Формирование гражданской идентичности младших школьников
статья по теме
Отчет по организации опытно - экспериментальной работы кафедры учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России. В Концепции модернизации образования на период до 2010 года указывается, что воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности...
Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Достижение гражданской идентичности – важная задача развития личности. Поэтому о становлении гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе.
В МОУ гимназия №67 учителя начальных классов в течение многих лет работали над проблемой гражданского образования у школьников и всегда были заинтересованы в обобщении и углублении опыта по данному направлению, его теоретической обоснованности и его диссеминации. Поэтому, в 2009 году на базе гимназии начала работать опытно - экспериментальная площадка «Формирование гражданской идентичности у младших школьников».
Цель исследования: исследование влияния курса «Гражданское образование в начальных классах» на формирование гражданской идентичности у младших школьников.
Гипотеза исследования: содержание и технология курса «Гражданское образование в начальных классах» позволяет формировать различные компоненты гражданской идентичности у младших школьников (когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-ориентировочный, деятельный).
Задачи исследования:
1.Определение понятия «гражданская идентичность». Выявление объективности теоретических основ данного процесса.
2.Модификация курса «Гражданское образование в начальных классах» для реализации целей и задач, направленных на внедрение в практику начальной школы Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
3.Создание банка педагогических ситуаций как основы определения уровня сформированности гражданской идентичности у младших школьников.
Методы исследования. В ходе решения поставленных задач и проверки гипотезы, были использованы следующие методы исследования:
– теоретические: научно-теоретический анализ, обобщение, сравнение и синтез педагогической, психологической, социологической, методической литературы по исследуемой проблеме; изучение нормативно-правовых документов по гражданскому и патриотическому воспитанию;
– эмпирические: опытно-экспериментальная работа, опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа, использование тестов для оценки эффективности разработанной нами программы воспитания; методы статистической обработки результатов исследования.
В эксперименте принимают участие 4 педагога школы: заместитель директора по УВР Бак М.Л., учителя начальных классов: Гуринович Н.Ф., Калачева Е.В., Шептушкина Е.А.
Для педагогов проводился историко-педагогический экскурс в проблему становления и развития гражданской идентичности, осуществлялся теоретический анализ современных концепций гражданского воспитания; изучалась нормативно-правовая документация, обеспечивающая гражданское образование и воспитание в РФ; обсуждалось педагогическое мастерство и педагогическая техника. Упор делался на то, что предметы гуманитарного цикла и внеклассная деятельность обладают большим потенциалом в формировании гражданственности в условиях учебно-воспитательного процесса.
Воспитание младшего школьника как гражданина и патриота своей страны проходит в гимназии на внеклассных занятиях по курсу «Гражданского образования». Продуман дифференцированный подход к учащимся разных параллелей, как в содержании, так и в методах работы.
Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания.
Психологи считают, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.
Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:
Когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);
Ценностно-смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);
Эмоциональный (принятие или неприятие своей принадлежности);
Деятельностный (поведенческий – гражданская активность).
Очень важным в формировании гражданской идентичности является подбор методического материала для предмета воспитательной ориентации «Гражданское образование», на уроках которого учащиеся знакомятся с традициями, укладом жизни народов и, конечно, русского народа.
Содержательная структура урока состоит из новых для детей сведений:
- о духовных основах русской культуры,
- из чтения и обсуждения отрывков из классических произведений литературы назидательного характера,
- знакомства детей с пословицами, поговорками нравственного характера,
- рассматривания произведений художественного творчества.
И даже если ученик не все запомнит и не всегда поймет глубинный смысл того или иного живописного сюжета. Главное, у ребенка останется чувство соприкосновения с прекрасным, с величием Родины. А это необходимо детям для их эмоционального и социального взросления.
Формирование гражданской идентичности – дело благородное, значимое и серьезное. Детская душа чутко прикасается к волшебному источнику, который мы им предлагаем, и из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству.
Педагогический коллектив гимназии, работая по теме «Формирование гражданской идентичности» продолжил обобщение накопленного опыта и представление его в общедоступной форме в виде разработок уроков, методических материалов, сценариев и т.д. Все собранные материалы отражают возможности расширения образовательного и воспитательного пространства путем внедрения информационных технологий в работу школы средствами учебного предмета.
