Сообщение на тему: «Социальная адаптация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуального развития».
материал (1 класс) на тему
Социальной адаптацией называется активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе. У детей с интеллектуальными нарушениями взаимодействие с социальной средой затруднено, способность адекватного реагирования на происходящие изменения снижена, они не воспринимают усложняющихся требований. Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать неадекватную реакцию со стороны такого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_adaptatsiya_detey_s_umstvennoy_otstalostyu_doklad.docx | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 9»
Сообщение на тему:
«Социальная адаптация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуального развития».
Тьютор 1 класса:
Трифонова
Валерия Владимировна
2016 год
Приоритетной задачей в образовании детей с умственной отсталостью является их социальная адаптация.
Социальной адаптацией называется активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе. У детей с интеллектуальными нарушениями взаимодействие с социальной средой затруднено, способность адекватного реагирования на происходящие изменения снижена, они не воспринимают усложняющихся требований. Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать неадекватную реакцию со стороны обучающегося.
Социальная адаптация обучающихся представляет собой единство трех социально-психологических механизмов: когнитивного (развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика), включающего все психические процессы, связанные с познанием; эмоционального, включающего различные эмоциональные состояния и моральные чувства; практического (поведенческого), осуществляющего связь адаптации с социальной практикой.
Развитие механизмов адаптации у детей с интеллектуальными нарушениями имеет свою специфику. Интеллектуальный компонент в ходе возрастного развития не становиться ведущим. Ребенок с недоразвитием познавательной сферы не имеет возможности осуществлять полноценный интеллектуальный контроль над эмоциональной сферой, в отличие от своих сверстников с адекватным умственным развитием. Однако, по сравнению с другими психическими процессами, эмоциональная сфера этих детей более сохранна. Этот факт и фактор взаимообусловленности эмоциональных явлений и процессов познания и отражения позволяет говорить о возможности использования эмоциональной сферы в качестве обходного пути для развития адаптивных и интеллектуальных способностей данной категории обучающихся.
Наше специальное коррекционное учреждение VIII вида обеспечивает образование для детей с интеллектуальными нарушениями. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке обучающихся.
С моей стороны, как тьютора, занятия с детьми проходят индивидуально или в условиях групп, в связи, с чем ребенок получает возможность взаимодействия и общения с другими детьми, и приучается к обучению, проживанию в коллективе.
Процесс обучения-воспитания умственно отсталого ребенка должен содействовать его всестороннему развитию. Адекватность поведения и приспособления умственно отсталого человека к жизни в значительной степени определяются уровнем его общего развития: моторики, речи, знаниями, умениями. Процессы развития ребенка в школьном обучении и тренировки его приспособлении к жизненным ситуациям тесно взаимосвязаны. Целями коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, в конечном счете, является их адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни. Достижение поставленных целей обеспечивается решением основных задач работы с детьми с умственной отсталостью. Среди таких задач выделяются:
1) совершенствование мелкой моторики, закрепление простейших качественных связей и зависимостей, простейших операций анализа и синтеза, навыков классификации и систематизации через специально организованные предметно-манипуляторные игры. Развитие мелкой моторики имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность, оно тесно связано с речевым, психическим и личностным развитием ребенка. (С этой целью проводятся пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры и упражнения с различным материалом: природным, мелким раздаточным материалом. Включение пальчиковых игр и упражнений в любое занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.;
2) коррекция межличностных отношений и общения (провожу ситуативно-ролевую игру. «Заповеди нашего класса» «Воспитательный час. «Что такое хорошо, а что такое плохо»? и т.д..
Решаем ситуативную задачу «Оскорбительное слово». Провожу беседу - практикум «Зачем быть вежливым»? и т. д.);
3) совершенствование навыков самообслуживания, личной гигиены, хозяйственно-бытовых навыков, расширение сферы социально-бытовых контактов (опять же, о каких мероприятиях идет речь: «Час золушки» , Беседы: «Чистота-залог здоровья», «Гигиена школьника», «Утренний и вечерний туалет», «Ручная стирка», «Уют в моей квартире» и т. д.);
4) формирование трудовых навыков посредством участия в совместной деятельности при выполнении трудовых поручений – полить цветы, протереть листья, расставить игрушки, помыть кукольную посуду, накрыть на стол, приготовить раздаточный материал к занятиям и т.д.);
5) обучение адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, при социально-бытовых и микросоциальных контактах (на решение этой задачи направлены: Мини-тренинг о жадности и жадных, Игра «Вежливо – невежливо», Классный час «Учитесь властвовать собой», «Помоги пострадавшему», Правила безопасности, правила поведения и т. д.);
6) формированию сотрудничества с близкими людьми помогают: творческая деятельность: аппликации, рисунки «Я и моя семья», ситуативно – ролевая игра. «Расскажи о своей семье», Беседа «Глава семьи – кто это?» ;
7) перенос нового позитивного опыта в жизненную практику (научились говорить добрые, ласковые слова- говорим и понимаем насколько это помогает в общении или узнали, что помогать это хорошо - не оставляем нуждающегося в помощи, научились жалеть- жалеем (есть у нас такое понятие в классе - Диана –«скорая помощь»).
За время воспитания и обучения умственно отсталого ребенка у него необходимо развивать жизненно важные навыки. Это обязательное условие самостоятельной жизни людей с умственной отсталостью в коллективе, они должны уметь самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и на производстве простую работу.
Однако у детей с нарушениями интеллекта вне специально организованного обучения не происходит существенных изменений в состоянии эмоциональной сферы, наблюдаются трудности в регуляции поведения. В своих действиях эти дети оказываются нецеленаправленными, у них нет желания преодолевать трудности. Ряд проблем обусловлен низким уровнем способности к речевому общению. Характерная потребность в общении, не развивается, остается на уровне потребности в помощи и поддержке.
У таких детей часто наблюдается упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство, что создает сложности их воспитания. Эти отрицательные черты могут достичь своего максимального развития, что сделает человека с отклонениями интеллектуальной сферы опасным для общества. Для воспитания глубоко отсталого ребенка важно соблюдение следующих условий: спокойная обстановка, доброжелательность, единство, четкость и систематичность требований.( В нашем классе-группе как раз есть такой ребенок, которого только сообща, с помощью единых требований нужно попытаться социально адаптировать.) Все это способствует корректировке негативных черт личности и воспитанию необходимых привычек. У детей с глубокой умственной отсталостью нужно воспитывать навыки культурного поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности.
В сущности, вся система обучения и воспитания умственно отсталых детей сводиться к социальной адаптации. Процесс коррекционного обучения и воспитания, направленный на их всестороннее развитие, воспитание, трудовую подготовку, социальную адаптацию, позволит детям с глубокими умственными отклонениями занять свое место в жизни.
Библиографический список.
1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1995.
2. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина. – СПб.: Речь, 2006.
3. Настольная книга педагога-дефектолога. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
4. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов: Учебное пособие / [под ред. С.М. Безух, С.С. Лебедевой]. – Спб.: Речь, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
«Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса....
Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данный материал будет полезен учителям, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями....
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Работа с детьми с ОВЗ....
Программа нравственного развития, воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Уроки нравственности» (1 – 4 класс)
Программа нравственного развития, воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Уроки нравственности» (1 – 4 класс). Цель программы: воспитани...
Доклад: «Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста на уроках ручного труда»
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев....