)
2. Мы, три весёлых братца, поздравляем  вас с началом учебного года. Учитесь хорошо, и тогда вы сможете построить такой же аккуратный, прочный дом из камней, как  братец Наф-Наф! (Три поросёнка)
3. Дорогие друзья, прошу не бегать  в школе, по классу , а то можете нечаянно разбить что-нибудь или уронить золотое яичко. И мне тогда нужно будет  высиживать новое яичко, только уже  не золотое, а простое. (Курочка Ряба)
4. Ребята! Поздравляю вас с Днём Знаний! Это же так здорово набираться ума и научиться читать. А я променял азбуку на билет в кукольный театр, о чём сейчас  жалею. Берегите  учебники, которые вам дадут! (Буратино)
5. Друзья, я очень   мечтаю пойти вместе с вами в школу! Если бы я училась в школе, то узнала бы, что Волк - это хитрый хищник, и, рассказывать, где живёт моя бабушка, конечно, нельзя. (Красная Шапочка)
7. Дорогие первоклассники! Поздравляю вас с поступлением в школу. Как вы знаете, я  достиг невероятных  успехов, как  в школе магических наук Хогвартс, так и в игре Квиддич. (Гарри Поттер) (Родители помогают отгадывать)

- Вы всё правильно угадали, эти листы - раскраски возьмите домой и наших друзей –героев раскрасьте в удобное для вас время.

- А сейчас немного отдохнем. Поиграем!

-  Все встанем, родители тоже приглашаются на игру.

Игра.

Хлопаем  в ладоши, если я назову то, что в школе можно делать, а если я назову то, что в школе не делают, вы топайте! (Можно ли  рисовать, шуметь, бегать по партам,  кричать, писать, считать, на уроках громко разговаривать, решать задачки и примеры, петь, танцевать, ругаться, а кусаться.)

- Молодцы, вы справились с этой работой.

- Волшебница цифр  и букв просила загадать  вам такую загадку: С чем же ученики и ученицы ходят  в школу?  (с портфелем)

 - А вы знаете, что должно лежать в портфеле? Давайте узнаем. А для этого  мы поиграем. Если правильный предмет – вы встаете, если неправильный  – сидите. (Ластик, тетрадка, кошка, ручка, пенал, игрушки, крыса, учебник, ковер, тазик, карандаш.)

- Правильно, вот это можно класть в портфель. А в портфеле может кто-то жить? А кто? А вот теперь послушайте:
В лесу живет Лесовичок,
Есть в каждом доме Домовой,
В часах живет Часовичок,
В воде, конечно, Водяной.
Любой из них известен нам.
И каждый - мастер в своем деле.
Пожалуй, нам пора узнать:
А кто живет в портфеле?
Наверно, там живет Портфельный,
А может, Портфельчонок -
Знаток секретов, школьных дел
Мальчишек и девчонок.
     -Портфельчонок похож на хозяина своего жилища-портфеля. И фамилия может у него быть  соответствующей.

- Например: Грязнулькин. Почему такая фамилия?

 - А Чистюлькин?  А когда назовём Растеряшкин? Или Забывалкина? А  Бутербродикова?

Вот вам домашнее задание. Попробуйте нарисовать портрет того, кто будет жить в вашем рюкзаке, портфеле – это ваше первое домашнее задание.

-Мой сегодня портфельчонок приготовил для вас сюрприз: каждому дарит вот такую красивую тетрадку, в которых мы будем работать целую неделю. Пройдем курс настоящего первоклассника и всё здесь зафиксируем. Вам только нужно будет принести, загибайте пальчики: фломастеры, цветные карандаши, простой карандаш, ластик, ручки в вашем портфельчике.

И 2-ое домашнее задание: приготовить коротенький рассказ о своей семье по возможности с семейной фотографией.

Повторим домашнее задание.

   Хочу пожелать, в 1 класс ты пошел,
Хочу пожелать, чтоб дорогу нашел,
Нашел ее, в жизнь отвори ворота,
Ты станешь взрослее уже навсегда.
Ну что пожелать?
Учиться конечно, и только прилежно!
Хороших отметок, хороших друзей.
Хорошего много так в жизни, поверь!

- Дорогие мои первоклассники, мне очень понравился сегодняшний день, и я прикрепляю на доску отметку «5» - это моё настроение. У вас тоже на партах лежат отметки, покажите своё настроение, прикрепите и вы на доску.

