Рабочая программа курса "Интеллектуальные витаминки" 1класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая прогрмма курка "Интеллектуальные витаминки" содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса
«Интеллектуальные витаминки»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель курса:
Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) школьников.
Задачи:
- Развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека.
- Формировать познавательные результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС.
- Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.
Общая характеристика курса.
Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте 7 лет, включает 33 занятия в 1 классе. Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 1 год, объёмом в 33 часа, 1 час в неделю.
Форма занятий.
- По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, работа в парах.
- По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
- По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Продолжительность занятий.
1 класс – 35 минут.
Виды деятельности.
Игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Интеллектуальные витаминки»
Каждое занятие состоит из восьми заданий, каждое из которых направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:
- Работа с числом (способность совершать счётные операции)
- Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)
- Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)
- Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)
- Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)
- Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)
- Системный анализ (стратегическое планирование)
- Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)
Курс «Интеллектуальные витаминки» включает в себя комплексное использование двух инструментов формирования познавательных и коммуникативных УУД:
- Пособие «Интеллектуальные витаминки» (формирование познавательных и коммуникативных УУД школьников посредством использования пособия во внеурочной деятельности);
- БЫСТРЫЙ раунд конкурса ЭМУ-Эрудит (мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД);
По своей структуре витаминки делятся на ОБЫЧНЫЕ, СУПЕРВИТАМИНКИ, КОНТРОЛЬНЫЕ (или мониторинговые), МОНОВИТАМИНКИ.
ОБЫЧНЫЕ (A, B, C, …, X, Y, Z) – первые 25 «витаминок». Основная цель – формирование познавательных УУД. Методы работы с данными витаминками: проблемно-поисковый, наглядно-образный, практический, частично-поисковый.
СУПЕРВИТАМИНКИ (Супервитамин-1, Супервитамин-2, Супервитамин-3) находятся в конце пособия, перед контрольными «витаминками». Основная цель – формирование коммуникативных УУД и повышение мотивации. Занятие проводится в форме интеллектуальной игры.
Используется групповая форма работы, работа в сотрудничестве.
КОНТРОЛЬНЫЕ (K1, K2) – последние 2 «витаминки» пособия. Основная цель – несложный мониторинг сформированности познавательных УУД учащихся, пополнение ученического портфолио. Занятие строится в форме самостоятельной работы.
Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов (например, если максимальный балл за упражнение – 5, то ребёнок, разгадавший 3 из 5-ти ребусов, получает 3 балла). Если ученик набрал менее половины баллов за всю работу – это повод для беспокойства. Рекомендуется контрольные «витаминки» подписывать и вкладывать в портфолио ученика.
МОНОВИТАМИНКИ (М1, М2, М3, М4, М5, М6, М7, М8) – находятся в конце пособия перед «Супервитаминками» и контрольными «витаминками». Основная цель - формирование конкретного (одного) фактора интеллекта. «Моновитаминка» интегрирует задания различного вида, направленных на формирование одного из факторов интеллекта. Этот тип витаминок учит находить различия в похожем и общее в различном. В «Моновитаминках» предлагаются задания, аналогичные тем, с которыми дети уже встречались. Поэтому большинство из заданий они могут выполнить самостоятельно. Групповые (или работа в парах) формы работы целесообразно использовать в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.), при проведении рефлексии.
Предлагается 7 типовых структур проведения занятий: Вводное занятие, Обучение, Самостоятельная работа, Мониторинг, Особое занятие, Специальное занятие, Итоговое мероприятие.
Зелёным цветом обозначен период проведения БЫСТРОГО раунда конкурса ЭМУ-Эрудит. Участие в БЫСТРОМ раунде происходит параллельно с выполнением заданий «Интеллектуальных витаминок».
- (ВЗ) Вводное занятие
Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками».
На данном занятии происходит знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий.
Варианты выполнения заданий:
- Индивидуально с проверкой.
- Все задания выполняются в классе.
2. (О) Обучение
Цель – активное введение в работу с «витаминками».
Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их.
Варианты выполнения заданий:
- Индивидуально с проверкой.
