занятие в объединении ОДОД ""умелые руки" по теме:«Рисование» пластилиновыми жгутиками. Хохломская роспись.
методическая разработка (2 класс)
Цель занятия:
познакомить с народным промыслом – хохломской росписью, создать условия для сформирования гордости за причастность к культуре России.
Задачи:
1.сформировать представления о понимании красоты народного творчества и традиций в русской культуре,
2.создать условия для развития интереса к истокам культуры своей страны,
3.формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям и промыслам русского народа,
4. научить оформлять разделочную доску с помощью пластилиновых жгутиков в стиле хохломской росписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_odod.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Рисование» пластилиновыми жгутиками. Хохломская роспись.
Место: ГБОУ СОШ №276
Время:13.02.2017 г.
Цель занятия:
познакомить с народным промыслом – хохломской росписью, создать условия для сформирования гордости за причастность к культуре России.
Задачи:
1.сформировать представления о понимании красоты народного творчества и традиций в русской культуре, 2.создать условия для развития интереса к истокам культуры своей страны,
3.формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям и промыслам русского народа,
4. научить оформлять разделочную доску с помощью пластилиновых жгутиков в стиле хохломской росписи.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация, предметы народных промыслов, клеенки, пластилин,
Технологическая карта занятия
№ п/п | Этапы | Деятельность преподавателя | Деятельность детей | Примечание |
Организационный | В золотые ворота Проходите, господа! Первый раз пройдем – Всех друзей проведем. На второй же раз Не пропустим вас! (видеоряд с музыкой) 2. -Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы! Рада вас видеть на веселой ярмарке. Проходите, не стесняйтесь, удобнее располагайтесь! | Дети заходят в кабинет Хоровод | Возможен «Ручеек» (взрослые встречают детей | |
Подготовительный (актуализация знаний) | - Посмотрите на нашу ярмарочную выставку. -Как можно назвать предметы, которые вы видите? -Выберите только те предметы, которые изготовлены из глины. К какому промыслу они относятся? - Выберите только те предметы, которые изготовлены из дерева. К какому промыслу относятся? - Предметы быта какого промысла остались на прилавке? - Название каких народных промыслов вы еще знаете? - А сможете ли вы их узнать? | Предметы домашней утвари Предметы народных промыслов Гжель, дымка Хохлома, городец Жостово Выполняют задание из презентации | ||
Сообщение темы занятия | - Какой промысел вобрал в себя и богатство летнего разноцветья, и щедрость русской осени? Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, - что же это? - Не просто так мы обратились к хохломской росписи. Предлагаю открыть свою творческую мастерскую . - Хохлома! – какое странное и веселое слово. Прислушайтесь, какой звуковой ряд выстраивается? В нем и смех слышится, и восхищенное – Ох! И восторженное Ах! - Как вам кажется, какие должны были быть люди, которые придумали такую чудесную роспись? | Хохлома Веселыми Интересными Трудолюбивыми | ||
Вступительная беседа | Все предметы которые мы видели на нашей ярмарке, относятся к декоративно-прикладному искусству. Это вид искусства, произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно – эстетическими свойствами, но в, то, же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначенные для украшения… ” Термин “декор” происходит от латинского “украшаю”. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. - А у вас дома есть предметы декоративно- прикладного искусства? Назовите . | |||
Рассказ о хохломе Разнообразие форм | - Что вы знаете о хохломе? - Почему так назвали? Как появилась? - А хотите узнать? (фильм) На Руси из поколения в поколение передавались тайны и секреты мастерства. С течением времени искусство совершенствовалось. Хохломской росписи , о которой мы будем говорить, более 300 лет. Сказка Давным-давно от царской немилости сбежал в леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Из дерева он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал он кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла — надо было лететь дальше. Когда она улетала, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, — и стала та золотой. (содержание фильма) На Руси всегда было много лесов. Древесину использовали как для постройки домов, церквей так и для изготовления мебели, посуды. Деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина и в царском обиходе. Раньше деревянную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для крестьянина. Однако народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться ею могли и крестьяне. (после фильма) Своё название промысел получил от большого торгового села Хохлома, куда крестьяне свозили для продажи свой товар. - Обратите внимание на разнообразие форм разделочных досок. Но чем они еще отличаются? - Фон изделия зависел от вида росписи и фантазии художника. Была верховая роспись и фоновая. До того как изделие, выполненное мастерами хохломы, попадет в руки покупателя, оно проходит 52 операции, потому что была дешёвой. (мультфильм про изготовление хохломской посуды) - Кто запомнил, сколько раз посуда попала в печь? - Какие еще этапы работы вы запомнили? (работа с карточками на доске: восстанови последовательность) | фоном 3 раза Грунтовка жидкой глиной (8 часов сохнет) Сушка +160 Грунтовка олифой (несколько слоев) Сушка Грунтовка алюминиевой пудрой Нанесение рисунка Покрытие лаком Сушка | ||
