Рабочая программа
рабочая программа (1, 2, 3 класс)

Наталия Владимировна Сахневич

В материале содержится рабочая программа 1 класс на 2017 -2018 учебный год: пояснительная записка, календарно- тематическое планирование. Рабочая программа 2 класс 2018-2019 учебный год: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №6 с углублённым изучением предметов

музыкально-эстетического цикла

г. о. Жуковский

                                                                                        Утверждаю:                                                                                                                                                                                                  Директор МОУ СОШ  №6

                                                                                                                                                 

     __________________ (Селезнев К. Н.)

____________________________(дата)

                                                                                                      М. П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                по литературному чтению

(базовый уровень)

1 класс

Составитель:Сахневич Наталия Владимировна,

учитель высшей категории.

2017г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса Обучение грамоте (Азбука) В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина, Москва, «Просвещение», 2012 год и Литературное чтение для 1 классов общеобразовательных учреждений Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Москва, «Просвещение», 2012 год.

            Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.

             Литературное чтение направлено на формирование  функциональной грамотности, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

Цели обучения грамоте :

-помочь учащимся овладеть механизмом чтения и обеспечить речевое развитие  учащихся;

-дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира,заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения русского языка.

            Цели и задачи курса Литератерное чтение:

Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;

-  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.

Образовательные:

-выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения;

-обогащение и активизация словарного запаса учащихся;

Развивающие:

-формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека;

Воспитательные:

-воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.

         Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3.  Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.

 

          Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».

4. Распоряжения КО СПб «О формировании учебных планов образовательных учреждений СПб, реализующих программы общего образования, на 2014/2015 учебный год» № 1826-р от 24.04.2014

5. Примерные программы начального общего образования по предмету Обучение грамоте (Азбука) и Литературное чтение, Л.Ф. Климанова, Москва, «Просвещение», 2012 год

Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Основное её содержание формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Методические особенности изучения предмета:

Содержание курса Обучение грамоте и Литературное чтение открывает возможность сформировать у учащихся такие общепредметные/специальные предметные умения.

Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

           Букварный период охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение  литературного чтения.

Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

          Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией В.Г. Горецкого и В.П. Канакина, изд-во «Просвещение», 2012 год.

УМК состоит из:

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина, 2012

Азбука

2014

Москва, «Просвещение»

2

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина

Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч.

2014

Москва «Просвещение»

3

Э.Н.Золотухина, А.
.Коровина, Л.Ф.Костюнина, Л.В.Котова, В.А.Попова

Литературное чтение. 1 класс: рабочие программы по системе учебников «Школа России»

2014

Москва «Просвещение»

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2017/2018 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.

Рабочая программа входит в состав УМК «Школа России», разработана в соответствии с требованиями ФГОС, ориентиована  на планируемые результаты  освоения основной образовательной программы начального общего образования.

           

         В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для  начального общего  образования  и в соответствии с учебным планом МОУ школа № 6 г.Жуковского на изучение Обучение грамоте и Литературное чтение в 1 классе отводится 4 часа в неделю, 92 часа  в год и 40 часов в год.

Предмет

Подготовительный период (3 учебные недели)

Букварный период

(17 учебных недель)

Послебукварный период

(3 учебные недели)

Итого

Основной курс

(10 недель)

Итого

Литературное чтение

12 ч

67 ч

13 ч

92 ч

40ч

132ч

Русский язык

15 ч

84 ч

16 ч

115 ч

50ч

165ч

Итого

27 ч

151 ч

29ч

207 ч

90ч

297ч

Обоснование.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

(на конец букварного периода)

        Учащиеся научатся:

-определять отдельные звуки в словах;

-определять количество звуков в словах и их последовательность;

-различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;

-определять количество слогов в слове;

-определять место ударения в слове;

-определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте.

        Учащиеся должны знать:

-название букв алфавита;

-различия звука и буквы;

-различия гласных и согласных звуков.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся начальной школы по литературному чтению.

 В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень литературного развития, который характеризуется умениями:

-  осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека.

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

- применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

-  полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителе?-! или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания:

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Результаты изучения курса:

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

         1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,     формирование ценностей   многонационального российского общества; становление гуманистических  и демократических  ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

             Метапредметные результаты

          1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,   определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

          11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

       Предметные результаты

               1.Развитие фонематического слуха учащихся с использованием разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи.

2. Формирование первоначальных представлений о слове, наблюдение за словом с разных позиций и на разных уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом и лексическом.

  3. Овладение всеми видами речевой деятельности: слушания, говорения, чтения.

  4. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

         5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.

7. Овладение учебными действиями на начальной ступени литературного образования:

-понимать содержание и главную мысль произведения;

-понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать своё отношение к ним;

-извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию.