- Фронтальная работа с параллельной проверкой.
- Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
3. (СР) Самостоятельная работа
Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений.
Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим.
Варианты выполнения заданий:
- Индивидуально с проверкой.
- Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.
- Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
4. (ОЗ) Особые занятия
Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.
Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3)
Варианты проведения особых занятий:
- Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.
- Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).
5. (С) Самоподготовка
Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности.
«Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок.
Варианты выполнения заданий:
- Индивидуально.
- Самостоятельная работа, привлечение родителей.
6. (МЗ) Мониторинговые занятия
Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений.
Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок» (Витамин К1, ВитаминК2).
Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Уровни сформированности универсальных учебных действий у обучающихся» .
7. (СМ) Стартовый мониторинг
Цель – оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит.
Мониторинговый конкурс отличается от «Интеллектуальных витаминок» по формату, что повышает мотивацию и позволяет оценить переносимость умений, сформированных с использованием «витаминок». БЫСТРЫЙ раунд мониторингового конкурса ЭМУ-Эрудит позволяет не только осуществить начальный срез, но и даёт более объективную картину уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД в классе. По окончании конкурса учителю предоставляется готовый индивидуальный и сравнительный анализ по классу.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Образовательная область | Предмет | Класс | Учебная программа (название, автор, изд-во, год издания) | Дидактическое и методическое обеспечение | |||
Учебник (автор, название, изд-во, год издания) | Методическое пособие для учителя | Дидактическое пособие для учащихся | |||||
Развитие познавательных способностей | Интеллектуальные витаминки | 1 кл. | Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В. Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки», Центр Развития Молодёжи г. Екатеринбурга (программа выложена на сайте http://www.cerm.ru) | «Интеллектуальные витаминки». Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для 1 класса. Учебно-методическое пособие.- г. Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи». | Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В. Методические рекомендации для учителя к курсу «Интеллектуальные витаминки» | «Интеллектуальные витаминки». Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для 1 класса. Учебно-методическое пособие.- г. Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи». |
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Интеллектуальные витаминки»
Личностные результаты | Метапредметные результаты | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
У ученика будут сформированы: • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-ознавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Ученик получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; | Ученик научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Ученик получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | Ученик научится:
Ученик получит возможность:
| Ученик научится:
Ученик получит возможность:
|
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ занятия | Тема |
Витамин A. Капля по капле камень долбит. | |
Витамин B. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. | |
Витамин C. Маленькое дело лучше большого безделья. | |
Витамин D. Собирай по ягодке – соберёшь кузовок. | |
Витамин E. Встречают по одёжке – провожают по уму. | |
БЫСТРЫЙ раунд | |
Витамин F. В одно ухо вошло, в другое вышло. | |
Витамин G. Не боги горшки обжигают. | |
Витамин H. Москва не сразу строилась. | |
Витамин I. Аппетит приходит во время еды. | |
Супервитамин-1. Ума палата. | |
Витамин J. Поспешишь людей насмешишь. | |
Витамин L. Под лежачий камень вода не течет. | |
Витамин K1. «Не пером пишут – умом. | |
Витамин M. Кончил дело- гуляй смело. | |
Витамин K. Первый блин комом. | |
Витамин N. Проще пареной репы. | |
Витамин P. На ошибках учатся. | |
Витамин Q. Не спеши языком – торопись делом. | |
Витамин R. Что написано пером – не вырубишь топором. | |
Витамин S. Цыплят по осени считают. | |
Витамин T. Не ошибается тот, кто ничего не делает. | |
Супервитамин-2. У семи нянек дитя без глазу. | |
Витамин U. Назвался груздём – полезай в кузов. | |
Витамин V. Торопись, да не ошибись. | |
Витамин W. Ума чужого не купишь. | |
Витамин X. Без сучка, без задоринки. | |
Витамин Y. Век живи - век учись. | |
Витамин Z. | |
Витамин K2. Семь раз отмерь, один отрежь. | |
Супервитамин-3. И швец, и жнец, и на дуде игрец. | |
Повторенье – мать ученья. | |
Повторенье – мать ученья. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...