Программа дополнительного образования детей "По тропинкам Югры"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Программа состоит из двух блоков: краеведческого и этнокультурного. Срок реализации - 3 года. Рассчитана на детей 7-10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по краеведению "По тропинкам Югры" | 72.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации г.Ханты – Мансийска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«ДЕТСКИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЛЫЛЫНГ СОЮМ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Научно-методическим советом Директор МБОУ ДОД ДЭКОЦ
МБОУ ДОД ДЭКОЦ «ЛЫЛЫНГ СОЮМ» «ЛЫЛЫНГ СОЮМ»
Протокол №__________ _________ Т.С.Вадичупова
«____»____________________ 2012 г. «_____»__________________ 2012 г.
ПРОГРАММА
дополнительного образования детей по краеведению
«По тропинкам Югры»
возраст обучающихся 7-10 лет
срок реализации - 3 года
Автор-составитель: Бушуева Надежда Константиновна –
педагог дополнительного образования
Ханты – Мансийск
2012
По тропинкам Югры: программа дополнительного образования детей по краеведению/Н.К.Бушуева, МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм». – Ханты – Мансийск, 2012 – 20 стр.
Автор – составитель: Н.К.Бушуева, педагог дополнительного образования
Рецензенты:
Рассмотрена на научно - методическом совете МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм» г.Ханты – Мансийск
Протокол №_______ от «___» ________________ 2012 г.
Руководитель НМС ф.и.о. должность_______________________________
Рассмотрена на научно - методическом совете МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм» г.Ханты – Мансийск
Протокол №_______ от «___» ________________ 2013 г.
Руководитель НМС ф.и.о. должность________________________________
Рассмотрена на научно - методическом совете МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм» г.Ханты – Мансийск
Протокол №_______ от «___» ________________ 2014 г.
Руководитель НМС ф.и.о. должность_______________________________
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | По Югре с Ай шоврые |
Направленность программы | туристско – краеведческая |
Область деятельности | краеведение, здоровьесбережение |
Тип образовательной программы | интеллектуально - познавательная |
Срок обучения | 3 года |
Возраст обучающихся | 7-10 лет |
Область реализации программы | дополнительное образование детей |
Уровень освоения | Общекультурный |
Методы освоения содержания программы | репродуктивный, проблемно – поисковый, творческий |
Форма организации деятельности обучающихся | Коллективная, групповая, индивидуальная |
С какого года реализуется программа |
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ программы………………………………………………………3
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………4
2.СВОДНЫЙ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………….10
3.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по годам обучения
Первого года обучения…………………………………………………….10
Второго года обучения…………………………………………………….11
Третьего года обучения……………………………………………………11
4. СОДЕРЖАНИЕ программы
Первого года обучения…………………………………………………….12
Второго года обучения…………………………………………………….14
Третьего года обучения……………………………………………………16
5. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ программы……18
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..18
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки."
Д.С. Лихачев
В канун своего 80-летия, мансийская сказительница Анна Митрофановна Конькова в юбилейном сборнике сказок «Свидание с детством» пишет: «В минуту своего рождения высокий и властный Бог засветил слабенькую звёздочку. И вот она до сих пор где-то горит среди многих звёзд…»
Действительно, сколько бы лет не было человеку, он всегда будет нежно и трепетно хранить воспоминания о своём рождении, о детстве, о близких людях, о родных местах.
Родной край, малая родина… Познание окружающего мира, первые чувства, ощущения, представления о добре и зле начинается именно с этих мест и затем всю жизнь соотносятся с изначальными образами и понятиями.
Любовь к малой родине является внутренним стержнем человека, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.
Современная школа способна оказать содействие в воспитании и становлении личности ребёнка именно через изучение краеведения. Изучая краеведение, ребёнок осознаёт свою связь с окружающим его миром и эффективно с ним взаимодействует.
Для освоения программы рекомендуемый возраст обучающихся с 7 лет. Именно в этом возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению малой родины как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.
Данная программа предполагает комплексное изучение родного края. На протяжении всего периода обучения, представления обучающихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы систематизируются и расширяются.
Основные направления программы: краеведческое и этнокультурное. Понимая, что только на основе знаний можно убедить детей в необходимости заботливо относиться к природе, в программе предлагаются разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и другие.