- Вот так вот и мы с вами должны учиться на протяжении всех учебных лет. А я свами сегодня прощаюсь. До завтра. Жду вас с нетерпением.

Сведения для родителей.

День 2.

Занятие 1

Тема. Знакомство.

Задачи: 

  1. Организовать знакомство детей друг с другом и с учителем.
  2. В совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания.

Оборудование: знак «Поднятая рука»; мяч, колокольчик, жетоны.

           Подготовка: В 1 день дать задание - подготовить небольшой  рассказ о своей семье с использованием семейной фотографии.

Место:  середина класса.

Оборудование: дом на картоне, фото учителя, фото детей, альбомный лист бумаги на каждого ребенка, резинка, цветные карандаши.

Ход занятия.

Звенит звонок, всё громче, всё слышней.

Какая трель над миром разливается.

Ты думаешь распелся соловей?

А вот и нет – уроки начинаются.

Ах, как звенит во всех концах земли!

Пускай скорее спящий просыпается.

Ты думаешь, что гости к нам пришли?

А вот и нет – уроки начинаются.

Звенит звонок  и весел, и горласт.

И радостно душа переполняется.

И каждый раз для каждого из нас

Чудесные уроки начинаются.

Мы  проведем с вами необычный урок. Давайте сядем кружочком и познакомимся.

  1. Знакомство с учителем.

Меня зовут ---. Моя фамилия ---. Я хочу немного рассказать вам о себе и о своей семье.

(Рассказ учителя о себе и о  своей семье с фотографиями).

  1. Знакомство с детьми.

Теперь надо познакомиться  друг с другом. Перед тем, как вы  начнете рассказ о себе и своей семье, мы  познакомимся с первым школьным правилом: «Хочешь говорить, подними руку»;

Сегодня мы построим дом, в котором и будем жить. /показ дома с фотографией учителя/.

По мере вашего рассказа мы будем и вас заселять в этот дом, т.е. ваше фото.

А потом посмотрим, какой получился  наш семейный классный дом.

  1. Рассказы детей о своей семье. Наклеивание фото ребенка в окошко дома после своего рассказа.

Физминутка.(между рассказами детей).

  1. Мышонок крадется.  ( движение на цыпочках)
  2. Мышонок бежит.   (движение с пятки на носок)
  3. Мышонок танцует  ( танцевальные движения под музыку)

   

Занятие 2

Тема. Моя семья.

  1.  Диагностика. Рисунок семьи.

(альбомный лист бумаги, резинка, карандаши)

-Мы услышали очень интересные рассказы о ваших семьях, а сейчас нарисуйте свою семью на листе бумаги. Подумайте, где может находиться ваша семья, что можете делать, какое настроение?

Беседа по ходу рисования:

  • Кто нарисован?
  • Где они находятся?
  • Что делает каждый?
  • Кто это придумал?
  • Им весело или грустно?
  • Кто из них счастлив и почему?

Приклеем  рисунок в вашу новую тетрадь.

Физминутка.

(движением кисти рук, сложенные « клювиком» птички)

- Птичка хочет есть?

(движение кисти вверх- вниз- «да»)

- Птичка хочет пить?

( вверх-вниз)

- Птичка хочет спать?

(влево-вправо-«нет»)

- Птичка хочет играть?(вверх-вниз)

2. Игра.    

- Мы  на 1 занятии познакомились друг с другом, а сейчас давайте поиграем в игру  « Назови своего соседа». Посмотрим, какие вы внимательные.

Я кидаю мяч, вы называете своих соседей слева и справа.

Занятие 3

Тема. Вежливые слова.

- На этом занятии мы поговорим о двух очень важных и нужных для человека словах: «здравствуйте» и  «до свидания».

Когда мы говорим слово «здравствуйте»? (в школе- с учителем, с ребятами)

- А представьте себе, что вы идете с папой, с мамой или с бабушкой на прогулку и встречаете знакомого человека.

- Что нужно сделать, поравнявшись с ним?

Правильно, нужно поздороваться!

- А как лучше поздороваться?

  Лучше всего остановиться на минутку или замедлить шаги, приветливо улыбнуться, дружелюбно посмотреть человеку в глаза и негромко, но четко и ясно сказать: «Здравствуйте!»

«Здравствуйте»- хорошее доброе слово! Ведь сказав его, мы желаем человеку здоровья.

