Программа дополнительного образования детей "По тропинкам Югры"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Бушуева Надежда Константиновна

Программа  состоит из двух блоков: краеведческого и этнокультурного. Срок реализации - 3 года. Рассчитана на детей 7-10 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Департамент образования  Администрации  г.Ханты – Мансийска

Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение  

дополнительного  образования  детей  

«ДЕТСКИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЛЫЛЫНГ СОЮМ»

СОГЛАСОВАНО                                        УТВЕРЖДАЮ

Научно-методическим  советом                        Директор  МБОУ ДОД  ДЭКОЦ

МБОУ ДОД ДЭКОЦ «ЛЫЛЫНГ СОЮМ»        «ЛЫЛЫНГ  СОЮМ»

Протокол №__________                                _________ Т.С.Вадичупова                        

«____»____________________ 2012 г.                «_____»__________________ 2012 г.

ПРОГРАММА

дополнительного  образования  детей по краеведению

«По  тропинкам  Югры»

возраст обучающихся  7-10 лет

срок  реализации - 3 года

                                               Автор-составитель:  Бушуева  Надежда  Константиновна –

                                           педагог  дополнительного  образования

Ханты – Мансийск  

2012

        По тропинкам Югры: программа  дополнительного  образования  детей  по  краеведению/Н.К.Бушуева, МБОУ  ДОД  ДЭКОЦ  «Лылынг  союм». – Ханты – Мансийск, 2012 – 20 стр.

Автор – составитель:        Н.К.Бушуева, педагог  дополнительного  образования

Рецензенты:        

Рассмотрена  на  научно - методическом  совете  МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм» г.Ханты – Мансийск

Протокол №_______  от   «___» ________________ 2012 г.

Руководитель НМС   ф.и.о. должность_______________________________

Рассмотрена  на  научно - методическом  совете  МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм» г.Ханты – Мансийск

Протокол №_______  от   «___» ________________ 2013 г.

Руководитель НМС   ф.и.о. должность________________________________

Рассмотрена  на  научно -  методическом  совете  МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм» г.Ханты – Мансийск

Протокол №_______  от   «___» ________________ 2014 г.

Руководитель НМС   ф.и.о. должность_______________________________

ПАСПОРТ      ПРОГРАММЫ

Наименование  программы

По  Югре  с  Ай  шоврые

Направленность  программы

туристско – краеведческая

Область деятельности

краеведение, здоровьесбережение

Тип образовательной программы

интеллектуально - познавательная

Срок  обучения

3  года

Возраст  обучающихся

7-10 лет

Область реализации программы

дополнительное  образование  детей

Уровень освоения

Общекультурный

Методы освоения содержания программы

репродуктивный,  проблемно – поисковый, творческий

Форма  организации  деятельности  обучающихся

Коллективная, групповая, индивидуальная

С  какого  года реализуется программа

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ  программы………………………………………………………3

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА…………………………………………4

2.СВОДНЫЙ  УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН………………….10

3.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  по годам обучения

   Первого года обучения…………………………………………………….10

   Второго года обучения…………………………………………………….11

   Третьего года обучения……………………………………………………11

4. СОДЕРЖАНИЕ  программы

   Первого года обучения…………………………………………………….12

   Второго года обучения…………………………………………………….14

   Третьего года обучения……………………………………………………16

5. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  программы……18

6. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..18

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

"Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки."

Д.С. Лихачев

        В  канун своего  80-летия, мансийская  сказительница  Анна  Митрофановна  Конькова  в  юбилейном  сборнике  сказок  «Свидание  с  детством»  пишет: «В  минуту  своего  рождения  высокий  и  властный  Бог  засветил  слабенькую  звёздочку. И вот она до сих пор  где-то  горит  среди  многих  звёзд…»

        Действительно, сколько бы лет не было  человеку, он всегда будет нежно  и  трепетно  хранить  воспоминания  о  своём рождении, о детстве, о  близких  людях, о родных местах.

        Родной край, малая родина… Познание  окружающего  мира, первые  чувства, ощущения,  представления  о  добре и зле  начинается  именно  с  этих мест  и  затем  всю  жизнь соотносятся  с  изначальными  образами и понятиями.

        Любовь  к  малой  родине  является  внутренним  стержнем  человека, который  во многом  определяет  жизненную  позицию  человека  и  гражданина.

