Семинар "Формирование УУД в рамках проведения групповых коррекционных занятий в классах ОВЗ"
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Савчук Наталья Николаевна

Семинар "Формирование УУД в рамках проведения групповых коррекционных  занятий в классах ОВЗ"

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование УУД в рамках проведения групповых коррекционных занятий в С(К)классах VII вида

Слайд 2

« Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь» Китайская мудрость

Слайд 3

« Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, её продуктом являются те изменения, которые происходят в ходе её выполнения в самом субъекте» Д.Б.Эльконин

Слайд 4

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт

Слайд 5

Традиционная дидактика Деятельность учителя Деятельность ученика В традиционном обучении главной функцией учителя является передача ученикам готовых знаний. Учебная активность школьников в этом случае носит репродуктивный характер.

Слайд 6

Новая дидактика Совместная деятельность учителя и обучающихся. В развивающем обучении функцией учителя является организация учебной деятельности школьника, в рамках которой активность детей носит поисково – исследовательский характер. Процесс обучения приобретает характер совместной деятельности учителя и учащихся, т.е. их реального сотрудничества.

Слайд 7

Виды УУД Личностный Регулятивный Познавательный Коммуникативный

Слайд 8

внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка. Личностные УУД

Слайд 9

целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Регулятивные УУД

Слайд 10

Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем

Слайд 11

УУД 5 2 4 3 1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД

Слайд 12

Виды УУД Личностный Регулятивный Познавательный Коммуникативный

Слайд 14

Деятельностный подход к обучению ■ наличие у детей познавательного мотива (желания узнать,открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); ■ выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; ■ выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; ■ включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

Слайд 15

Общая характеристика интерактивного обучения « Inter » - взаимный, « act » - действовать Интерактивность - способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо или с чем-либо(например, компьютер). Следовательно, Интерактивное обучение- обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта .

Слайд 16

Активное обучение Интерактивное обучение Учитель Ученик Учитель Ученик Ученик

Слайд 17

Формы интерактивного обучения ■ Игры ■ Пары и группы ■ «Мозговой штурм» ■ Дискуссия ■ Проекты ■ Семинары

Слайд 18

Базовые компетентности ■ информационная ■ коммуникативная ■ проблемная ■ рефлексивная

Слайд 19

■ Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. ■ Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. ■ При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Слайд 20

■ Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; ■ Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один; ■ Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I-II классах, не более 20-30 минут- III-IV классах; ■ Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик); ■ Нельзя наказывать детей лишением прав участвовать в совместной работе.

Слайд 21

Требования ■ по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор. ■ обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых заданий; ■ создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е.доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.

Слайд 22

Принципы ■ индивидуальный подход; ■ игровая форма занятий для поддержания неослабевающего интереса; ■ доброжелательность в отношениях с детьми недопустимость порицания за неуспех; ■ поддержка положительной эмоциональной оценкой любого достижения ребёнка, чтобы успех переживался ребёнком как радость; ■ развитие у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.

Слайд 23

Виды групповых занятий ■ общеразвивающие ■ занятия предметной направленности ■ ликвидация пробелов

Слайд 24

Основные подходы к организации учебного процесса ■ Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребёнка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности. ■ Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей. ■ Индивидуальный подход. ■ Сочетание коррекционного обучения с лечебно- оздоровительными мероприятиями. ■ Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий. ■ Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. ■ Использование многократных указаний, упражнений. ■ Проявление большого такта со стороны учителя. ■ Использование поощрений, повышение самооценки ребёнка, укрепление в нём веры в свои силы. ■ Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

Слайд 25

Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.

Слайд 26

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

   Современную школу очень часто называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям “ничейные” знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации  учеников, невостребованности их  способностей. Отсюда – нежелание детей учиться. Недаром древняя китайская мудрость гласит

     Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с его целями. (слайд) Эльконин писал: «Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике.  Это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые происходят в ходе ее выполнения в самом субъекте».

     На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. (слайд).

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.

Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. . (слайд)   В традиционном обучении главной функцией учителя является передача ученикам готовых знаний. Учебная активность школьников в этом случае носит репродуктивный характер. Если это представить в виде некой схемы, то это будет выглядеть вот так.

      Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие,  вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. . (слайд)

 Главной функцией новой дидактики является организация учебной деятельности школьника, в рамках которой активность детей носит поисково-исследовательский характер. Процесс обучения приобретает характер совместной деятельности учителя и учащихся, т.е. их реального сотрудничества.

Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.

В чём новизна подхода к обучению по новым стандартам?

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД  «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.  

 Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

(слайд)   В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют  личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

   Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

(слайд)Личностные УУД  позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

.

(слайд) Регулятивные УУД  обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. В них входят:

Целеполагание  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

(слайд) Познавательные УУД   включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

  (слайд)  Коммуникативные УУД  обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Так  как же сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются?

        В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

        Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке.  

 «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

        Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя. Ясно то, что все учителя, сознательно или бессознательно, всё равно эти УУД формировали, ведь писали раньше: образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Теперь учителю предстоит это делать осознанно, ведь конечная цель - научить ребёнка учиться самостоятельно. А это возможно только путём включения его в активную деятельность.

