«Использование технологии решения заданий проблемного, творческого и поискового характера как средство формирования УУД в начальной школе»
статья
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie.docx | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование технологии решения заданий проблемного, творческого и поискового характера как средство формирования УУД в начальной школе»
"Мышление начинается с проблемной ситуации".
С.Л. Рубинштейн
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. . . Одним из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. . Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. .
В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике взаимодействия с миром. Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика и формирования универсальных учебных действий. Результат, достигаемый при проблемном обучении, заключается в том, что ученик не получает информацию в готовом виде, а сам открывает новое знание. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.
Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Задачи:
1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.
2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
3. Применять дифференцированный подход в учебном и воспитательном процессе.
Технология проблемного обучения базируется на исследовательских, поисковых, творческих методах. Дети активно вовлечены в процесс обучения на протяжении всего урока: они формулируют проблему, выдвигают гипотезы, планируют деятельность по открытию новых знаний, обобщают, делают выводы. На уроке я использую фрагменты диалогических ситуаций. Моя роль при этом состоит в том, чтобы ставить вопросы, направляющие мышление детей. Для создания диалоговых ситуаций на этапе формирования понятий использую побуждающие и фокусирующие вопросы, соответствующие различным типам мыслительной деятельности. Эти вопросы носят открытый характер, то есть не предполагают какого-либо единственного правильного ответа. Дети при этом не страшатся угадать, какой ответ ждёт учитель. Они ведут самостоятельный интеллектуальный поиск. Для включения младших школьников в ситуацию диалогового взаимодействия применяю и такие приемы, как неожиданный вопрос и «незнающий» учитель. Дети не боятся свободно высказывать своё мнение, даже если оно неверное. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Знания полученные методом проб и ошибок, самостоятельно - наиболее прочные.
Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в работе нужно стремиться не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.
Общая схема организации процесса введения новых знаний и навыков в моей работе представлена в таблице. Также в ней отражаются цели этапов и формируемые на этих этапах универсальные учебные действия.
№ этапа | Название этапа | Цель | Формируемые УУД | |
I | Организационный момент | Включение обучающихся в деятельность на лично-значимом уровне | Личностные: смыслообразование, самоопределение | На каждом этапе урока формируются коммуника-тивные действия: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотруд ничества |
II | Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для изучения нового материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Познавательные (логические): анализ, синтез, сравнение, обобщение. | |
III | Возникновение проблемной ситуации | Создать проблемную ситуацию на основе противоречий. | Познавательные (общеучебные): умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации. | |
IV | Постановка проблемы (целеполагание) | Обсуждение «затруднений», проговаривание цели урока в виде вопроса на который предстоит ответить | Регулятивные: целеполагание, планирование | |
V | Поиск решения | Выдвинуть гипотезы. Построить выход из затруднения. Проверить гипотезу | Регулятивные: целеполагание, планирование. Познавательные (логические) | |
VI | Выражение решения | Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала | Общеучебные: моделирование | |
VII | Применение знаний на практике | Закрепить полученные знания в упражнениях, в которых новое знание используется вместе с ранее изученным. | Личностные: самоопределение, смыслообразование Регулятивные: взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценка | |
VIII | Самостоятельная работа | Каждый обучающийся для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Регулятивные: взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценка | |
IX | Итог урока | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Общеучебные: рефлексия. Личностные: самоопределение, смыслообразование |
На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.
На уроках, при создании проблемных ситуаций, использую следующие методические приемы:
- предлагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, эколога, педагога);
- побуждаю обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- формулирую проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения).
На уроках русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций, однако наиболее часто используется проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников. При создании проблемной ситуации со столкновением мнений возможны разные формы организации класса. Одна из них состоит в том, что все ребята выполняют практическое задание на листочках (не в тетрадях). Другой формой является вызов к доске одного ученика, с мнением которого фронтально работающий класс может не согласиться. Более мягкими формами создания проблемной ситуации являются групповая и парная работа: учитель даёт практическое задание на новый материал по группам (парам).
