Статья из опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий в моей практике"
статья (4 класс) на тему

Калимуллина Роза Рифовна

 Статья из опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий в моей практике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalimullina_r.r._statya.doc23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы на тему:

              «   Формирование универсальных учебных действий в моей практике»

        С начала 2010 года начальное образование призвано решать не только свою главную задачу – закладывать основу формирования  учебной деятельности ребёнка, но и  умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия.   Переход к ФГОС требует не только воспроизведение накопленных знаний и умений, но и умения   учиться находить информацию, решать проблемную ситуацию, возникающую в ходе учебной деятельности. Внедрение в учебно-воспитательный процесс информационных  технологий начинается с первых дней  пребывания ребёнка. Если  в классе имеется компьютер, интерактивная доска, проектор, то  использование информационных технологий становится  средством достижения главной цели – получение знаний, но, к сожалению, не во всех начальных школах есть такая возможность.  В нашей малокомплектной  начальной школе, состоящей из четырех классов, такой возможности нет, поэтому  приходится выстраивать урок по своим возможностям.                                                                                                                                                    Работая по ФГОС четвертый год, в своей практике стараюсь применять  ряд приёмов по формированию универсальных учебных действий.                                                                                  Формирование регулятивных учебных действий. 
      Работу над формированием умения самостоятельно определять тему и задачи урока,  стараюсь применять в 3,4 классах. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности. Например: изучая тему «Суффиксы» на уроке русского языка, готовлю карточки со словами, состоящими из корня и одно слово с использованием суффикса, предлагаю разобрать слова по составу. При проверке выявляется затруднение при разборе слова  с  суффиксом, так как до этого не изучали суффиксы. Задаю вопросы: Какая  это часть? Знаем ли мы об этом? Какую цель поставим перед собой на уроке? Каким способом это можно узнать?                                                                                                                                                                                                                                                             Во втором классе в ходе работы над  темой «Мы - союз народов России» дети выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций, необходимую информацию, производят сравнение с материалом о своем крае, делают выводы.                                                                                                                                                    В течение урока без самооценки   и взаимооценки не обойтись, так как  на любом уроке применяю карточки, провожу тест, дети самостоятельно проверяют и оценивают по заданным критериям. После чтения произведений,  прошу провести самооценку (Допускал ли ошибки?  Соблюдал ли  паузы или торопился?)   Я могу согласиться с учеником  или нет, аргументируя свою позицию. 
         Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Например, на уроке математики: тема «Деление на 4» -раздаю карточки с ответами, задача детей решить  пример соответствующий данному ответу, затем проверка по эталону.                                                            Практические работы на уроках окружающего мира, а также вопросы учителя «Какой вывод можно сделать?», «Почему так получилось?» учат самостоятельно делать выводы, сравнивать и доказывать свое мнение. 
                Формирование познавательных учебных действий.
•    ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация. Для её создания на уроке  предполагается  задумать провокацию. Например,  тема «Деление на 6» , детям предлагаю  решить  примеры устно 6+6х6.   У кого получился другой ответ? Почему?  Как можно записать этот пример? Выдвигаются разные версии решения: у кого то  42, у кого то 72. Почему?                                                                                                                                                      Например,  на уроке литературного чтения предлагаю сравнить  рассказ                                                К. Паустовского « Воробьишко»  и басню И. Крылова «Ворона и лисица» в чем сходство и в чем различие произведений, применяется осознанное и произвольное построение высказываний.                                                                                                            Самостоятельный поиск информации,  легко осуществляем  на уроках литературного чтения  и окружающего мира в учебниках  по УМК «Перспектива» так как  незнакомые слова выделены. Значение некоторых слов можно найти в словаре учебника,   значение других можно узнать из дополнительных источников информации.   Опора на социальный опыт учащихся, связь с действительностью прослеживается почти на всех  уроках окружающего мира и литературного чтения.                                              

             Формирование коммуникативных универсальных  учебных  действии.
    Особое место на уроке уделяю коммуникативным  универсальным учебным действиям. Организовать  работу в паре удается только в 4 классе, из-за численности учащихся, тем не менее, применяю часто. Например, на уроке русского языка работая по карточкам,  даю задание выписать слова, в которых есть и орфограмма «Твердый знак», и проверяемый безударный гласный в корне слова. После выполнения задания дети обмениваются тетрадями и производят взаимопроверку. Самооценка, участие в дискуссии, умение не только высказать, но и отстоять свою точку зрения, нелегко дается многим ученикам. Они часто дают односложные ответы, не готовы  оспаривать чужое мнение, особенно учительское, если даже оно неверное. Поэтому вопросы «Почему?»,  «Кто не согласен?"» « У кого другое мнение?» звучат на каждом уроке.

      Современный урок можно построить, применяя образовательные технологии деятельностного типа. Я заинтересовалась « Технологией проблемного диалога» (Мельникова Е.Л.) а также  «Технологией  деятельностного метода» (Петерсон Л.Г) которые прослушала на курсах, и в дальнейшем планирую глубже изучить данные технологии и применять на практике.

Автор статьи:   учитель начальных классов  МБОУ «Юхмачинская СОШ»

 Алькеевский район  РТ  Калимуллина Р.Р.                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт и перспективы в работе по формированию универсальных учебных действий

Презентация на тему "Опыт и перспективы в работе по формированию универсальных учебных действий" (школа 2100)...

Роль МО учителей начальной школы в создании системы работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся

В послании президента РФ федеральному собранию с инициативой «Наша новая школа» говорится о внедрении новых стандартов. Актуальность и необходимость, конечно, бесспорна. Учить поколение 21 века надо п...

Обобщение опыта работы "Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках чтения"

Современный  учитель должен дать детям не только образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личн...

Из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается:умение учиться, т.е. способность субъекта к са...

Из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках....

статья на тему: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....