Оценка умения определять понятие в рамках ФГОС НОО
статья (4 класс)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
Целью работы является разработка системы модуля оценки МПР на ступени начального школьного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._otsenka_umeniya_opredelyat_ponyatiya_v_ramkah_fgos_noo.docx | 42.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Умение определять понятие. Оценка МПР.
Ваганова Л.А.
ГБОУ СОШ № 548
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
Целью работы является разработка системы модуля оценки МПР на ступени начального школьного образования.
Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:
-рассмотреть цели, задачи и направления развития основного образования
- выбор конкретного МПР
- изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы метапредметного результата;
- изучить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, метапредметных результатов;
- Сформулировать техническое задание для формирования конкретного МПР
-подобрать типовые задания для оценки уровня сформированности МПР.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
В данной статье мы подробно рассмотрим разработку системы модуля оценки МПР - Умение определять понятие, реализованную в педагогической деятельности автора статьи.
Параллели, где апробируются результаты – 4 классы. Учебный предмет – окружающий мир.
Объектом оценивания служит формулировка понятия.
Исходя из возрастных особенностей и специфики предмета техническое задание для учеников имело вид: Прочитав (прослушав) учебный текст, составь определение из одного предложения, состоящее из определяемого слова и двух частей, содержащих слово, которое определяет принадлежность понятия к общей смысловой группе и признаки, по которым можно отличить данное понятие от других.
Данную формулировку мы подробно разобрали на уроке. Определили смысл каждого понятия в техническом задании.
Критерии оценки объекта были нами разработаны и озвучены ученикам.
1) Текст состоит из одного предложения. 2) Текст состоит из двух частей; 3) Названо определяемое понятие; 4) Названо родовое слово; 5) Названы признаки определяемого понятия.
Каждый критерий оценивается 20 баллов.
Первый раз после ознакомительного урока (вторая неделя сентября)
учащийся на уроке получает текст (письменный, устный). Формулирует понятие, защищает в соответствии с критериями.
Например, учащимся был предложен текст и тех. задание.
- Вам понятно как выполнять задание? У вас есть вопросы по заданию?
После обсуждения (3-4 минуты) ученики приступили к выполнению задания. На него отводилось 10 минут.
Текст: В древности на Руси люди еще не знали слова ботаника. Само растение они называли «озябшее», так как оно всегда холодное. Ботаника занимает особое положение среди наук о природе. В мире большое количество живых существ, очень разных по своим свойствам. Вот почему их делят на группы, которые ученые называют царствами. Царства объединяют организмы, сходные друг с другом по основным свойствам. Именно царство растений изучает ботаника. С древнейших времен растения использовали для еды, постройки и обогрева жилища.
Должны были составить 2 определения:
Ботаника – наука, изучающая царство растений.
Царство – группы растений, сходных друг с другом по основным свойствам.
Анализ выполненной работы:
Присутствовало 25 человек.
Максимальное число баллов (100 баллов) получили 16 % обучающихся (4 человека), т.е. все пять критериев отработаны. 80 баллов получили 20% (5 человек): основной трудность было определение родового слова. 60 баллов получили – 28% (7 человек) – сложным было найти родовое слово и признаки понятия. 40 баллов получили 20% обучающихся, только отработали по одному критерию – 16% обучающихся.
На первой неделе октября, обучающиеся получили текст:
Астероиды и кометы - небесные тела. В настоящее время обнаружено более 5 тысяч астероидов, они, как и планеты не испускают собственного света и обращаются вокруг Солнца. Такое природное явление, как появление – кометы, очень пугало людей. Главная часть кометы – твердое ядро, вокруг ядра образуется газовая оболочка, при приближении к Солнцу появляется длинный хвост кометы. Комета считалась предвестником различных бед: эпидемии, голод, война.
Должны были составить 2 определения:
Астероид – небесное тело, которое не испускает собственного света и обращается вокруг Солнца.
Комета – небесное тело, состоящее из твердого ядра и газовой оболочки.
Анализ выполненной работы:
Состав группы не изменился. Присутствовало 23 человека
Максимальное число баллов (100 баллов) получили 26 % обучающихся (6 человека), т.е. все пять критериев отработаны. 80 баллов получили30% (7 человек): основной трудностью было уже не определение родового слова, а формулировка признаков понятия. 60 баллов получили – 17% (4 человек) – сложным было найти родовое слово и признаки понятия. 40 баллов получили 13% обучающихся, только отработали по одному критерию – 13% обучающихся.
На последней неделе октября учащимся был предложен текст, содержащий 2 понятия.
Звезды – это огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. Самая близкая к нам – Солнце. Солнце, подобно Земле, вращается вокруг своей оси с запада на восток. Масса Солнца в 750 раз превышает массу всех движущихся вокруг него планет.
Люди с древних времен наблюдали за звездным небом. Звезды образуют на небе группы, скопления, фигуры. В настоящее время ученые считают созвездиями не эти фигуры, а определенные участки звездного неба. Всего на небе 88 созвездий.
Должны были составить 2 определения:
Солнце – звезда, расположенная ближе всего к Земле.
Созвездия - определенные участки звездного неба.
Анализ выполненной работы:
Состав группы тот же. Присутствовало 23 человека.
43% (10человек) полностью справились с заданием, все пять критериев были отработаны.
80 баллов получили 22% (5 человек), 60 баллов – 22% (5 человек), 40 баллов – 14%.
Подводя итоги, можно сказать, что планомерная и каждоурочная работа над формированием понятия дает свои положительные результаты. Состав группы не менялся, но в ней присутствовали обучающиеся из четырех классов параллели, поэтому разного уровня знаний.
Техническое задание и способ формирования понятия через работу с текстом оставался неизменным на протяжении I четверти. Если в первый раз с заданием справились только 16% обучающихся, то в третий раз максимальное число баллов получили уже 43%, а не справившихся учеников с заданием вообще не стало.
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с большой проблемой формирования мышления. Показателями сформированного абстрактного мышления являются узнавание самого понятия по отдельному признаку и умение использовать понятие на практике.
Таким образом, процесс формирования понятий должен быть не только непрерывен на протяжении всего обучения, но и органичен, логически и творчески осмыслен. Свою работу над формированием понятия и оценкой умения определять понятия планируем продолжать в дальнейшей педагогической деятельности. Разработанный модуль системы оценки МПР считаю полным, эффективным, апробированным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Выступление по теме "Формирование учебно-логических умений младших школьников в рамках реализации ФГОС"
«Формирование общеучебных умений» - тема моей многолетней деятельности. За основу взяты система Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников», О.Холодовой «Юным умникам и умницам», прог...
Оценка результативности личностных и предметных достижений учащихся с нарушениями развития в рамках ФГОС для детей с ОВЗ.
Выступление на педагогическом совете....
Система работы по формированию читательских умений младших школьников в рамках реализации ФГОС
Опыт работы учителя начальных классов по формированию читательских навыков. Система заданий, упражнений....
Пакет диагностического инструментария как средство оценки достижений обучающихся в условиях введения ФГОС НОО. Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД
Выступление в рамках районного семинара «Дидактика современного урока в условиях введения ФГОС НОО»...
Развития коммуникативно-речевых умений младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, которая позволяет педагогу видеть, какие умения и навыки обучающихся развиваются на кажд...
Обучающие задания по работе с информацией, направленных на формирование умения ориентироваться в источнике информации; умения определить характер требуемой информации и извлечь ее; умения определить характер недостающей информации
Обучающие задания по работе с информацией, направленных на формирование умения ориентироваться в источнике информации; умения определить характер требуемой информации и извлечь ее; умения определить х...