        Современная  школа  способна  оказать  содействие  в  воспитании  и  становлении  личности  ребёнка  именно  через  изучение  краеведения. Изучая  краеведение, ребёнок  осознаёт  свою  связь  с  окружающим  его  миром  и  эффективно  с  ним  взаимодействует.

        Для  освоения  программы  рекомендуемый  возраст    обучающихся    с  7 лет. Именно в этом  возрасте  закладываются основы познавательного интереса к изучению малой  родины как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.

Данная   программа   предполагает комплексное изучение родного края. На протяжении  всего  периода  обучения, представления  обучающихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы  систематизируются  и  расширяются.

Основные направления  программы: краеведческое  и  этнокультурное.  Понимая, что только на основе знаний можно убедить детей  в необходимости заботливо относиться к природе, в  программе предлагаются  разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и другие.

Бесценна роль педагога в организации системной, личностно – ориентированной деятельности по освоению регионального историко- культурного наследия.

        В  программе используется сочетание этнокультурного  материала с краеведческим с целью формирования у обучающихся   общечеловеческих ценностей, гражданственности, уважения  к  традициям и культуре коренного народа Югры, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них, развития основы правильных мировоззренческих взглядов младших школьников, становления их активными участниками творческого обновления и преобразования своей малой Родины.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации   «Об образовании» :

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; 

  1. воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 

  2. единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 

  3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; 

  4. обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; 

  5. формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; 

  6. формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; 

  7. содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. 

Благодаря  краеведению, ребёнок  осознаёт  значимость  наследия родного  

края  в своей  жизни, в жизни  близких  людей, в общей  судьбе  народов  России. Изучение  своей  малой  родины  учит  ребёнка  интересоваться  жизнью  своего  края, осознавать  проблемы  окружающего  его  мира  и  самостоятельно  пытаться  находить  пути  их  решения.

Предлагаемая  программа  по  краеведению  очень  много  даёт  для  морального, нравственного  становления  личности. Когда  ребёнок  понимает, что его  родной  край  играл и  играет  свою, особую  роль  в  истории  России, он, безусловно, ощущает  гордость, как  за  свою  землю, так  и  за  себя. У  ребёнка  поднимается  самооценка, появляется  желание  и  стремление  прославить  свой  край  и  свою  Родину.

Актуальность данной  программы  заключается  в  том, что в настоящее  время  наблюдается  повышенный  интерес  к  изучению  родного  края. Одной  из  главных ступеней  духовно – нравственного  развития  ребёнка  является  «осознанное  принятие  обучающимся  традиций, ценностей, особых  форм  культурно – исторической, социальной  и  духовной  жизни  его  родного  села, города, района, области, края. Здесь  наполняются  конкретным  чувственно – выразительным  содержанием  через  семью, родственников, друзей, школу, природную  среду  и  социальное  окружение  такие  понятия  как  «малая  родина», «Отечество», «родная  земля», «моя  семья и род», «мой дом»  («Концепция  духовно – нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России»).

Изучение  краеведения  в  начальной  школе  является  одним  из  основных  источников  обогащения обучающихся  знаниями  о  родном  крае, воспитании  любви  к  нему, формировании  гражданских   позиций  и  навыков. Оно  играет  существенную   педагогическую  роль  в  нравственном, эстетическом, трудовом, политическом, воспитании.

Предлагаемая  программа  по  краеведению  определяется  запросом  со  стороны  родителей, детей, бабушек, дедушек  и  преподавателей  начальных  классов.

Программа  рассчитана  на  преподавание  в  1-3  классах  начальной  школы  и  предусматривает  36  учебных часов  в  год  (1  час  в  неделю).

Программа  содержит  2  блока: краеведческий  и  этнокультурный.

Цель  программы:

Формирование  духовно  богатой, высоконравственной  личности  через  изучение  истории родного  края, культуры  и  традиций коренных народов Югры.

Или:

Развитие  мотивации  ребёнка  к  познанию  и  творчеству  через  его  увлечение историческим  краеведением, историей  родного  края.

        Для  достижения  поставленной  цели  определены  следующие  задачи:

Образовательные:

  1. Организовать  эффективное  взаимодействие  педагога и обучающихся;
  2. Ознакомление с историей своего края, культурой и традициями  коренного  населения Югры – ханты;
  3. Формирование  представлений  о различных сторонах жизни  своей малой родины.

