Приёмы обучения правильному, сознательному, беглому и выразительному чтению учащихся с умственной отсталостью
статья по чтению по теме

Тищенко Светлана Валерьевна

В статье описаны приёмы обучения правильному, сознательному, беглому и выразительному чтению учащихся с умственной отсталостью,различные игры,виды упражнений для формирования этих навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приёмы обучения правильному, сознательному, беглому и выразительному чтению учащихся с умственной отсталостью».

Выполнил: Тищенко Светлана Валерьевна

                       учитель начальных классов

                        ГБС(К)ОУ школы-интерната №113

                                                                            « Как хорошо уметь читать!

                                                                               Не надо к маме приставать.

                                                                               Не надо бабушку трясти:

                                                                               «Прочти, пожалуйста! Прочти!»

                                                                                Не надо умолять сестрицу:

                                                                                «Ну, прочитай ещё страницу!»

                                                                                Не надо звать, Не надо ждать

                                                                                А можно взять и прочитать!

                                                                                                       В.Д.Берестовкий

 Как хорошо, когда ребенок умеет хорошо читать. Именно чтение даёт богатый материал для развития связной речи, обогащения словаря, воспитывает любовь к родному языку. Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него.

 Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, их чтение вслух несовершенно, невыразительно. Они с трудом понимают и запоминают условия задач, правила. Существует ряд причин, состояние здоровья, спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения. Однако главной причиной является несовершенство обучения чтению. Уроки чтения в младших классах вспомогательной школы организуются как объяснительное чтение и ставят перед собой задачи развития у учащихся навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, сообщения первоначальных сведений о природе и обществе, а также нравственного и эстетического воспитания учащихся. На уроках объяснительного чтения детей обучают умению соблюдать паузу и интонации, логическое ударение, информацию прямой речи. Уделяется большое внимание разбору содержания текста, раскрываются и уточняются понятия, выясняются значения отдельных слов. Обращается внимание на характер и речь персонажей. При разборе содержания, объяснении незнакомых слов демонстрируются картины, предметы, кинофильмы, презентации.

Приемы обучения правильному чтению.

Правильное чтение-это чтение без искажения звукового состава слова.

Для выработки правильного чтения учащимися необходимо соблюдать следующие условия:1)организация каждодневных упражнений в чтении под контролем учителя, родителя; 2)предупреждение ошибок в чтении и 3)своевременное их исправление.

 Рекомендую специальные приемы, способствующие выработке правильного чтения :                                    

 1.Звуко-буквенный анализ слов. Трудное слово произносится по слогам, анализируется, составляется из букв разрезной азбуки и затем плавно прочитывается. Иногда трудное слово записывается на доске по слогам и прочитывается.

Виды упражнений по формированию навыков правильного чтения.

а) Дифференциация сходных слогов слов

ла-ра ;  дом-том;  ло-ро;  Дима-Тима;  лу-ру; кадушка-катушка;

б) Чтение слогов по подобию

а   о   у                         ма   мо   му           си  со   су

сом  дом  ком          Маша   Даша   Паша

в) Чтение слогов и слов с подготовкой

о          то        сто       стол

у          ту         сту       стул

а          ра        вра      враг

г) Чтение слов, написание которых отличается одной, двумя буквами или порядком их расположения.

кто-кот, следы-слёзы, так-тот, мука-муха, рак-как, лыжи-ложись  

д) Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем

лес-лесок, трава-травка, решила-решала, шёл-пошёл;

е) Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни

прошел-проделал-просмотрел, увял-увёл-увёз;

2. Чтение таблиц с трудными словам и предложениями. Их сначала читают по слогам, затем слитно.

3. Чтение небольших текстов, написанных на доске. В текст включаются слова, в которых  учащиеся чаще всего делают ошибки( слова со стечением согласных, с твёрдым и мягким знаками, слова с буквой Ё и т.д.)

4.Самостоятельное выделение из текста слов, прочтение которых требует помощи учителя.

5.Своевременное объяснение значения слов.

6.Хоровое чтение трудной части рассказа. Вслед за этим данную часть читают слабые учащиеся. Ежеурочное пятиминутное «жужжащее «чтение одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью.

7.Распределение частей текста для чтения между учащимися с учётом возможностей каждого.

8.Применение линейки, указок при чтении. Указка облегчает ориентировку на странице, помогает целостному, а поэтому правильному восприятию слова, мобилизует учащихся с неустойчивым вниманием, с нарушением зрительного восприятия.