Для того чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД в общеобразовательном учреждении, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации. Умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей методической системы работы по формированию универсальных учебных действий (мультфильм).

 Обсуждение результатов групповой работы педагогов

Сегодня мы говорим не просто о детях, а о детях испытывающих определенные трудности в обучении. Великими учеными они может быть и не станут, а вот самостоятельными людьми, способными анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире им научиться необходимо. Поэтому перед нами возникает проблема – как сформировать компетенции, включающие в себя фундаментальные и практические знания о  важнейших сферах социальной жизни; о возможности достижения успеха в том или ином виде деятельности.

(слайд)  При  формировании  предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным  для  нас  является деятельностный подход в обучении, Деятельностный подход это тот подход, при котором ребенок – не объект учебной деятельности(тот, кого учат), а субъект (тот, кто учится). (слайд) Деятельностный подход предполагает:

- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;

- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;

- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознано применять приобретенные знания;

- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. А активизировать ученика, снять «барьеры» в наибольшей степени  позволяют интерактивные методы обучения. Еще вчера мы говорили о активных методах обучения, тогда как сегодня уже говори об интерактивном обучении. (слайд) Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. (слайд) Идея  интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит при постоянном активном взаимодействии всех учащихся и учителя.  Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. Во-вторых, в такой форме мы идем не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению, тем более, как мы говорили выше, опыт у учителей есть.

  Перед вами основные формы интерактивного обучения. (слайд)

 • Игры

• Пары и группы

• «Мозговой штурм»

• Дискуссия

• Проекты

• Семинары

          Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе, а особенно в коррекционных классах, является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому мы стараемся применять эту форму работы как можно чаще, в том числе  на коррекционных занятиях и во внеурочной деятельности.

Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: (слайд) информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.

     Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  • Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  • При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Есть несколько правил по организации групповой работы: (слайд)

  • Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
  • Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
  • Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Учитывая идеи интерактивного обучения, при проведении индивидуально-групповых  коррекционных занятий  следует применять следующие требования: (слайд)

    а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор.

    б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых заданий;

    в) создавать необходимый психологический микроклимат на индивидуально-групповых занятиях, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.

      Учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать знания, а сообщать только необходимый минимум знаний в соответствии с государственными стандартами, на основе которых учащиеся должны развить дальнейшее доказательство, сделать выводы, увидеть практическую применимость (увиденного) изученного.

     В результате данной работы ученики осознают необходимость учения, умеют подходить и анализировать свои ошибки, самостоятельно оценивают уровень знаний, развивают свои способности, начинают творчески относиться к труду.

    При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

        Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы: (слайд)

• индивидуальный подход

• игровая форма занятий для поддержания неослабевающего интереса;

• доброжелательность в отношениях с детьми, недопустимость порицания за неуспех;

• поддержка положительной эмоциональной оценкой любого достижения ребенка, чтобы успех переживался ребенком как радость;

• развитие у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.

Индивидуально-групповые коррекционные занятия бывают (слайд)

  • общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, речи, развитию мыслительной деятельности;
  • занятия предметной направленности – подготовка к восприятию трудных тем учебной программы;
  • ликвидация пробелов   предшествующего обучения.
  • Использование многократных указаний, упражнений.
  • Проявление большого такта со стороны учителя
  • Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
  • Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы

Коррекционные занятия, направленные на формирование УУД, через индивидуальную и групповую работу, распределение нагрузок с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, создание ситуаций успеха, нестандартных ситуаций дают возможность детям с особыми образовательными потребностями включаться в учебно-воспитательную деятельность, повышают их самооценку, помогают наладить отношения с одноклассниками, педагогами родителями, повысили учебную мотивацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике в рамках проведения "Школы будущего пятиклассника"

Переход четвероклассников в  5-ый класс - особый период в жизни ребенка.  Пятиклассники переходят в другую социальную категорию. Соответственно меняются взаимоотношения, характер деятельност...

Урок обучения грамоте 1 класс В рамках проведения Дня открытых дверей Тема: «Мягкий знак»

Цель: Познакомить с  написанием буквы «мягкий знак»;Задачи:·        сформировать у детей четкий зрительно-двигательный образ буквы ь;·...

План мероприятий в рамках проведения года литературы

Материал может пригодиться руководителям методических объединений учителей начальной школы, а также русского языка и литературы. В план включены мероприятия, проводимые в школе в рамках года литератур...

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру во 2 классе на тему "Наша дружная семья" в рамках проведения районного семинара-практикума

Название УМК :  «Школа России»Предмет :  окружающий мирТема урока :  «Наша дружная семья»Место и роль урока в изучаемой теме : первый урок по данной темеТип урока :  комбинированны...

Семинар: "Формирование УУД в рамках проведения групповых коррекционных занятий в классах ОВЗ"

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способнымразвиваться дальше без помощи учителя»....

Рекомендации при проведении групповых форм работы на уроках в начальной школе

Рекомендации при проведении групповых форм работы на уроках в начальной школе...