Организация деятельности по контролю и оценке знаний обучающихся в начальной школе
статья

Материал статьи знакомит с некоторыми приемами и формами контроля и оценки знаний учащихся, которые можно использовать в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация деятельности по контролю и оценке знаний  обучающихся в начальной школе

        Успешность в педагогическом труде возможна только при систематическом мониторинге  результатов  освоения образовательной программы.  Согласно ФГОС система оценки достижения планируемых результатов  должна «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)».  

        Для адаптации учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого учащегося применяю в своей деятельности методы психолого-педагогической диагностики: педагогическое наблюдение во время учебной деятельности учащихся на уроке, опрос (анкетирование), тестирование, собеседование (с учащимися, родителями). Анализируя продукт деятельности учащихся: результаты контрольных работ, тестов, разноуровневых заданий, определяю уровень знаний и умений каждого ученика на разных этапах процесса обучения и составляю программу деятельности по ликвидации пробелов,  веду Карту наблюдения за слабоуспевающими учащимися.

Показатели

Дата

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Подготовка

к уроку

учебник

тетрадь

дневник

Выполнение домашнего задания

полностью

частично

не сделано

Работа

на уроке

активен

пассивен

не участвует

Поведение

на уроке

хорошее

удовлетворительное

плохое

Запись домашнего задания

полностью

частично

не записано

Оценка

 за урок

устный ответ

тест

сам. работа

к/р

         На практике чаще всего  применяю следующие  виды диагностики: предварительная, текущая, тематическая, итоговая.

         Предварительная диагностика позволяет, с одной стороны, сделать срез знаний учащихся накануне изучения нового материала, а с другой – спланировать урок изучения нового материала, опираясь на уже имеющиеся  знания.

         Текущая диагностика, как правило, осуществляется на каждом уроке. Основные её цели – изучение уровня знаний учеников на отдельных этапах обучения и стимулирование их учебной деятельности. Текущая диагностика может применяться в самых разнообразных формах. Систематически проводимый опрос служит для школьника одним из стимулов регулярной самостоятельной работы.

В ходе регулярного опроса на уроке происходит не только проверка усвоения знаний, но и их дальнейшее пополнение и углубление. В ходе опроса осуществляется развитие речи и мышления учащихся. Данные опроса (и устного, и письменного) позволяют мне проверить результаты не только самостоятельной работы учащихся, но и спланировать дальнейшую коррекционную работу с ними.

         Тематический контроль применяю в конце изучения отдельной темы. Он призван систематизировать, обобщить, выделить главное в пройденном материале. Как правило, по времени такой контроль занимает целый урок. При этом одинаково успешно  использую как «классические» контрольные работы, так и тестирование. Используя тесты на контрольном уроке,  имею возможность получить объективные данные об уровне усвоения темы каждым учеником и классом в целом.

         Итоговый контроль в конце четверти, полугодия и года  обычно провожу в виде контрольных работ. Итоговый контроль, прежде всего, дает возможность диагностировать уровень качества фактической обученности, в соответствии с поставленной на данном этапе целью.

         Очень нравится учащимся такой вид контроля как автоматизированные тесты, составленные с учётом возрастных особенностей детей. Они позволяют в игровой форме оценить уровень знаний учащихся по определённой теме. Например, тест  «Загадочные животные».

       Задание: Здесь даны названия животных. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место и ответьте на вопросы.

     1. Какое из этих животных самое маленькое?

рикодолк

шугляка

шкала

бакоса

2.   Какое из этих животных слышит ногами?

кечузник

сила

пухет

брестя

3.   У какого из этих животных самые большие глаза?

кокша

мосьгион

цукира

воца

        После прохождения теста все ответы разбираются. Первый вопрос теста. Разбираем с детьми, какие же слова получаются из этих букв (крокодил, собака, шакал, лягушка). Смотрим на слайд и действительно убеждаемся, что правильный ответ - лягушка, т.к. она самая маленькая. А крокодил, шакал и собака гораздо крупнее.

        В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Для себя определила, что оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования  качества образования.

        Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. Оценка становится механизмом повышения мотивации педагогов и обучающихся к достижению качественных результатов, к личностному, профессиональному развитию.