- Куда бы вы не пришли-в гости к друзьям, в школу, в магазин, в больницу, - везде первым делом нужно сказать вежливое слово: «Здравствуйте!». Недаром, одно из правил вежливости гласит: «сначала поздоровайся».

   Так приятно быть вежливым и желать человеку  доброго здоровья!

А когда вы уходите из дома, школы, расстаётесь со знакомыми, не забудьте сказать другое вежливое слово: «До свиданья!». Это означает, что встреча для вас была приятной, и вы надеетесь на скорое свидание с этими людьми.  А сейчас сядьте  как вам удобно и  послушайте сказку про маленького упрямого утенка .

«Упрямый утёнок»

Беседа по прочитанному. Вспомним наше правило: «Хочешь говорить, подними руку»

  1. Каким вежливым словам учила мама-утка  своих утят?
  2. Что означает слово «До свидания»?
  3. Что означает слово «Здравствуйте»?
  4. Почему птицы назвали утенка невоспитанным?
  5. Прав ли утенок, когда говорил, что вежливые слова не нужны, что на них только зря тратишь время?
  6. Почему маленький утёнок остался один?
  7. Кто его спас?
  8. Как вы думаете, для чего нужны правила вежливости?

Давайте подумаем, каким правилам поведения мы должны следовать приходя в школу, в класс.  Эти правила мы повесим в наш уголок.

Правила этикета

  1. Входящий первым здоровается с присутствующими.
  2. Человеку, с которым вы здороваетесь, надо смотреть в глаза дружелюбно и приветливо.

Итог дня.

Вот и подошел к концу этот день. Я очень довольна сегодняшним днём.

А что вам сегодня понравилось? На доске расположите выбранные вами лица – какое настроение у вас сейчас.

День 3.

Занятие № 1.

Умение договариваться. Режим дня.

Задачи:

  1. Помочь детям освоить новую школьную норму общения.
  2. Ввести знак «я», «мы».
  3. Продолжить знакомство детей в классе, в группах.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

Дети входят в класс и рассаживаются за столики по группам.

  1. Приветствие.

Учитель. – Доброе утро, всем, всем, всем!

- Похлопайте в ладошки те, у кого сегодня хорошее настроение. Давайте я попробую угадать, почему вы сегодня так радуетесь. Если я угадаю, вы хлопаете в ладошки. Договорились?
- Вы рады, потому что у вас есть красивый рюкзачок;

- потому что в вашем рюкзачке много новых школьных вещей;

- потому что вы сегодня очень нарядны и красивы;

- потому что вы сегодня первый раз пришли в школу;

- потому что вы сегодня стали школьниками;

- потому что вы встретились сегодня со мной и с ребятами.

Учитель.

Итак, настроение  у нас прекрасное,

И солнце светит в небе сегодня ясное.

Поприветствовать друг друга пришла пора,

А поможет нам  в этом, друзья,  игра.

  • Игра – приветствие «Здравствуй, друг!»

(Игра проходит в парах. Участники рассказывают стихотворение – приветствие и выполняют соответствующие действия)

- Здравствуй, друг!  (здороваются за руку)

- Как ты тут?  (хлопают по плечу друг друга)

- Я скучал! (кладут  руки себе на сердце)

- Ты пришёл! (разводят руки в стороны)

- Хорошо! (обнимаются)

(выбегают желающие ребята играть)

Учитель. – Ну, что ж все здорово, вы поприветствовали друг друга, пришло время и мне поздороваться с вами:  «Здравствуйте, дети!»

-  Как вы сейчас со мной поздоровались?
Как школьники или как дошкольники?

(Ответы учащихся)

Учитель. - А теперь давайте поздороваемся, как школьники: Здравствуйте, дети!

Учитель. - Мои бывшие ученики всегда радовали меня тем, что здоровались молча. Знаете как? (Ответы учащихся).

Чтобы правильно приветствовать учителя на уроках,  надо молча  встать рядом с партой. 

Учитель. - Давайте еще раз поздороваемся, как школьники.

Знакомство со школьными правилами.

Учитель. – Ребята! А сейчас, я предлагаю вам познакомиться и с другими школьными правилами.

  1. - Представьте, как сидит школьник. Представьте, как дошкольник. По хлопку – сядьте, как дошкольники. По очередному хлопку – как школьники.

Будь первоклассником сознательным,

За партою не вешай носа.

Сядь прямо – знаком восклицательным,

И не сиди, как знак вопроса!