Бесценна роль педагога в организации системной, личностно – ориентированной деятельности по освоению регионального историко- культурного наследия.
В программе используется сочетание этнокультурного материала с краеведческим с целью формирования у обучающихся общечеловеческих ценностей, гражданственности, уважения к традициям и культуре коренного народа Югры, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них, развития основы правильных мировоззренческих взглядов младших школьников, становления их активными участниками творческого обновления и преобразования своей малой Родины.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании» :
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Благодаря краеведению, ребёнок осознаёт значимость наследия родного
края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Изучение своей малой родины учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.
Предлагаемая программа по краеведению очень много даёт для морального, нравственного становления личности. Когда ребёнок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя. У ребёнка поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно – нравственного развития ребёнка является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным чувственно – выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом» («Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему, формировании гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом, воспитании.
Предлагаемая программа по краеведению определяется запросом со стороны родителей, детей, бабушек, дедушек и преподавателей начальных классов.
Программа рассчитана на преподавание в 1-3 классах начальной школы и предусматривает 36 учебных часов в год (1 час в неделю).
Программа содержит 2 блока: краеведческий и этнокультурный.
Цель программы:
Формирование духовно богатой, высоконравственной личности через изучение истории родного края, культуры и традиций коренных народов Югры.
Или:
Развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Образовательные:
- Организовать эффективное взаимодействие педагога и обучающихся;
- Ознакомление с историей своего края, культурой и традициями коренного населения Югры – ханты;
- Формирование представлений о различных сторонах жизни своей малой родины.
Воспитательные:
- Формировать гражданскую позицию, патриотизм;
- Воспитывать любовь к окружающей природе, малой родине, семье;
- Способствовать воспитанию нравственных качеств ребёнка по отношению к окружающим независимо от его национальной принадлежности (доброжелательность, толерантность и др.);
- Воспитывать и развивать уважение к традициям и культуре коренного народа Югры – ханты.
Развивающие
- Содействовать интеллектуальному и духовному развитию личности ребёнка;
- Развивать творческое воображение и фантазию, мышление, внимание, память, умение исследовать и самостоятельно работать;
- Способствовать развитию познавательного интереса к изучению истории родного края, культуре и традициям народа ханты.
Программа построена на принципах:
- доступности;
- наглядности;
- активности;
- систематичности и последовательности;
- учёта возрастных индивидуально – психологических особенностей обучаемых;
- межкультурного взаимодействия;
Формы организации образовательного процесса
Программа предусматривает организацию активных форм проведения занятий с обучающимися:
- традиционных занятий
- практических занятий
- игры
- театрализованных представлений
- выставок
- защиты проектов
- конкурсов
- праздников
- викторин
- работа в микрогруппах
- творческих отчётов
- экскурсий
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты
Ожидаемые результаты обучения по программе:
К концу первого года обучения обучающийся будет: | |
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
Историю своей семьи | Работать в сети Интернет, проводить презентации |
Определение слов «родня», «предки» | Правильно использовать слова в речи |
Геральдику Югры | Отличать от геральдики других городов; выполнять задания с творческим подходом |
Общие сведения о народе ханты | Владеть историческими знаниями о коренном народе Югры; обобщать полученную информацию |
Традиции проведения детских фольклорных праздников | Принимать участие в проведении фольклорных праздников |
К концу второго года обучения обучающийся будет: | |
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
Диких и домашних животных | Применять знания на практике |
Обычаи отношения к животным у народа ханты | Относиться к животным добродушно; работать в группах; находить нужную информацию |
Священных птиц | Выполнять оригами «Птица»; применять свои знания на практике |
Особенности проживания птиц в городской среде | Оказывать помощь птицам в зимнее время; обобщать информацию |
Традиции проведения праздника Вороны | Принимать участие в празднике; составлять мини-экспозицию общей выставки |
К концу третьего года обучения обучающийся будет: | |
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
Быт, традиционные жилища народа ханты | выполнять аппликацию, работать в мини-группах |
Полезные ископаемые Югры | Принимать участие в выставках; исследовать и находить ответ на поставленный вопрос |
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью анализа тестовых и творческих работ на основе безотметочной системы. Помимо этого, учитывается активность участия в парных, групповых и коллективных работах. По завершению обучения по программе проводится комплексный контрольный тест, который включает вопросы по всем темам и разделам программы.
Формы и методы контроля
Контроль осуществляется 3 раза в год. Механизм контроля за качеством программы включает в себя следующие компоненты:
Входной контроль:
Позволяет выявить наиболее способных детей; выяснить мотивацию обучения; провести социально – психологическое анкетирование.
Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по данной программе, рассчитанной на 3 года обучения, проводится в начале учебного года для определения усвоения обучающимися важнейших моментов курса обучения, в том числе предыдущего года. Предварительный контроль сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках.
Используются методы анкетирования и тестирования.
Промежуточный контроль
Осуществляется в конце полугодия и помогает определить творческий рост обучающихся, их активность, уровень усвоения программного материала. Промежуточная диагностика позволяет по мере необходимости корректировать программу, изменить методику организации учебно - воспитательного процесса.
Промежуточный контроль проводится в форме: участия в выставках, проведения праздника, презентации творческих работ.
Итоговый контроль
Проводится в конце учебного года. Помогает определить изменения уровня развития детей, их творческих способностей, результаты обучения. Позволяет сориентировать обучающихся на дальнейшее обучение, получить сведения для совершенствования образовательной программы и методов обучения.
Используются следующие формы: вернисаж, праздник, викторина, открытое занятие для родителей, итоговые занятия, анкетирование, тестирование.
Результаты перечисленных видов контроля оформляются в сводную ведомость.
Организационно – педагогические основы обучения
Программа рассчитана на 3 года обучения по 36 часов в год. На полное освоение программы требуется 108 часов, включая практикумы и посещение экскурсий. Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Продолжительность одного занятия – 45 минут.
Программа адресована детям 7-10 лет.
Условия набора детей в объединение: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет по 15 человек.
- СВОДНЫЙ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе | ||
I | II | III | |||
1. | Вводное занятие (техника безопасности) | 6 | 2 | 2 | 2 |
2. | Экскурсии | 10 | 4 | 2 | 4 |
3. | Краеведческий блок | 41 | 13 | 14 | 14 |
4. | Этнокультурный блок | 41 | 14 | 14 | 13 |
5. | Промежуточные и итоговые контрольные занятия | 10 | 3 | 4 | 3 |
Итого: | 108 | 36 | 36 | 36 |
- УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по годам обучения
3.1.Учебно–тематический план первого года обучения
№ | Название разделов, тем | Общее количество учебных часов | В том числе: | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Раздел «Семья – это счастье» | 11 | 3 | 8 |
2.1. | Мой семейный круг | 3 | 1 | 2 |
2.2. | Родня и предки – это кто? | 3 | 1 | 2 |
2.3. | Жизнь моей семьи | 2 | - | 2 |
2.4. | Наши традиции | 3 | 1 | 2 |
3. | Раздел «Ханты – Мансийск» | 4 | 2 | 2 |
3.1. | Геральдика города Ханты-Мансийска | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Экскурсия по городу «Достопримечательности моей малой родины» | 2 | 1 | 1 |
4. | Раздел «Знакомимся с народом ханты» | 19 | 8 | 11 |
4.1. | Общие сведения | 4 | 2 | 2 |
4.2. | Экскурсия в музей «Природы и Человека» | 2 | 1 | 1 |
4.3. | Хантыйская семья: обычаи и традиции. Сказка «Запрет». | 4 | 2 | 2 |
4.4 | Народные игры, забавы, сказки | 3 | 1 | 2 |
4.5. | Детские и семейные фольклорные праздники | 3 | 1 | 2 |
4.6. | Детский праздник Трясогузки | 3 | 1 | 2 |
Итого | ||||
Всего: 36 часов в год (36 учебных недель в год, по 1 часу в неделю) |
3.2.Учебно–тематический план второго года обучения
№ | Название разделов, тем | Общее количество учебных часов | В том числе: | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Раздел «Мудрость природы» | 15 | 6 | 9 |
2.1. | Дикие животные | 3 | 1 | 2 |