В течение года учителями проведены следующие мероприятия:
№ | Тема мероприятия | Уровень | Исполнители |
1 | Открытые внеклассные мероприятия в 1 классах для воспитателей ДДОУ | Район | Гуринович Н.Ф. Калачева Е.В. |
2 | Мастер-класс по работе с интерактивной доской по теме «Отчизны славные сыны» | Гимназия | Калачева Е.В. |
3 | Выступление на педсовете «Социальное проектирование – как средство гражданско-патриотического воспитания школьников» | Гимназия | Гуринович Н.Ф. |
4 | Международная научно-практическая конференция «Формирование гражданской идентичности у младших школьников» | Международный | Учителя кафедры |
5 | Участие в педагогических чтениях «Растить гражданина» | Район | Куликовская О.П. |
6 | Педагогические чтения «Инноватика в образовании-инвестиции в будущее» | Гимназия | Учителя кафедры |
7 | Городской творческий конкурс «Счастливы вместе» | Город | Гуринович Н.Ф. Калачева Е.В. Шептушкина Е.А. Бодрягина Ю.Б. Кирсанова А.А. |
8 | Конкурс «Дети, творчество, Родина» (фотографии) | Областной | Учителя кафедры |
9 | Сотрудничество с библиотекой района (им. Белинского), проведение библиотечных уроков | Район | Гуринович Н.Ф. Калачева Е.В. Шептушкина Е.А. Спирина Н.А. Куликовская О.П. |
10 | Посещение тематических выставок музея Московского района | Район | Учителя кафедры |
11 | Конкурс рисунков «Милой мамочки портрет» «Я люблю эту землю» «Моя семья» | Район | Гуринович Н.Ф. Калачева Е.В. Шептушкина Е.А. Спирина Н.А. |
12 | Конкурс «Овеянный славой наш флаг и герб» | Район | Гуринович Н.Ф. Калачева Е.В. Шептушкина Е.А. Бодрягина Ю.Б. Кирсанова А.А. |
13 | Участие в городской акции «Лучший урок письма» | Город | Кирсанова А.А. |
14 | Тематические уроки -А.Невский -М.Ломоносов | Районный | Учителя кафедры |
15 | Выставка технического творчества учащихся | Районный | Учителя кафедры |
16 | Литературно-музыкальная композиция для начальной школы «Маленькие дети большой войны» | Гимназия | Бодрягина Ю.Б. |
17 | Конкурс рисунка «Я рисую мир» | Областной | Бодрягина Ю.Б. Кирсанова А.А. |
18 | Конкурс на лучшую марку «Год учителя» | Всероссийс кий | Бодрягина Ю.Б. Кирсанова А.А. |
19 | Конкурс «Я помню! Я горжусь!» | Всероссийс кий | Гуринович Н.Ф. Калачева Е.В. Шептушкина Е.А. Бодрягина Ю.Б. Кирсанова А.А. |
20 | Литературный конкурс «Мы достойные внуки Великой Победы» | Всероссийс кий | Кирсанова А.А. |
21 | Конкурс рукописной книги к 150 -летию А.П.Чехова | Международный | Бодрягина Ю.Б. Кирсанова А.А. |
22 | Конкурс творческих работ «Учительница первая моя» | Район | Шептушкина Е.А. Спирина Н.А. Куликовская О.П. Бодрягина Ю.Б. |
23 | Патриотическая акция музея Московского района «Дети войны» | Район | Шептушкина Е.А. Бодрягина Ю.Б. Кирсанова А.А. |
24 | Конкурс рисунков «Я, школа и друзья» | Международный | Учителя кафедры |
25 | Конкурс стихов «Волшебное перышко» | Всероссийс кий | Кирсанова А.А |
26 | Конкурс рисунков и сочинений «Мой любимый Нижний» | Район | Учителя кафедры |
27 | Классные часы | Гимназия | Учителя кафедры |
Особое место в воспитании гражданской идентичности младших школьников в МОУ гимназия №67 занимает школьный музей. На основе работы музея боевой славы 35-й Слонимско-Померанской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова II степени механизированной бригады в МОУ гимназии № 67 реализуется программа патриотического воспитания «Эта память - наша совесть», разработанная в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
И хотя программа ориентирована на школьников средней ступени и старшеклассников, для учащихся младшей школы разрабатываются многие экскурсии, акции, встречи, конкурсы.
Но учащиеся гимназии не только посещают экскурсии, подготовленные старшеклассниками, но и сами с удовольствием участвуют в жизни музея:
- готовят экспозиции военной техники,
- участвуют в акциях, организованных активом музея.