Использование проблемного метода предполагает особую форму подачи материала в каждом уроке – это диалог главных героев книги (Ани и Вани) друг с другом и с неким взрослым персонажем учебника, который выступает носителем нового знания. У ребят рождаются вопросы, для ответа на которые необходимо выполнить какое-либо задание
Урок русск.яз. в 1-м классе по теме «Правила переноса слов»
Я использую столкновение мнений учеников
-Запишите под диктовку слова:…………, лисица -Напишу это слово (слово на строке не помещается) |
-Что же мне делать, ребята? - А что значит перенести?
-Какой знак нам нужен? (переноса)
-Помогите мне перенести слово «лисица» (парно-групповая работа)
-Посмотрим, что вы предлагаете
лис-ица лиси-ца
ли-сица лисиц-а
-Почему так получилось? Какова тема урока? (Будем учиться переносить слова)
Урок математики, 2 класс.
Сущность приема: одновременное предъявление двух противоречивых фактов.
Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.
Из числа 9 вычесть 4. К полученной разности прибавить 3: 9-4+3=8
К числу 4 прибавить 3. Из числа 9 вычесть полученную сумму: 9-4+3=2
– Что вы замечаете? Почему получились разные ответы?
– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым? А во втором?
– Определите цель урока?
Особое место занимают задачи по математике для 2-4 классов, предлагаемые Г. Остером. Они остроумны, затейливы, умело учитывают особенности психологии младшего школьника.
Л.С. Рубинштейн говорил, что проблемная ситуация может начинаться с чувства удивления, - Г. Остер “начинает” ее с чувства юмора.
Примеры задач Г. Остера.
“Рост Кати 1м 75 см. Вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько сантиметров Кати торчит из - под одеяла?”
“40 бабушек ехали кататься на мотоциклах. Впереди на мотоцикле без глушителя ехала в одиночестве самая шустрая бабушка, за ней мчались три мотоцикла с колясками, на каждом их которых поместилось по три бабушки, а сзади их догоняли остальные мотоциклы. На отставших мотоциклах сидело по две бабушки. Сколько всего мотоциклов было у бабушек?”
Создание проблемных ситуаций на уроке способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной активности. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.
Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе обучения необходимо стимулирование обучающихся к дальнейшей познавательной деятельности. Для этого использую качественную оценку, награждение почётным званием.
Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.
Результатом применения новых технологий считаю повышение интереса к обучению, . сформированность у детей коммуникационных умений, успешную их социализацию.
Взаимодействие с классом строю на следующих принципах:
принятия ребенка таким, какой он есть;
бескомпромиссность в оценке поступков;
терпение и терпимость;
доверие и поддержка.
На уроках создаю условия для проявления активности и инициативы со стороны учащихся, опираюсь на их субъектный опыт и корректирую его. Себе отвожу роль организатора деятельности ученика, консультанта по возникающим вопросам.
На уроках использую такие формы обучения как: групповая, парная, фронтальная. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом.
Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и передовых педагогических технологий отражается на результативности обучения.
В настоящее время проблемное обучение просто необходимо, так как данная технология формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.
По результатам своей работы убедилась в том, что создание проблемных ситуаций на уроках способствует формированию универсальных учебных действий, которые предусмотрены программой, и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Всякий раз при разрешении проблемной ситуации я с удовольствием наблюдаю, как ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» ещё чего-то неизвестного: кто сдержанно, а кто с нетерпением и восторгом, торопясь, чтобы его не опередили в «открытии», и обижаясь иногда на себя, если не сумел быть первым, а иногда на меня «почему выбрала другого, а не меня». А мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободрить его, заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. Именно это заставляет меня искать что-то новое, всегда быть в поиске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе
Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...
Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в начальной школе
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД в начальной школе.
Статья посвящена описанию технологии на уроках литературного чтения в начальной школе....
«Проектная деятельность как средство формирования УУД в начальной школе»
Работа соержит: введение, организацию проектной деятельности в образовательном процессе,урочная деятельность, внеурочная деятельность, роль родителей в проектной деятельности в начальной школе, монито...
Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе
Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе...
Технология обучения в сотрудничестве как эффективное средство формирования УУД в начальной школе
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, которое успешно реализуется в технологии «Обучение в сотрудничестве»...