  1. – Давайте вспомним, как надо здороваться. Я выйду из класса, а потом зайду  как учитель.

Вставайте дружно всякий раз,

Когда учитель входит в класс!

  1. А сейчас, представьте, что вы хотите ответить, как школьники. Продемонстрируйте, как вы это сделаете.

Ответить хочешь -  не шуми,

А только руку подними!

Учитель спросит – надо встать,

Когда же можно сесть, то сядь!

  1. Учитель. – Ребята, кто будет выполнять эти правила? Вы – настоящие ученики!

Игры на знакомство(повторение имён).

Учитель. – Ребята, я думаю, вы со мной согласитесь, что ученики в школе должны быть очень внимательными. Сейчас проверим, какие вы у нас внимательные.

  • Игра «С ветки на ветку»

(Вызываются несколько человек. Выбирается водящий).

Учитель. – Ребята, вы все воробьи и сидите на ветках. Воробей Петя подлетел ко мне и не видит, что делается на дереве.

- Петя, посмотри внимательно и скажи, какие два воробья поменялись местами? Называй, пожалуйста, вежливо по именам.

  • Игра «Именной паровозик».

Учитель. – А сейчас для игры нам нужен паровозик. Что делает паровозик во время движения? Пыхтит, гудит, поскрипывает, двигается. Кто может изобразить паровозик? (Из учеников игры выбирается ведущий-паровозик. Он движется по классу, пока не остановится около одного из игроков).

- Привет, — говорит паровоз, — я Петя!
- Привет, Петя! Я Маша!

Паровоз приветствует Машу, выкрикивая: «Маша! Маша!» После этого Маша берет Петю за талию, изображая прицепной вагон, и они оба двигаются по кругу в поисках нового знакомства.

- Привет, я Петя! — Я Маша! - Привет, а я Павлик!...

Итог занятия.

Учитель.  - Понравился ли вам урок? Интересно ли было? Что  очень важное произошло сегодня на уроке?  Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга за интересный урок.

Занятие № 2.

Тема: «Умение договариваться. Введение сигнала «мы».

Оборудование: знаки «Поднятая рука», «Мы», клубочек, жетоны за хорошую работу, мяч, колокольчик, маски.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.
  2. Знакомство детей в группах. Отработка умения договариваться.

 Учитель. – На первом занятии мы с вами познакомились и уже немного подружились. Что мы для этого сделали?

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам познакомиться в группах, по очереди назвав свои имена.

Давайте сделаем так: вы сейчас в группах договоритесь, кто будет отвечать, и скажете мне.
(Дети пытаются договориться).

Учитель. – Ребята, чтобы не было ссор, шума, надо научиться договариваться в группе.

- Как можно без слов договориться, кто будет говорить первым? (жестами: молча, показывают рукой на того, кто будет отвечать). 

Упражнение детей в применении нового жеста.

Учитель.-  Попробуйте договориться друг с другом с помощью жестов.  Я отвернусь, а вы решите, кто в группе будет отвечать первым. На счет «5»  пусть встанет тот, кто будет у вас отвечать первым. Ученик называет свое имя. Далее по кругу называют ребята свои имена.

(Дети выбирают того, кто будет отвечать. Учитель хвалит группы, которым это удалось). Далее происходит знакомство в группах.


- Учитель бросает мяч  одному человеку из группы № 1, и тот называет имена остальных детей в группе.


- Учитель бросает мяч  одному человеку в группе № 2, а дети хором называют его имя.


- Учитель бросает мяч  одному человеку из группы № 3 и спрашивает у всех остальных его имя:
 Эту девочку зовут Ира? (Это неправильно.)

- Учитель бросает мяч  одному человеку из группы № 4, а сосед называет его имя (и так по кругу).

Учитель. — Итак, с помощью какого жеста можно договориться в группе? Так нужны ли в школе жесты? Для чего?

Учитель. – А сейчас я вам предлагаю придумать знаки и жесты, с помощью которых вы ответите на мои вопросы.
(После каждого вопроса дети изображают необходимое действие).

 — Как живете, мои дети? (Вот так!)

- Как сегодня спали, дети?

- Как смеются мои дети?

- Как шагали в школу дети?

- Как учиться будут дети?

Учитель. – Ну, что ж, вы – молодцы! Похвалите себя с помощью жеста.

(Ребята гладят себя по головке).

  1. Введение сигнала «мы».