Практическая работа
| - Какие отличительные особенности хохломской росписи вы можете назвать? - Как называются элементы хохломской росписи? (работа с презентацией) - Проверим свои знания (задание: назови элемент) | Много завитков ягодки | ||
Анализ образца Работа с шаблоном
| Итак, мы уже много узнали о хохломской росписи. Можно сказать, что закончили маленькие курсы мастеров – ремесленников. Пора приступать к работе. - А что же мы будем делать? - Мы будем «расписывать» разделочную доску? - Как же мы будем «расписывать», если у нас «Умелые руки», а не изостудия? - Посмотрите на мою работу и догадайтесь. - с помощью чего формы ваших изделий смогут стать одинаково красивыми? - из какого материала будем вырезать? - чем выполнять «рисунок»? Но прежде, надо составить план нашей работы. С чего же мы начнем? - готово ли рабочее место? - какие материалы понадобятся? (еще раз рассмотреть доски, обратить внимание на фон: черный или желтый - Как избежать такое количество грунтовок и сушек, чтобы наше изделие было золотым (желтым) или имело черный фон? - возьмите картон и с помощью шаблона определите форму будущего изделия. - вспомним правила работы с ножницами и вырежем по контуру основу. - чтобы работать было легче, можно смоделировать наше изделие с помощью элементов хохломской росписи, которые спрятаны в шкатулках. - еще раз вспомним последовательность выполнения узора: 1.ведущий стебель – криуль 2. усики, травинки, осочки 3. ягодки , … - Вам понадобиться много пластилиновых жгутиков. С техникой их выполнения вы уже знакомы: отрезаем с помощью стека небольшой кусочек пластилина, размягчаем его и начинаем раскатывать , как тесто. - посмотрите, как сделать листочки из шариков и ягодки (показ через документ камеру) | 1.Подготовка рабочего места. 2.Отбор материалов, инструментов, приспособлений. Материалы: картон, пластилин Инструменты: ножницы, стек. 3.Работа с шаблоном. Взять желтый или черный картон 4.Правила техники безопасности при работе с ножницами. 5.Моделирование изделия. 6.Выполнение «рисунка» с помощью пластилиновых жгутиков. 7.Художественное оформление изделия. 8.Выставка работ | Экономичное расходование картона | |
Итоговый (выставка работ) Рефлексия | Славилась Россия чудо-мастерами, - мы сегодня поработали в творческой мастерской молодых ремесленников. - как вы думаете, получилось у нас расписать доски в стиле хохломской росписи? - как бы вы оценили свою работу? - понадобятся ли в жизни вам эти знания? - где можно использовать наши изделия? | |||
Спасибо за работу, до свидания | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по изобразительному искусству на тему "Хохломская роспись" 3 класс
Тема. "Роспись по дереву. Хохломская роспись".Цель. Научить передавать характер декоративных форм.Оборудование. Гуашь, бумага, кисти, листы тонированной бумаги (желтого цвета), шаблоны разных цветов, ...
презентация "Хохломская роспись"
Для использования на уроке ИЗО в 1 классе.Показать учащимся хохломскую роспись, элементы росписи....
Урок рисования - "Хохломская роспись"
Хохломская роспись - это самобытный русский народный промысел, существующий более трехсот лет, уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. На данном уроке дети познакомя...
Конспект урока для 1 класса по теме "Хохломская роспись. Роспись изделия." +презентация
Цель: содействовать эстетическому восприятию и оценке учащимися хохломской росписи в украшении разных предметов быта.Планируемые результаты:Личностные: развивать образное мышление у учащихся, а также ...
Формирование гражданской идентичности на занятиях в объединении ОДОД «Умелые руки»
Социально-экономические изменения в нашей стране глубоко затронули духовную сферу человека. В последние годы происходит противоречивый процесс переоценки и переосмысления ценностных ориентиров. В наиб...
Декоративная роспись. Хохломская роспись.
Конспект урока по теме " Декоративная роспись. Хохломская роспись"....
Конспект открытого занятия в объединении "Чудо-краски". Тема: "Рисование первоцветов"
Занятие проходило в предверии прекрасного весеннего праздника 8 марта. Занятие проходило в обединении "Чудо-краски", с обучающимися начальной школы. Педагог познакомил детей с ко...