9. Коллективное обсуждение правильности чтения отдельных учеников. Все учащиеся по своим книгам следят за чтением товарищей. Обсуждение качество чтения каждого ученика.

 Однако даже правильная организация уроков чтения не устраняют полностью ошибок, таких как искажение смысла слов, замена одного слова другим, не соблюдение ударений, нарушение границ предложений, не соблюдение пауз, интонаций, повторение отдельных слогов, слов.

Учитель фиксирует все ошибки ученика, однако прерывает чтение только тогда, когда ошибка ведёт к искажению мысли. Учитель просит прочитать это слово по слогам с помощью указки, пишет его на доске. Ошибки, которые не исказили смысл слова, предложения, а только замедлили процесс чтения, исправляются после чтения. Нужно показать образец чтения. Это может сделать сам учитель или хорошо читающий ученик.

Приёмы обучения сознательному чтению.

Сознательное чтение- основное качество чтения при овладении которым достигается наиболее полное понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста.

Виды  и приёмы работ по развитию этого навыка:

а) подготовка учащихся к восприятию текста, предварительная беседа.

Предварительная беседа должна создать у учащихся интерес к читаемому. В одних случаях дети рассказывают о своих жизненных впечатлениях, близких к содержанию читаемого. В результате учитель выявляет запас детских знаний. В других –учитель сам сообщает сведения, знание которых необходимо для понимания произведения. Можно использовать впечатления от экскурсии или прогулки, просмотра фильма, презентации

б) словарная работа

Методы объяснения слов: показ предмета, картинки с изображением предмета; замена незнакомого слова знакомым, близким ему по смыслу(настигает-догоняет, потчует-угощает);расчленение  общего понятия на частые или отнесение частого понятия к общему( инструменты: рубанок, пила, стамеска);развернутое объяснение значения слов (док-место, где ремонтируются суда)

в) выразительное чтение произведения учителем

Книги у учащихся должны быть закрыты, чтобы всё внимание было сосредоточено на учителе, его мимике, жестах, голосе. Чтение учителя поможет более ярко и эмоционально прочувствовать произведение, лучше усвоить содержание  идею. Выработке выразительного чтения.

г) чтение текста учениками

д) анализ прочитанного при повторном чтении

е) составление плана

Составление плана помогает осознать отдельные части произведения и охватить его в целом, понять, в какой последовательности ведётся рассказ. Наиболее простым видом работы над планом является составление картинных планов, словесное рисование картин, озаглавливание  каждой части рассказа, деление текста на части по данным заголовкам Работа над планом – это хорошее логическое упражнение, подготавливающее детей к пересказу.

ё) пересказ(выборочный, краткий, творческий, словесное рисование)

ж) работа над выразительными средствами художественного произведения

з) характеристика героя

и) творческая деятельность учеников

Приёмы обучения беглому чтению

Беглое чтение- это такой темп, при котором понимание опережает процесс произнесения. Нормальным считается темп, приближающийся к разговорной речи. Он меняется в зависимости от содержания рассказа. Для слитного чтения в связном тексте выделяются отдельные, сначала двусложные, затем многосложные и трудные по структуре слова (вьюга, подъехали).

Приёмы, способствующие развитию беглости чтения:

1.Учащиеся должны чаще и больше читать.(25-30 минут урока). Слабые учащиеся могут утомлять своим чтением, их следует вызывать чаще. Но читать они должны недолго.

2.Один и тот же текст нужно перечитывать неоднократно во время урока.Но проводить эту работу следует творчески, не заставляя учащихся бессмысленно перечитывать текст, как это бывает, когда читают «цепочкой»,один за другим, без задания.

Чтобы перечитывание достигло положительных результатов рекомендуется:

а) ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста;

б) повторное чтение после указания учителем ошибок, допущенных учеником при первом чтении;

3.Предварительная ориентация учащихся в тексте.

4. Трудные для чтения слова, встречающиеся в тексте, учитель предварительно пишет на доске, и дети читают их вслух. Беглость чтения возрастёт.

5. Для упражнений в нарастании темпа чтения можно использовать таблицы слов, написание которых отличается одной буквой: мал-мял, мушка-мошка, кашка-кошка. Постепенно темп чтения этих слов убыстряется. Вывешивается новая таблица.

Приёмы обучения выразительному чтению

Выразительное чтение – это такое качество чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передаётся эмоциональное и смысловое содержание произведения, помогает правильно раскрыть главную мысль произведения, воспитывает любовь к родному языку.

