Статья из опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий в моей практике"
статья (4 класс) на тему
Статья из опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий в моей практике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalimullina_r.r._statya.doc | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья из опыта работы на тему:
« Формирование универсальных учебных действий в моей практике»
С начала 2010 года начальное образование призвано решать не только свою главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, но и умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия. Переход к ФГОС требует не только воспроизведение накопленных знаний и умений, но и умения учиться находить информацию, решать проблемную ситуацию, возникающую в ходе учебной деятельности. Внедрение в учебно-воспитательный процесс информационных технологий начинается с первых дней пребывания ребёнка. Если в классе имеется компьютер, интерактивная доска, проектор, то использование информационных технологий становится средством достижения главной цели – получение знаний, но, к сожалению, не во всех начальных школах есть такая возможность. В нашей малокомплектной начальной школе, состоящей из четырех классов, такой возможности нет, поэтому приходится выстраивать урок по своим возможностям. Работая по ФГОС четвертый год, в своей практике стараюсь применять ряд приёмов по формированию универсальных учебных действий. Формирование регулятивных учебных действий.
Работу над формированием умения самостоятельно определять тему и задачи урока, стараюсь применять в 3,4 классах. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности. Например: изучая тему «Суффиксы» на уроке русского языка, готовлю карточки со словами, состоящими из корня и одно слово с использованием суффикса, предлагаю разобрать слова по составу. При проверке выявляется затруднение при разборе слова с суффиксом, так как до этого не изучали суффиксы. Задаю вопросы: Какая это часть? Знаем ли мы об этом? Какую цель поставим перед собой на уроке? Каким способом это можно узнать? Во втором классе в ходе работы над темой «Мы - союз народов России» дети выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций, необходимую информацию, производят сравнение с материалом о своем крае, делают выводы. В течение урока без самооценки и взаимооценки не обойтись, так как на любом уроке применяю карточки, провожу тест, дети самостоятельно проверяют и оценивают по заданным критериям. После чтения произведений, прошу провести самооценку (Допускал ли ошибки? Соблюдал ли паузы или торопился?) Я могу согласиться с учеником или нет, аргументируя свою позицию.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Например, на уроке математики: тема «Деление на 4» -раздаю карточки с ответами, задача детей решить пример соответствующий данному ответу, затем проверка по эталону. Практические работы на уроках окружающего мира, а также вопросы учителя «Какой вывод можно сделать?», «Почему так получилось?» учат самостоятельно делать выводы, сравнивать и доказывать свое мнение.
Формирование познавательных учебных действий.
• ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация. Для её создания на уроке предполагается задумать провокацию. Например, тема «Деление на 6» , детям предлагаю решить примеры устно 6+6х6. У кого получился другой ответ? Почему? Как можно записать этот пример? Выдвигаются разные версии решения: у кого то 42, у кого то 72. Почему? Например, на уроке литературного чтения предлагаю сравнить рассказ К. Паустовского « Воробьишко» и басню И. Крылова «Ворона и лисица» в чем сходство и в чем различие произведений, применяется осознанное и произвольное построение высказываний. Самостоятельный поиск информации, легко осуществляем на уроках литературного чтения и окружающего мира в учебниках по УМК «Перспектива» так как незнакомые слова выделены. Значение некоторых слов можно найти в словаре учебника, значение других можно узнать из дополнительных источников информации. Опора на социальный опыт учащихся, связь с действительностью прослеживается почти на всех уроках окружающего мира и литературного чтения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действии.
Особое место на уроке уделяю коммуникативным универсальным учебным действиям. Организовать работу в паре удается только в 4 классе, из-за численности учащихся, тем не менее, применяю часто. Например, на уроке русского языка работая по карточкам, даю задание выписать слова, в которых есть и орфограмма «Твердый знак», и проверяемый безударный гласный в корне слова. После выполнения задания дети обмениваются тетрадями и производят взаимопроверку. Самооценка, участие в дискуссии, умение не только высказать, но и отстоять свою точку зрения, нелегко дается многим ученикам. Они часто дают односложные ответы, не готовы оспаривать чужое мнение, особенно учительское, если даже оно неверное. Поэтому вопросы «Почему?», «Кто не согласен?"» « У кого другое мнение?» звучат на каждом уроке.
Современный урок можно построить, применяя образовательные технологии деятельностного типа. Я заинтересовалась « Технологией проблемного диалога» (Мельникова Е.Л.) а также «Технологией деятельностного метода» (Петерсон Л.Г) которые прослушала на курсах, и в дальнейшем планирую глубже изучить данные технологии и применять на практике.
Автор статьи: учитель начальных классов МБОУ «Юхмачинская СОШ»
Алькеевский район РТ Калимуллина Р.Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт и перспективы в работе по формированию универсальных учебных действий
Презентация на тему "Опыт и перспективы в работе по формированию универсальных учебных действий" (школа 2100)...
Роль МО учителей начальной школы в создании системы работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся
В послании президента РФ федеральному собранию с инициативой «Наша новая школа» говорится о внедрении новых стандартов. Актуальность и необходимость, конечно, бесспорна. Учить поколение 21 века надо п...
Статья и презентация по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения»
Статья и презентация...
Обобщение опыта работы "Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках чтения"
Современный учитель должен дать детям не только образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личн...
Из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается:умение учиться, т.е. способность субъекта к са...
Из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников.
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках....
статья на тему: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....