Воспитательные:

  1. Формировать  гражданскую  позицию, патриотизм;
  2. Воспитывать  любовь к окружающей природе, малой родине, семье; 
  3. Способствовать  воспитанию  нравственных  качеств  ребёнка по  отношению  к  окружающим независимо от его национальной  принадлежности  (доброжелательность, толерантность и др.);
  4. Воспитывать  и  развивать  уважение  к  традициям и  культуре  коренного  народа  Югры – ханты.

Развивающие

  1. Содействовать  интеллектуальному  и  духовному  развитию  личности  ребёнка;
  2. Развивать  творческое  воображение  и  фантазию, мышление, внимание, память,  умение  исследовать и самостоятельно работать;
  3. Способствовать  развитию  познавательного  интереса  к  изучению  истории  родного  края, культуре  и  традициям  народа  ханты.

Программа  построена  на  принципах:

  1. доступности;
  2. наглядности;
  3. активности;
  4. систематичности  и  последовательности;
  5. учёта  возрастных  индивидуально – психологических особенностей  обучаемых;
  6. межкультурного  взаимодействия;

Формы организации  образовательного  процесса

        Программа  предусматривает  организацию  активных  форм  проведения  занятий  с  обучающимися:

  1. традиционных  занятий
  1. практических  занятий
  2. игры
  3. театрализованных  представлений
  4. выставок
  5. защиты проектов
  6. конкурсов
  7. праздников
  8. викторин
  9. работа  в  микрогруппах
  10. творческих отчётов                          
  11. экскурсий

 

Ожидаемые  (прогнозируемые)  результаты

         Ожидаемые результаты  обучения по программе:

К  концу  первого  года  обучения  обучающийся  будет:

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

Историю своей семьи

Работать в сети Интернет, проводить  презентации

Определение  слов «родня», «предки»

Правильно использовать слова в речи

Геральдику Югры

Отличать  от  геральдики  других городов; выполнять задания с творческим подходом

Общие  сведения  о  народе ханты

Владеть  историческими  знаниями о коренном народе Югры; обобщать полученную информацию

Традиции  проведения  детских фольклорных  праздников

Принимать  участие  в  проведении  фольклорных праздников

К  концу  второго  года  обучения  обучающийся  будет:

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

Диких и домашних  животных

Применять знания на практике

Обычаи  отношения  к  животным у народа ханты

Относиться к животным добродушно; работать в группах; находить нужную информацию

Священных птиц

Выполнять оригами  «Птица»; применять свои знания на практике

Особенности  проживания птиц в городской  среде

Оказывать помощь птицам в зимнее  время; обобщать информацию

Традиции  проведения  праздника  Вороны

Принимать участие  в  празднике; составлять мини-экспозицию общей выставки

К  концу  третьего  года  обучения  обучающийся  будет:

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

Быт, традиционные  жилища народа ханты

выполнять  аппликацию, работать  в мини-группах

Полезные ископаемые Югры

Принимать участие  в  выставках; исследовать  и  находить ответ на поставленный  вопрос

        Оценка  знаний  и  умений  обучающихся  проводится  с  помощью  анализа  тестовых  и  творческих  работ  на основе  безотметочной   системы. Помимо  этого,  учитывается  активность  участия  в  парных, групповых  и  коллективных  работах. По  завершению  обучения  по  программе  проводится  комплексный  контрольный  тест, который  включает  вопросы  по  всем  темам  и  разделам  программы.

Формы  и  методы  контроля

        Контроль  осуществляется  3  раза  в  год.  Механизм контроля за качеством программы  включает  в  себя  следующие  компоненты:

Входной  контроль:

        Позволяет выявить  наиболее  способных детей; выяснить мотивацию  обучения; провести  социально – психологическое  анкетирование.

        Предварительное  выявление  уровня  знаний, умений  и  навыков  обучающихся  по  данной  программе, рассчитанной  на  3  года  обучения, проводится  в  начале  учебного  года  для  определения  усвоения  обучающимися  важнейших моментов курса обучения, в том числе  предыдущего  года. Предварительный  контроль  сочетается  с  компенсационным  обучением, направленным  на  устранение  пробелов  в  знаниях, умениях  и  навыках.

        Используются  методы  анкетирования  и  тестирования.

Промежуточный  контроль

        Осуществляется  в  конце  полугодия  и  помогает  определить  творческий  рост  обучающихся, их  активность, уровень  усвоения  программного  материала. Промежуточная  диагностика  позволяет  по  мере  необходимости  корректировать  программу, изменить  методику  организации  учебно - воспитательного  процесса.

        Промежуточный  контроль  проводится  в  форме: участия в выставках, проведения  праздника, презентации  творческих работ.

