СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЮ И ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК К СТРУКТУРНЫМ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТАМ УРОКА ПО ФГОС.
статья на тему

Каурова Елена Витальевна

Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moreva2.doc26.23 КБ
Файл prezentatsiya_pedsovet.pptx2.15 МБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЮ И ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК К СТРУКТУРНЫМ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТАМ УРОКА ПО   ФГОС

                                                                             Каурова Елена Витальевна

                                                                                Учитель начальных классов

    (2 слайд)            С течением времени меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Современный урок – это и совершенно новый урок, и не теряющий связи с прошлым и, одновременно, закладывающий основу для будущего.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

   (3 слайд)      История педагогики дает интересные формы контроля. До революции в России была принята шестибалльная система оценки знаний от нуля до пяти. После упразднения «нуля» все реже ставили «единицу», а потом и «двойку». Вместо пятибалльной системы оказалась трехбалльная.

Российская академия образования предложила двенадцатибалльную систему оценок, в которой «1» – «спасайте», а «12» – «ура», появился одаренный ученик. Затянувшаяся на двадцать лет образовательная реформа вряд ли скоро внедрит новую шкалу оценок, поэтому педагоги ищут стимулы повышения роли пятибалльной системы оценок:

     -выставление оценок с «плюсом» и «минусом»;

-к цифровым оценкам добавляются словесные;

- в дневнике пишется обращение к родителям.

 

(4 слайд)  Переход на новые ФГОС требует нового подхода к системе контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.

На ступени начального общего образования осуществляется:

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. (Из Положения ФГОС начального общего образования Пункт 8).

    (5 слайд) «Проверка и оценка достижений школьников является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Результат его деятельности определяется прежде всего по глубине, прочности и системности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития»  - из методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

(6 слайд)    В современной педагогике не установились понятия «оценка», «контроль», «проверка», «учет». Общим понятием является контроль – выявление, измерение и оценивание знаний и умений.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

      Различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.

      У оценки две функции: контролирующая и стимулирующая. Как показывают исследования, самый большой страх у учащихся - это страх проверки знаний. Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у них, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть как отличник, так и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт.

      Важное условие повышения эффективности учебного процесса — систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. От того, как осуществляются контроль и оценка знаний учащихся, во многом зависит их отношение к учебе, формирование интереса к предмету, воспитание самостоятельности, инициативности, трудолюбия.

С целью сохранения психического здоровья детей предполагается для текущего, периодического и итогового контроля обозначать индивидуальную динамику развития учащегося и степень усвоения им знаний, умений и навыков в наглядно-игровой, занимательной форме.

Наш сказочный лес

На полотне нарисовано голубое небо, солнышко, зеленая трава. Задания обозначаются деревьями, цветами, птицами, зверями и т. п. У каждого ребенка есть конверт с набором подписанных картинок. Когда ученик успешно справляется с определенным заданием по изучаемой теме, то прикрепляет на полотно свою картинку. Постепенно лес оживает.

Аппликация

У учителя находится набор для аппликации на каждого ученика. Ребенок, справившийся с контрольным заданием, получает одну деталь для аппликации — итак, пока не накопит весь набор. Затем по заданному образцу (дома или на уроке) ученик выполняет аппликацию, добавляя что-то свое. В конце изучения темы (раздела) проводится выставка аппликаций. (Детали лучше выдавать детям в виде геометрических фигур.)

                В условиях безотметочного обучения важно сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.

Детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон.

  (7 слайд)         При безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.

-Не скупимся на похвалу.

-Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.

-Ставить перед ребёнком только конкретные цели.

-  Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

-Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

-Не высмеиваем, а шутим по- доброму.

-Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.

Наряду с традиционными  устными  и письменными  работами, использую и такие методы оценивания как проекты, практические работы, творческие работы.  Для этого в своей практике  использую информационные технологии обучения.

     Современное общество не только предъявляет новые требования к системе       образования, но и открывает новые возможности для работы педагогов.  Особая роль при этом отводится использованию интернет-ресурсов и информационных технологий в педагогической практике классного руководителя.

УМК «Школа России» предлагает следующие возможности для оценки планируемых результатов: (8 слайд)

  • Внесены  изменения в задания для формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников;
  • В учебники включены рубрики: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», В конце каждого урока, темы  есть рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения», которая  позволяет ученику систематически контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, расширяя сферу его познавательных действий).
  • Среди средств управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, представленных в учебниках, значительное место занимают аналитические планы. 
    Аналитические планы
     — это система вопросов, которыми сопровождается практически каждое задание. Их назначение: формировать мотивы учебной деятельности младших школьников, навыки контроля и самоконтроля;
  • увеличено число заданий, требующих умений работать в паре, - это дидактические игры, задания по поиску и сбору информации, выполнение которых предполагает распределение ролей, умение сотрудничать и согласовывать действия в процессе выполнения задания, а также число заданий, предполагающих взаимную проверку результатов выполнения тех или иных поставленных задач, что будет способствовать развитию коммуникативных учебных действий.

Методика обучения по программе, «Школа России» определяет несколько принципов контрольно-оценочной деятельности. (9 слайд)

  1. Принцип «блокового» контроля.

Все письменные контрольные работы по русскому языку проводятся по блокам; учебный материал, изученный на уроках блока «Как устроен наш язык» проверяется с помощью контрольных работ, включающих в себя только грамматические задания; усвоение материалов уроков блока «Правописание» контролируется с помощью диктантов, тестов и списывания.