Учитель. – Ребята, у нас возникла еще одна проблема. Когда вы хотите ответить – то поднимаете руку. Это нам  с вами уже известно. А если отвечать, готова ваша группа. Как же нам это показать?

  • «Сказка про то, как Муравьишка научился дружить».

(в роли героев сказки выступают ребята в масках)

«Жил–был на свете Муравьишка. Он ничем ни отличался от других: также как все любил гулять, бегать, резвиться. И все было бы хорошо в его жизни, если бы у него были друзья. Но никто не хотел с ним дружить, потому что он никому и, ни в чем не уступал. Только и было слышно: «Я первый нашел эту палку!», «Я первым буду прятаться!», «Это моя горка, и я буду один здесь кататься!» Вот так он и не заметил, как остался один одинешенек.  

С каждым днем ему становилось все тоскливее и тоскливее. Он понял, что надо что – то делать. Тогда Муравьишка. отправился к мудрому Паучку. Паучок выслушал Муравьишку и сказал:

- Вот тебе волшебный клубочек. Он поможет тебе найти друзей. Отправляйся в гости к зверятам и предложи им  поиграть твоим волшебным клубочком. Но, помни: главное не твердить «я, я, я», и тогда у тебя будут друзья!

Муравьишка побрел по лесу, и тропинка привела его на полянку, где играли зверята.

- Добрый день! Не поиграете, ли вы со мной.

Зверята переглянулись и отступили назад.

- Нет! Не убегайте! У меня есть волшебный клубочек и мне очень хочется поиграть с вами. Я обещаю, что буду очень стараться никого не обидеть.

Муравьишка схватился за  ниточку, а клубок бросил Зайке. Улыбаясь, он сказал: «Привет, Зайка! Будь моим другом!» Зайка, удерживая  ниточку крепко в своих лапках, бросает клубок дальше.
Так клубочек побывал в лапках всех друзей. И тут они заметили, что у них в лапках получилась «паутинка».

Тут откуда не возьмись, появился Паучок и сказал:

- Посмотрите, сколько дорожек дружбы от вас протянулось друг к другу.  И все потому, что вы не одиноки, вас много. Дорожите своей дружбой, друзья!»

Создание нового сигнала.
Учитель. – 

-Молодцы! Спасибо. Садитесь. Скажите, ребята, а без клубочка с нитками можно показать паутинку дружбы за столами? Попробуйте, пожалуйста.

- Что вы мне сейчас показали? (Новый жест)

4. Общее имя группы.

Учитель. - Ребята, обратите внимание: когда я хочу позвать кого-нибудь из вас, я называю вас по имени. А вот когда я хочу обратиться к целой группе, мне приходится обращаться ко всем одинаково: «Вот эта группа» или перечислять все пять имен. По-моему, это не очень удобно. Как вы думаете? Что же нам придумать? (Ответы учащихся)

Учитель.- Предлагаю каждой группе придумать себе общее имя.    Хорошо бы придумать такие имена, которые можно было бы нарисовать.

- Закройте глазки и представьте, какое имя вы хотите предложить своей группе. Кто придумал, пусть тихо скажет: «Я придумал».

- А сейчас, обсудите в группе, какое имя вам ближе всего и вы выберите для своей группы.

Не забывайте об умении договариваться. Договоритесь, кто будет говорить первым, а затем высказываются все остальные по кругу. Как только вы закончите обсуждение, покажите новым жестом, что вы готовы отвечать.

(Обсуждение в группах)

Учитель. - Как же нам узнать, что вы придумали?
Как будем рассказывать? Может, вся группа выйдет и начнет хором кричать-рассказывать? Что же придумать?
Ну конечно, выбрать отвечающего!
(Рассказы детей о придуманных названиях).

Нарисовать имя группы.

5.Итог занятия.

Учитель. - Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали? Зачем нам потребовались новые школьные жесты? Как вы думаете, нужны ли нам еще какие-нибудь школьные правила? Зачем мы придумываем школьные правила?

Занятие № 3.

Тема: «Режим дня школьника».

Задачи:

1.Ввести ленту времени как обозначение длительности временной протяжённости, противопоставление школьных и дошкольных дел.

2. Развивать внимание, мышление, речь, мелкую моторику, умение слушать и слышать учителя, товарищей.

3. Учить соблюдать режим дня, прививать гигиенические навыки.

Оборудование: презентация «Режим дня школьника», сюжетные картинки, красный и синий карандаши каждому ребёнку, длинные прямоугольные полоски бумаги.

