Семинар "Формирование УУД в рамках проведения групповых коррекционных занятий в классах ОВЗ"
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)
Семинар "Формирование УУД в рамках проведения групповых коррекционных занятий в классах ОВЗ"
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к семинару | 368.77 КБ |
доклад к презентации | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь» Китайская мудрость
« Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, её продуктом являются те изменения, которые происходят в ходе её выполнения в самом субъекте» Д.Б.Эльконин
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт
Традиционная дидактика Деятельность учителя Деятельность ученика В традиционном обучении главной функцией учителя является передача ученикам готовых знаний. Учебная активность школьников в этом случае носит репродуктивный характер.
Новая дидактика Совместная деятельность учителя и обучающихся. В развивающем обучении функцией учителя является организация учебной деятельности школьника, в рамках которой активность детей носит поисково – исследовательский характер. Процесс обучения приобретает характер совместной деятельности учителя и учащихся, т.е. их реального сотрудничества.
Виды УУД Личностный Регулятивный Познавательный Коммуникативный
внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка. Личностные УУД
целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Регулятивные УУД
Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем
УУД 5 2 4 3 1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД
Виды УУД Личностный Регулятивный Познавательный Коммуникативный
Деятельностный подход к обучению ■ наличие у детей познавательного мотива (желания узнать,открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); ■ выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; ■ выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; ■ включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
Общая характеристика интерактивного обучения « Inter » - взаимный, « act » - действовать Интерактивность - способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо или с чем-либо(например, компьютер). Следовательно, Интерактивное обучение- обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта .
Активное обучение Интерактивное обучение Учитель Ученик Учитель Ученик Ученик
Формы интерактивного обучения ■ Игры ■ Пары и группы ■ «Мозговой штурм» ■ Дискуссия ■ Проекты ■ Семинары
Базовые компетентности ■ информационная ■ коммуникативная ■ проблемная ■ рефлексивная
■ Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. ■ Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. ■ При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
■ Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; ■ Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один; ■ Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I-II классах, не более 20-30 минут- III-IV классах; ■ Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик); ■ Нельзя наказывать детей лишением прав участвовать в совместной работе.
Требования ■ по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор. ■ обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых заданий; ■ создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е.доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.
Принципы ■ индивидуальный подход; ■ игровая форма занятий для поддержания неослабевающего интереса; ■ доброжелательность в отношениях с детьми недопустимость порицания за неуспех; ■ поддержка положительной эмоциональной оценкой любого достижения ребёнка, чтобы успех переживался ребёнком как радость; ■ развитие у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
Виды групповых занятий ■ общеразвивающие ■ занятия предметной направленности ■ ликвидация пробелов
Основные подходы к организации учебного процесса ■ Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребёнка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности. ■ Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей. ■ Индивидуальный подход. ■ Сочетание коррекционного обучения с лечебно- оздоровительными мероприятиями. ■ Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий. ■ Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. ■ Использование многократных указаний, упражнений. ■ Проявление большого такта со стороны учителя. ■ Использование поощрений, повышение самооценки ребёнка, укрепление в нём веры в свои силы. ■ Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Современную школу очень часто называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям “ничейные” знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их способностей. Отсюда – нежелание детей учиться. Недаром древняя китайская мудрость гласит
Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с его целями. (слайд) Эльконин писал: «Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые происходят в ходе ее выполнения в самом субъекте».
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. (слайд).
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. . (слайд) В традиционном обучении главной функцией учителя является передача ученикам готовых знаний. Учебная активность школьников в этом случае носит репродуктивный характер. Если это представить в виде некой схемы, то это будет выглядеть вот так.
Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. . (слайд)
Главной функцией новой дидактики является организация учебной деятельности школьника, в рамках которой активность детей носит поисково-исследовательский характер. Процесс обучения приобретает характер совместной деятельности учителя и учащихся, т.е. их реального сотрудничества.
Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.
В чём новизна подхода к обучению по новым стандартам?
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
(слайд) В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.
(слайд)Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
.
(слайд) Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. В них входят:
Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний
Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
(слайд) Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
(слайд) Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Так как же сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются?
В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.
Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке.
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя. Ясно то, что все учителя, сознательно или бессознательно, всё равно эти УУД формировали, ведь писали раньше: образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Теперь учителю предстоит это делать осознанно, ведь конечная цель - научить ребёнка учиться самостоятельно. А это возможно только путём включения его в активную деятельность.
Для того чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД в общеобразовательном учреждении, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации. Умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей методической системы работы по формированию универсальных учебных действий (мультфильм).
