Программа "Лекарственные растения"
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Тищенко Марина Витальевна

Программа кружка

«Лекарственные  растения»

       Программа ориентирована на практическую деятельность детей, которая предусматривает разведение на экологической тропе зоны лекарственных трав.

Составлена для учащиеся 1 подготовительного  класса и 3 класса.

Руководитель проекта – Тищенко М.В.

Место проведения:  территория школы

Сроки выполнения:  январь - май

Цель исследования:

- Формирование знаний учащихся о лекарственных растениях,

Задачи:

1. Познакомить детей с лечебными свойствами растений, уметь их различать и называть.

2. Продолжать работу по обогащению словаря детей.

3. Воспитывать  экологическую  культуру  у детей.

Обоснование:    

          Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как растения не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны учить детей беречь и сохранять  растения, уметь правильно пользоваться лечебные свойства.  На территории нашей школы в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Объект исследования: лекарственные растения, произрастающие на территории школы.

 Методы исследования:

  • наблюдение;
  • наглядные;
  • словесные.

Содержание:

Содержание

Сроки реализации

1

 «Давай дружить»  

сентябрь

2

«Разведка в царстве лекарственных растений»

октябрь

3

«Именная книга»

ноябрь

4

«Открытие лесной аптеки»

декабрь

5

«Команда юных экологов»

январь

6

«Ознакомление с художественной литературой»

февраль

7

«Игры и беседы, загадки по экологии»

март

8

«Исследовательская и поисковая деятельность»

апрель

9

«Экологические викторины»

май

1.Письмо лекарственному растению (по выбору детей) на тему: «Давай дружить».   

Цель – определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе.

Форма проведения данного задания помогает развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.

2. Разведка в царстве лекарственных растений.

Это игра в разведчиков. Маршрут детей проходит через экологическую тропу.

Цель – сформировать представления о новых лекарственных растениях.

Цель практического этапа – нанесение растений на карту.

3. Именная книга 

Цель - составить своеобразную копилку названий лекарственных растений, с его назначением.

- включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды.

Дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях во время выезда на природу.

Вся информация заносится в именную книгу. «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками, гербарием.

4. Открытие лесной аптеки в классе

Цель - знакомство с правилами сбора лекарственных трав.

В основном растения будут предложены в качестве ароматного и полезного дополнения к чаю.

5. «Команда юных экологов».

Цикл практических дел в «Царстве лекарственных растений» высадка и уход за растениями на экологической тропе, экскурсия родителей в царство лекарственных растений, выполнение экологических правил.

Цель – познакомить детей с уходом за лекарственными растениями

6. Ознакомление с художественной литературой:

Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

  1. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.
  2. В. Бианки “О травах”
  3. Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”
  4. Б. Заходер. Этюд “Дождик и зернышко”

 

 

7. Игры и беседы, загадки по экологии.

Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

  1. Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”

  2.Дидактические игры: «Узнай по описанию». “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я - моя цветочная семья”.

Цель - уметь находить лекарственное растение по словесному описанию.

-Игра «Съедобное - несъедобное».

Цель - закрепить знания детей о съедобных и ядовитых растениях.

- «Секретный разговор»

Цель — развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка —    дошкольника в процессе общения с природой.

8.Опыты и исследовательская и  поисковая деятельность:

Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

  1. “На участке ищем полезные растения”
  2. “Где лучше посадить растения?”
  3. “Наблюдаем, как растет подорожник” (Зарисовать)
  4. “Высадка мяты ”

9. Слушание музыки:

Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

  1. Ю.Антонов “ Не рвите цветы”
  2. В.Моцарт “Цветы”
  3. П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”
  4. Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”
  5. М. Протасов “Одуванчики”

10. Экологические викторины: (Подведение итогов)  

Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.

  1. Викторина “Знатоки целебных трав”
  2. “Лекарственное растение нашего региона”
  3. “Планета целебных растений”
  4. “Растения- помощники человека”

Достигнутый результат.

          В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения методов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего края.  В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности  у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами лекарственных растений.  Познакомились с растениями и учились проводить исследовательскую работу, выращивать рассаду лекарственных растений.   Определили  готовность ребенка помогать и заботиться о природе, сформировали представления о новых лекарственных растениях, знакомили  с правилами сбора лекарственных трав,  высадка и уход за растениями, ознакомили с произведениями художественной литературы, обогащали  детей знаниями, побуждающие  беречь природу,  закреплять знания детей о растениях нашего к

Список  литературы:

  1. Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей  Книголюб 2003
  2. Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
  3. Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
  4. Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
  5. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
  6. Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
  7. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
  8. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова  Минск «Асар» 2001
  9. Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
  10. Занятия с детьми старшего дошкольного влзраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова  Москва 2006
  11. Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
  12. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство- Пресс 2009.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_lekarstvennyy_rasteniya.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

«Лекарственные  растения»

       Программа ориентирована на практическую деятельность детей, которая предусматривает разведение на экологической тропе зоны лекарственных трав.