Литература и средства обучения

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина, 2012

Азбука

2014

Москва, «Просвещение»

2

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина

Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч.

2014

Москва «Просвещение»

3

Э.Н.Золотухина, А.В.Коровина, Л.Ф.Костюнина, Л.В.Котова, В.А.Попова

Литературное чтение. 1 класс: рабочие программы по системе учебников «Школа России»

2014

Москва «Просвещение»

Формы контроля

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные и диагностические работы

Примечания

 1

Добукварный период

12

Входная диагностическая работа

 2

Букварный период

67

Промежуточная диагностическая работа

 3

Послебукварный период.

13

Тестовая работа

Тестовая работа

 4

Литературное чтение.

40

Проект. «Сборник загадок»

Проект «Летопись класса»

Итоговая диагностическая работа

Содержание

Содержание курса Обучение грамоте.

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого

этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[1]

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Календарно-тематическое планирование.

№п/п

Тема

Количество часов

Дата (предполагае

мая)

Дата (факт.)

1

Добукварный  период  

 12 ч

04.09-21.09

2

Букварный период

67ч

25.09-07.02

3

Послебукварный период  

13ч

08.02-08.03

4

Литературное чтение

Вводный урок

12.03

5

Жили-были буквы

13.03-22.03

6

Сказки, загадки, небылицы

26.03-04.04

7

Апрель, апрель. 3венит капель!

05.04-19.04

8

Поэтическая тетрадь

8

И в шутку и всерьёз

23.04-01.05

9

Я и мои друзья

02.05-15.05

10

О братьях наших меньших

16.05-24.05

Итого

92ч +40ч

132ч.

Календарно-тематическое  планирование по  Обучению грамоте (Азбука) и Литературному чтению, 1 класс

( 4 часа в неделю, всего 132 часа), УМК  «Школа России».


п /п

Количество

 часов

Дата

Тема урока

ПЛАН

ФАКТ.

1

2

3

4

5

Добукварный  период  ( 12 ч )

1

1

04.09

 Знакомство
с учебником. Составление рассказа по картинке
(Ч. 1, с. 3–4)

2

1

05.09

Речь письменная и устная
(с. 5)

3

1

06.09

Предложение
(с. 6)

Урок-игра.

4

1

07.09

 Предложение
и слово
(с. 7)

5

1

11.09

Слово и слог
(с. 8-9)

6

1

12.09

Слог.Ударение
(с. 10-11)

7

1

13.09

Слог, ударение (закрепление)
(с. 12)

8

1

14.09

Звуки в окружающем мире    (с. 13)

9

1

18.09

Деление слов на слоги

Урок-игра.

10

1

19.09

Звуки речи: гласные и согласные

(с. 14–15)

11

1

20.09

Как образуется слог?

(с. 16–17)

12

1

21.09

Знакомство
с алфавитом. Обозначение звуков
(с. 18–19)

Букварный период

13

1

25.09

Гласный звук [а], буквы А, а

 (с. 20–21)

14

1

26.09

Гласный звук [а], буквы А, а

 (с. 22–23)

15

1

27.09

Звук [о], буквы О, о 
(с. 24–25)

16

1

28.09

Звук [о], буквы О, о 
(с. 26–27)

17-18

2

02.10

03.10

Звук [и], буквы И, и 
(с. 28–29), (с.30-31)

19

1

04.10

Гласная буква ы, звук [ы]

(с. 32–33)

20

1

05.10

Гласная буква ы, звук [ы]
(с. 34–35)

21

1

09.10

Звук [у], буквы У, у 
(с. 36–37)

22

1

10.10

Звук [у], буквы У, у 
(с. 38–39)

Урок-викторина.

23

1

11.10

Звуки [н], [н’], буквы Н, н 
(с. 40–41)

24

1

11.10

Звуки [н], [н’], буквы Н, н 
(с. 42–43)

25

1

16.10

Звуки [с], [c’], буквы С, с 
(с. 44–45)

26

1

17.10

Звуки [с], [c’], буквы С, с 
(закрепление)

(с. 46–47)

27

1

18.10

Звуки [к], [к’], буквы К, к

(с. 48–49)

28

3

19.10

Звуки [к], [к’], буквы К, к

(закрепление)

(с. 50–51)

29

1

23.10

Звуки [т], [т’], буквы Т, т

(с. 52–54)

30

1

24.10

Звуки [т], [т’], буквы Т, т
(закрепление)

(с. 55–57)

31

1

25.10

Звуки [л], [л’], буквы Л, л

(c. 58–60)

32

1

26.10

Звуки [л], [л’], буквы Л, л

(закрепление)

(с. 61–63)

33

1

30.10

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р
(с. 64–65)

34

1

31.10

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р 

(закрепление)

(с. 66–67)

35

1

01.11

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в
(с. 68–69)

36

1

02.11

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в 

(закрепление)
(с. 70–71)

37

1

06.11

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]
(с. 72–74)

38

1

07.11

Буква Е – показатель мягкости согласных

 (с. 75–77)

39

1

08.11

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п
(с. 78–80)

40

1

09.11

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п 
(закрепление)
(с.81–83)

41

1

13.11

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м
(с. 84–86)

42

1

14.11

Чтение слов
и текстов
с буквами
 М, м. Сопоставление слогов
и слов с буквами
Л и М
(с. 87–89)

43

1

15.11

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з
(с. 90–92)

44

1

16.11

Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с 
и
з (закрепление)
(с. 93–95)

45

1

27.11

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б

(с. 96–99)

46

1

28.11

Чтение слов с буквой б.
Сопоставление слогов
и слов с буквами
б и п 
(закрепление)
(с. 100–103)

47

1

29.11

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д
(с. 104–106)

48

1

30.11

Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т

 (с. 107–109)

49

1

04.12

Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]
(с. 110–113)

50

1

05.12

Буква Я – показатель мягкости согласного
(с. 114–117)

51

1

06.12

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г
(с. 118–120)

52

1

07.12

Чтение слов с буквой г.
Сопоставление слогов
и слов с буквами
к и г
(с. 121–123)

53

1

11.12

Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч
(Ч. 2, с. 4–6)

54

1

12.12

Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (за-крепление)

(с. 7–9)

55

1

13.12

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков

(с. 10–12)

56

1

14.12

Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного
(с. 13–15)

57

1

18.12

Твердый согласный звук
[ш], буквы
Ш, ш. Сочетание ши
(с. 16–19)

58

1

19.12

Твердый согласный звук
[ш], буквы
Ш, ш. Сочетание ши (за-крепление)

(с. 20–23)

59

1

20.12

Твердый согласный звук
[ж], буквы
Ж, ж
(с. 24–26)

60

1

21.12

Твердый согласный звук
[ж], буквы
Ж, ж (закрепление)

(с. 27–29)

61

1

25.12

Буквы Ё, ё, обознача-ющие два

 звука [й’о]

(с. 30–31)

62

1

26.12

Буква Ё, ё – показатель мягкости
(с. 32–33)

63

1

27.12

Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й
(с. 34–35)

64

1

28.12

Чтение слов с буквой й 
(закрепление)

(с. 36–37)

65

1

09.01

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х
(с. 38–40)

66

2

10.01

Чтение слов
с буквой
х 
(закрепление)
(с. 41–45)

67

1

11.01

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у]
(с. 46–47)

68

1

15.01

Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных
в слиянии
(с. 48–49)

69

1

16.01

Твердый согласный звук
[ц], буквы
Ц, ц (с. 50–52)

70

2

17.01

18.01

Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление)

(с.53-55)

71

1

22.01

Гласный звук
[э]. Буквы
Э, э
(с. 56–58)

72

1

23.01

Чтение слов
с буквами
Э, э (закрепление)
(с. 59–61)

73

1

24.01

Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу
(с. 62–64)

74

1

25.01

Чтение предложений
и текстов с буквами
Щ, щ (закрепление)

(с.65-69)

75

1

29.01

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф
(с. 70–71)

76

1

30.01

Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф 

(с. 72–73)

77

1

31.01

Мягкий и твердый разделительные знаки
(с. 74–76)

78

1

01.02

Мягкий и твердый разделительные знаки

(76-78)

79

1

05.02

Русский алфавит
(с. 78–81)

Послебукварный период  (13ч)

80

1

06.02

Как хорошо уметь читать.

Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

С.82-85

81

1

07.02

Одна у человека мать; одна и родина.

К. Ушинский. «Наше Отечество.»

С.86-87

82

1

08.02

История славянской азбуки. В. Крупин. «Первоучители словенские».

С.88-89

83

1

12.02

В. Крупин.  «Первый букварь.»

С.90-91

84

1

13.02

А.С. Пушкин. Сказки.

С.92-93

85

1

14.02

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей.

С.94

К.Д. Ушинский Рассказы для детей.

С.95

86

1

15.02

К.И. Чуковский. «Телефон.» К.И. Чуковский. «Путаница.»

 С.96-97

87

1

26.02

В.В. Бианки. «Первая охота.»

С.98-99

88

1

27.02

С.Я. Маршак. «Угомон.», «Дважды два.»

С.100-101

89

1

28.02

М.М. Пришвин. «Предмайское утро.», « Глоток молока.»

С.102-103

90

1

01.03

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей:

С.Михалков, А. Барто.