Ход занятия

Рассадить детей по группам, созданным на предыдущем занятии.

1. Организационный момент. Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, мы сегодня  учились или не учились? Сейчас, проверим.

- Кто запомнил имя своего соседа?

(Учитель отмечает тех, кто применяет школьное правило – подними руку для ответа!

 - А кто знает, как школьник обращается к учителю, когда хочет что – то спросить?

(Ответы учащихся)

- Чем же школьник отличается от дошкольника?

2. Режим дня.

Учитель. - Сейчас мы узнаем ещё об одном отличии школьника от дошкольника. Как вы думаете, что это такое?

Учитель показывает ленту времени, на которой отмечено время, когда ребёнок встаёт, начало уроков, конец уроков, перемены.

Учитель. - Ребята, это наш школьный день. Кто догадался, что означает 7 ч. и нарисованный будильник?  (Мы просыпаемся). 

Учитель. - Прежде чем прийти в школу нужно утром выполнить много дел. Сейчас каждая группа получит секретное задание.

  • Работа в группах.

Учитель. Объясняет работу в группах.

Вспомнить три дела, которые нужно сделать утром до школы.

Выбрать того, кто будет говорить от имени группы.

Говорите шёпотом, помните, что нужно выслушать каждого, кто хочет сказать, не перебивайте друг друга. Группа, которая закончит первой, сядет тихо, правильно, получит жетон. Начинаем по команде “начали”.

(Ответы представителей от групп).

3. Физ. минутка.

Учитель. - Кто знает, чем утро школьника будет отличаться от утра дошкольника? (У школьника есть портфель и школьные принадлежности. 

Школьник с вечера собирает и проверяет свой портфель).

Учитель. - Ребята, очень важно, чтобы утром вы сами собирались в школу, проверяли свой портфель, ничего не забывали.  Что должен делать школьник после школы, а дошкольник не должен?

  1. Лента времени. Разговор о школьном дне.
  1. Как же строится школьный день?
  2. Как называется одно занятие в школе?
  3. Сколько времени длится урок?
  4. Сколько бывает уроков?
  5. Как называется время отдыха между уроками?
  6. Для чего нужна перемена?
  7. А кто знает, какие уроки будут у нас?

Учитель. - Сейчас, ребята, давайте обратимся к ленте времени. На нашей ленте можно найти и уроки и перемены. Кто догадался? (На ленте красным цветом показаны уроки, а синим перемены).

Учитель. - Чем же урок на ленте отличается от перемены? (Красный прямоугольник длиннее, синий короче).

Учитель. - Как вы думаете, почему урок длится дольше перемены?

(Поговорить, что делают на уроке, а что на перемене).

Учитель. – Ребята, у меня для вас задание. Я предлагаю построить план такого школьного дня, который бы вам понравился.

(Группам предлагаются наборы цветных полосок различного размера)

Учитель. -  Может быть, кто-то захочет, чтобы завтра были одни уроки, и не было перемен, а кто-то захочет длинные перемены и крохотные уроки. В школе начинают и заканчивают работу по команде “начали, закончили”. Это очень важно. Вместе начинаем, вместе заканчиваем. И так, всем всё понятно – “начали”.

Колокольчик.

Учитель.- А что же происходит после уроков?!

  • Работа в группах.

- Вспомните три дела, которые можно сделать после школы.

5. Презентация «Режим дня школьника».

6. Итог занятия.

Учитель. – Ещё один учебный день подошёл к концу. Предлагаю по кругу сказать, что понравилось сегодня больше всего. (Учитель начинает сам)

7. Первое домашнее задание.

Продиктовать кому – нибудь из взрослых коротенький рассказ про самое главное событие этого учебного дня. Можно дополнить рисунком.

  • Уходя домой попрощайся с детьми по имени.

Настроение.На доске.

День 4.

Занятие № 1.

Тема: «Схема класса. Знакомство».

Задачи: продолжить учиться работать в группах, учиться договариваться, организовать знакомство детей друг с другом и с учителем.

Оборудование: мяч, орден Звонка, жетоны, листочки для индивидуальной работы.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

3. Схема класса.

(На доске размещена схема класса).

Учитель. - Ребята, что вы видите на доске?

