Рабочая программа.Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия (1 класс)
рабочая программа (1 класс)
Цель рабочей программы коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ, повышение самостоятельности и расширение возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obyazatelnye_individualnye_i_gruppovye_korrektsionnye_zanyatiya1_klass.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
« Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия»
( 1 класс, домашнее обучение)
Составила: Таланова Светлана Павловна.
2018 – 2019 учебный год.
Пояснительная записка.
Цель коррекционной работы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ, повышение самостоятельности и расширение возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Программное содержание.
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.
Разделы:
- тактильно-двигательное восприятие;
- развитие моторики, графомоторных навыков;
- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- кинестетическое и кинетическое развитие;
- развитие слухового восприятия;
- восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- восприятие пространства;
- восприятие времени.
Раздел «развитие тактильно-двигательного восприятия.» Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» :
- расширяет двигательный опыт учащихся
- развивает умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога
- укрепляет моторик рук
- развивает координацию движений кисти рук и пальцев.
Раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»:
- пополняет и уточняет знания учащихся о сенсорных эталонах.
Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» :
- формирует у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей в пространстве.
Раздел «Развитие слухового восприятия»:
- устранение недостатка слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности.
Раздел «Восприятие пространства»
- устраняет пространственной ориентировки в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры, но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах.
- обучает детей ориентировке в ограниченном пространстве.
Раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств»:
- способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного.
Раздел «Восприятие времени»:
- формирует у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. (Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал.)
В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях обучающиеся
должны научиться:
- ориентироваться на сенсорные эталоны; узнавать предметы по заданным признакам;
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам
- сравнивать предметы по внешним признакам
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; практически
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- определять последовательность событий;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- ориентироваться в пространстве;
- видеть временные рамки своей деятельности
- выделять признаки и свойства объектов и явлений;
Календарно – тематическое планирование.
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия. |
1 | Тактильно-двигательное восприятие. | |
2 | Развитие крупной и мелкой моторики. | |
3 | Развитие графомоторных навыков. | |
4 | Кинестетическое и кинетическое развитие. | |
5 | Восприятие формы предметов | |
6 | Восприятие цвета предметов. | |
7 | Восприятие величины предметов. | |
8 | Конструирование предметов. | |
9 | Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания) | |
10 | Развитие зрительной памяти. | |
11 | Развитие зрительного восприятия. | |
12 | Восприятие особых свойств предметов (развитие обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) | |
13 | Восприятие времени. | |
14 | Восприятие пространства. | |
15 | Развитие слуховой памяти. | |
16 | Развитие слухового восприятия. | |
17 | Итоговое обобщающее занятие. |
Занятие 1. Тактильно-двигательное восприятие (1 час).
- Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.).
- Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных.
- Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.
Занятие 2-3. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
(1,5-2 ч).
Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога:
- Графический диктант с усложнённым заданием.
- Штриховка изображений двумя руками.
- Совершенствование точности мелких движений рук.
- Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
- Соотношение движений с поданным звуковым сигналом.
- Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения.
Занятие 4. Кинестетическое и кинетическое развитие (1 час).
- Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений.
- Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.)
- Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Занятие 5-8. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
(4 часа).
- Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов.
- Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом.
- Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов.
- Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).
- Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту.
- Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета.
- Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов.
Занятие 9-10. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (2 часа).
- Противоположные качества предметов (чистый – грязный, тёмный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть).
- Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.).
- Измерение объёма жидких тел с помощью условной меры.
- Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее).
- Определение и измерение веса разных предметов на весах.
- Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – ещё суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение.
- Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха).
Занятие 11-12. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (2 часа).
- Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти.
- Выделение нереальных элементов нелепых картинок.
- Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности.
- Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки).
- Формирование произвольности зрительного восприятия;
- дорисовывание незаконченных изображений.
Занятие 13. Восприятие времени (1 час).
- Последовательность основных жизненных событий.
- Работа с календарём и моделью календарного года.
- Определение времени по часам.
Длительность различных временных интервалов.
Занятие 14. Восприятие пространства (1 час).
- Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.
- Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате);
Занятие 15-16. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (2 часа).
- Различение по голосу ребёнка и взрослого.
- Формирование чувства ритма.
- Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона.
- Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.
Занятие 17. Итоговое обобщающее занятие (1 час).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса обязательных групповых коррекционных занятий "Логопедические занятия" 1-3 класс
Структура рабочей программы по курсу «Логопедические занятия» предусматривает следующие разделы:1. Пояснительная записка2. Основное содержание тем предметного курса, практические работы3. Т...
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия 1 класс
Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционн...
Рабочая программа по курсу «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» для учащихся 3 «б» класса ТНР на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по курсу «Индивидуальная логопедическая работа» для 3 класса учащихся с ТНР разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ТНР, утвержденными Приказом Министерс...
Рабочая программа по курсу «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» для учащихся 3 «В» класса ТНР
Рабочая программа по курсу «Индивидуальная логопедическая работа» для 3 «в» класса учащихся с ОНР разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образо...
ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях, проводимых с учащимися ОВЗ и обучающихся в интегрированных классах
Цели коррекционной работы: Оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям).Ф...
Семинар "Формирование УУД в рамках проведения групповых коррекционных занятий в классах ОВЗ"
Семинар "Формирование УУД в рамках проведения групповых коррекционных занятий в классах ОВЗ"«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способнымразвиваться дальше бе...
Семинар: "Формирование УУД в рамках проведения групповых коррекционных занятий в классах ОВЗ"
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способнымразвиваться дальше без помощи учителя»....