Приёмы  работы по развитию выразительного чтения:

1.Отчётливо произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок, четверостиший, во время артикуляционной гимнастики для выработки чёткой артикуляции каждого звука, хорошей дикции и правильного дыхания.

2.Хоровое чтение- для отработки умения регулировать силу голоса, для воспроизведения методики темпа речи учителя.

3.Подражание образцу выразительного чтения. Образец выразительного чтения даёт в первую очередь учитель, воспитатель.

4.Чтение по ролям, драматизация текста.

6.Участие всех школьников в художественной самодеятельности.

Выразительно прочитать – это выдержать соответствующий темп, ритм, соблюсти паузы на знаках препинания( точка, вопросительный и восклицательный знаки требуют длительной паузы, запятая – короткой паузы) и логические ударения, нужную интонацию.

Упражнения в перемещении логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным наблюдением за изменением ее смысла:

Катя купила платье в магазине. (Кто  купил платье?)

Катя купила платье в магазине. (Что купила Катя?)        

Катя купила платье в магазине .(Что сделала Катя?)

Катя купила платье в магазине. (Где Катя купила платье?)

Упражнения на изменение силы голоса, высоту тона, темп и ритм речи, тембр голоса:

1.Прочитай слово и назови в нем ударный звук.

2.Прочитай это слово так, чтобы тебя слышал только учитель. А теперь прочитай громко, чтобы слышал весь класс.

3.Прочитай предложение медленно. Теперь быстро.

4.Прочитай слово так, чтобы выразить разные чувства: удивление, радость, досаду. Подражание по образцу.

Для постановки и закрепления правильного голоса является дыхание. Существует два вида: брюшное и грудное.

Упражнения на дыхание:

«Свеча»

Поставить перед собой зажженную свечу и начать дуть не неё так. Чтобы «положить» пламя свечи в горизонтальном положении.

«Свисток»

Вдохнув через нос, воспроизводить на выдохе тихий свист, подражая телевизионному сигналу.

«Мыльные пузыри»

Надувание мыльных пузырей

Разминка (артикуляционная гимнастика):

  1. вдох носом, выдох через рот;
  2. вдох, задержка дыхания, выдох;
  3. вдох, выдох по порциям.

Вот несколько упражнений.

Правильное дыхание – это здоровье.

Выполняя упражнения, помни о правильном дыхании. Дыхание – это жизнь. Глубокое дыхание – это источник силы.

И.п. Встать, расправить плечи, голову держать прямо. На счёт «раз», «два» - глубокий вдох (про себя). На счёт «раз» задержка дыхания. Выдох – плавный счёт от 1 до 10 или от 1 до 15.

Твой голос – твоя визитная карточка.

  1. Вдох а-а-а-а, выдох; вдох э-э-э-э-, выдох; вдох и-и-и-и, выдох; вдох о-о-о-о-о, выдох; вдох у-у-у-у, выдох.
  2. Вдох арррр, выдох; вдох эррррр, выдох; вдох иррррр, выдох; вдох уррррр, выдох.

Постановка голоса и дыхания.

Чтение шепотом:

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у нас в руках шары.

Ла-ла-ла – наша Танечка мала и т.п.

На самом первом этапе обучения чтению для развития чёткости произношения используются упражнения, развивающиеартикуляционный аппарат:

  1. чёткое произношение скороговорок, чистоговорок (вначале проговаривание беззвучно, затем шёпотом, потом только вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром темпе);
  2. чтение перевёртышей (справа налево) (Анна, барабан на!);
  3. обязательное использование занимательного материала при знакомстве с новым звуком и буквой;
  4. работа над загадками (загадки приучают детей пристально вглядываться в каждое слово и вдумываться в смысл).

Для воспитания у детей зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения, начиная с букварного периода. Материалом для этого служат буквы, слоги, слова, например:

Какая буква, слог, слово «лишние»?

  1. А, У, Р, О, Ы;
  2. ма, ра, ла, ны, са;
  3. река, речка, ручей, ручка, ручеек.

Что общего в словах и чем они различаются?

  1. Мел – мель мал – мял мыл – мил.

Первым продуктивным способом чтения является плавное слоговое чтение. Успешному формированию этого способа чтения использую игровой материал.

«Последний слог в слове за тобой»

Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.

Например: ко… (- ни, - зы, - тик).

«Цепочка слогов»

Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога.

Например: Мама пошла в мага... (зин).

Таня учит уро... (ки).

