Индивидуальные и групповые коррекционные занятия 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» разработана на основе:
1. Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
2. . Учебного плана КГБС(К)ОУ «Тальменская специальная бюджетная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида на 2013 - 2014учебный год.
Изучение данного предмета обусловлено значительным отставанием детей с ограниченными возможностями здоровья в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом.
Младший школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку бóльшая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Программа рассчитана на 66 часа, по 2 ч в неделю.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Цель:
на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи преподавания предмета состоят в том, чтобы:
· формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
· коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
· формирование пространственно-временных ориентировок;
· развитие слухоголосовых координаций;
· формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
· совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
· обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
· исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
· формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Планируемые результаты освоения курса:
Уметь:
· ориентироваться на сенсорные эталоны;
· узнавать предметы по заданным признакам;
· сравнивать предметы по внешним признакам;
· классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
· оставлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
· практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
· давать полное описание объектов и явлений;
· различать противоположно направленные действия и явления;
· видеть временные рамки своей деятельности;
· определять последовательность событий;
· ориентироваться в пространстве;
· целенаправленно выполнять действия по инструкции;
· самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
· опосредовать свою деятельность речью.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы:
Урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа, практическая работа.
Методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные или письменные методы контроля;
- фронтальные, групповые или индивидуальные;
- итоговые и текущие.
Используемые технологии:
Ø «Обучение в сотрудничестве»
Ø Разноуровневого и дифференцированного подхода
Ø Здоровьесберегающие
Ø Игровые
Ø Личностно-ориентированные
Ø Информационно-коммуникативные
Используемые формы оценивания результатов обучения:
Ø беседа,
Ø тестирование,
Ø урок – практикум,
Ø наблюдение,
Ø опрос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnye_i_korrektsionnye_zanyatiya.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» разработана на основе:
- Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
2. . Учебного плана КГБС(К)ОУ «Тальменская специальная бюджетная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида на 2013 - 2014учебный год.
Изучение данного предмета обусловлено значительным отставанием детей с ограниченными возможностями здоровья в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом.
Младший школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку бóльшая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Программа рассчитана на 66 часа, по 2 ч в неделю.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Цель:
на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи преподавания предмета состоят в том, чтобы:
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Планируемые результаты освоения курса:
Уметь:
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- оставлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы:
Урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа, практическая работа.
Методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные или письменные методы контроля;
- фронтальные, групповые или индивидуальные;
- итоговые и текущие.
Используемые технологии:
- «Обучение в сотрудничестве»
- Разноуровневого и дифференцированного подхода
- Здоровьесберегающие
- Игровые
- Личностно-ориентированные
- Информационно-коммуникативные
Используемые формы оценивания результатов обучения:
- беседа,
- тестирование,
- урок – практикум,
- наблюдение,
- опрос.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Коли-чество часов | Из них | |||
Контрольные работы | самостоятельные работы | практические работы | экскурсии | |||
1. | Артиткуляционные упражнения для губ | 1 | ||||
2. | Артикуляционные упражнения для щёк,нёба. | 1 |
| |||
3. | Раскрашивание по трафарету геометрических фигур. | 1 | ||||
4. | Раскрашивание несложных орнаментов | 1 | 1 | |||
5. | Слово. Составление предложений. | 2 | ||||
6. | Составление предложений по картинкам. | 1 |
| |||
7. | Понятие о цвете. | 1 | ||||
8. | Различение составных цветов. Радуга цветов. | 1 | ||||
