Программа по внеурочной деятельности кружок «Моя первая экология» (социальное направление)
рабочая программа

Кухаренкова Светлана Вячеславна

 

Программа по внеурочной деятельности. Кружок «Моя первая экология». (социальное направление)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pervaya_ekologiya_2018.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛЕНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             ПРИНЯТО                                                                                       УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                 Директор школы: _________Н.Л.Минченкова                                                                                                                                      Протокол №  01                                                   .          Приказ №  39 - ОД от 30. 08. 2018 г.                                                                                                                        

от «29» августа 2018 г.                            

Программа

по внеурочной деятельности

кружок «Моя первая экология»

(социальное направление)

Кухаренковой Светланы Вячеславны,

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

д. Городище

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

       Рабочая программа «Моя первая экология» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Программа  учебного предмета «Моя первая экология»  предназначена для организации внеурочной деятельности по научно - познавательному экологическому направлению и  рассчитана на  учащихся  сельской малокомплектной школы. Она направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям  через  деятельностный подход  в обучении учащихся.

Программа учебного предмета «Моя первая экология»   - интегрированный курс для  школьников, в содержании которого рассматривается многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются научное восприятие и образное мышление школьников.

Программа по экологии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, а также основной образовательной программой начального общего образования и основного общего образования.

 При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.

Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы.

 Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.

Школьный  возраст – это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живем, формирование многогранных отношений   к природе и людям. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. Постановка опытов и наблюдения имеют большое значение для ознакомления обучающихся с сущностью экспериментального метода, с его ролью в научных исследованиях, а также в формировании умений самостоятельно приобретать и применять знания, развитии творческих способностей.     

При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Отличительной чертой данного курса  является то, что назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своем образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получают практические умения и навыки.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение, лабораторные работы.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.

В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.

Это эффективное дополнение к практической подготовке школьников в области охраны окружающей среды, которую получают они на уроках. 

Приобщение школьников к практической природоохранной работе является важнейшим компонентом экологического образования и необходимым условием формирования экологического мировоззрения.

     Цель программы: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе, формирование экологического мышления, понимания учащимися единой картины мира, неразрывности связей человека с природой, привлечение школьников к практической экологической деятельности. 

        Общая характеристика учебного предмета.

Учебный предмет «Моя первая экология»  обладает широкими возможностями для формирования у школьников фундамента для формирования экологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Предмет «Моя первая экология» помогает  школьникам в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.

Особенности содержания обучения.

Объектом изучения курса является природное и социо - природное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует ее осмысленного расчленения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.

Основной акцент в содержании сделан на развитии у школьников наблюдательности, умению устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социо - природном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т.п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учится различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.

Подобное содержание курса позволит решать не только задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у школьников потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь, гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, их способности к сопереживанию, состраданию.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры изучения предмета  «Моя первая экология» используют и тем самым подкрепляют умения, полученные на уроках окружающего мира,  литературного чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, а также во внеурочной деятельности и позволяют заниматься всесторонним формированием личности учащихся, расширяя  набор ценностных ориентиров.

Личностные ценности.

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека,       выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Планируемые результаты.

           Личностными результатами изучения кружка «Моя первая экология» являются:

  • осознанием себя членом общества и государства (российской идентичности), чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и  естественных наук;
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

    Метапредметными результатами изучения кружка «Моя первая экология» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
  • осознания правил и норм взаимодействия с взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
  • освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

   Предметными результатами изучения  кружка «Моя первая экология» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для сознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в областях естественнонаучных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры и истории общества.
  • в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
  • в познавательной сфере — углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо - природной среде;
  • в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
  • в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
  • в сфере физической культуры — элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.

Формы реализации программы.

Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков,   обобщающих уроков.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Для успешной реализации программы необходимо, чтобы учебная деятельность проводилась в разнообразных формах:

  • занятия факультативов, кружков;
  • походы и экскурсии;
  • практикумы,
  • лабораторные опыты,
  • тренинги;
  • проведение дидактических и ролевых игр,
  • учебные  диалоги;
  • проектная деятельность;
  • различные творческие задания;
  • организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром;
  • а также локальные воспитательные мероприятия в начальной школе: праздники, соревнования, конкурсы, олимпиады, турниры.

Методы реализации программы.

      В основе методики преподавания кружка «Моя первая экология» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего через:

  • наблюдение за явлениями природы и общественной жизни;
  • выполнение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера.

Формы диагностики.

