Рабочая программа по риторике
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа курса «Детская риторика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы «Риторика» (1-4) под редакцией Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской ( М., Баласс, 2012) . Программа составлена из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год и обеспечена учебно-методическим комплектом для 3 класса: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Учебник-тетрадь «Детская риторика». 3 класс, часть 1,2. Издательство: М., «Баласс», 2018 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «Детская риторика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы «Риторика» (1-4) под редакцией Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской ( М., Баласс, 2012) . Программа составлена из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год и обеспечена учебно-методическим комплектом для 3 класса: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. Учебник-тетрадь «Детская риторика». 3 класс, часть 1,2. Издательство: М., «Баласс», 2018 год.
Программа соответствует миссии школы: "Учить, развивая и развиваясь" целям и задачам МБОУ Видновской СОШ №5 с углублённым изучением отдельных предметов, и содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она отвечает всем требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования по риторике. Опирается на опыт обучающихся, приводит их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Риторика помогает осознать общечеловеческие ценности, учит гуманитарному мышлению, помогает будущему члену общества искать и находить выходы из различных неоднозначных ситуаций, развивающего способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Риторика формирует позитивное отношение к миру, к личности, развивает аналитические навыки. С помощью этого предмета ребенок учится адекватному речевому поведению, становится личностью, меньше подверженной стрессам.
На основе этой программы будут формироваться коммуникативно-речевые умения, будет формироваться личность, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д.
Цели и задачи данной программы достигаются путём проведения различных видов и форм работы. Контроль проводится в виде риторических игр.
Основные цели уроков риторики
* формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;
* формирование инструментальных знаний – о способах деятельности;
* формирование понятийного аппарата, его отбора и интерпретации;
* развитие познавательных интересов, мышления, пространственного воображения;
* интеллектуальных, творческих, организаторских способностей.
Основные задачи уроков риторики
* обучение умелой, искусной и эффективной речи;
* развитие дара речи;
* научение свободному владению речью, свободой слова для самовыражения;
* воспитание творческой личности;
* воспитание внимания, уважения доброго отношения к людям;
* воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости и ответственности за результаты своей деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Основные риторические умения
Первый тип умений (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:
- корректность речевого поведения (речи) в ситуациях, обозначенных в разделах «Наука риторика», «Учимся говорить», «Вежливое общение», «Правила успешного пересказа», «Учись объяснять, доказывать»;
- уместность использования несловесных (невербальных) средств общения — жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях, предусмотренных учебником.
Второй тип умений (У-2). Умение общаться как минимум в пределах, обозначенных в программе (при решении риторических задач, разыгрывании этикетных диалогов, сочинении считалок, сказочных историй), в частности:
- ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его в разделах «Учимся читать и писать», «Текст», «Правильная речь», «Поздравления»;
- уместность использования словесных и несловесных средств общения, учитывая ситуацию общения, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
В результате обучения обучающиеся должны уметь:
- быть хорошим слушателем, уместно использовать изученные средства словесного и несловесного общения;
- вступать в контакт и поддерживать грамотно разговор, уметь благодарить, вести этикетный диалог;
- анализировать и оценивать говоримую речь по темпу, громкости и т.д.; пользоваться наиболее подходящими приемами чтения текстов;
- определять основные компоненты коммуникативной ситуации, произносить скороговорки.
Содержание программы
Наука риторика – 5 часов
Повторение о науке риторика. Понятие о красноречии. Говорим «тихо», «громко», «не тем тоном». Повторение о речевой ситуации (кто – адресант? Кто -адресат?). Твои речевые роли (говоришь, читаешь, слушаешь, пишешь). Слушаем, смотрим. С какой целью? Зачем? (объяснения, сообщения и т.д.)
Учимся говорить – 6 часов
Неподготовленная речь (следить за своей речью, за тем, что и как ты говоришь, кому и в какой обстановке говоришь). Подготовленная речь (с какой целью, о чём, что ты будешь говорить? Что главное хочешь сказать? Ключевые слова, рисунок, схема, план, репетиция выступления). Говорим подробно, кратко (лаконичность, ёмкость, сжатость, обстоятельно, детально). Комплимент (похвала, добрые, приветливые и обязательно правдивые слова). Слушаем. Вдумываемся (сосредоточься, постарайся, запиши, не перебивай, следи за…).
Учимся читать, писать – 3 часа.
Читаем учебные тексты (учебные тексты, абзацы). Учимся писать, редактировать (правки письменных текстов, редактирование)
Вежливое общение - 4 часа
Что такое вежливость? (пожалуйста, извини, спасибо и др.) Вежливо, невежливо, грубо (грубые выражения, воспитанность). Добрые дела – добрые слова (посмотри на себя в зеркало, добрые дела) А ты вежлив? Игры и задачи.
Текст – 2 часа.