С.104-106

91

1

05.03

Весёлые стихи Б. Заходера.

В. Берестова.

С.107-108

Наши достижения. Планируемые результаты изучения.

С.109

92

1

06.03

Проект: «Живая Азбука»

С.110-111

Литературное чтение (40 ч.)

Введение – 1 ч.

1

1

07.03

Вводный урок

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Жили-были буквы – 7 ч.

2.

1

12.03

В. Данько «Загадочные буквы»

3

1

13.03

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»

4

1

14.03

С. Чёрный «Живая азбука»,           Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»

5

1

15.03

Г. Сапгир   «Про медведя»,        М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,           И. Гамазкова «Кто как кричит?»

6

1

26.03

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

7

1

27.03

Из старинных книг

8

1

28.03

Повторение и обобщение по теме        «Жили-были буквы»

Сказки, загадки, небылицы – 7 ч.

9

1

29.03

Е. Чарушин «Теремок»

10

1

02.04

Русская народная сказка «Рукавичка»

11

1

03.04

Загадки, песенки

12

1

04.04

Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги    «Рифмы Матушки Гусыни»

13

1

05.04

Александр Сергеевич Пушкин

14

1

09.04

Русская народная сказка «Петух и собака»

15

1

10.04

Из старинных книг.

Повторение и обобщение по теме      «Сказки, загадки, небылицы»

Апрель, апрель. Звенит капель! – 5 ч.

16

1

11.04

А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна».

А. Плещеев «Сельская песенка»

17

1

16.04

Т. Белозёров «Подснежники»,

С. Маршак «Апрель»

18

1

17.04

Стихи-загадки писателей

И. Токмаковой,

Л. Ульяницкой,

 Л. Яхнина,

Е. Трутневой

19

1

18.04

Стихотворения В. Берестова,   Р. Сефа. Произведения из старинных книг

20

1

19.04

Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель!»

Проект: «Составляем сборник загадок»

И в шутку и всерьёз – 6 ч.

21

1

23.04

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки»,    Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!»

22

1

24.04

Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

23

1

25.04

К. Чуковский «Федотка»,

О. Дриз «Привет»,        О. Григорьев «Стук»

24

1

26.04

И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»,

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки»,

К. Чуковский «Телефон»

25

1

30.04

М. Пляцковский «Помощник»

Из старинных книг

26

1

03.05

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»

Я и мои друзья – 8 ч

27

1

03.05

Ю. Ермолаев «Лучший друг»,

Е. Благинина «Подарок»

28

1

07.05

В. Орлов           «Кто первый?»,

С. Михалков «Бараны»

29

1

08.05

Р. Сеф «Совет»,    В. Берестов          «В магазине игрушек»,             В. Орлов «Если дружбой дорожить…»,       И. Пивоварова «Вежливый ослик»,                  Я. Аким           «Моя родня»

30

1

08.05

С. Маршак «Хороший день»

31

1

10.05

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»,                  Ю. Энтин        «Про дружбу»

32

1

14.05

Из старинных книг.                      Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»

33

1

15.05

Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья»

34

1

16.05

Проект: «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса

О братьях наших меньших – 6ч.

35

1

17.05

С. Михалков «Трезор»,               Р. Сеф «Кто любит собак…»

36

1

21.05

В. Осеева «Собака яростно лаяла»,   И. Токмакова «Купите собаку»

37

1

22.05

М. Пляцковский «Цап Царапыч»,       Г. Сапгир «Кошка»

38

1

23.05

В. Берестов «Лягушата»,         В. Лунин «Никого не обижай»,          С. Михалков «Важный совет»

39

1

24.05

Д. Хармс «Храбрый ёж»,    Н. Сладков «Лисица и Ёж»,   С. Аксаков «Гнездо»

40

1

24.05

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших»

«Согласовано»                                                                                        «Согласовано»                                                                           

Протокол  заседания                                                                               Зам. директора   по УМР                                                                                                                                         методического объединения                                                  

от__.__.20__г. №__                                                                                  __________/Фокина Е.В./                                                                            

______________/Рамина Е.Е./                                                                  __.__.20__ год




Предварительный просмотр:

Входная контрольная работа

1. Укажи слова, в которых все согласные звуки шипящие

O роща

O чижи

O чаща

O снежинка

2. Укажи слова, в которых все согласные звуки твёрдые

O шишка

O овчарка

O перчатка

O лыжи

O кувшин

O площадка

3. Укажи слова, в которых выделенные буквосочетания произносятся как [шн]

O точно

O скучно

O срочно

O конечно

4. Укажи ряд слов, в которых пропущена одна и та же буква

O маш__на, м__льница, морж__, куст__.

O друж__ть, смеш__ть, спеш__ть, круж__ть.