        Такой подход в оценивании принято считать мотивационным оцениванием, потому что оно встроено в процесс обучения (педагоги) и учения (обучающиеся) и является их существенной частью; предполагает обсуждение и общее признание учебных целей учителями и учениками; нацелено на то, чтобы помочь ученикам осознавать те учебные стандарты, которых они должны достичь; вовлекает учеников в самооценивание или партнёрское оценивание; обеспечивает обратную связь, которая помогает ученикам определить, какие следующие шаги в учении им предстоит сделать; укрепляет уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений.

        

          В первом классе в период безотметочного обучения использую качественную оценку знаний. У каждого ученика имеется Карта индивидуального развития, в которой отражается усвоение программного материала.

Формируемые умения и навыки

Диагностика

Уро-вень разви-тия

входная

сентябрь

промежуточная

декабрь

промежуточная

март

итоговая

май

Обучение грамоте. Чтение

Знает:

• все буквы русского алфавита, правильно  их

называет

•основное отличие звука от буквы

•что такое речь, из чего состоит речь, какая бывает речь

•что такое предложение, из чего состоит предложение

Делит слово на слоги

Определяет количество слогов в слове

Выделяет ударный слог

Различает  гласные и согласные звуки

Правильно называет мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова

Читает:

• по буквам

• по слогам

• слогами и словами

• словами

• предложениями

Читает без ошибок

Правильно произносит ударный слог

Выразительность чтения:

• четкое проговаривание

• соблюдение интонации

Понимание прочитанного:

• восстановление пропущенного слова, предложения в тексте

• пересказ с опорой на помощь учителя

• ответ на прямой вопрос учителя по прочитанному

• словесное рисование картин

Чтение наизусть

Составление собственного рассказа:

• по иллюстрации

• по наблюдению

Прочитывает количество слов в минуту (в конце учебного года)

Письмо. Русский язык

Развитие мелкой моторики

Знает изученные прописные буквы

Переводит  печатные буквы в прописные

Пишет под диктовку слоги

Пишет под диктовку отдельные слова

Пишет под диктовку предложения

При письме соблюдает:

• форму буквы

•  высоту буквы

• расстояние между элементами букв, словами

• наклон

• соединение букв

•  аккуратность

Умеет списывать:

• с печатного текста

• рукописного

• слова без ошибок

ЗУН:

Употребление заглавной буквы в начале предложения

Постановка точки в конце предложения

Пробелы между словами в предложении

Употребление заглавной буквы в именах собственных

Деление слов на слоги

Постановка ударения

Перенос слов

Нахождение букв, обозначающих гласные звуки

Нахождение букв обозначающих согласные звуки

Нахождение букв, обозначающих твёрдые согласные звуки  

        

Нахождение букв, обозначающих мягкие согласные звуки          

Деление текста на предложения

Запись по диктовку слов, написание которых не расходится с произношением

Написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Употребление ь, обозначающего мягкость согласных

Употребление разделительного ь

Математика

Различает предметы  по цвету,  форме, размеру

Умеет распозновать геометрические фигуры

Пользуется понятиями:  меньше, больше, столько же

Пользуется понятиями:  вправо, влево, вниз, вверх

Считает предметы в пределах 10

Знает и записывает цифры в пределах 10

Знает состав однозначных чисел

Знает название компонентов при сложении

Знает название компонентов при вычитании

Умеет сравнивать числа в пределах 10

Умеет находить длину отрезка

Умеет чертить отрезок заданной длины

Умеет складывать однозначные числа в пределах 10

Умеет отнимать однозначные числа в пределах 10

Знает нумерацию двузначных чисел в пределах 20

Умеет сравнивать числа в пределах 20

Знает табличные случаи сложения в пределах 20

Знает табличные случаи вычитания в пределах 20

Умеет решать задачи  на нахождение целого

Умеет решать задачи  на нахождение остатка

Умеет  решать задачи на увеличение  и уменьшение числа на несколько единиц

Умеет решать задачи в 2 действия

Знает единицы измерения длины

Знает единицы измерения массы

         

       

        С первых уроков, в период обучения грамоте, вводится «Папка успехов», объясняется её назначение и детям, и родителям. Учащиеся складывают в неё свои работы по математике, письму, окружающему миру, технологии, ИЗО (рисунки, аппликации, тесты, контрольные работы), грамоты и благодарности.