9. | Коррекция движений. | 1 | ||||
10. | Коррекция моторики мелких мышц. | 1 | ||||
11. | Упражнения в различении времени суток: утро-вечер, день-ночь. | 1 | ||||
12. | Различение понятий: сегодня-завтра, сегодня вчера. | 1 |
| |||
13-14. | Различение понятий вверху-внизу, слева, справа. | 2 | 2 | |||
15. | Ориентирование на плоскости и листе. | 1 | 1 | |||
16. | Выполнение простейших заданий, движение по словесной инструкции | 1 | 1 | |||
17. | Ориентирование в помещении школы. | 1 | ||||
18. | Упражнение в чтении слогов и слов. | 1 | ||||
19. | Числа 1, 2, 3. | 1 | ||||
20. | Упражнение в чтении слогов и слов. | 1 |
| |||
21. | Числа 1, 2, 3. | 1 | ||||
22. | Составление предложений. | 1 | 1 |
| ||
23. | Решение примеров на сложение. | 1 | 1 | |||
24. | Упражнение в чтении предложений. | 1 | ||||
25. | Решение примеров на вычитание | 1 | 1 | |||
26. | Упражнение в чтении слов. | 1 | ||||
27. | Решение примеров | 1 | 1 | |||
28. | Упражнение в чтении предложений. | 1 | ||||
29-30. | Решение простых задач. | 2 | 2 | |||
31. | Повторение изученных букв | 1 | ||||
32-33 | Состав чисел: 2, 3, 4. | 2 | ||||
34. | Повторение изученных букв. | 1 | ||||
35-36. | Состав чисел: 2, 3, 4. | |||||
37. | Письмо под диктовку слогов, слов, предложений. | 1 | 1 | |||
38. | Составление примеров по картинкам. | 1 | 1 | |||
39. | Письмо под диктовку слогов, слов, предложений. | 1 | 1 | |||
40. | Составление примеров по картинкам. | 1 | 1 | |||
41. | Составление предложений по картинкам. | 1 | 1 | |||
42. | Решение примеров. | 1 | 1 | |||
43. | Составление предложений по картинкам. | 1 | 1 | |||
44. | Решение примеров. | 1 | 1 | |||
45. | Чтение прямых слогов вида ма-мя. | 1 | 1 | |||
46. | Состав чисел 5, 6, 7, 8. | 1 | 1 | |||
47. | Чтение прямых слогов вида ма-мя. | 1 | ||||
48. | Состав чисел 5, 6, 7, 8. | 1 | ||||
49. | Сочетание жи-ши. Запись слов под диктовку. | 1 | 1 | |||
50. | Нахождение неизвестного компонента | 1 | ||||
51. | Сочетание жи-ши. Запись слов под диктовку. | 1 | 1 | |||
52. | Нахождение неизвестного компонента | 1 | ||||
53. | Чтение и письмо слов с гласными е, ё, ю, я. | 1 | 1 | |||
54. | Число 10. Десяток. Порядковый и количественный счёт в пределах 10. Число следующее и предыдущее. | 1 | ||||
55. | Упражнения в письме под диктовку слов с согласными ц-ч. | 1 | 1 | |||
56. | Решение примеров на нахождение суммы и остатка. | 1 | 1 | |||
57. | Сочетания ча-ща. Списывание слов с пропущенной гласной. Письмо под диктовку. | 1 | ||||
58. | Состав чисел в пределах 10.Решение примеров на нахождение суммы и остатка. | 1 | 1 | |||
59. | Сочетания чу—щу. | 1 | ||||
60. | Состав чисел в пределах 10.Решение примеров на нахождение суммы и остатка. | 1 | 1 | |||
61. | Чтение и письмо слов с буквами ф и э. | 1 | 1 | |||
62. | Решение задач. Оформление краткой записи в виде рисунка. | 1 | 1 | |||
63. | Письмо слов с ъ и ь знаками. | 1 | 1 | |||
64. | Таблицы сложения и вычитания в пределах 10. | 1 | ||||
65. | Письмо под диктовку. | 1 | 1 | |||
66. | Подготовка к итоговой контрольной работе. | 1 | 1 | |||
66 | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса обязательных групповых коррекционных занятий "Логопедические занятия" 1-3 класс
Структура рабочей программы по курсу «Логопедические занятия» предусматривает следующие разделы:1. Пояснительная записка2. Основное содержание тем предметного курса, практические работы3. Т...
Рабочая программа по курсу «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» для учащихся 3 «б» класса ТНР на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по курсу «Индивидуальная логопедическая работа» для 3 класса учащихся с ТНР разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ТНР, утвержденными Приказом Министерс...
Рабочая программа по курсу «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» для учащихся 3 «В» класса ТНР
Рабочая программа по курсу «Индивидуальная логопедическая работа» для 3 «в» класса учащихся с ОНР разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образо...
ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях, проводимых с учащимися ОВЗ и обучающихся в интегрированных классах
Цели коррекционной работы: Оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям).Ф...
Рабочая программа.Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия (1 класс)
Цель рабочей программы коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ, повышение самостоятельности и расширение возможности их общения в современном обществе, чере...
Семинар "Формирование УУД в рамках проведения групповых коррекционных занятий в классах ОВЗ"
Семинар "Формирование УУД в рамках проведения групповых коррекционных занятий в классах ОВЗ"«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способнымразвиваться дальше бе...
«Групповое коррекционное занятие по нейропсихологии с обучающимися второго класса»
Занятие по нейропсизологии с обучающимися с речевыми и психомоторными нарушениями....