5. Укажи ряд слов, в которых не пишется мягкий знак

O ноч__ной, молоч__ный, реч__ной, соч__ный

O внуч__ка, свеч__ка, кол__цо, туч__ка

6. Укажи ряд слов, в котором во всех словах пропущена буква, обозначающая ударный гласный звук

O ч__вство, в__сна, с__сна, пруж__на, ч__ща

O ш__шка, ч__шка, щ__ка, ж__знь, прощ__й

7. Укажи слово, в котором три слога

O поле

O расцвели

O ромашки

8.  Укажи ряд слов, который соответствует всем  указанным признакам

  • ударение падает на первый слог
  • пропущена одна и та же буква
  • начинается с мягкого шипящего согласного

O ж__ли, ш__ло, ч__жик, ш__шка

O ч__до, щ__ка, ч__чело, щ__пальца

O ч__йка, перч__тки, ч__ща, ч__йник

9.  Укажи слова, в которых звуков меньше чем букв

O тюльпан

O тополь

O ель

10. Укажи слова, которые правильно перенесены с одной строки на другую

O трой-ка

O рус-ский

O огонь-ки

O А-нна

O ал-лея

O чай-ка

O ко-льцо

O ма-йка

O школь-ник

Контрольный диктант (с грамматическим заданием) за I триместр№1

В лесу

Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с осины. Скоро наступит осень.

Задания:

  1. подчеркнуть во втором (восьмом) предложении главные члены предложения;
  2. обозначить в словах  ударение;
  3. выписать любое трёхсложное слово и разделить его чертой для переноса.

Контрольный диктант (с грамматическим заданием) за II триместр №2

Зимний денёк

Сильные морозы сковали озёра и реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны. Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. Покормите птиц!

Задания:

  1. выписать три слова, в которых есть безударный гласный звук в корне, рядом записать проверочное;
  2. подчеркнуть главные члены предложения в пятом предложении, указать связь слов в предложении.

Контрольный диктант (с грамматическим заданием) за III триместр  №3

Весна. Тепло. Тают рыхлые снега. По небу плывут лёгкие облака. На деревьях кричат грачи. Скоро прилетят весёлые скворцы. По улице бежит широкий ручей. Саша и Кузьма пускают по воде кораблик. Слышны звонкие крики воробьёв и лай Жучки.

Задания:

  1. подчеркнуть главные члены предложения в третьем (седьмом) предложении, указать над словами известные части речи;
  2. выписать глагол (существительное) во множественном числе, а рядом записать этот же глагол (существительное) в единственном числе.

Контрольный диктант (с грамматическим заданием) итоговый №4

Помощники

Мы живём в селе Чайка. В конце села есть ферма. Ученики помогают взрослым. У коровы Зорьки родился телёнок Борька. У Борьки гладкая шерсть. На спине белое пятно. Девочка Галя дала малышу тёплое молоко. Коля принёс для коровы душистое сено. Юра и Глеб часто пасли коров на лугу у реки.

Задания:

  1. в первом предложении подчеркнуть в словах изученные орфограммы;
  2. указать над словами седьмого предложения части речи;
  3. выписать имя прилагательное + имя существительное;
  4. подчеркнуть в третьем предложении главные члены, указать связь слов.

Контрольное списывание

Май. Настали тёплые деньки. Зелёная листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползёт уж.

Словарный диктант № 1

Яблоко, дорога, капуста, сахар, одежда, ноябрь, скоро, жёлтый, лопата, посуда.

Словарный диктант № 2

Ягода, ветер, деревня, осина, берёза, рисунок, земляника, малина, родина, до свидания.

Словарный диктант №3.

Обезьяна, народ, сапог, вдруг, месяц, картина, фамилия, Россия, город, топор.

Словарный диктант №4.

Облако, февраль, магазин, обед, улица, шёл, отец, платок, метро, апрель, завод.

Проверочный диктант (с грамматическим заданием) по теме

«Гласные звуки»

Осень. Лесная дорога. Дует холодный ветер. Жёлтый лист шуршит под ногами. Весело свистят дрозды. Они клюют ягоды рябины. Летит стайка птиц. Это клесты ищут сосновые шишки.

Задания:

  1. подчеркнуть в словах орфограммы на правило правописания безударных гласных;
  2.  выписать три слова с проверяемой безударной гласной и подобрать к ним проверочные слова.

Объяснительный проверочный диктант по теме

«Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу в словах»

Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка, На льду сидят рыбаки. Мой товарищ Коля поймал большую щуку.

Задания:

  1. подобрать заголовок к тексту;
  2. обозначить в словах ударение;
  3. подчеркнуть в любом предложении орфограммы.