( окна, парта, дверь учительский стол, мел,доска)

Учитель. - Найдите на схеме свои места, (места своих групп)

Учитель, обращаясь к детям, просит встать одну из групп, называя по выбранному имени группы. Одному из детей на доске предлагается показать место своей группы на схеме класса.

Варианты заданий по схеме класса.

  •  Илья, найди, пожалуйста, свое место на схеме класса;
  •  Учитель показывает место на схеме класса, ученик, чье место указали, должен встать или ребята называют его имя;
  •  Один из учеников показывает место на схеме, другие называют имя учащегося;
  •  Найдите  на схеме место учителя.

Физминутка.

Введение «ордена Звонка».

(Орден будет прикрепляться на схеме той группе, которая слышит звонок, работает дружно, сообща).

2. Знакомство.

Игра «Снежный ком»

Учитель. — Что мы с вами делали, чтобы подружиться? Значит, вы уже очень хорошо знакомы? Давайте проверим! Поможет нам игра «Снежный ком».

(Первый игрок называет свое имя. Кидает снежок. Второй повторяет имя первого игрока и называет свое имя и т. д. Например: первый называет имя Вика, второй — Вика, Антон, третий — Вика, Антон, Катя и т. д.) Учитель. — Кто уже догадался, что нам нужно сделать в начале игры? Сначала         

надо        выбрать        первого        участника.

Работа в группах.

Учитель. - Ребята, мы продолжаем знакомиться.

Вчера мы только спросили друг друга: как тебя зовут?

  •  А какие еще вопросы задают люди друг другу, когда знакомятся? (ответы учащихся)

Учитель. - Все эти вопросы вы зададите друг другу постепенно.

  •  А сейчас я хочу, чтобы вы обсудили вопрос, который интересует меня: кто, что любит больше всего? Чтобы в классе интересно было жить, мы должны знать, кто, что любит.

Учитель. - На счет три вы выбираете в группе первого (того, кто будет говорить первым). На счет «три» первый встает...

  •  Дальше вы будете отвечать по кругу друг за другом. На счет «три» встанут вторые...

Учитель. - Порядок работы установили. Теперь каждый по очереди скажет, что он любит больше всего, а группа тихо повторит его слова. Когда прозвенит звоночек, надо быть готовым отвечать так: «Коля любит...Маша любит...»

(учитель для себя делает пометки)

Учитель.- Ребята, я записала все, что вы любите. Потом мы решим, когда и как будем делать наши любимые дела.

Физминутка.

Учитель. - Сейчас вы расскажите без слов, с помощью рисунка: что вы не любите? Постарайтесь нарисовать понятно для других.

«Первый» кладет свой листочек в центр и молчит. Остальные пробуют расшифровать его рисунок. Автор рисунка только говорит «да» или «нет». Если никто не угадывает, он объясняет сам свой рисунок.

В группе выбираете 1 человека, который расскажет, кто что не любит: «Настя не любит... Тимур не любит...»

> Игра «Это круто!»

Один ученик должен рассказать, как можно больше всего о себе. На каждое предложение мы отвечаем: «Это круто!»

Итог занятия.

  •  Пожмите своему соседу руку, поблагодарите его за работу рядышком.
  •  Я вас тоже благодарю за занятие. Вы старались, были внимательны. Жду вас на следующем занятии.

Занятие 2

Тема: «Введение знака «ХОР».

Задачи: показать детям две возможные формы ответа: индивидуальную и групповую; ввести знаки «Я» и «Хор».

Оборудование: мяч, знаки «Я» и «Хор», колокольчик, ордена.

Ход занятия:

  1.  Орг. момент. Приветствие.

Учитель. - Назовите детей соседней группы.

  1.  Введение знака «хор».

Создание проблемной ситуации

-Кто любит шоколад?

-Кто любит мармелад?

-Кто любит груши?

-Кто не моет уши?

Учитель. - Как вы думаете, ребята, почему у нас сейчас было так шумно?

(Отвечать хотели все).

Учитель. -        Что же делать? Как поступают школьники?

(Дети обсуждают в        группах         ситуацию и приходят к выводу, что в школе иногда требуется отвечать всем вместе, то есть хором).

Учитель. - Выберите карточку, на которой изображено, как вы сейчас отвечали? (хором)

-О чем эти знаки говорят?

/в школе есть такое правило: какие то дела дети делают все вместе, дружно хором, а какие - то каждый делает сам! (введение знаков) Закрепление правила: надо уметь слушать друг друга, не перебивать, если хочешь добавить - подними руку!