 

Проверочные работы предназначены для проведения тематического контроля. Их цель - получить информацию об уровне развития умений, которая нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю. Выполняется на любом комбинированном уроке в течение 10 – 15 минут.

Контрольные работы – одна из форм итогового контроля, проверяющего качество усвоения учебного материала после изучения нескольких тем курса.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения;
  • учебно-познавательная мотивация учебной деятельности;
  • самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • навыки сотрудничества в учебной ситуации.

            Диагностика достижений личностных результатов осуществляется в том числе во время проведения лабораторных работ.

Содержание тем.

п/п

Наименование раздела

                                           

                                                  Содержание программы

1

Что такое экология и краеведение.

 (3 часа)

Экология как наука.  Наука о жилищных условиях жителей Земли. «Все взаимосвязано» - основной закон экологии. Невидимые нити природы.

Законы красоты и природы.

Практическая работа:

Простейшие элементы ориентирования

Земля  наш дом. Зеленые сокровища Земли – растения. О больших и маленьких (животные).

2

Земля и солнце

(3 ч)

 Природа и время. Понятие времени. Предки и потомки. По следам исчезнувших миров.

Мои любимые места родной  деревни (экскурсия).

Значение Солнца для растений и животных.

Путешествие в мир растений и животных Земли (игра).

3

Формы земной поверхности (2 ч)

Водоемы Земли (реки, озера, моря). Растения и животные водоемов. Охрана водоемов.  

Практическая работа «Засели свой водоем».

Экскурсия «Водоемы моего края, Смоленской области»

4

Земля – наш общий дом (7 ч)

Места обитания живых организмов.

Лесные сообщества.

Сообщества поля и луга.

Тайны поземного мира.

Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки».

Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.

Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Жизнь города.

Практические работы: Знакомство с растениями и животными экосистемы водоема, луга и поля, леса с использованием гербарных материалов, коллекций, рисунков.

Экскурсия «Знакомство с природой своего края».

Правила поведения в лесу, на водоеме.

5

Наша маленькая планета Земля

(6 ч)

Рост воздействия современного человека на природу. Красная книга. Заповедники. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу. Правила бережного отношения к природе.

Практические работы.

  1. Знакомство с охраняемыми растениями нашей области (по гербарным материалам и рисункам). Знакомство с охраняемыми животными нашей области (по рисункам).
  2. Викторина на тему: «Экология родного края».
  3. Конкурс стихов на тему: «Родная Земля».
  4. Конкурс рисунков на тему: «Цвети, Земля!».
  5. Сочинение на тему: «Какой я хочу видеть свою планету».
  6. КВН на тему: «Я – житель планеты Земля» (День Земли).

Экскурсия «Улицы родной деревни», «Заповедные места родного края»

6

Экологические связи. (5 ч)

Растения и их роль на Земле. Животные и их роль на Земле.

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.  Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ. Содружество гриба и дерева. Выявление и описание приспособлений растений к различным условиям освещенности, увлажненности.

Изучение теплолюбивых и холодостойких растений по гербарным материалам.                                                                                          Практические работы
Экскурсия на природу. Учимся видеть и наблюдать.

Происхождение названий некоторых видов животных и некоторых видов растений.

Дидактическая игра «Природа нужна нам, мы нужны природе».

7

Животный и растительный мир на страже экологического благополучия Земли. (5 ч)

Растения  зеленый щит планеты. Растения и животные приспосабливаются и маскируются. Птицы. Биологическое равновесие. Экологический треугольник. Красная книга. Исчезающие и исчезнувшие.   Красная книга Смоленской области. Смоленское Поозерье. Спасать, о кого и как.

Практические работы

  1. Игра – путешествие «В мир природы».
  2. Клуб «По страницам Красной Книги».
  3. Экскурсия «Природа родного края».

8

Обобщающее повторение – 3 ч.

Путь человечества в XXI  век. Будущее зависит от каждого из нас!

Праздник, викторина, КВН «День Земли».

Примерное тематическое  планирование.

1 час  в  неделю

34  часа

Наименование  раздела

Количество часов

Тема  урока

1.

Что такое экология и краеведение.

3

1. Экология – это наука о связях в природе.                                            Краеведение. Смоленская  область.                                                        2. Простейшие элементы ориентирования.

Зеленые сокровища Земли.

3.О больших и маленьких.

2.

Земля и Солнце

3

1.Я и время. Предки и потомки..По следам исчезнувших миров.

2.Мои любимые  места родной деревни. Природа в цветах радуги.