2.2. | Домашние животные | 3 | 1 | 2 |
2.3. | Мой четвероногий любимец | 3 | 1 | 2 |
2.4. | Олень | 2 | 1 | 1 |
2.5. | Отношение к животным у народа ханты | 2 | 1 | 1 |
2.6 | Медвежий праздник | 2 | 1 | 1 |
3. | Раздел «Мелодии природы!» | 19 | 5 | 14 |
3.1. | Удивительное в образе птицы | 3 | 1 | 2 |
3.2. | Священные птицы. Сказка «Как лебедь стал белым» | 3 | 1 | 2 |
3.3. | Музыкальная гостиная | 2 | - | 2 |
3.4. | Городские птицы | 3 | 1 | 2 |
3.5. | Экскурсия в городской парк | 2 | 1 | 1 |
3.6. | Чем я смогу помочь пернатым? | 2 | - | 2 |
3.7. | Праздник Вороны | 4 | 1 | 3 |
Итого | ||||
Всего: 36 часов в год (36 учебных недель в год, по 1 часу в неделю) |
3.3.Учебно–тематический план третьего года обучения
№ | Название разделов, тем | Общее количество учебных часов | В том числе: | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Раздел «Жизнь предков» | 18 | 7 | 11 |
2.1. | Интересные люди в моей семье | 3 | 1 | 2 |
2.2. | Быт предков хантыйской семьи | 3 | 1 | 2 |
2.3. | Домашняя утварь | 2 | 1 | 1 |
2.4. | Виды традиционного жилища ханты | 4 | 2 | 2 |
2.5. | Экскурсия в музей «Торум Маа» | 2 | 1 | 1 |
2.6. | Заключительный праздник «В семейном кругу» | 4 | 1 | 3 |
3. | Раздел «Природные богатства Югры» | 16 | 9 | 7 |
3.1. | Что такое нефть? | 3 | 1 | 2 |
3.2. | Лики камней | 3 | 2 | 1 |
3.3. | Экскурсия в музей «Геологии, нефти и газа» | 2 | 2 | - |
3.4. | Города - нефтяники | 2 | 1 | 1 |
3.5. | Современная Югра | 3 | 2 | 1 |
3.6. | Викторина «Я знаю свой край» | 3 | 1 | 2 |
Итого | ||||
Всего: 36 часов в год (36 учебных недель в год . по 1 часу в неделю) |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Содержание программы первого года обучения
- Вводное занятие – 2 часа.
Знакомство с обучающимися. Порядок и содержание предлагаемой программы по краеведению. Периодичность занятий. Общая информация о науке «Краеведение». Техника безопасности и правила поведения на занятиях.
Методы: Информационный, организационный, словесный, наглядный.
Форма: беседа.
- Мой семейный круг – 3 часа.
Представление визитной карточки своей семьи.
Методы: исследовательский.
Форма: презентация.
- Родня и предки – кто это? – 3 часа.
Знакомство с понятиями «родня», «предки» с использованием компьютерной сети Интернет.
Практическое задание: рисунок.
Методы: частично – поисковый, творческий.
Форма: дискуссия.
- Жизнь моей семьи – 2 часа.
Рассказ об участии своей семьи в жизни города, где семья проживала либо проживает.
Методы: исследовательский.
Формы: исследование, рассказ.
- Наши традиции – 3 часа.
Видеосюжет о традициях своей семьи с участием родителей, сестёр, братьев, дедушек, бабушек. Выделение наиболее полюбившихся ребёнку традиций.
Методы: исследовательский.
Форма: презентация.
- Геральдика города Ханты – Мансийска – 2 часа.
Знакомство с флагом, гербом и гимном Югры. История происхождение флага и герба. Исследование символики герба и флага, их объяснение. Практическая часть: аппликация флага Югры.
Методы: проблемный, исследовательский, творческий.
Форма: исследование, размышление, анализ.
- Экскурсия по городу «Достопримечательности моей малой родины» - 2 часа.
Экскурсия включает исторически значимые объекты и улицы города. Знакомство с их происхождением и предназначением. В завершении проводится интеллектуальная игра.
Метод: объяснительный.
Форма:экскурсия.
- Общие сведения – 4 часа.
Информация о коренных народах Югры – ханты и манси. Территория проживания. Культура, обычаи. Традиционные виды промыслов.
Практическая часть: разгадывание кроссворда.
Методы: объяснительно – иллюстративный.
Форма: видеозанятие.
- Экскурсия в музей «Природы и Человека» – 2 часа.
Экспозиция «Мифологическое время». Знакомство с традиционной культурой обских угров по разделам: «Колыбель», «Времена года», «Небесный всадник».
Метод: объяснительный.
Форма:экскурсия.