Птицы вьют гнёз... (да).

«Эхо»

Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.

Например: школа – шко, дорога – ро.

«Читатель – молния»

На доске написаны в столбик 4-5 слов, которые закрыты. Учитель на 4-5 сек. открывает ширму и снова закрывает её. Дети должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.

«Глаз – фотограф»

На наборном полотне устанавливаются 4-5 карточек с буквами. Учитель показывает детям наборное полотно 2-3 сек. и убирает полотно. Детям предлагается назвать буквы в том же порядке.

Следующий вид заданий, направлен на понимание прочитанного.

Назови, одним словом:

  1. Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.
  2. Молоток, клещи, пила, грабли.

Ребенок должен не только прочитать слова, но и произвести определенную умственную работу.

Раздели слова на группы:

  1. Заяц, медведь, горох, капуста, ежик, волк, огурец.

В дальнейшем подобную работу провожу на небольших текстах.

На келыбар.

Ратеяб лоишп тиволь убры. Асаш есн дочуки. Кляо и алки лизяв тьес. Асаш мойпал тьяп кенуой. Кляо молайп щикале. Алкиу лаппося касарь.

На рыбалке.

Ребята пошли ловить рыбу. Саша нес удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался карась.

Также используются такие виды работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов. Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово».

«Игра в прятки»

Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

 Формирование у ребенка любви к чтению это деятельный процесс, требующий определенных эмоциональных затрат со стороны взрослых (это учитель и родитель) и соблюдение некоторых стимулирующих правил при организации чтения, во время внеурочной деятельности. Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации.

Вот несколько советов для родителей:

  1. Попробуйте открыть семейное чтение: постарайтесь хотя бы раз в месяц проводить совместное чтение и обсуждение какой-либо понравившейся книги.
  2. Дарите детям книги, активно привлекайте ребенка к созданию домашней библиотеки.
  3. Организуйте семейные праздники с участием героев прочитанных книг. Пусть этими героями будут члены вашей семьи, а лучше всего – дети. Исполняя роль героя, дети будут глубже проникать в смысл произведения, развивать память и воображение.
  4. Приучите ребенка бережно относиться к книге: ставьте ее в специально отведённые места, учите ремонтировать, если в этом есть необходимость.
  5. Не нужно покупать сразу много книг, пока не исчерпано содержание тех, которые есть у вашего ребёнка.
  6. Поощряйте пересказывание содержания прочитанного: это развивает речь и мышление.
  7. Подбирая книгу для подарка, учитывайте возраст и интерес ребёнка.

Чтение – это лучшее учение в любом возрасте. Но только не просто беглое чтение, а чтение осознанное. Над этим сейчас я веду свою работу. Я считаю, главное в моей работе – добиваться оптимальной мыслительной деятельности каждого ребёнка, хорошо знать индивидуальные особенности всех учащихся. Надо всячески поддерживать все положительные усилия ребёнка. Только творческий, новаторский подход в этом вопросе даст желаемые результаты в обучении правильному беглому, сознательному и выразительному чтению.

Приложение

Литература:

      1.А.А.Алмазова «Русский язык и культура речи» 2008г.

      2.В.Г. Петрова « Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной программы».

3.Н.Н.Светловская. «Основы науки о читателе» М., 2003.

      4.Н.Д. Путина. «Организация эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения» ж. «Н.Ш» №3, 2002.

5.В.В. «Занимательное азбуковедение» Екатеринбург, АРД, 1994.

      6.Н.Н.Максимук. «Игры по обучению грамоте и чтению». Москва, «ВАКО», 2004.

     7.Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов.– М., 1993.

     8.Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. – 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы обучения правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению

Выразительное чтение играет большую роль в общей системе развития речи школьников. Особое значение приобретают занятия выразительным чтением в начальных классах школы, где происходит процесс усвоения ...

Формирование навыка правильного, беглого и выразительного чтения у младших школьников

В статье описывается система упражнений для формирования техники чтения у младших школьников...

Пути формирования правильного, беглого и выразительного чтения

В статье раскрываются основные аспекты развития навыков чтения в первом классе....

Конспект урока по предмету окружающий мир для учащихся с умственной отсталостью (2 вариант обучения)

Конспект урока разработан для учащихся 1 классов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Предмет: Окружающий мир. Тема: Понятие "Ночь"....

Особенности обучения учащихся с умственной отсталостью

Методическая разработка посвящена особенностям обучения учащихся с умственной отсталостью...