Любимой стала акция «Забота», где дети осуществляют:
- помощь ветеранам по месту жительства,
- заботу о памятном знаке у здания гимназии,
- уход за зелёными насаждениями,
- поздравление ветеранов с праздниками,
- участие в праздничных концертах, посвящённых Дню победы.
К 65-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне учащиеся начальной школы принимают активное участие в пополнении фондов музея, собирая материал для лекций на темы:
- «Орден в твоём доме»,
- «Человек на войне» и др.
Учащиеся начальных классов используют материал о своих родственниках - участниках войны, работников тыла, готовят альбомы о своих бабушках и дедушках, фото - альбом о параде в День победы.
Эта работа помогает ребятам ближе познакомиться с памятниками истории, героями города и т.д.
Интерес к истории своего родного города учителя гимназии формируют, проводя работу по направлению «Я - Нижегородец».
Цель данного направления - изучение исторического, культурного и духовного наследия Нижнего Новгорода.
Педагогический коллектив кафедры начального обучения гимназии ставит перед собой следующие задачи:
1. Расширять знания учащихся об исторических местах, памятниках и
о знаменитых земляках Нижнего Новгорода;
2. Формировать чувство гордости за родной город;
3. Развивать коммуникативные навыки;
4. Формировать умения работы с материалами по краеведению и творческого подхода к их изучению (разработка конкурсов, викторин, кроссвордов, презентаций, виртуальных экскурсий и т. д.).
Для изучения истории Нижнего Новгорода, памятников исторического и культурного наследия используются и внеклассные занятия по курсу «Гражданского образования»
Этот курс также ориентирован на воспитание младшего школьника как гражданина и патриота своей страны.
На первом году обучения по данному курсу в УМК «Кораблик» включены следующие занятия: «Нижний Новгород, его основание», «Нижегородская ярмарка», «Народные промыслы Нижегородской области», «Современный Нижний и его достопримечательности», «Волга – великая река».
Второй год обучения по пособию «Жар – птица» содержит раздел «Над российскими просторами», в котором следующие темы: «Народные мастера», «Отчизны славные сыны», затрагивающие подвиг нижегородцев Минина и Пожарского.
В работе по данному направлению также используются разные, как и урочная форма работы. На уроках предмета «Окружающий мир» используется краеведческий материал.
Учащиеся готовят сообщения, доклады, презентации об основании Нижнего Новгорода, строительстве кремля и его архитектуре, о народном ополчении 1612 года и его вдохновителях и т.д.
Формировать познавательный интерес помогают интегрированные уроки окружающего мира с литературным чтением, с изобразительным искусством («Максим Горький», «Горьковчане - фронту», «Кремль - колыбель города», «Улицы любимого города», «Нижегородские промыслы», и т.д.), а также уроки инновационного плана: урок - игра, урок - праздник, урок – экскурсия, где удачно используется приём драматизации.
Самой популярной внеурочной формой работы является экскурсия.
Группой учителей, работающих в рамках площадки, совместно с учителями кафедры разработан план экскурсионных поездок по Нижнему Новгороду и области.
В 1-2 классе осуществляются поездки по городу, знакомство с архитектурой кремля, а также знакомство с промыслами Городца, Семёнова. Это экскурсии: «Кремль и его легенды», «Дмитриевская башня», «Выставка военной техники в кремле»;
- «Городец – в гости к мастеру» с мастер - классом по изготовлению свистулек; «Городецкая роспись» и «Городецкая золотая вышивка» с осмотром музеев, «Семёновская игрушка»;
- «Музей народного зодчества на Щёлковском хуторе».
Для 3-4 класса более серьёзные экскурсии: «Церкви Нижнего Новгорода»;
- «Промышленный Нижний» (посещение завода «Красное Сормово», Сормовской кондитерской фабрики, фабрики «1 мая», музея истории ГАЗ, музея паровозов ГЖД);
- «Домик Кашириных», «Максим Горький в Нижнем», «Болдинская осень».
В экскурсионный план входит посещение музея Московского района и различных выставок на его базе (выставка народного костюма). Перед экскурсией учащиеся пишут сообщения о предмете экскурсии, находят необходимую информацию.
Итогом становятся творческие работы: сочинения, отзывы, стихи, рисунки, кроссворды, презентации, фотоальбомы.
Таким образом, глубокое изучение предмета экскурсии, сама экскурсия и итоговые работы о личных впечатлениях, переживаниях, помогают ученику осознать свою принадлежность к истории родного города, создают условия для воспитания чувства любви к малой Родине.