2. Принцип дифференциации. «Дифференциация обучения – путь поддержки индивидуальности ребенка». Даёт возможность, ориентируясь на индивидуальный темп продвижения каждого ученика, использовать разного уровня сложности контрольные работы.

По русскому языку контрольные работы и списывание предлагается в двух вариантах:

1 вариант – для учеников со слабой и средней успеваемостью;

2 вариант – для хорошо успевающих учеников.

По математике текст каждой контрольной работы представлен в шести вариантах трёх уровней сложности.

1 и 2 вариант – для слабо – и среднеуспевающих;

3 и 4 вариант – для учащихся с высоким уровнем математической подготовки;

5 и 6 вариант – рассчитаны на отличников.

3.  Принцип выбора.

Во-первых, даёт возможность каждому ученику попробовать свои силы при выполнении нестандартных заданий. Задания повышенного уровня – «проверяют способность ученика  выполнять такие учебно-познавательные и учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен выбрать способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета» (В контрольной работе по русскому языку и математике независимо от уровня сложности работы такое задание предлагается). Оценка за контрольные работы не снижается, если ученик не стал делать дополнительные задания или выполнил его с ошибкой.

Во-вторых, это даёт учителю право выбирать ту форму контроля, которая больше подходит для данного класса. (Диктант или тест, контрольная работа или тест).

Такой подход к контрольно-оценочной деятельности учащихся  повышает степень усвоения изученного материала, качество начального образования в целом и мне как учителю помогает проследить уровень учебных достижений каждого ученика и скорректировать дальнейший процесс обучения.

(10 слайд)         Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания.

Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные подходы к контролю и оценке знаний младших школьников в условиях ФГОС Составитель: Каурова Елена Витальевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №9 », г. Воскресенск, I квалификационная категория

Слайд 2

С течением времени урок остаётся вечной и главной формой обучения. Современный урок – это и совершенно новый урок, и не теряющий связи с прошлым и, одновременно, закладывающий основу для будущего. Это объясняется многими причинами: -привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; - непониманием огромного количества инноваций.

Слайд 3

История педагогики даёт интересные формы контроля. До революции в России была принята шестибальная система оценки знаний от нуля до пяти. После упразднения «нуля»всё реже ставили «единицу», а потом и «двойку». Вместо пятибальной системы оказалась трёхбальная . Российская академия предложила двенадцатибальную систему оценок. Остановились на пятибальной системе оценок.

Слайд 4

Из Положения ФГОС начального общего образования Пункт 8. «На ступени начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться, умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе»

Слайд 5

Из методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» «Проверка и оценка достижений школьников является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Результат его деятельности определяется прежде всего по глубине, прочности и системности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития»

Слайд 6

Общим понятием является контроль – выявление, измерение и оценивание знаний и умений. Три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная. Три типа контроля: внешний контроль учителя, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. У оценки две функции: контролирующая и стимулирующая. С целью сохранения психического здоровья детей предлагается для текущего и итогового обозначать индивидуальную динамику развитие учащегося и степень усвоения знаний, умений и навыков в наглядно-игровой, занимательной форме.

Слайд 7

При безотметочном обучении важно научить детей эталонам самооценки. Не скупимся на похвалу. Радуемся за успех другого, помогаем при неудаче. Ставим перед ребёнком только конкретные цели. Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Формула « Опять НЕ…….» - верный способ выращивания неудачника. НЕ высмеиваем, а шутим по-доброму. Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.

Слайд 8

Рубрики: «Наши проекты», «Страничка для любознательных», «Выскажи своё мнение», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения». Аналитические планы. Задания, требующие работать в паре, - это дидактические игры, задания по поиску и сбору информаций, задания, предполагающие взаимную проверку результатов выполнения тех или иных поставленных задач.

Слайд 9

Принцип «блокового контроля»- все письменные контрольные работы проводятся по блокам. Принцип дифференциации. «Дифференциация обучения – путь поддержки индивидуальности ребёнка». Принцип выбора. Даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы при выполнении нестандартных заданий. Учителю даёт возможность право выбирать ту форму контроля, которая больше подходит для данного класса.

Слайд 10

Форм контроля очень много. Каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока – она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но особенно прилежание, усердие, стремление преодолевать трудности, проявлять самостоятельность.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как к структурным и функциональным компонентам урока по ФГОС

В этой статье рассказывается о современных подходах к контролю и оценке знаний обучающихся как к структурным и функциональным компонентам урока по ФГОС...

Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как к функциональным компонентам урока по ФГОС

Показан современный подход к контролю и оценке знаний обучающихся, поможет при планировании оценивания различной деятельности....

Компетентностный подход к контролю и оценке УУД обучающихся начальных классов с учетом требований ФГОС-2

Приоритетной целью школьного образования становится:• развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели,• проектировать пути их реализации,• контролировать и оценивать свои достижени...

Родительское собрание «Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как структурным и функциональнымкомпонентам образовательной технологии» (особенности контроля и оценки знаний обучающихся в начальной школе).

Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки по...

Организация деятельности по контролю и оценке знаний обучающихся в начальной школе

Материал статьи знакомит с некоторыми приемами и формами контроля и оценки знаний учащихся, которые можно использовать в начальной школе...

«Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся»»

В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию о...