- Хантыйская семья: обычаи и традиции. Сказка «Запрет» – 4 часа.
В ходе игры дети приходят к заключению самостоятельно. Знакомство с традициями воспитания девочек и мальчиков. Роль хозяйки и хозяина дома. Обычай гостеприимства.
Практическая часть: чтение сказки «Запрет» вслух.
Метод: частично – поисковый.
Форма: сюжетно – ролевая игра.
- Народные игры, забавы, сказки – 3 часа.
Знакомство с игрой «Щёлы», танцующими куклами «Сопыр» и сказкой мансийской сказительницы А.М.Коньковой «Праздник большого света».
Практическая часть: инсценировка сказки.
Метод: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Форма: фольклорные посиделки.
- Детские и семейные фольклорные праздники – 3 часа.
Общие сведения о детских и семейных фольклорных праздниках. Самостоятельное изучение литературы о празднике Трясогузки.
Практическая часть: лепка фигурки трясогузки (пластилин).
Метод: групповой.
Форма: исследование.
- Детский праздник Трясогузки – 3 часа.
Подведение итогов первого года обучения по программе. Используются пластилиновые фигурки трясогузки, изготовленные на предыдущих занятиях.
Практическая часть: репетиции праздника.
Метод: репродуктивный.
Форма: открытый праздник.
4.1. Содержание программы второго года обучения
- Вводное занятие – 2 часа.
Беседа по итогам прошедшего учебного года и перспективам работы на текущий год. Знакомство с планом работы на предстоящий год. Организационные вопросы. Техника безопасности и правила поведения на занятиях.
Методы: информационный, организационный, словесный, наглядный.
Формы: беседа.
- Дикие животные - 3 часа.
В ходе игры «Интересное в мире животных» дети отбирают удивительные факты из жизни диких животных, проживающих на территории Югры: белка, медведь, лиса.
Практическая часть: творческое представление удивительных фактов из жизни животного, выбранного группой.
Метод: частично – поисковый, исследовательский.
Форма: групповая, творческая.
- Домашние животные – 3 часа.
Игра «Кто лишний?». Особенности отличия домашних животных от диких. Польза домашних животных.
Практическая часть: ребусы.
Метод: частично-поисковый.
Форма: беседа, исследование.
- Мой четвероногий любимец – 3 часа.
Защита проекта «Почему четвероногий «друг» Для тех, у кого он есть. Защита проекта «Где ты, мой четвероногий друг?».
Практическая часть: подготовка фотопрезентации, репетиции.
Метод: репродуктивный, исследовательский.
Форма: творческая фотопрезентация, сочинение.
- Олень – 2 часа.
Знакомство с легендой «Как олень стал жить с человеком». Общие сведения о животном. Особенности оленя (строение шерсти, копыта и др.).
Практическая часть: просмотр мультипликационного фильма «Храбрый оленёнок» ( по рассказу Е.Фрейберга).
Метод: объяснительно – иллюстративный.
Форма: беседа.
- Отношение к животным у народа ханты – 2 часа.
Особенности уважительного отношения к животным. Причины такого отношения. Правила добычи животных. Игра «Согласен ли ты…».
Метод: объяснительно – иллюстративный, исследовательский.
Форма: размышление.
- Медвежий праздник – 2 часа.
Общие сведения о празднике. Основные обряды праздника.
Практическая часть: рисунок «Мои представления о празднике».
Метод: частично – поисковый.
Форма: размышление, творческая.
- Удивительное в образе птицы – 3 часа.
Знакомство с использованием образа птицы в различных жанрах культуры народа ханты: орнаменты, музыкальный и сказочный фольклор, загадки, праздники.
Практическая часть: оригами «Птица».
Метод: исследовательский.
Форма: исследование, творческая.
- Священные птицы. Сказки о священных птицах – 3 часа.
Понятие «священные птицы». Общие сведения о лебеде, трясогузке, журавле. Загадки.
Практическая часть: чтение сказки «Как лебедь стал белым» под звучание наигрышей на санквылтапе.
Метод: частично – поисковый.
Форма: беседа.
- Музыкальная гостиная – 2 часа.
Знакомство с хантыйским музыкантом А.Г.Гришкина. Музыкальные загадки и наигрыши «Казарки», «Голос весеннего лебедя», «Кукушка».
Метод: объяснительно – иллюстративный.