        Очень нравятся ребятам такие приемы оценивания как:

  • “Мозаика” Дети вместо традиционных отметок получают часть картинки, которую наклеивают на лист бумаги. Постепенно собирается вся картинка. Конечно, в начале первого класса деталей будет немного, чем старше ребята, тем мозаика сложнее.
  • “Наряди ёлку”. У каждого ребёнка свой новогодний шар, на первом этапе он пустой, но постепенно закрашивается разноцветными ромбиками. Красный цвет обозначает успех по литературе, жёлтый – по математике, синий – по русскому языку. В конце четверти подводятся итоги по “наряду” ёлки.
  • “Золотая рыбка”. Дети получают за успешное выполнение заданий макет маленькой рыбки (красного цвета за успех по чтению, жёлтого – за успех по русскому языку, синего – за математику), когда они соберут 5 рыбок любого цвета, они обменивают их на большую “золотую рыбку” и приклеивают её в свой “аквариум”. В конце четверти подводятся итоги: сколько золотых рыбок выпустит на волю целый класс, кто самый активный рыбак.

        В Концепции модернизации образования предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции,  определённые как “система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

        На своих уроках формирую следующие ключевые компетенции учеников: 

учебно-познавательные: приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания.

информационные: учу самостоятельно выполнять задания, с нахождением нужной информации в учебнике, в Интернете; даю возможность искать разные способы выполнения заданий, где учащиеся применяют своё нестандартное мышление.

коммуникативные: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других – учителей, родителей, одноклассников.

        Уровень формирования УУД фиксируется в Диагностической карте.

Умения обучающегося

Баллы

Средний

показатель (%)

Уровень

Диагностика

Сентябрь

Декабрь

Май

Регулятивные УУД

Умеет:

Ставить учебную задачу

Понимать последовательность действий

Сравнивать полученные результаты

с учебной задачей

Оценивать свою деятельность и

деятельность других

Правильно оформлять и вести тетрадь

Познавательные УУД

Умеет:

Работать с учебником и дополнительной литературой

Различать повествование, описание, рассуждение

Составлять на основании текста таблицы, схемы, графики

Осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом

  Владеет различными видами пересказа

Логические УУД

Умеет:

Выделять главное

V

4

А

Составлять простой план

Сравнивать факты, явления, события по заданным критериям

Давать определение по существенным признакам

Высказывать суждения, подтверждать их фактами

Обобщать, подытоживать информацию

Коммуникативные ОУУ

Умеет:

Высказывать суждения

Задавать уточняющие вопросы

Слушать друг друга

Распределять работу при совместной деятельности

Участвовать в учебном диалоге

Организовывать работу в группе

        С целью определения  метапредметных результатов провожу комплексную работу (тест), в которой  на основе одного текста проверяются разные области знаний: по русскому языку, математике, окружающему миру и литературному чтению. Результаты, полученные в ходе текущего, промежуточного и итогового оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при выставлении итоговой оценки.

           Контрольно-оценочная деятельность учителя с применением новых приёмов оценивания успеваемости учащихся положительно сказывается и на отношениях детей в классе между собой и на мироощущении каждого ребёнка. Уверенность ребёнка в себе помогает ему строить отношения с ребятами в классе, повышается самооценка.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся в начальной школе.

Полные критерии и нормы оценки знаний обучающихся в начальной школе по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению....

Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как к структурным и функциональным компонентам урока по ФГОС

В этой статье рассказывается о современных подходах к контролю и оценке знаний обучающихся как к структурным и функциональным компонентам урока по ФГОС...

Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как к функциональным компонентам урока по ФГОС

Показан современный подход к контролю и оценке знаний обучающихся, поможет при планировании оценивания различной деятельности....

Презентация на тему: "Основные виды, методы и формы контроля и оценки знаний учащихся в начальной школе"

Данная презентация содержит практические рекомендации для учителя, работающего в начальной школе в 1 классе. Раскрыты 4 основные формы контроля, этапы формирования оценочного суждения....

«Система оценки знаний обучающихся в начальной школе».(выступление на педсовете)

Данный материал можно использовать и в повседневной работе, и при подготовке к выступлению на заседании методического объединения, на педсовете. В нем изложены формы и методы контроля знаний в урочной...

Родительское собрание «Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как структурным и функциональнымкомпонентам образовательной технологии» (особенности контроля и оценки знаний обучающихся в начальной школе).

Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки по...