Проверочный диктант (с грамматическим заданием) по теме

«Согласные звуки» Обобщение знаний об изученных правилах письма

Зимой

Зима. Мороз. На деревьях иней. Лёд сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу. Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берёз. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведёт в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь.

Задания:

  1. выписать три слова, в которых есть парный согласный в корне, рядом записать проверочное слово;
  2. выписать слово с разделительным мягким знаком (ь);
  3. подчеркнуть главные члены предложения в десятом предложении.

Проверочный диктант (с грамматическим заданием) по теме

«Имя существительное»

Рыбалка

Вот река Окуньки. Утро. Дует тёплый ветер. У воды урчат лягушки. На берегу сидит Игорь и Алёша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку дали коту. Васька был рад. Алёша вытащил щуку. Отец похвалил ребят.

Задания:

  1. подчеркнуть заглавную букву в именах существительных собственных;
  2. над именами существительными в последних двух предложениях указать число;
  3. выписать два неодушевлённых (одушевлённых) имени существительных.

Контрольная работа №1 «Слова, слова, слова»

  1. Подобрать и записать по два слова на каждую тему.

   

                Цветы

________________

________________

________________

Деревья

________________

________________

________________

Звери

________________

________________

________________

Овощи

________________

________________

________________

  1. Распределить слова в два столбика: берёза, ручка, радуга, гребень, кисть, январь, кнопка.

     

Многозначные

________________

________________

________________

Однозначные

________________

________________

________________

  1. Подобрать к каждому слову синонимы.

Храбрый - _______________

Метель - ________________

Бездельник - _____________

  1. Подобрать к каждому слову антоним.

Чёрный - _____________

Сидеть - _____________

Медленно - ___________

  1. Найти родственные слова. Записать каждую группу родственных слов. Выделить корень.

Зима, гриб, дуб, грибок, зимний, дубок, грибной, зимушка, дубовый.

  1. Прочитать. Обозначить в словах ударение. Разделить слова вертикальными чёрточками на слоги.

Чудесное зимнее утро. Иней опушил ветви елей.

  1. Записать слова, разделяя их для переноса.

Ветер, ягода, русский, коньки, чайник, капуста.

Контрольная работа №2 «Звуки и буквы»

  1. Расположить слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы.

П…тух, за…ц, с…бака, в…р…бей, вет…р, м…л…ко.

  1. Определить, сколько букв и сколько звуков в данных словах.

Ель - ____ букв, ____ звуков

Океан - ____ букв, ____ звуков

Язык - ____ букв, ____ звуков

Пёстрый - ____ букв, ____ звуков

  1. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

З…ма - __________

Св…ча - _________

Тр…ва - _________

Б…леть - _________

К…вёр - __________

Л…нейка - ________

  1. Записать слова, разделяя вертикальной чертой для переноса.

Касса, стройка, край, группа, сумма, змейка, класс.

  1. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Моро… - _____________

Доро…ка - ____________

Берё…ка - ____________

Сапо… - ____________

Тра…ка - ___________

Чертё… - ___________

  1. Распределить слова в два столбика: в первый слова с разделительным мягким знаком, во второй – с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного.

Окуньки, платье, пальто, семья, учитель, Илья, копьё, крыльцо.

  1. Записать предложения, вставляя пропущенные буквы.

1)Ерш… ж…вут в реч(ь)ке, морж… - в море, еж… - в лесной ч…ще.  2) По ноч…м хищ(ь)ные зверьки ищ…т пищ…

Контрольная работа №3 «Части речи»

  1. Почитать. Распределить слова в три столбика.

Мяч, холодный, пенал, медведь, прискакал, бегать, зимний, морозная, карандаш, ребята, добрый, читать, голубой, рисовала, смотрю.

сущ.

прил.

гл.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

  1. Прочитай. К данным словам поставь вопросы.

Большой - ___________

Пришли - ___________

Колокольчик - _______

Побегут - ___________

Греет - _____________

Корова - ____________

Лесная - ____________

Горькое - ___________

Ящерица - __________

  1. Прочитай. Из данных слов составить предложения. Записать их. Над словами указать части речи.

В, извилистая, уводит, тропинка, лес.

На, лучи, играют, солнце, лесных, полянах.

Дрожат, под, солнечные, деревьями, зайчики.

 

  1. Записать словосочетания, изменяя число (единственное, множественное).

Душистый ландыш - _________________________

Молодые берёзки - __________________________

Ручей журчит - _____________________________

Петух кричит - _____________________________

  1. Прочитать. Записать только местоимения.

Я, мы, над, они, вы, под, ребята, ты, она, они.

Контрольное тестирование

  1. Отметь цифрой 1 текст-повествование, цифрой 2 – текст-описание, цифрой 3 – текст-рассуждение.

 Что за чудесный вид у синички! Головка чёрная, щёчки белые, спинка и крылья зеленовато-серые, а грудь ярко-жёлтая и посередине сверху вниз тянется галстучек.

 Синичка согрелась в тепле. Она открыла глазки, встрепенулась, вскочила на ножки и громко запела. Потом она начала отряхиваться, поправлять пёрышки.

 Почему синица-лазоревка получила такое название? Слово лазоревый означает «светло-синий, голубой». В оперении птицы есть голубой цвет, поэтому её назвали лазоревкой.

  1. Прочитай группы слов. Укажи строчку, в которой записано предложение.

       туча закрыла солнце

       повесил на крючок

       красные и синие шары

  1. Укажи предложение, в котором главные члены подчёркнуты правильно.

       Дежурные подметали в классе пол.

       Обезьянка ловко скакала по деревьям.

       Белка заготовила на зиму грибы.

  1. Установи соответствие между синонимами.

азбука

прекрасный

шалить

верный

красивый

преподаватель

учитель

алфавит

правильный

баловаться

  1. Установи соответствие между антонимами.

       

широкий

конец

мириться

узкий

плохо

хорошо

вчера

сегодня

начало

Ссориться

  1. Выбери группу однокоренных слов.

 быстрый, скорый, стремительный

 папа, мама, бабушка, тётя

 брат, братик, братец, братишка

  1. В каком ряду все слова записаны в алфавитном порядке?

       ученица, ученик, учитель

       капуста, карандаш, картина

       обед, отец, облако

  1.  Укажите, какой звук в слове «товарищ» обозначен выделенной буквой.

 парный мягкий, непарный глухой согласный звук

 непарный мягкий, непарный глухой согласный звук

  1. Отметь слова, которые будут проверочными для выделенной буквы в слове «зима».

 зимушка

        зимовка

       зимовать

       зимний

  1. Отметь слова, которые будут проверочными для выделенной буквы в слове «сладкий».

 сладость

       сладковатый

       сладко

       сладенький

  1. Распредели слова по группам.

Зеленеть, грузить, зелень, солонка, солить, клей, клейкие, грузовой, груз, зелёный, солёный, клеить.

сущ.

прил.

гл.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

  1. Найди среди данных слов неодушевлённое собственное имя существительное в единственном числе.

 Макаровы        Шарик     Москва

       Таня                  Олег         город

  1. Укажи, в каких словах выделенные буквы являются непроверяемыми орфограммами.

       городок       ветерок       народ

       хорошо       мебель         воробей

       улица          сторона        молоко



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №6

с углублённым изучением предметов музыкально-эстетического цикла

г. о. Жуковский

_________________________________________________________

                                                                                        Утверждаю:                                                                                                                                                                                                  Директор МОУ СОШ  №6

                                                                                                                                                 

     __________________ (Селезнев К. Н.)

____________________________(дата)

                                                                                                                                                 М. П.

Рабочая программа по изобразительному искусству

(базовый уровень)

3 А класс

Составитель: Сахневич Наталия Владимировна,

учитель высшей категории.

2019 - 2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. «Изобразительное искусство: Рабочие программы. 1-4 класс (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2014г.) г. К учебнику Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: 3 класс / Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. / под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2014г

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю. Предмет изучается: 3 класс— 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

Содержание тем учебного курса

Искусство вокруг нас

Вводный урок – 1 час

Искусство в твоём доме – 9 часов

Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Обои и шторы у тебя дома. Мамин платок. Твои книжки. Открытки.

Труд художника для твоего дома (обобщение темы)

Искусство на улицах твоего города – 7 часов.

Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари. Витрины.

Удивительный транспорт.

Труд художника на улицах твоего города.

Художник и зрелище – 11 часов.

Художник в цирке. Художник в театре. Театр на столе. Театр кукол. Мы – художники кукольного театра. Конструирование сувенирной куклы  Театральные маски. Конструирование масок.

Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный карнавал (обобщение темы).

Художник и музей –6 часов.

Музей в жизни города. Картина – особый мир. Картина – пейзаж. Картина – портрет.

Картина – натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).

Требования к уровню подготовки учащихся

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».

Ученик научится:

• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Ученик получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».

Ученик научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Ученик получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».

Ученик научится:

• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Ученик получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

дата

1

Вводный урок

02.09- 06.09

1

Искусство в твоем доме

9 ч.

09.09 – 15.11

2

Искусство на улицах твоего города

7 ч.

25.11 – 17.01

3

Художник и зрелище

11 ч.

20.01 – 17.04

4

Художник и музей

6 ч.

20.04 – 29.05

Итого

34 часа

Приложение1.

Календарно-тематическое планирование 3 класс

Кол-во часов

Дата проведе-

ния

Тема урока

Задания и материалы

«Искусство в твоем доме» 9 часов

1.

1

Вводный урок

2.

3.

2

Твои игрушки.

Задание: создание игрушки из любых подручных материалов. Вариант  задания: лепка игрушки из пластилина или   глины, роспись по белой грунтовке.

4.

1

Посуда у тебя дома.

Задание: лепка посуды с росписью   по белой грунтовке.

Вариант задания: придумать и изобразить на бумаге сервиз    из нескольких предметов (при этом обязательно подчеркнуть назначение посуды: для кого она, для какого случая). Материалы: пластилин или глина, водоэмульсионная краска, кисть; гуашь, тонированная бумага.

5.

1

Обои и шторы у себя дома.

Задание: создание эскизов обоев или штор для  комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание можно выполнить  и  в технике набойки     с помощью трафарета или штампа. Материалы: гуашь, кисти: клише, бумага или ткань.

6.

1

Мамин

платок.

Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного).

Материалы: гуашь, кисти, белая  и цветная бумага.

7.

8.

2

Твои книжки.

Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями. Вариант задания (сокращение): иллюстрация к сказке или конструирование обложки для книжки-игрушки.

Материалы:   гуашь или мелки, белая или цветная бумага,    ножницы (для учащихся); степлер (для учителя).

9.

1

Открытки.

Задание: создание эскиза    открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры     наклейками или графической монотипии). Материалы: плотная бумага маленького формата, графические материалы    по выбору учителя.

10.

1

Труд

художника для твоего дома

(обобщение

темы).

Задание: проблемная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ.

«Искусство на улицах твоего города» 7 часов

11.

1

Памятники архитектуры.

Задание: изучение и изображение  одного, из архитектурных памятников Материалы: восковые мелки или гуашь, кисти, тонированная или белая бумага.

12.

1

Парки,

скверы, бульвары.

Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж).

Вариант задания: построение игрового парка       из бумаги (коллективная работа). Материалы:   цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.

13.

1

Ажурные ограды.

Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот - вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой (решетки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары»).

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

14.

1

Волшебные фонари.

Задание: графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Материалы: тушь, палочка или белая и цветная бумага, ножницы, клей.

15.

1

Витрины.

Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При дополнительном времени дети     могут сделать объемные макеты (по группам).

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей

16.

1

Удивитель -

ный транспорт.

Задание: придумать, нарисовать или построить из       бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Материалы: графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей.

17.

1

Труд

художника на улицах твоего города (села)(обобще-ние темы).

Задание: создание коллективного панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации (панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей).

«Художник и зрелище» 11 часов

18.

1

Художник в цирке.

Задание: выполнение рисунка или аппликации на      тему циркового представления. Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.

19.

1

Художник в театре.

Задание: театр на столе - создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль. Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.

20.

21.

22.

3

Театр кукол.

Задание: создание куклы к кукольному спектаклю.

Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, куски ткани, нитки, мелкие пуговицы.

23.

24.

2

Маски.

Задание: конструирование выразительных и острохарактерных масок.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

25.

26.

2

Афиша и плакат.

Задание: создание эскиза плаката афиши к спектаклю или цирковому представлению. Материалы: гуашь, кисти, клей, цветная бумага большого формата.

27.

1

Праздник в городе.

Задание: выполнение рисунка проекта оформления праздника.

Вариант задания: выполнение рисунка «Праздник     в городе (селе)».

Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага.

28.

1

Школьный карнавал (обобщение темы).

«Художник и музей» 6 часов

29.

1

Музей в жизни

города.

30.

1

Картина - особый мир. Картина-пейзаж.

Задание: изображение пейзажа по представлению    с ярко выраженным настроением  (радостный или грустный, мрачный    или нежный, певучий).

Материалы: гуашь, кисти или пастель, белая бумага.

31.

1

Картина-портрет.

Задание: создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (одного из родителей, друга, подруги) или автопортрета (по представлению). Материалы: гуашь, кисти или пастель, акварель по рисунку восковыми мелками, бумага.

32.

1

Картина-натюрморт.

Задание: создание радостного, праздничного или    тихого, грустного натюрморта (изображение натюрморта по представлению с

выражением настроения).

Вариант задания: в изображении натюрморта рассказать о конкретном человеке, его характере, его       профессии и состоянии души. Материалы: гуашь, кисти, бумага.

33.

1

Картины историчес-

кие и бытовые.

Задание: изображение сцены        из своей повседневной   жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события. Материалы: акварель (гуашь)      по рисунку восковыми  мелками или гуашь, кисти, бумага.

34.

1

Скульптура в музее и на улице.

Художест-венная

выставка (обобще-

ние темы).

Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...