Составлена для учащиеся 1 подготовительного  класса и 3 класса.

Руководитель проекта – Тищенко М.В.

Место проведения:  территория школы

Сроки выполнения:  январь - май

Цель исследования:

- Формирование знаний учащихся о лекарственных растениях,

Задачи:

1. Познакомить детей с лечебными свойствами растений, уметь их различать и называть.

2. Продолжать работу по обогащению словаря детей.

3. Воспитывать  экологическую  культуру  у детей.

Обоснование:    

          Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как растения не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны учить детей беречь и сохранять  растения, уметь правильно пользоваться лечебные свойства.  На территории нашей школы в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Объект исследования: лекарственные растения, произрастающие на территории школы.

 Методы исследования: 

  • наблюдение;
  • наглядные;
  • словесные.

Содержание:

Содержание

Сроки реализации

1

 «Давай дружить»  

сентябрь

2

«Разведка в царстве лекарственных растений»

октябрь

3

«Именная книга»

ноябрь

4

«Открытие лесной аптеки»

декабрь

5

«Команда юных экологов»

январь

6

«Ознакомление с художественной литературой»

февраль

7

«Игры и беседы, загадки по экологии»

март

8

«Исследовательская и поисковая деятельность»

апрель

9

«Экологические викторины»

май

1.Письмо лекарственному растению (по выбору детей) на тему: «Давай дружить».    

Цель – определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе.

Форма проведения данного задания помогает развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.

2. Разведка в царстве лекарственных растений.

Это игра в разведчиков. Маршрут детей проходит через экологическую тропу.

Цель – сформировать представления о новых лекарственных растениях.

Цель практического этапа – нанесение растений на карту.

3. Именная книга  

Цель - составить своеобразную копилку названий лекарственных растений, с его назначением.

- включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды.

Дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях во время выезда на природу.

Вся информация заносится в именную книгу. «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками, гербарием.

4. Открытие лесной аптеки в классе

Цель - знакомство с правилами сбора лекарственных трав.

В основном растения будут предложены в качестве ароматного и полезного дополнения к чаю.

5. «Команда юных экологов».

Цикл практических дел в «Царстве лекарственных растений» высадка и уход за растениями на экологической тропе, экскурсия родителей в царство лекарственных растений, выполнение экологических правил.

Цель – познакомить детей с уходом за лекарственными растениями

6. Ознакомление с художественной литературой:

Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

  1. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.
  2. В. Бианки “О травах”
  3. Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”
  4. Б. Заходер. Этюд “Дождик и зернышко”

7. Игры и беседы, загадки по экологии.

Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

  1. Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”

  2.Дидактические игры: «Узнай по описанию». “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я - моя цветочная семья”.

Цель - уметь находить лекарственное растение по словесному описанию.

-Игра «Съедобное - несъедобное».

Цель - закрепить знания детей о съедобных и ядовитых растениях.

- «Секретный разговор»

Цель — развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка —    дошкольника в процессе общения с природой.

8.Опыты и исследовательская и  поисковая деятельность:

Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

  1. “На участке ищем полезные растения”
  2. “Где лучше посадить растения?”
  3. “Наблюдаем, как растет подорожник” (Зарисовать)
  4. “Высадка мяты ”

9. Слушание музыки:

Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

  1. Ю.Антонов “ Не рвите цветы”
  2. В.Моцарт “Цветы”
  3. П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”
  4. Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”
  5. М. Протасов “Одуванчики”

10. Экологические викторины: (Подведение итогов)  

Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.

  1. Викторина “Знатоки целебных трав”
  2. “Лекарственное растение нашего региона”
  3. “Планета целебных растений”
  4. “Растения- помощники человека”

Достигнутый результат.

          В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения методов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего края.  В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности  у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами лекарственных растений.  Познакомились с растениями и учились проводить исследовательскую работу, выращивать рассаду лекарственных растений.   Определили  готовность ребенка помогать и заботиться о природе, сформировали представления о новых лекарственных растениях, знакомили  с правилами сбора лекарственных трав,  высадка и уход за растениями, ознакомили с произведениями художественной литературы, обогащали  детей знаниями, побуждающие  беречь природу,  закреплять знания детей о растениях нашего к

Список  литературы:

  1. Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей  Книголюб 2003
  2. Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
  3. Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
  4. Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
  5. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
  6. Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
  7. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
  8. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова  Минск «Асар» 2001
  9. Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
  10. Занятия с детьми старшего дошкольного влзраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова  Москва 2006
  11. Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
  12. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство- Пресс 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...

Урок окружающего мира " Деревья, растения, травы. Части растений"

Урок окружающего мира  1 классТемаДеревья, растения, травы. Части растений.Цель: формировать правильное научное понятие «растение»; уточнить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение»,...

«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»

Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...

Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения

Методическая разработка урока по  окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

План конспект урока по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».3 класс

Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...

Конспект урока «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений». 3 класс

Конспект  урока по  предмету «Окружающий мир». На тему: «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений.» Проведенного в 3 классе....