Формирование гражданской идентичности на занятиях в объединении ОДОД «Умелые руки»
статья

Павлова Татьяна Петровна

Социально-экономические изменения в нашей стране глубоко затронули духовную сферу человека. В последние годы происходит противоречивый процесс переоценки и переосмысления ценностных ориентиров. В наиболее затруднительной ситуации оказалось подрастающее поколение: с одной стороны, отвергаются прежние, неоспоримые ценности, с другой - настойчиво навязываются чуждые, сторонние ценности.

          Российское государство лишилось официальной идеологии. Сведенными к минимуму оказались и духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования.

           Но, поскольку школа является своеобразным микросоциумом, в ней, как в зеркале, отражаются некоторые негативные тенденции, проявляющиеся в обществе:

  • наблюдается снижение социальной активности, рост потребительского отношения к школе, к ее духовным ценностям, к саморазвитию в целом;
  • проявляется спад интереса к массовым школьным и внутриклассным мероприятиям, к общественной работе, к серьезным занятиям в системе дополнительного образования;
  • и вместе с тем проявляется повышенный интерес к бесцельному времяпрепровождению, к досуговым мероприятиям, не отличающимся высоким качеством и содержательностью;
  • достаточно высока степень эгоизма и индивидуализма у отдельных учащихся и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskaya_identichnost.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

    Тема:  Формирование гражданской идентичности на занятиях в объединении ОДОД «Умелые руки»

          Социально-экономические изменения в нашей стране глубоко затронули духовную сферу человека. В последние годы происходит противоречивый процесс переоценки и переосмысления ценностных ориентиров. В наиболее затруднительной ситуации оказалось подрастающее поколение: с одной стороны, отвергаются прежние, неоспоримые ценности, с другой - настойчиво навязываются чуждые, сторонние ценности.

          Российское государство лишилось официальной идеологии. Сведенными к минимуму оказались и духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования.

           Но, поскольку школа является своеобразным микросоциумом, в ней, как в зеркале, отражаются некоторые негативные тенденции, проявляющиеся в обществе:

  • наблюдается снижение социальной активности, рост потребительского отношения к школе, к ее духовным ценностям, к саморазвитию в целом;
  • проявляется спад интереса к массовым школьным и внутриклассным мероприятиям, к общественной работе, к серьезным занятиям в системе дополнительного образования;
  • и вместе с тем проявляется повышенный интерес к бесцельному времяпрепровождению, к досуговым мероприятиям, не отличающимся высоким качеством и содержательностью;
  • достаточно высока степень эгоизма и индивидуализма у отдельных учащихся и их родителей.

Изменения в социальной жизни нашей страны делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

         Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа,  а значит и сохранение ее в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полноценной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем. Духовность – это не роскошь, а вопрос выживания: быть или не быть Российскому государству.

Выбор данной темы для моей работы объясняется существованием противоречий:

  • между социальным заказом общества на формирование гражданской идентичности  и гражданской позиции личности, и отсутствием этих качеств у учащихся;
  • между знаниями учащихся о патриотизме и неумением им следовать в жизни;
  • между желанием делать добро и отсутствием умений или условий;
  • между объективной необходимостью в приобщении младших школьников к гражданской идентичности, а с другой стороны  недостаточной методической разработанностью этой проблемы в рамках образовательного учреждения;

Существующие противоречия между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками заставляют задуматься над вопросом: « Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его?» Очевидно, знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

         Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Передо мной стояла проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий.

       В современной жизни понятия «патриотизм», «нравственность» имея глубокие исторические корни, в наше время приобретают второе рождение как в обществе в целом, так и в системе российского образования. Нельзя быть подлинно нравственным человеком без любви к прошлому, будучи равнодушным к судьбам собственного народа, не зная истоков своего народа, не идентифицируя себя частью общества, в котором живешь.

       Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задачи первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...» 

     Формирование гражданской идентичности в наше время нельзя рассматривать без связи с народной педагогикой. Оно заложено в песнях, стихах, пословицах, поговорках, в традициях русского народа.

      Все эти основные нравственные ценности передаются от поколения к поколению: взаимопомощь, трудолюбие, патриотизм, мужество, верность, доброта.

       Данное направление способствует формированию и развитию ребёнка. Вызывает у детей положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие мира. Помогает развить любовь к своей Родине, к своему народу.

         Четыре года я работаю в объединении «Умелые руки» и считаю, что это прекрасная возможность для формирования у детей гражданской идентичности посредствам изучения народных промыслов и народной культуры русского народа. Так как система обычаев и традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.

       Актуальность программы объединения определяется, прежде всего, тем, что в современной России происходит рост национального самосознания разных народов, повышается интерес к своим культурным традициям, развивается культурное многообразие. Однако на этом фоне порой обостряются межнациональные противоречия, проявляются тенденции к распаду целостного культурного пространства России. В этой ситуации особое значение приобретает этнокультурное образование, в процессе которого не только распространяются знания об обычаях, традициях, культуре разных народов России, но и формируется уважительное отношение к ним, установки на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.

