Организационный момент. Мотивировать обучающихся к внеурочной деятельности путём создания комфортной атмосферы в классе.
2. Определение темы и задач занятия.
Цель: актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний по данной теме; пробуждение интереса к изучаемой теме; обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний; пробуждение ученика к активной деятельности.
3. Путешествие в страну «Фразеология». Цель: активное получение новой информации; её осмысление и соотнесение новой информации с собственными знаниями; Отслеживание процесса познания и собственного понимания.
Физкультминутка
Продолжение путешествия.
Итог занятия.
Рефлексия.
Цель: целостное осмысление и обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу. |
Формирование учебной мотивации.
Совершенствуем уровень развития речи.
Прогнозируем предстоящую работу. Оцениваем свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Формирование умения строить монологическую речь.
Формирование умения слушать и оценивать речь одноклассников.
Формирование умения согласованно работать в группе.
Формируем умение анализировать свою деятельность.
Формируем умение делать выводы, на основе ранее полученных знаний.
Формируем умение согласованно работать в группе, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
Формируем умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме
Формируем умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Совершенствуем уровень развития речи.
Формируем умения согласованно работать в группе: учёт разных мнений и умение обосновать собственное; умение договариваться, находить общее решение.
Формируем ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Развиваем внимание.
Совершенствуем уровень развития речи.
Совершенствуем речевую культуру школьников, воспитываем чувство ответственности по отношению к слову.
Совершенствуем понятийный аппарат.
Совершенствуем уровень развития речи. Формируем умения анализировать свою деятельность.
Развиваем умение учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи.
Формируем умения работать с текстом.
Воспитание чувства ответственности за свою работу.
| Сценка «Кум и Кума». Действующие лица: Кума, Кум. - Здорово, Кум! - Здорово, Кума! - А чаво это, кума, у тебя нонче в горнице народу, что сельдей в бочке? - Да вот свалились как снег на голову, сидят, хлопают глазами, уши развесили и слухают, о чём мы с тобой лясы точим. - Да ты не ходи вокруг да около, говори в глаза, чаво за собрание у тебя нонче? Я давеча в лавке был и краем уха слыхал, что к тебе дюже умные люди понаехали. - Умны, не умны - это ещё на воде вилами писано. Коли начнут из пустого в порожнее переливать, то я им так и скажу: роса долой, и вы домой! - Ты чаво это мне зуба заговариваешь, ты давай раскрывай карты, каку опять тематику задумала. Меня за нос водить не надо, я чую, что ты чаво – то темнишь. - А ты пристал как банный лист, и думать мешаешь. Я уж всю голову сломала, никак вспомнить не могу енто слово мудрёное, об чём говорить – то будем. Не голова, а прямо решето! -Подскажите нашим героям, о чём же мы сегодня будем говорить? Слайд 1 Какие задачи нам предстоит решить? Слайд 2 - Слова, как люди, живут – поживают себе поодиночке, выполняют свою работу, но в какой – то момент, когда возникает в этом необходимость, слова, опять же как люди, объединяются друг с другом и рождаются неделимые сочетания, которые называются фразеологизмами. Слова вдруг теряют свои прежние значения Например, были слова: вода, не разлить, а фразеологизм не разлить водой обозначает уже совсем другое – быть очень дружным, неразлучным. -Для чего они нужны? История возникновения их разнообразна. Слайд 3 Одни фразеологизмы возникли в результате наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Из кожи вон лезут, белые мухи , зарубить на носу); Много фразеологизмов возникло в условиях различных профессий ( трещит по швам, поставить в тупик, нос по ветру держать) Другие связаны с мифологией и реальными историческими и бытовыми событиями (как, Мамай прошёл, водить за нос); Некоторые вышли из песен, сказок, загадок, литературно – авторских произведений (а воз и ныне там, за тридевять земель) Я приглашаю вас в удивительную страну ФРАЗЕОЛОГИЮ. Остановка «Профессии» Слайд 4 Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота Остановка « Фразеологический зоопарк.» Слайд 5 Восстановите фразелогизм, добавив картинку –слово
Голоден как | Волк. | Изворотлив как | Уж | Неуклюж как | медведь | Колюч как | Ёж |
Хитёр как | Лиса | Здоров как | Бык | Нем как | Рыба | Болтлив как | Сорока |
Упрям как | осёл | Труслив как | заяц | Надут как | индюк | Грязный как | свинья |
Существуют в нашем языке фразеологизмы с одинаковыми словами, но имеют разное значение. Остановка "Одинаковые слова Слайд 6 Вставить в фразеологические обороты пропущенные одинаковые слова. Попробуйте объяснить их значение . а) Из ... вон плохо . Сбыть с …… . Мастер на все ……. Сидеть сложа ….. . Слайд 6 б) …… разбегаются. Строить ….. . Не в бровь, а в ……. . ….. на лоб лезут . Слайд7 в) Как с гуся …. . Тише ... ниже травы. Много ...утекло. Выйти сухим из ..... . Слайд 8 Остановка «Значение» Слайд 9 Некоторые фразеологизмы звучат по разному, но значения у них одинаковые Найдите фразеологизмы со значением: а). «бездельничать» б). «обманывать» в). «быстро» Для каждой группы свой фразеологизм. 1.сломя голову 6. водить за нос 2.сидеть сложа руки 7. во весь дух 3.втирать очки 8. вводить в заблуждение 4.гонять лодыря 9. высунув язык 5.бить баклуши 10. со всех ног
Проверка Слайд 10
Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду раздавать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять. - Встанем, как аршин проглотили. - Проголосуем обеими руками. - Согнемся в три погибели. - Попрыгаем, как заяц. - Дадим задний ход. - Посмотрим друг другу в глаза. - Сделаем хорошую мину при плохой игре. - Разведем руками. - А теперь - руки в брюки. - Подержим нос по ветру. - Намылим друг другу голову. Но в ногах правды нет, занимайте свои места.
Следующая остановка "Что это?" . Попробуйте заменить это высказывание крылатым выражением. а)Его вешают, приходя в уныние; Его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. б)Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают; не бельё, а их развешивают. в)Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. Остановка Фразеологизмы - синонимы. Слайд 11 Соединим стрелкой пары фразеологизмов-синонимов. Они выражают одно общее понятие. в двух шагах морочить голову пускать пыль в глаза рукой подать как ветром сдуло утереть нос заткнуть за пояс не успел глазом моргнуть.
Остановка Фразеологизмы-антонимы. Соедините фразеологизмы противоположные по смыслу. Слайд 12 как кошка с собакой хоть пруд пруди по пальцам пересчитать душа в душу держать язык за зубами точить лясы
Остановка. Творческая. Слайд 13
Вставим в каждое предложение подходящий по смыслу фразеологизм из слов для справок. Ученик сидел на уроке…, потому что накануне он …. и не подготовил задание. Учитель ему вопрос задаёт, а он … . … досидел ученик до конца урока. От стыда он готов был …
Справка: пальцем не пошевелил, сквозь землю провалиться, как на иголках, словно воды в рот набрал, с горем пополам. Проверка. Слайд 14
Какая основная работа фразеологизмов?
Оцените свою работу используя фразеологизмы. Слайд 15 Молодцы. Слайд 16 Спасибо за урок.
|
Самоконтроль готовности к занятию
Смотрят сценку, предполагая тему занятия.
Определяют тему занятия. Высказывают предположения о задачах занятия.
Отвечают на вопросы
Высказывают свои предположения. Сообщения детей о группах фразеологизмов.
Знакомятся с историей возникновения некоторых фразеологизмов. Слушают сообщения одноклассников.
Работают в группах. Определяют профессию, доказывают свой ответ.
Находят соответствующую картинку, опираясь на ранее полученные знания. Приклеивают найденную картинку на свою карточку.
Работают в группах
Составляют и записывают полученные фразеологические обороты
Подбирают фразеологизмы к словам. Работая в группе, находят соответствие фразеологического оборота со словом.
Выполняют движения
Производят замену фразеологических оборотов обыкновенным высказыванием в прямом значении.
Вспоминают что такое синонимы. Находят фразеологизмы – синонимы, с опорой на ранее полученные знания. Вспоминают, что такое антонимы.
Находят фразеологизмы – антонимы.
Читают текст. Вставляют в него подходящие фразеологические обороты, опираясь на ранее полученные знания. |