Форма: гостиная.
- Городские птицы – 3 часа.
Общие сведения о городских птицах. Плюсы и минусы для птиц, проживающих в городской среде. Роль человека в жизни городских птиц.
Метод: исследовательский, объяснительно – иллюстративный.
Форма: исследование.
- Экскурсия в городской парк – 2 часа.
Наблюдение за животными и птицами. Повадки животных и птиц. Места скоплений. Реакция на человека.
Практическая часть: рисунок «Жизнь в парке».
Метод: исследовательский.
Форма: наблюдение.
- Чем я смогу помочь пернатым? – 2 часа.
Способы поддержки городских птиц. Причины помощи. Размещение кормушек в близлежащем парке.
Практическая часть: изготовление кормушек из пластиковой бутылки.
Метод: репродуктивный.
Форма: размышление, исследование.
- Праздник Вороны – 4 часа.
Традиции праздника. Составляющие праздника. Выставка.
Практическая часть: репетиции праздника.
Метод: репродуктивный.
Форма: открытый праздник.
4.1. Содержание программы третьего года обучения
- Вводное занятие – 2 часа.
Цели и задачи. Содержание программы третьего года обучения. Правила поведения и внутреннего распорядка. Правила техники безопасности. Организация рабочего места.
Методы: информационный, организационный, словесный, наглядный.
Форма: беседа.
- Интересные люди в моей семье – 3 часа.
Творческая встреча с представителями семей (3 семьи). Рассказ взрослого о себе и своих достижениях, увлечениях. Фотовыставка.
Метод: словесный.
Форма: беседа, встреча с интересными людьми.
- Быт предков хантыйской семьи – 3 часа.
Традиционные виды промыслов. Места проживания. Обязанности женской половины семьи.
Практическая часть: аппликация из листьев.
Метод: частично – поисковый.
Форма: исследование, творческая.
- Домашняя утварь – 2 часа.
Предметы домашнего обихода хантыйской семьи: юхан (деревянное блюдо для рыбы и мяса), лый (поварёшка), циновка. Предназначение данных предметов. Техника их изготовления.
Практическая часть: Изготовление макета циновки из цветной бумаги.
Метод: объяснительно – иллюстративный.
Форма: мастер – класс, творческая.
- Виды традиционного жилища ханты – 4 часа.
Виды жилищ: бревенчатый дом, чум, землянка. Разделение жилищ по роду занятий человека (рыбак, охотник) и по временам года (зимние и летние жилища). Территория размещения жилищ (лес, гора, река).
Практическая часть: электронная игра «Найди моё место».
Метод: исследовательский.
Форма: игра, исследование.
- Экскурсия в этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» - 2 часа.
Знакомство с летней усадьбой народа ханты: бревенчатый дом, лабаз, чувал (печь). Посещение культового места.
Метод: частично – поисковый.
Форма: игровая программа.
- Заключительный праздник «В семейном кругу» - 4 часа.
Участники представляют историю своей семьи с демонстрацией семейных реликвий. Презентация любимого блюда своей семьи. Выставка рисунков.
Метод: репродуктивный.
Форма: праздник.
- Что такое нефть? – 3 часа.
Общие сведения о полезных ископаемых Югры. Понятие «нефть», «баррель», «танкер». Полезные свойства. Нефть в повседневной жизни.
Метод: объяснительно – иллюстративный.
Форма: беседа.
- Лики камней – 3 часа.
Общая информация о минералах Югры: хрусталь, малахит, серпентинит. Их практическое применение.
Практическая часть: игра «Согласен ли ты?».
Метод: частично – поисковый.
Форма: исследование.
- Экскурсия в музей «Геологии, нефти и газа» - 2 часа.
Выставка «Коллекция минералов Урала» (редкие образцы кварцев различных цветов и размеров с месторождений Приполярного Урала – Додо и Пуйва).
Метод: беседа.
Форма: экскурсия.
- Города – нефтяники – 2 часа.
Общие сведения о городах – нефтяниках: Нефтеюганск, Сургут, Нижневартовск. Видеопрезентация.
Практическая часть: разгадывание кроссворда.
Метод: объяснительно – иллюстративный.
Форма: беседа.
- Современная Югра – 3 часа.
Понятие «месторождение нефти». Ведущие месторождения Югры: Самотлорское, Фёдоровское, Мамонтовское.