 Игра «Я и хор»

Учитель. - Я буду задавать вопросы, и показывать на любой из этих знаков! Будьте внимательны при ответе! Попробуем?

  1.  У какого животного длинный хобот? (хором)
  2.  Где живут слоны? (я)
  3. Какое сейчас время года? (я)
  4. Какой сегодня день недели? (хором)
  5.  Как зовут вашу учительницу? (хором)
  6. Где работает ваша мама? (я)
  1. Назовите свой день рождения? (я)
  1.  Правда, что у слона полосатая шкура? (хор)
  2.  Правда ли, что Колобок смог уйти и от Зайца, и от Медведя? (Хор)
  3.  Каких сказочных героев ты знаешь? (Я)

Физминутка.

Учитель. - Давайте поиграем и определим: кто из вас самый внимательный.

Я буду задавать вопрос каждой группе, и бросать мяч. Если на вопрос надо отвечать хором, вы приседаете и отвечаете на вопрос, тогда я не смогу никому бросить мяч. Если я задаю вопрос и на него надо отвечать одному человеку, я бросаю мяч тому, кто знает ответ и знаком показывает мне, что готов отвечать.

  1.  Какое время года самое жаркое?
  2.  Сколько месяцев в году?
  3.  Можно ли на луне услышать друг друга?
  4.  Сколько недель длится ночь, день?
  5.  Как звали сказочного героя, которого слепили баба из теста?
  6.  Кто знает, сколько дней в году? (365 илиЗ66)

> Игра «Пчелы»

Учитель. - Молодцы! Вы справились с моим заданием! За это вам награда - новая игра.

А я проверю, какие вы внимательные.

- Учитель. - Вы сейчас будете пчелками. Вы уже знаете, что пчелки умеют действовать по звонку. Дедушка Шмель собирает пчелок на ветку звоночком. Пчелки, слушайте меня внимательно: я буду вас охранять. Когда все будет в порядке, я дам один звонок — вы можете спокойно собирать с цветочков сладкий нектар. Если вдруг я замечу что-то подозрительное — дам два звонка, вы собираетесь вместе. Если прилетят трутни, я дам три звонка — вы        должны        замолчать,        перестать        жужжать.

Учитель. - Замечательно! Вы очень внимательны.

Работа в группах

Учитель. - Сегодня мы продолжим учиться работать в группах.

Составление картинки.

Учитель. - Кто любит собирать пазлы? Значит, я угадала ваше желание. Только есть одна проблема. У меня картинок только 5. Кому их дать?

Д.Распределить их по         группам.

Учитель. - Одно условие — участвовать в собирании картинки должны все дети. Придумайте, как вы это будете делать Проверка работ.

Итог. Чему научились на уроке?

Настроение. Изобразить настроение в виде мордашки.

Занятие 3

Проведение диагностики «Школьный старт»

День 5.

Посвящение в первоклассники. (школьный праздник)

ЛИТЕРАТУРА

1. ФГОС. Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. –  

                 М.,ВИТА-ПРЕСС, 2012.

2. ФГОС. Основная образовательная программа начальной школы (под редакцией Е.В. Восторговой).  - М. ВИТА-ПРЕСС, 2012 (стр. 274).

3. ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2008 г.

4. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования, 2009 г.

5. С.А.Шмаков Игры-шутки, игры-минутки.-М.: Новая школа,1993.

6. Л.В.Мищенкова. 36 занятий для будущих отличников. Развитие познавательных способностей.- М.:Издательство Рост, 2013.

7. Т.А.Шорыгина. Вежливые сказки. Развивающие сказки для детей. Этикет для малышей.- М.:Книголюб, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Детское сотрудничество"

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Оценка и самооценка""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Учимся работать вместе""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Адаптация первоклассников к школьной жизни".

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Программа адаптации первоклассников к школьной жизни"....

Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни

Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни...

Программа «погружения» в школьную жизнь «Школьный росточек»

Программа «погружения» в школьную жизнь «Школьный росточек»Цель программы: профилактика школьной дезадаптацииЗадачи:Познакомить  со школой, школьными правиламиФормировать положительную учебную мо...

Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова

ЗАЧЕМ И КАК ВВОДИТЬ РЕБЕНКА В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬНа перепутье между дошкольной и школьной жизньюКого мы вводим в школьную жизнь. Выбор пути: в какую школьную жизнь мы хотим ввести ребенка Ш...