В силу особенностей младшего школьного возраста, приоритет отдаётся внеурочной форме работы. Педагогами кафедры начального образования разрабатываются и проводятся тематические классные часы, затрагивающие основные исторические события, знания основных прав и обязанностей гражданина, знания ценностей и истории семьи, профессии родителей и т.п. Особую роль при проведении классных часов учителя отводят игровой деятельности. При помощи банка педагогических ситуаций, созданного учителями, дети могут в игровой форме на своем опыте пережить различные ситуации. Они получают начальный эмоциональный опыт, который пробуждает интерес к какой-либо проблеме, учатся работать в коллективе, учатся аргументировано высказывать свое мнение. Игра мотивирует и последующую работу. Также проводятся и викторины, КВН по параллелям, конкурсы газет.
Результаты своей работы учителя представили 19 марта 2010 года на международной научно-практической конференции «Формирование гражданской идентичности младших школьников».
В работе конференции принимали участие сотрудники кафедры начального образования НИРО, учителя начальных классов школ города Н. Новгорода и Нижегородской области, гимназия №122 г. Казани, многопрофильная гимназия №5 «Тандау» г. Кокшетау, Казахстан.
Конференция носила практическую направленность. Учителями были представлены фрагменты традиционных уроков, уроков с использованием интерактивной доски, фрагменты внеклассных мероприятий, разнообразные упражнения, презентации учебного проекта, творческие работы детей и родителей. Была организована выставка работ учителей и учащихся по данной теме.
Подводя итоги конференции, были сделаны выводы - работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников помогает нам воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:
· он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества;
· владеет культурой общения, коммуникативен, бережно относится к общечеловеческим ценностям;
· умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, честен, настойчив в преодолении трудностей;
· способен к сознательному управлению своим поведением;
· обладает уверенностью в себе, чувством достоинства, положительной самооценкой
Коллектив кафедры начального обучения, проанализировав свой опыт работы, сделал вывод, что задачи по формированию гражданской идентичности наиболее эффективно могут быть решены, когда на уроках и во внеурочной деятельности устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения связывается с культурными традициями прошлого. Такой подход в деле формирования гражданской идентичности создаёт условия для социализации растущей личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
Основные результаты нашего исследования могут быть сформулированы следующим образом:
1. Одним из условий воспитания младшего школьника
- любящего свою Родину, не разделяющего мир на «своих» и «чужих», уважающего историю и культуру каждого народа;
- активно познающего мир, умеющего учиться, способного к организации своей деятельности, готового к преодолению трудностей;
- уважающего и принимающего ценности семьи и общества;
- доброжелательного, умеющего слушать и слышать партнера, уважающего свое и чужое мнение, принимающего решения с учетом позиций всех участников, умеющего дружить и сотрудничать;
- готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
- ориентированного в событиях, происходящих в мире, стране, своем городе, школе;
- разделяющего установки безопасного, здорового образа жизни
является формирование гражданской идентичности.
2. Основными педагогическими результатами являются повышение уровня гражданской позиции; улучшение коммуникативных навыков; повышение уровня успешной адаптации учащихся в социуме.
3.Необходимо разработать комплексную программу, способствующую формированию гражданской идентичности в условиях учебно-воспитательного процесса.
Председатель кафедры учителей начальной школы: А.А.Кирсанова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/06/picture-657319-1446799766.jpg)
Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.
Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размываниенравственных ориентиров личности. У современных детей искажены п...
Формирование гражданской идентичности младших школьников через внеурочную деятельность.
В статье я рассказываю о том, какие занятия внеурочной деятельности я провожу в начальных классах. "Учусь создавать проект", "Путешествие в мир профессий", "Мой компьютер"- эти занятия необходимы для ...
Формирование гражданской идентичности младших школьников
выступление на совещании по теме "Формирование гражданской идентичности младших школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/02/picture-787585-1462217758.jpg)
Формирование гражданской идентичности младших школьников
Формирование гражданской идентичности младших школьников через проектную и исследовательскую деятельности ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/25/picture-637432-1432575793.jpg)
«Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения»
Формирование гражданской идентичности личности является одной из главных задач социализации в младшем школьном возрасте....
Доклад на тему: Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения.
Доклад на тему: Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/27/picture-375591-1677494493.jpg)
Практики успешной внеурочной деятельности формирования гражданской идентичности младшего школьника
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни- это необходимост...