3. Путешествие в мир растений.Почему они рядом живут?

5.

Формы земной поверхности.

2

1.В гостях у  Кап - Капыча. Растения водоема.

2.Засели свой водоем .Когда умирает река?. Реки Смоленской области.

Земля - наш общий дом.

7

1.Кто в поле живет? Чей дом лучше?

Клювы, когти, перья,  уши, носы и зубы.

2. Путешествие без виз.

3.Сила  беззащитных.

4. Враги врагов наших. Растения - целители.

5.Почва тоже живая.

6.Так ли уж мал дождевой червяк? Земля нуждается в помощи.

7. Экскурсия «Знакомство с природой своего края».

Наша маленькая планета Земля.

6

  1. На улицах нашей деревни. Потребности и желания.
  2. Исследование окрестностей. Четыре цвета тревоги.

3.Удивительное рядом.Тайны зеленого мира.

4.Войди в природу другом.

5.Если посмотреть вокруг.Заглянем в мир  почемучек.

6.День Земли.

Экологические связи

6

  1. Экологические связи в живой природе.                                                2. Понятие «прямые связи» (зарисовка)                                                                        3.Понятие «косвенные связи» (зарисовка)                                                                        
    4.Охраняемые растения Смоленской  области.
    5. Лекарственные растения Смоленской области.
    6. Ядовитые растения края

Животный и растительный мир на страже экологического благополучия Земли.

5

1.Посредник между Солнцем и Землей. Растения рассказывают об условиях своей жизни.

Зеленой щит нашей планеты. Разноцветные времена года.

2.Экология цветковых растений.Звери и континенты.

 На земле, на воде и в воздухе.Подражание, маскировка и обман.

3.Укрытия и убежища, обманы и угрозы, группы и союзы. Сеновалы и погреба, амбары и кладовые.

Они поют, слушают и разговаривают. Они понимают друг друга.

4.Биологическое равновесие. Экологический треугольник..Первый день весны. Об экологических взрывах и о насекомой опасности.

5. Что было и чего не стало.

Для чего их спасать? от кого их спасать? Как их спасать?

Обобщающее повторение

3

1.В защиту зеленого друга. Заповедными тропами.

2. Праздник «Человек -  природе друг!»

3. КВН «День Земли».

Требование к уровню подготовки учащихся.

Личностными результатами изучения курса «Моя первая экология»  является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение  определять свое отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Моя первая экология» является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования  этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

 Средством формирования этих действий служит технология оценивания  

 образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение  объяснять мир.

  • Работа с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки;
  • оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста  и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования  этих действий служит технология проблемного диалога  (побуждающий и подводящий диалог)

  • Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Формирование ИКТ-компетентности. Обучающиеся  учатся                                                                                 

  • Оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
  • Создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
  • Готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

Предметными результатами изучения курса «Моя первая экология» является формирование следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • приводить примеры действий энергии;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Методическое обеспечение:

1. Энциклопедии о Земле, природе Земли.

  1. Наглядные пособия:
  1. натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
  2. гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
  3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  4. изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи, географические и исторические карты;
  5. предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
  1. Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).
  2. Приборы и инструменты для проведения практических работ.
  3. Раздаточный материал.

Литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 г. № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).
  2. А.А. Плешаков. «Экология для младших школьников»– М.: Просвещение, 2009.
  3. Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.
  4. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. -М.: Агропромиздат, 1988.
  5. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.
  6. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.

Интернет-ресурсы

  1. ru.wikipedia.org
  2. wwf.org — Всемирный фонд дикой природы WWF).
  3. edu.seu.ru - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования».
  4. forest.ru— интернет-портал Forest.RU – всё о российских лесах.
  5. zmmu.msu.ru  — кружок юных натуралистов зоологическогомузея МГУ.
  6. ecosystema.ru   -- экологическое образование детей и изучение природы России.
  7. etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается интернет-порталом Ро-ге§1;.ги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Бурейские родники (духовно-нравственное направление), срок реализации 4 года

Программа научно-познавательного развития младших школьников «Бурейские родники» создана на основе требований:Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Фед...

Программа по внеурочной деятельности « Мир путешествий» (спортивно-оздоровительное направление)

Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка туристко - краеведческой направленности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса (5 направлений)

Рабочая программа  по внеурочной деятельности для 1 класса " Я исследователь"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" (социальное направление)

Рабочая программа, календарно тематическое планирование внеурочной деятельности "Моя первая экология"...