        Итоговый  контроль

        Проводится  в  конце  учебного  года. Помогает  определить   изменения  уровня  развития  детей, их  творческих  способностей, результаты  обучения.  Позволяет  сориентировать  обучающихся  на  дальнейшее  обучение, получить  сведения  для  совершенствования  образовательной  программы  и  методов  обучения.

        Используются  следующие  формы:  вернисаж, праздник, викторина, открытое занятие для родителей,  итоговые занятия, анкетирование, тестирование.

        Результаты  перечисленных  видов  контроля  оформляются  в  сводную  ведомость.

Организационно – педагогические  основы  обучения

        Программа  рассчитана  на  3  года  обучения  по  36  часов  в  год. На  полное  освоение  программы  требуется  108  часов, включая  практикумы  и  посещение  экскурсий. Занятия проводятся  в группах  и  индивидуально, сочетая  принцип  группового  обучения  с  индивидуальным  подходом. Продолжительность одного занятия – 45 минут.

        Программа  адресована  детям  7-10  лет.

        Условия  набора  детей  в  объединение: принимаются  все  желающие. Наполняемость в группах  составляет  по  15  человек.                          

  1. СВОДНЫЙ  УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

п/п

Наименование  темы

Всего часов

В том числе

I

II

III

1.

Вводное  занятие (техника безопасности)

6

2

2

2

2.

Экскурсии

10

4

2

4

3.

Краеведческий блок

41

13

14

14

4.

Этнокультурный блок

41

14

14

13

5.

Промежуточные и итоговые контрольные   занятия

10

3

4

3

Итого:

108

36

36

36

  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  по годам обучения

3.1.Учебно–тематический  план  первого  года  обучения

Название разделов, тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теория

практика

1.

Вводное  занятие

2

1

1

2.

Раздел «Семья – это счастье»

11

3

8

2.1.

Мой семейный круг

3

1

2

2.2.

Родня и предки – это кто?

3

1

2

2.3.

Жизнь моей семьи

2

-

2

2.4.

Наши традиции

3

1

2

3.

Раздел «Ханты – Мансийск»

4

2

2

3.1.

Геральдика города Ханты-Мансийска

2

1

1

3.2

Экскурсия по городу «Достопримечательности моей малой родины»

2

1

1

4.

Раздел «Знакомимся с народом ханты»

19

8

11

4.1.

Общие сведения

4

2

2

4.2.

Экскурсия в  музей «Природы и Человека»

2

1

1

4.3.

Хантыйская семья: обычаи и традиции. Сказка «Запрет».

4

2

2

4.4

Народные игры, забавы, сказки

3

1

2

4.5.

Детские и семейные фольклорные праздники

3

1

2

4.6.

Детский  праздник   Трясогузки

3

1

2

Итого

Всего: 36  часов  в год (36 учебных недель в год, по 1 часу  в неделю)

3.2.Учебно–тематический  план  второго  года  обучения

Название  разделов, тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теория

практика

1.

Вводное  занятие

2

1

1

2.

Раздел  «Мудрость  природы»

15

6

9

2.1.

Дикие животные

3

1

2

2.2.

Домашние  животные

3

1

2

2.3.

Мой четвероногий любимец

3

1

2

2.4.

Олень

2

1

1

2.5.

Отношение к животным у народа ханты

2

1

1

2.6

Медвежий праздник

2

1

1

3.

Раздел  «Мелодии природы!»

19

5

14

3.1.

Удивительное в образе птицы

3

1

2

3.2.

Священные птицы. Сказка  «Как  лебедь стал белым»

3

1

2

3.3.

Музыкальная гостиная

2

-

2

3.4.

Городские птицы

3

1

2

3.5.

Экскурсия в городской парк

2

1

1

3.6.

Чем я смогу помочь пернатым?

2

-

2

3.7.

Праздник  Вороны

4

1

3

Итого

Всего: 36  часов  в год (36 учебных недель в год,  по 1 часу  в неделю)

3.3.Учебно–тематический  план  третьего  года  обучения

Название  разделов, тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теория

практика

1.

Вводное  занятие

2

1

1

2.

Раздел  «Жизнь предков»

18

7

11

2.1.

Интересные люди в моей семье

3

1

2

2.2.

Быт предков хантыйской  семьи

3

1

2

2.3.

Домашняя  утварь

2

1

1

2.4.

Виды  традиционного жилища ханты

4

2

2

2.5.

Экскурсия в музей «Торум Маа»

2

1

1

2.6.