Обсуждение результатов групповой работы педагогов
Сегодня мы говорим не просто о детях, а о детях испытывающих определенные трудности в обучении. Великими учеными они может быть и не станут, а вот самостоятельными людьми, способными анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире им научиться необходимо. Поэтому перед нами возникает проблема – как сформировать компетенции, включающие в себя фундаментальные и практические знания о важнейших сферах социальной жизни; о возможности достижения успеха в том или ином виде деятельности.
(слайд) При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным для нас является деятельностный подход в обучении, Деятельностный подход это тот подход, при котором ребенок – не объект учебной деятельности(тот, кого учат), а субъект (тот, кто учится). (слайд) Деятельностный подход предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознано применять приобретенные знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. А активизировать ученика, снять «барьеры» в наибольшей степени позволяют интерактивные методы обучения. Еще вчера мы говорили о активных методах обучения, тогда как сегодня уже говори об интерактивном обучении. (слайд) Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. (слайд) Идея интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит при постоянном активном взаимодействии всех учащихся и учителя. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. Во-вторых, в такой форме мы идем не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению, тем более, как мы говорили выше, опыт у учителей есть.
Перед вами основные формы интерактивного обучения. (слайд)
• Игры
• Пары и группы
• «Мозговой штурм»
• Дискуссия
• Проекты
• Семинары
Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе, а особенно в коррекционных классах, является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому мы стараемся применять эту форму работы как можно чаще, в том числе на коррекционных занятиях и во внеурочной деятельности.
Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: (слайд) информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.
Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны
Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
- Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
- При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
Есть несколько правил по организации групповой работы: (слайд)
- Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
- Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
- Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
- Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
- Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Учитывая идеи интерактивного обучения, при проведении индивидуально-групповых коррекционных занятий следует применять следующие требования: (слайд)
а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор.
б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых заданий;
в) создавать необходимый психологический микроклимат на индивидуально-групповых занятиях, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.
Учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать знания, а сообщать только необходимый минимум знаний в соответствии с государственными стандартами, на основе которых учащиеся должны развить дальнейшее доказательство, сделать выводы, увидеть практическую применимость (увиденного) изученного.
В результате данной работы ученики осознают необходимость учения, умеют подходить и анализировать свои ошибки, самостоятельно оценивают уровень знаний, развивают свои способности, начинают творчески относиться к труду.
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы: (слайд)
• индивидуальный подход
• игровая форма занятий для поддержания неослабевающего интереса;
• доброжелательность в отношениях с детьми, недопустимость порицания за неуспех;
• поддержка положительной эмоциональной оценкой любого достижения ребенка, чтобы успех переживался ребенком как радость;
• развитие у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
Индивидуально-групповые коррекционные занятия бывают (слайд)
- общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, речи, развитию мыслительной деятельности;
- занятия предметной направленности – подготовка к восприятию трудных тем учебной программы;
- ликвидация пробелов предшествующего обучения.
- Использование многократных указаний, упражнений.
- Проявление большого такта со стороны учителя
- Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
- Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы
Коррекционные занятия, направленные на формирование УУД, через индивидуальную и групповую работу, распределение нагрузок с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, создание ситуаций успеха, нестандартных ситуаций дают возможность детям с особыми образовательными потребностями включаться в учебно-воспитательную деятельность, повышают их самооценку, помогают наладить отношения с одноклассниками, педагогами родителями, повысили учебную мотивацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике в рамках проведения "Школы будущего пятиклассника"
Переход четвероклассников в 5-ый класс - особый период в жизни ребенка. Пятиклассники переходят в другую социальную категорию. Соответственно меняются взаимоотношения, характер деятельност...
Урок обучения грамоте 1 класс В рамках проведения Дня открытых дверей Тема: «Мягкий знак»
Цель: Познакомить с написанием буквы «мягкий знак»;Задачи:· сформировать у детей четкий зрительно-двигательный образ буквы ь;·...
План мероприятий в рамках проведения года литературы
Материал может пригодиться руководителям методических объединений учителей начальной школы, а также русского языка и литературы. В план включены мероприятия, проводимые в школе в рамках года литератур...
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру во 2 классе на тему "Наша дружная семья" в рамках проведения районного семинара-практикума
Название УМК : «Школа России»Предмет : окружающий мирТема урока : «Наша дружная семья»Место и роль урока в изучаемой теме : первый урок по данной темеТип урока : комбинированны...
Семинар: "Формирование УУД в рамках проведения групповых коррекционных занятий в классах ОВЗ"
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способнымразвиваться дальше без помощи учителя»....
Рекомендации при проведении групповых форм работы на уроках в начальной школе
Рекомендации при проведении групповых форм работы на уроках в начальной школе...