Мастер-класс « Вместе не тесно» Тема: Технология обучения в сотрудничестве как эффективное средство формирования УУД в начальной школе
учебно-методический материал по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Мастер-класс « Вместе не тесно»
Тема: Технология обучения в сотрудничестве как эффективное средство формирования УУД в начальной школе
Цель мастер-класса:
Организовать деятельность участников семинара или родителей, в результате которой они познакомятся с данной технологией.
Задачи:
1. Создать условия для демонстрации технологии обучения в сотрудничестве.
2. Познакомить с видами групповой работы по данной технологии.
3. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путём создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Раздаточный материал:
Ориентировочные карты, листы с заданиями и рекомендациями для каждой группы
Ход проведения
1. Эмоциональный настрой.
-Я очень рада видеть Вас здесь. Предлагаю для создания атмосферы доверия и комфорта настроить себя на позитивное сотрудничество, провести упражнение-приветствие «Приветик».
Передайте друг другу «приветик» лёгким пожатием рук. При этом не нужно ничего говорить, а только взглядом проследить за тем как «приветик» движется
Я передаю свой тёплый дружеский приветик
Надеюсь, что сегодня он сплотит нас, и наша встреча будет плодотворной.
2. Определение темы
(Слайд № 2)
-Продолжите пословицы
Вместе — тесно, врозь — скучно.
Одному в поле — горе, а вместе всем — раздолье.
В одиночку слабы, вместе сильны
Вместе и огонь не страшен. (морд)
Где лад, там и клад.
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
Где дружба и совет — там и свет.
-О какой технологии обучения пойдет речь?
Вашему вниманию предлагаю мастер-класс: «ВМЕСТЕ НЕ ТЕСНО».
-Посмотрите на свои стульчики. У кого висит значок прошу ко мне.
(Слайд № 3)
- Как Вы думаете, что такое технология обучения в сотрудничестве?
-Выразите в двух-трёх словах и запишите на своих листах под буквой (а). (Задание выполняем индивидуально).
-Объединитесь в произвольные пары и обсудите свои ответы. Запишите под буквой (б) свой вариант (Работа в парах)
-Объединитесь в группы, проделайте ту же самую работу. (Работа в группах)
- Сделайте общий вывод по заданному вопросу. Запишите ответ под буквой (в) на ориентировочной карте.
- Прочитайте, что у вас получилось.
(Один из членов группы зачитывает свой ответ) -Спасибо, молодцы!
- Что же такое технология обучения в сотрудничестве?
Давайте посмотрим как раскрывается это понятие в педагогической литературе.
(Слайд № 4)
Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создаёт условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели.
(Слайд № 5)
- На данном примере мы показали Вам один из вариантов обучения в сотрудничестве, который называется «обучение в команде»
Здесь внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы.
Задача каждого учащегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе,
(Слайд № 6)
На слайде представлены и другие варианты обучения в сотрудничестве.
3.Практическое занятие
-Итак, для дальнейшей работы нам необходимо объединиться в новые группы.Чтобы объединить детей в группы, можно использовать разные способы.
-Какие способы знаете вы?
(Слайд № 7)
Формирование групп разными способами
- По желанию
- По выбору педагога
- Случайным образом
- По определённому признаку
- По выбору «лидера»
-Я предлагаю вам один из вариантов. Я приглашаю по желанию 6 человек.
- Выберите карточку.
Согласно цвету карточки образуйте группу и соберите слово. Что у вас получилось?
(Слайд № 8)
- Назовите тему. Прошу вас садиться на подготовленные места
-Но, перед тем как начать работу, приглашаю из каждой группы по одному участнику, нарисуйте на одном листе бумаги одновременно во весь лист домик и цветок.
-Удобно ли вам было? Приходилось ли вам общаться? Какие правила вы соблюдали, чтобы работать вместе?
-Обратите внимание на правила групповой работы
(Слайд № 9)
-Если работа по технологии обучения в сотрудничестве на начальной стадии, то необходимо сначала научить детей работать совместно соблюдая правила.
-Для успешной работы в группе возможно распределение
ролей. Спикер, писарь, организатор
(Слайд № 10)
- Организатор (распределяет роли, следит за действиями всех членов группы)
- Спикер (защита решения, ответа от имени группы)
- Планировщик (исследует условия задачи и планирует работу)
- Писарь (записывает решение)
- Исполнитель (осуществляет попытки решения)
- Хронометрист (следит за временем)
-Переходим к работе.
-На столах лежат ориентировочные листы с вопросами, на которые надо найти ответы, материалы для изучения темы
-Ответы фиксируете на своей презентации, заполняете лист самооценивания.
(Слайд № 11)
(во время работы групп игра с аудиторией игра «Комплимент соседу справа» под музыку «Дружба крепкая не сломается»)
-Посмотрим что у нас получилось?
(Команды вывешивают на доску свои проекты и коллажи и защищают их))
- На данном этапе мы использовали вид групповой работы, который называется «Охота за сокровищами»
(Слайд № 12)
Учитель составляет вопросы. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.
(Слайд № 13)
Безусловно, данная технология имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности.
Плюсы:
-Повышается учебная и познавательная мотивация.
-Снижается уровень тревожности учащихся,
-Улучшается психологический климат в классе.
Минусы.
-Хотя ведущую роль играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
-Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
4.Итог
(Слайд № 13)
В заключении хочется поделиться с вами следующими словами:
Взмахивая крыльями, каждый гусь создаёт дополнительную подъёмную силу для гуся, летящего впереди. Если стая летит в форме буквы «V», то за день она может преодолеть расстояние, по крайней мере, на 70% больше, чем тогда, когда каждая птица летела бы отдельно.
На примере нашей работы мы хотим сказать, что не только на уроке можно использовать данную технологию. Людям и в жизни тоже надо искать пути и способы, как двигаться вместе и сотрудничать друг с другом так, чтобы достичь общей цели быстрее и легче. Например к конкурсу учитель года
(Слайд № 14)
Каждый раз, когда гусь выходит за пределы ключа, он чувствует, как трудно лететь против ветра одному, и быстро возвращается в ключ.
Если люди, так же как и гуси, будут сотрудничать с теми, кто идёт в одном с ними направлении, им легче будет преодолевать жизненные препятствия.
(Слайд № 15)
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"
В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....
«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Актуальность данной проблемы обусловлена новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...
мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»
В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока....
Мастер класс "Технология обучение в сотрудничестве"
В мастер классе представлены методы и приёмы "Обучение в сотрудничестве" для эффективной работы на уроке и во внеурочной деятельности....
Технология обучения в сотрудничестве как эффективное средство формирования УУД в начальной школе
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, которое успешно реализуется в технологии «Обучение в сотрудничестве»...
"Педагогическая технология «обучение в сотрудничестве» как эффективный способ социализации младших школьников".
Аннотация. В статье рассматривается возможность использования педагогической технологии «обучение в сотрудничестве» для успешной социализации и адаптации учащихся, развития их коммуникатив...