Заключительный праздник  «В  семейном кругу»

4

1

3

3.

Раздел «Природные богатства Югры»

16

9

7

3.1.

Что такое нефть?

3

1

2

3.2.

Лики камней

3

2

1

3.3.

Экскурсия  в  музей  «Геологии, нефти и газа»

2

2

-

3.4.

Города - нефтяники

2

1

1

3.5.

Современная Югра

3

2

1

3.6.

Викторина «Я знаю свой край»

3

1

2

Итого

Всего: 36  часов  в год (36 учебных недель в год . по 1 часу  в неделю)

  1. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

  1. Содержание  программы  первого  года  обучения
  1. Вводное  занятие – 2 часа.

Знакомство с обучающимися. Порядок и содержание  предлагаемой   программы  по  краеведению.  Периодичность занятий.  Общая информация  о  науке «Краеведение». Техника  безопасности  и  правила  поведения  на  занятиях.

        Методы: Информационный, организационный, словесный, наглядный.

        Форма: беседа.

  1. Мой семейный круг – 3 часа.

Представление  визитной карточки своей семьи.

Методы:  исследовательский.

Форма: презентация.

  1. Родня  и  предки – кто это? – 3 часа.

Знакомство  с  понятиями  «родня», «предки»  с  использованием   компьютерной  сети  Интернет.

Практическое  задание: рисунок.

Методы: частично – поисковый, творческий.

Форма: дискуссия.

  1. Жизнь  моей  семьи – 2 часа.

Рассказ  об  участии  своей  семьи  в  жизни  города, где семья  проживала либо проживает.

Методы: исследовательский.

Формы: исследование, рассказ.

  1. Наши  традиции – 3  часа.

Видеосюжет о традициях своей семьи  с участием родителей, сестёр, братьев, дедушек, бабушек. Выделение наиболее полюбившихся ребёнку традиций.

Методы: исследовательский.

Форма: презентация.

  1. Геральдика  города  Ханты – Мансийска – 2 часа.

Знакомство с флагом, гербом и гимном Югры. История происхождение флага и герба. Исследование  символики герба и флага, их объяснение. Практическая часть: аппликация  флага Югры.

Методы: проблемный, исследовательский, творческий.

Форма: исследование, размышление, анализ.

  1. Экскурсия  по  городу  «Достопримечательности  моей  малой  родины» - 2 часа.

Экскурсия включает исторически  значимые объекты и улицы города. Знакомство  с  их происхождением и предназначением. В  завершении проводится  интеллектуальная  игра.

Метод: объяснительный.

Форма:экскурсия.

  1. Общие  сведения – 4 часа.

Информация  о коренных народах Югры – ханты и манси. Территория проживания. Культура, обычаи. Традиционные  виды  промыслов.

Практическая часть: разгадывание  кроссворда.

Методы: объяснительно – иллюстративный.

Форма: видеозанятие.

  1. Экскурсия  в  музей  «Природы и Человека» – 2 часа.

Экспозиция  «Мифологическое  время». Знакомство с  традиционной культурой  обских угров  по  разделам: «Колыбель», «Времена  года», «Небесный  всадник».

Метод: объяснительный.

Форма:экскурсия.

  1. Хантыйская  семья: обычаи и традиции. Сказка  «Запрет»  – 4 часа.

В ходе игры дети приходят к заключению самостоятельно. Знакомство с  традициями воспитания девочек и мальчиков. Роль хозяйки и хозяина дома. Обычай гостеприимства.

Практическая часть: чтение сказки «Запрет» вслух.

Метод: частично – поисковый.

Форма: сюжетно – ролевая игра.

  1. Народные игры, забавы, сказки – 3 часа.

Знакомство с игрой  «Щёлы», танцующими куклами  «Сопыр»  и  сказкой  мансийской сказительницы  А.М.Коньковой «Праздник большого света».

Практическая часть: инсценировка сказки.

Метод: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Форма: фольклорные посиделки.

  1. Детские  и  семейные  фольклорные  праздники – 3 часа.

Общие сведения о детских и семейных фольклорных праздниках. Самостоятельное изучение  литературы о празднике Трясогузки.

Практическая часть: лепка  фигурки трясогузки  (пластилин).

        Метод: групповой.

        Форма: исследование.

  1. Детский праздник   Трясогузки – 3 часа.

Подведение итогов  первого  года  обучения  по  программе. Используются пластилиновые фигурки трясогузки, изготовленные на предыдущих занятиях.