Метод: исследовательский.
Форма: игра-путешествие.
- Викторина «Я знаю свой край» - 3 часа.
В рамках викторины - вернисаж «Моя малая родина» за весь период обучения по программе.
Метод: репродуктивный.
Форма: викторина, вернисаж.
- СОСТАВ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Учебно – методический комплекс по программе включает в себя:
- Специальную и популярную литературу по тематике программы (книги, журналы);
- Творческие работы обучающихся;
- Иллюстративный материал;
- Дидактический материал (карточки с заданиями, вопросы к викторинам, тексты анкет, тестов).
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 10.07.2012)// http://www.consultant.ru.
- Единый официальный сайт государственных органов ХМАО – Югры http://www.admhmao.ru.
- Гаврилова, О.Н. Край родной. Азбука краеведения/О.Н.Гаврилова. – Екатеринбург: ООО «СВ – 96», 2001. – 391 с.
- Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие/И.Ф.Харламов.-4-е изд., перераб. и доп. – М.:Гардарики, 2007. - 520 с.
- Орехова, В.А. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие/В.А.Орехова – М.: Кнорус, 2006. – 200 с.
- Дубровина, И.В. Психология: учебное пособие/И.В.Дубровина – М.:Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
- Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Учебное пособие «Педагогика и психология»/Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – Москва: Гардарики, 2007. – 480 с.
- Арефьева, И.Л, Лазарев, Т.В. Копилочка активных методов обучения: электронное методическое пособие – М.: Образовательный портал «Мой Университет», Международный институт развития «ЭкоПро», 2005 - 2008.
- Воробьёва, Т.П. Современные требования к проектированию программ дополнительного образования: методические рекомендации/Т.П.Воробьёва – Курган: Институт развития образования и социальных технологий, 2011. – 123 с.
- Конькова, А.М. Свидание с детством: сборник сказок для детей/А.М.Конькова – Москва: ИПФ «Унисерв», 1996. – 94 с.
- Волина, В.В. Учебное пособие «Праздник букваря»/В.В.Волина. – Москва: «Аст – Пресс», 1996. – 380 с.
- Решетникова, Р.Г. детский журнал «Шоврие» №2 /Р.Г.Решетникова. – Ханты – Мансийск: ОАО «Полиграфист», 2010. – 19 с.
- Цареградская, Л.В. сборник сказок для детей школьного возраста «Лесные сказки»/Л.В.Цареградская.- Сургут: ОАО «Сургутнефтегаз», РИИЦ «Нефть Приобья»,2001. – 151 с.
- Щукин, А. фотоальбом «Обские угры»/А.Щукин. – Тюмень: ИФА «Тюмень», 2005. – 207 с.
- Оборотова, Е.А. От печки/Е.А.Оборотова. – Новосибирск: «Наука - центр», 2003. – 224 с.
- Тарханов, А.С. Универсальная книга для детей всех возрастов «Лесные доктора»/А.С.Тарханов. – Екатеринбург: Средне – Уральское книжное издательство, 2008. – 198 с.
- Лапина, М.А. Этика и этикет хантов/М.А.Лапина. – Томск: Издательство Томского университета, 1998. – 114 с.
- Рокина, А.Е. Методическое пособие для дополнительного чтения «Чудный олень»/А.Е.Рокина. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2005. – 152 с.
- Привалова, Р.В. Сборник сказок для детей школьного возраста «Лесные сказки»/Р.В.Привалова. – Сургут: ОАО «Сургутнефтегаз» РИИЦ «Нефть Приобья», 2001. – 152 с.
- Подколзин, Е. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Птицы»/Е.Подколзин. – Москва: ООО «Маленький Гений – Пресс», 2008. - 15 к.
- Кошкарева, Н.Б. Детские сказки варьёганских ханты/Н.Б.Кошкарева. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2006. – 108 с.
- Ковган, Е.В. Сказки народа ханты/Е.В.Ковган. – Санкт – Петербург: ТОО «Алфавит», 1995. – 143 с.
- Шутко, А. Учебное пособие: Генеалогическое древо богов мансийской, греческой и славянской мифологии/А.Шутко. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2006. – 96 с.
- http://www.coolreferat.com
- http://mirra-live.livejournal.com/21106.html
- http://www.solnet.ee
- http://ethno-ornament.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...
"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет
"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...