Отчет по самообразованию на тему "Работа над беглым, сознательным, правильным чтением".
методическая разработка (2 класс)
Отчет по самобразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_teme_samoobrazovaniya_2_klass.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования
«Работа над беглым, сознательным, правильным чтением».
Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.
Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научится решать задачи.
Научить решать задачи – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребенку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения, это и средство, и одно из условий общего развития детей.
Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвует мышление, речь, восприятие, воображение.
Скорость чтения человека должна приблизиться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален. Чтение обогащает ребят. Расширяется словарь, устанавливаются причинно-следственные связи. Ученик легче справляется с изложениями, сочинениями, составление предложений.
Работа над техникой чтения
- В детях надо пробуждать любовь к чтению.
- Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать.
- Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребёнка.
- Домашнее задание должно быть с творческим характером: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу; сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорки.
- Важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных ( Сладкова, Чарушина.) Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать животных. Кроме того, ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения.
- На уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы.
Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома надо читать то, что было отработано на уроках: нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов.
- Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами.
- Часто провожу выборочное чтение.
- Проводить конкурсы чтецов или литературные викторины.
- Проводить выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему.
- Делать плакаты или альбомы по темам : «Осень», «Зима» ,»Весна», «Лето» куда дети помещают стихи или отрывки стихов и рассказов классиков, их портреты, рисунки.
Упражнения для развития техники чтения.
- Чтение вслух.
- Чтение про себя.
- Чтение жужжащее.
- Чтение хором.
- Чтение в темпе скороговорки.
- Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
- Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
- «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
- «Прыжки». Чтение через слово.
- . «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
- «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении.
- «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
- Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
- «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
18 «Угадай»:
а) антиципация слов, предложений, пословиц;
б) чтение текста через решетку.
19.«Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
- «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
- «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
Упражнение для формирования навыков выразительного чтения.
- Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
- Чтение одного предложения с разной интонацией.
- «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
- «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
- Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.
- Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
- Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
- «Голоса». Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).
- «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).
- Чтение по ролям.
- Чтение по ролям без слов автора.
- Инсценирование.
- Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».
- Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.
Упражнения для понимания смысла текста.
- Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
- Озаглавливание текста.
- Деление текста на части, составление плана.
- Определение темы текста, главной мысли.
- Определение типа текста.
- Подбор иллюстрации к тексту.
- По иллюстрации определить содержание текста.
- Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
- Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
- Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.
- Чтение для подготовки к пересказу.
- «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
- Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
- Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Группа из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
- Распространение предложений. В 3-4 классах – самостоятельно.
- Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
- Составление кроссвордов по тексту.
- Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
- Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
- Подбор загадок к словам из текста.
- Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
- Составление ребусов к словам из текста.
При подготовки к уроку я выбираю из банка несколько упражнений (в зависимости от класса, текста, целей урока и др.) и отмечаю это в списке. Хорошо видно, какие задания уже выполнялись, а над чем еще предстоит работать.
Упражнения для развития беглого, сознательного и выразительного чтения я использую и во внеурочной деятельности на «Занимательной грамматике». Данная работа проходит ненавязчиво. Детям очень нравится узнавать новое, закреплять пройденное. У некоторых детей низкая скорость чтения. Причиной не достижения успеха является плохая подготовка домашнего задания по чтению. Также семья не прививает любовь к чтению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».
Причины низкого темпа чтения и упражнения, которые помогут их ликвидировать....
Формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
материал для методического семинара...
Приёмы обучения правильному, сознательному, беглому и выразительному чтению учащихся с умственной отсталостью
В статье описаны приёмы обучения правильному, сознательному, беглому и выразительному чтению учащихся с умственной отсталостью,различные игры,виды упражнений для формирования этих навыков....
Буклет для родителей "Обучение детей беглому и правильному чтению по методике А.Н.Корнева".
Советы родителям будущих первоклассников: нужно ли уметь читать ребенку, идущему в 1 класс и что делать, если ребёнок знает буквы, но не умеет читать слог, сливая его....
Отчет по теме самообразования «Работа над беглым, сознательным, правильным чтением».
Полезные рекомендации и упражнения для повышения уровня чтения обучающихся....
Самообразование "Методы и приемы беглого и осознанного чтения"
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушински...
"Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах "
quot;Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах" Из опыта работы учителя начальных классов. “Чтение – глав...