      Основная цель моей работы – приобщить младших школьников к народной культуре, вернуть им их великое прошлое, обратив их к своим корням, истокам и лучшим традициям русской нации, помочь им проникнуть в глубину русской души, русского характера, а значит самого себя. Что полностью соответствует стандартам нового поколения.

          Достижение поставленной мной цели реализуются в процессе решения следующих задач:

- открытие ученику целостного мира русской народной культуры;

-обучение мышлению, воспитания чувств, воли, формирование общечеловеческих качеств;

- воспитание любви к своим предкам, к своему роду, к своей малой и большой Родине в процессе творческого осмысления культурного наследия своего народа;

- создание условий для творческой реализации личности в процессе изучения народной культуры, включающей различные ее виды (народное декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество)

Программа предполагает:

Различные формы работы:

  • познавательные беседы;
  • индивидуальные и групповые занятия;
  • самостоятельное творчество;
  • практические занятия;
  • мастер – классы ( в том числе и с родителями).

Основные разделы программы:

  • Композиция.
  • Аппликация.
  • Лепка.
  • Роспись.
  • Конструирование из бумаги, картона, ткани.
  • Участие в выставках.

Направления работы:

  • Рукотворные и нерукотворные узоры.
  • Роспись и аппликация.
  • Различные виды орнаментов (растительный, геометрический, в национальной одежде)
  • Народная игрушка – традиционная и современная.(Лепка и роспись игрушек. Знакомство с культурой и искусством своего народа и родного города.)
  • Освоение пластичных художественных материалов (глина, соленое тесто) изучение произведений народного искусства, композиционных, стилевых и цветовых особенностей росписей.

      Культура - выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе.

          Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

         Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Народное искусство - это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

          Исследуя народные промыслы, ребята вникают в их нравственно-эстетический смысл, постигают душу народа, его культуру. Таким образом, решается главная задача - переход от человека образованного к человеку культурному.

     Изучение народных промыслов приведет не только к осознанию ребенком своей принадлежности к России, но и увеличит уровень любви к ней, благодаря рефлексии над ее уникальностью как территориально-духовного образования, объединяющего под своим крылом множество самых различных наций, народов, этносов и культур.

        При выполнении практической творческой работы обучающиеся обретают навыки создания собственных проектов-импровизаций на основе образов народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов и т. д.); овладевают навыками работы в конкретном материале; учатся объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера своей школы или других декоративных работ.

        Помимо осознания себя как часть единого большого целого (России), ребенок может понять важность семьи в становлении человека. Из-за того, что народные промыслы в основном были основаны на семейном труде, ребенок осознает важность семьи, что тоже является одной из целей образования по программе ФГОС.

        Следует также отметить, что посредствам изучения народных промыслов ребенок узнает больше об истории страны, что является особенно важным в контексте исторического образования школьника. Приобщение к народным промыслам поможет ребенку развить свои эстетические чувства, любовь к прекрасному.

      Содержание кружковой работы, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства русского народа. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

       Продуктивной является проектно-исследовательская работа, которая дает возможность детям получить и информационные знания и практические навыки. Так, например, проект «Неделя ремесел» дал возможность:

  • познакомиться с географией родной страны (Вологодское кружево, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, и т.д.);
  • народными традициями различных регионов;
  • историей развития народных промыслов;
  • секретами мастерства художников;
  • освоить различные техники для изготовления изделий.

Проект «Народные праздники» способствовал:

  • формированию ценностного отношения к народным традициям;
  • изучить традиционные детали национальных костюмов, предметы быта, украшения;
  • практическому освоению языка различных видов искусства (поэтического, музыкального, хореографического и прикладного);
  • формированию житейского представления о борьбе добра и зла.

       Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира.

         В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.

        Резюмируя, необходимо сказать, что изучение народных промыслов является очень важным и интересным для ребенка проектом, поскольку при должном уровне проведения приведет к тому, что ребенок сможет сформировать в себе базис для будущего становления настоящим гражданином России: патриотичным, толерантным и нравственным.

       Таким образом, формирование нравственного сознания младших школьников через изучение истории и культуры своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от учителя настойчивости, последовательности и большого терпения. Начальная школа – это только первый этап. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности младших школьников

Отчет по организации опытно - экспериментальной работы кафедры учителей начальных классов....

Формирование гражданской идентичности

Формирование гражданской идентичности...

Формирование гражданской идентичности у младших школьников на уроках окружающего мира.

Обобщение педагогического опыта. В статье описывается опыт работы над проектом "Мой город детства и мечты отсюда родом я"К сожаления размер презентации большой, не загружается. Если материал интересен...

Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в поликультурной среде младших школьников (публичное выступление).

Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в поликультурной среде младших школьников. Задачи: •Предметные – формирование художественного вкуса и любви к прекр...

Формирование гражданской идентичности на уроках изобразительного искусства в 4 класс

Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отно...

занятие в объединении ОДОД ""умелые руки" по теме:«Рисование» пластилиновыми жгутиками. Хохломская роспись.

Цель занятия:познакомить с народным промыслом – хохломской росписью, создать условия для сформирования гордости за причастность к культуре России.Задачи:1.сформировать представления о ...