Практическая часть: репетиции  праздника.

Метод: репродуктивный.

Форма: открытый праздник.

4.1. Содержание  программы  второго  года  обучения

  1. Вводное  занятие – 2 часа.

Беседа  по  итогам  прошедшего учебного года  и  перспективам  работы  на  текущий  год. Знакомство  с  планом  работы  на  предстоящий  год. Организационные  вопросы. Техника  безопасности  и  правила  поведения  на  занятиях.

        Методы: информационный, организационный, словесный, наглядный.

        Формы: беседа.

  1. Дикие  животные   - 3 часа.

В ходе  игры  «Интересное  в  мире  животных»  дети отбирают удивительные  факты из жизни диких животных, проживающих на территории Югры: белка, медведь, лиса.

Практическая часть: творческое  представление удивительных фактов  из  жизни  животного, выбранного  группой.

Метод: частично – поисковый, исследовательский.

Форма: групповая, творческая.

  1. Домашние  животные – 3 часа.

Игра «Кто лишний?». Особенности  отличия домашних животных  от  диких. Польза домашних животных.

Практическая часть: ребусы.

Метод: частично-поисковый.

Форма: беседа, исследование.

  1. Мой  четвероногий  любимец – 3 часа.

Защита проекта  «Почему четвероногий «друг»  Для тех, у кого он есть. Защита  проекта «Где ты, мой четвероногий друг?».

Практическая часть: подготовка фотопрезентации, репетиции.

Метод: репродуктивный, исследовательский.

Форма: творческая  фотопрезентация, сочинение.

  1. Олень – 2 часа.

Знакомство  с легендой  «Как  олень стал  жить с человеком». Общие сведения о животном.  Особенности оленя  (строение шерсти, копыта и др.).

Практическая часть: просмотр мультипликационного  фильма  «Храбрый  оленёнок»  ( по рассказу  Е.Фрейберга).

Метод: объяснительно – иллюстративный.

Форма: беседа.

  1. Отношение  к  животным  у  народа  ханты – 2 часа.

Особенности  уважительного  отношения к животным. Причины такого  отношения. Правила добычи животных. Игра «Согласен ли ты…».

Метод: объяснительно – иллюстративный, исследовательский.

Форма: размышление.

  1. Медвежий  праздник – 2 часа.

Общие сведения о празднике. Основные обряды праздника.

Практическая часть: рисунок «Мои представления о празднике».

Метод: частично – поисковый.

Форма: размышление, творческая.

  1. Удивительное  в  образе  птицы – 3 часа.

Знакомство с  использованием образа птицы  в различных жанрах культуры народа ханты: орнаменты, музыкальный и сказочный фольклор, загадки, праздники.

Практическая часть: оригами  «Птица».

Метод: исследовательский.

Форма: исследование, творческая.

  1. Священные  птицы. Сказки о священных птицах – 3 часа.

Понятие  «священные  птицы». Общие сведения о лебеде, трясогузке, журавле. Загадки.

Практическая часть: чтение  сказки  «Как лебедь стал белым»  под звучание  наигрышей на санквылтапе.

Метод: частично – поисковый.

Форма: беседа.

  1. Музыкальная  гостиная – 2 часа.

Знакомство с хантыйским музыкантом  А.Г.Гришкина. Музыкальные  загадки и наигрыши  «Казарки», «Голос весеннего  лебедя», «Кукушка».  

Метод: объяснительно – иллюстративный.

Форма: гостиная.

  1. Городские  птицы – 3 часа.

Общие сведения о городских птицах. Плюсы и минусы  для  птиц, проживающих в городской среде. Роль человека в жизни городских птиц.

Метод: исследовательский, объяснительно – иллюстративный.

Форма: исследование.

  1. Экскурсия  в  городской парк – 2 часа.

Наблюдение  за  животными и птицами. Повадки животных и птиц. Места скоплений. Реакция на человека.

Практическая  часть: рисунок  «Жизнь в парке».

Метод: исследовательский.

Форма: наблюдение.

  1. Чем  я  смогу  помочь  пернатым? – 2 часа.

Способы  поддержки  городских птиц. Причины  помощи. Размещение кормушек в близлежащем парке.

Практическая часть: изготовление  кормушек из пластиковой бутылки.

Метод: репродуктивный.

Форма: размышление, исследование.

  1. Праздник  Вороны – 4 часа.

Традиции  праздника. Составляющие  праздника. Выставка.

Практическая часть: репетиции  праздника.

Метод: репродуктивный.

Форма: открытый праздник.

4.1. Содержание  программы  третьего  года  обучения

  1. Вводное занятие – 2 часа.

 Цели  и  задачи. Содержание  программы  третьего  года  обучения. Правила  поведения  и  внутреннего  распорядка. Правила  техники  безопасности. Организация  рабочего  места.

Методы: информационный, организационный, словесный, наглядный.

Форма: беседа.

  1. Интересные  люди  в  моей  семье – 3 часа.

Творческая  встреча  с  представителями семей (3 семьи). Рассказ взрослого о себе и своих достижениях, увлечениях. Фотовыставка.

Метод: словесный.

Форма: беседа,  встреча  с  интересными людьми.

  1. Быт предков  хантыйской  семьи – 3 часа.

Традиционные  виды  промыслов. Места проживания. Обязанности  женской  половины  семьи.

Практическая  часть: аппликация из  листьев.

Метод: частично – поисковый.

Форма: исследование, творческая.

  1. Домашняя  утварь – 2 часа.

Предметы домашнего  обихода  хантыйской  семьи: юхан  (деревянное блюдо для рыбы и мяса),  лый  (поварёшка), циновка. Предназначение  данных предметов. Техника их изготовления.

Практическая  часть: Изготовление  макета циновки из цветной  бумаги.

Метод: объяснительно – иллюстративный.

Форма: мастер – класс, творческая.

  1. Виды  традиционного  жилища  ханты – 4 часа.

Виды жилищ: бревенчатый дом, чум, землянка. Разделение  жилищ  по  роду занятий  человека (рыбак, охотник) и по временам года (зимние и летние жилища). Территория  размещения  жилищ (лес, гора, река).

Практическая  часть: электронная  игра  «Найди моё место».

Метод: исследовательский.

Форма: игра, исследование.

  1. Экскурсия  в  этнографический  музей под  открытым небом   «Торум Маа» - 2 часа.

Знакомство  с  летней  усадьбой народа ханты: бревенчатый дом, лабаз, чувал (печь). Посещение  культового  места.

Метод: частично – поисковый.

Форма: игровая  программа.

  1. Заключительный  праздник  «В  семейном  кругу» - 4 часа.

Участники  представляют историю своей семьи с демонстрацией семейных реликвий. Презентация  любимого блюда своей семьи. Выставка рисунков.

Метод: репродуктивный.

Форма: праздник.

  1. Что такое нефть? – 3 часа.

Общие сведения о полезных ископаемых Югры. Понятие  «нефть», «баррель», «танкер».  Полезные свойства. Нефть  в  повседневной  жизни.

Метод: объяснительно – иллюстративный.

Форма: беседа.

  1. Лики камней – 3 часа.

Общая  информация о минералах Югры: хрусталь, малахит, серпентинит. Их практическое применение.

Практическая часть: игра «Согласен ли ты?».

Метод: частично – поисковый.

Форма: исследование.

  1. Экскурсия  в  музей  «Геологии, нефти и газа» - 2 часа.

Выставка  «Коллекция  минералов  Урала»  (редкие образцы кварцев различных цветов и размеров с месторождений Приполярного Урала – Додо и Пуйва).

Метод: беседа.

Форма: экскурсия.

  1. Города – нефтяники – 2 часа.

Общие сведения  о городах – нефтяниках: Нефтеюганск, Сургут, Нижневартовск. Видеопрезентация.

Практическая часть: разгадывание  кроссворда.

Метод: объяснительно – иллюстративный.

Форма: беседа.

  1. Современная  Югра – 3 часа.

Понятие «месторождение нефти». Ведущие месторождения  Югры: Самотлорское, Фёдоровское, Мамонтовское.

Метод: исследовательский.

Форма: игра-путешествие.

  1. Викторина  «Я  знаю  свой  край» - 3 часа.

В рамках  викторины - вернисаж  «Моя малая родина» за весь период обучения по программе.

Метод:  репродуктивный.

Форма: викторина, вернисаж.

  1. СОСТАВ  УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО  КОМПЛЕКСА

Учебно – методический  комплекс  по  программе  включает  в  себя:

  1. Специальную  и  популярную  литературу  по  тематике  программы  (книги, журналы);
  2. Творческие  работы  обучающихся;
  3. Иллюстративный  материал;
  4. Дидактический материал  (карточки  с  заданиями, вопросы  к  викторинам, тексты анкет, тестов).

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  И  ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ
  1. Закон РФ  «Об  образовании»  от 10.07.1992   №3266-1 (ред. от 10.07.2012)// http://www.consultant.ru.
  2. Единый  официальный  сайт  государственных  органов  ХМАО – Югры  http://www.admhmao.ru.
  1. Гаврилова, О.Н.  Край  родной. Азбука  краеведения/О.Н.Гаврилова. – Екатеринбург: ООО  «СВ – 96», 2001. – 391 с.
  2. Харламов, И.Ф.  Педагогика: учебное пособие/И.Ф.Харламов.-4-е изд., перераб. и доп. – М.:Гардарики, 2007. - 520 с.
  3. Орехова, В.А.  Педагогика  в  вопросах  и  ответах: учебное пособие/В.А.Орехова – М.: Кнорус, 2006. – 200 с.
  4. Дубровина, И.В.  Психология: учебное  пособие/И.В.Дубровина – М.:Издательский  центр  «Академия», 2007. – 464 с.
  5. Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Учебное пособие «Педагогика и психология»/Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – Москва: Гардарики, 2007. – 480 с.
  6. Арефьева, И.Л, Лазарев, Т.В.  Копилочка  активных  методов  обучения: электронное  методическое  пособие – М.: Образовательный  портал  «Мой  Университет», Международный  институт  развития  «ЭкоПро», 2005 - 2008.
  7. Воробьёва, Т.П.  Современные  требования  к  проектированию  программ  дополнительного  образования: методические  рекомендации/Т.П.Воробьёва – Курган: Институт развития  образования  и  социальных  технологий, 2011. – 123 с.
  8. Конькова, А.М.  Свидание  с  детством: сборник  сказок для детей/А.М.Конькова – Москва: ИПФ  «Унисерв», 1996. – 94 с.
  9. Волина, В.В.  Учебное  пособие  «Праздник  букваря»/В.В.Волина. – Москва: «Аст – Пресс», 1996. – 380 с.
  10. Решетникова, Р.Г.  детский  журнал  «Шоврие»  №2 /Р.Г.Решетникова. – Ханты – Мансийск: ОАО  «Полиграфист», 2010. – 19 с.
  11. Цареградская, Л.В.  сборник  сказок для детей  школьного  возраста  «Лесные  сказки»/Л.В.Цареградская.- Сургут: ОАО  «Сургутнефтегаз», РИИЦ  «Нефть  Приобья»,2001. – 151 с.
  12. Щукин, А. фотоальбом  «Обские угры»/А.Щукин. – Тюмень: ИФА  «Тюмень», 2005. – 207 с.
  13. Оборотова, Е.А. От  печки/Е.А.Оборотова. – Новосибирск: «Наука - центр», 2003. – 224 с.
  14. Тарханов, А.С.  Универсальная  книга  для  детей всех возрастов  «Лесные  доктора»/А.С.Тарханов. – Екатеринбург: Средне – Уральское  книжное  издательство, 2008. – 198 с.
  15. Лапина, М.А. Этика  и  этикет  хантов/М.А.Лапина. – Томск: Издательство Томского  университета, 1998. – 114 с.
  16. Рокина, А.Е.  Методическое  пособие  для дополнительного чтения  «Чудный олень»/А.Е.Рокина. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2005. – 152 с.
  17. Привалова, Р.В.  Сборник сказок для детей школьного  возраста  «Лесные  сказки»/Р.В.Привалова. – Сургут: ОАО  «Сургутнефтегаз»  РИИЦ «Нефть  Приобья», 2001. – 152 с.
  18. Подколзин, Е. Дидактические  карточки для  ознакомления с окружающим миром  «Птицы»/Е.Подколзин. – Москва: ООО «Маленький Гений – Пресс», 2008. -   15 к.
  19. Кошкарева, Н.Б.  Детские  сказки  варьёганских ханты/Н.Б.Кошкарева. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2006. – 108 с.    
  20. Ковган, Е.В.  Сказки  народа  ханты/Е.В.Ковган. – Санкт – Петербург: ТОО  «Алфавит», 1995. – 143 с.        
  21. Шутко, А.  Учебное  пособие: Генеалогическое  древо   богов  мансийской, греческой  и  славянской  мифологии/А.Шутко. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2006. – 96 с.    
  22.  http://www.coolreferat.com   
  23.  http://mirra-live.livejournal.com/21106.html
  24. http://www.solnet.ee
  25.  http://ethno-ornament.ru                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет

"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...