Тексты разные нужны (типы, разновидности текстов)
Диалог, монолог (разыгрывание сцен со сменой говорящих)
Правильная речь – 3 часа.
Пиши правильно (орфографический словарь, нормы правильного письма)
Произноси правильно (орфоэпический словарь, нормы правильного произношения) Употребляй слова правильно (толковый словарь, разъяснить, истолковать, растолковать)
Правила успешного пересказа – 3 часа.
Пересказ (краткий, подробный, близкий к тексту). Выбери нужное (выборочный пересказ, начальное предложение, цитата в пересказе). Кратко о книге (аннотация)
Поздравления – 3 часа.
Поздравляю кого? Как? и желаю кому? Как? (обращение, поздравление, пожелание). С днем рождения! (начать, сам текст, пожелание). С новым годом! (поздравления от души). С праздником 8 марта! (милым мамам, бабушкам, девочкам)
Учись объяснять, доказывать – 2 часа.
Рассуждение и вывод (рассуждать, объяснять, доказывать, вывод) Правило в доказательстве (точное правило, своя точка зрения, цитата в доказательстве)
Что общего – чем отличаются – 3 часа
Сравни и скажи (сравнить, различия, напоминание, сходство). Правила сравнения (сопоставимые признаки, форма, величина, окраска). Как строятся сравнительные тексты.
Календарно-тематическое планирование курса «Детская риторика»
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Плановые сроки прохождения программы | Скорректированные сроки прохождения программы |
Наука риторика | 5 час. | |||
1 | Риторика – красноречие (повторение) | 1 | 05.10.18г | |
2 | Кто? Что? Кому? Речевая ситуация | 1 | 12.10.18г | |
3 | Почему? Зачем? Речевые роли | 1 | 19.10.18г | |
4 - 5 | Слушаем, смотрим. С какой целью? Зачем? | 2 | 26.10.18г 2.11.18г | |
Учимся говорить | 6 час. | |||
6 | Неподготовленная речь | 1 | 09.11.18 | |
7 - 8 | Подготовленная речь | 2 | 16.11.18 30.11.18 | |
9 | Говорим подробно, кратко | 1 | 07.12.18 | |
10 | Комплимент | 1 | 14.12.18 | |
11 | Слушаем. Вдумываемся | 1 | 21.12.18 | |
Учимся читать, писать | 3 час. | |||
12 | Читаем учебные тексты | 1 | 28.12.18 | |
13-14 | Учимся писать, редактировать | 2 | 11. 01.19 18. 01.19 | |
Вежливое общение | 4 час. | |||
15 | Что такое вежливость? | 1 | 24. 01.19 | |
16 | Вежливо, невежливо, грубо | 1 | 25. 01.19 | |
17 | Добрые дела – добрые слова | 1 | 01. 02.19 | |
18 | А ты вежлив? Игры и задачи. | 1 | 08. 02.19 | |
Текст | 2 час. | |||
19 | Тексты разные нужны | 1 | 15. 02.19 | |
20 | Диалог, монолог | 1 | 22. 02.19 | |
Правильная речь | 3 час. | |||
21 | Пиши правильно | 1 | 01. 03.19 | |
22 | Произноси правильно | 1 | 08. 03.19 | |
23 | Употребляй слова правильно | 1 | 15. 03.19 | |
Правила успешного пересказа | 3 часа | |||
24 | Пересказ | 1 | 22. 03.19 | |
25 | Выбери нужное. | 1 | 29. 03.19 | |
26 | Цитата в пересказе. Кратко о книге. | 1 | 05. 04.19 | |
Поздравления | 3 часа | |||
27 | Поздравляю и желаю | 1 | 12. 04.19 | |
28 | С днем рождения! С новым годом! | 1 | 19. 04.19 | |
29 | С праздником 8 марта! | 1 | 26. 04.19 | |
Учись объяснять, доказывать | 2 час. | |||
30 | Рассуждение и вывод | 1 | 03. 05.19 | |
31 | Правило и цитата в доказательстве | 1 | 10. 05.19 | |
Что общего – чем отличаются | 3 часа | |||
32 | Сравни и скажи. Правила сравнения. | 1 | 17. 05.19 | |
33 | Как строятся сравнительные тексты | 1 | 24. 05.19 | |
34 | Подведем итоги | 1 | 31. 05.19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/17/picture-19523.jpg)
Рабочая программа по риторике 3 класс
Разработана на основе примерной типовой программы по риторике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...
Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс
Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/09/picture-18273.jpg)
рабочая программа кружка "Риторика"
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г.Энгельса Саратовской области «Рекомендовано к утверждению»...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/25/picture-36566.jpg)
Рабочая программа по риторике
Научить речи , развивать коммуникативные умения , общению в разных ситуациях ....
рабочая программа по риторике 1 класс
в данной программе представлена пояснительная записка по курсу, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по риторике для 3 класса
Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего ...