Программа "Лекарственные растения"
календарно-тематическое планирование (3 класс)
Программа кружка
«Лекарственные растения»
Программа ориентирована на практическую деятельность детей, которая предусматривает разведение на экологической тропе зоны лекарственных трав.
Составлена для учащиеся 1 подготовительного класса и 3 класса.
Руководитель проекта – Тищенко М.В.
Место проведения: территория школы
Сроки выполнения: январь - май
Цель исследования:
- Формирование знаний учащихся о лекарственных растениях,
Задачи:
1. Познакомить детей с лечебными свойствами растений, уметь их различать и называть.
2. Продолжать работу по обогащению словаря детей.
3. Воспитывать экологическую культуру у детей.
Обоснование:
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как растения не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны учить детей беречь и сохранять растения, уметь правильно пользоваться лечебные свойства. На территории нашей школы в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Объект исследования: лекарственные растения, произрастающие на территории школы.
Методы исследования:
- наблюдение;
- наглядные;
- словесные.
Содержание:
№ | Содержание | Сроки реализации |
1 | «Давай дружить» | сентябрь |
2 | «Разведка в царстве лекарственных растений» | октябрь |
3 | «Именная книга» | ноябрь |
4 | «Открытие лесной аптеки» | декабрь |
5 | «Команда юных экологов» | январь |
6 | «Ознакомление с художественной литературой» | февраль |
7 | «Игры и беседы, загадки по экологии» | март |
8 | «Исследовательская и поисковая деятельность» | апрель |
9 | «Экологические викторины» | май |
1.Письмо лекарственному растению (по выбору детей) на тему: «Давай дружить».
Цель – определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе.
Форма проведения данного задания помогает развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.
2. Разведка в царстве лекарственных растений.
Это игра в разведчиков. Маршрут детей проходит через экологическую тропу.
Цель – сформировать представления о новых лекарственных растениях.
Цель практического этапа – нанесение растений на карту.
3. Именная книга
Цель - составить своеобразную копилку названий лекарственных растений, с его назначением.
- включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды.
Дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях во время выезда на природу.
Вся информация заносится в именную книгу. «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками, гербарием.
4. Открытие лесной аптеки в классе
Цель - знакомство с правилами сбора лекарственных трав.
В основном растения будут предложены в качестве ароматного и полезного дополнения к чаю.
5. «Команда юных экологов».
Цикл практических дел в «Царстве лекарственных растений» высадка и уход за растениями на экологической тропе, экскурсия родителей в царство лекарственных растений, выполнение экологических правил.
Цель – познакомить детей с уходом за лекарственными растениями
6. Ознакомление с художественной литературой:
Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.
- Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.
- В. Бианки “О травах”
- Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”
- Б. Заходер. Этюд “Дождик и зернышко”
7. Игры и беседы, загадки по экологии.
Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.
- Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”
2.Дидактические игры: «Узнай по описанию». “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я - моя цветочная семья”.
Цель - уметь находить лекарственное растение по словесному описанию.
-Игра «Съедобное - несъедобное».
Цель - закрепить знания детей о съедобных и ядовитых растениях.
- «Секретный разговор»
Цель — развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка — дошкольника в процессе общения с природой.
8.Опыты и исследовательская и поисковая деятельность:
Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
- “На участке ищем полезные растения”
- “Где лучше посадить растения?”
- “Наблюдаем, как растет подорожник” (Зарисовать)
- “Высадка мяты ”
9. Слушание музыки:
Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.
- Ю.Антонов “ Не рвите цветы”
- В.Моцарт “Цветы”
- П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”
- Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”
- М. Протасов “Одуванчики”
10. Экологические викторины: (Подведение итогов)
Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.
- Викторина “Знатоки целебных трав”
- “Лекарственное растение нашего региона”
- “Планета целебных растений”
- “Растения- помощники человека”
Достигнутый результат.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения методов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего края. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами лекарственных растений. Познакомились с растениями и учились проводить исследовательскую работу, выращивать рассаду лекарственных растений. Определили готовность ребенка помогать и заботиться о природе, сформировали представления о новых лекарственных растениях, знакомили с правилами сбора лекарственных трав, высадка и уход за растениями, ознакомили с произведениями художественной литературы, обогащали детей знаниями, побуждающие беречь природу, закреплять знания детей о растениях нашего к
Список литературы:
- Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
- Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
- Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
- Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
- Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
- Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
- Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
- Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
- Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
- Занятия с детьми старшего дошкольного влзраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова Москва 2006
- Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
- Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство- Пресс 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_lekarstvennyy_rasteniya.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Лекарственные растения»
Программа ориентирована на практическую деятельность детей, которая предусматривает разведение на экологической тропе зоны лекарственных трав.
Составлена для учащиеся 1 подготовительного класса и 3 класса.
Руководитель проекта – Тищенко М.В.
Место проведения: территория школы
Сроки выполнения: январь - май
Цель исследования:
- Формирование знаний учащихся о лекарственных растениях,
Задачи:
1. Познакомить детей с лечебными свойствами растений, уметь их различать и называть.
2. Продолжать работу по обогащению словаря детей.
3. Воспитывать экологическую культуру у детей.
Обоснование:
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как растения не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны учить детей беречь и сохранять растения, уметь правильно пользоваться лечебные свойства. На территории нашей школы в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Объект исследования: лекарственные растения, произрастающие на территории школы.
Методы исследования:
- наблюдение;
- наглядные;
- словесные.
Содержание:
№ | Содержание | Сроки реализации |
1 | «Давай дружить» | сентябрь |
2 | «Разведка в царстве лекарственных растений» | октябрь |
3 | «Именная книга» | ноябрь |
4 | «Открытие лесной аптеки» | декабрь |
5 | «Команда юных экологов» | январь |
6 | «Ознакомление с художественной литературой» | февраль |
7 | «Игры и беседы, загадки по экологии» | март |
8 | «Исследовательская и поисковая деятельность» | апрель |
9 | «Экологические викторины» | май |
1.Письмо лекарственному растению (по выбору детей) на тему: «Давай дружить».
Цель – определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе.
Форма проведения данного задания помогает развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.
2. Разведка в царстве лекарственных растений.
Это игра в разведчиков. Маршрут детей проходит через экологическую тропу.
Цель – сформировать представления о новых лекарственных растениях.
Цель практического этапа – нанесение растений на карту.
3. Именная книга
Цель - составить своеобразную копилку названий лекарственных растений, с его назначением.
- включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды.
Дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях во время выезда на природу.
Вся информация заносится в именную книгу. «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками, гербарием.
4. Открытие лесной аптеки в классе
Цель - знакомство с правилами сбора лекарственных трав.
В основном растения будут предложены в качестве ароматного и полезного дополнения к чаю.
5. «Команда юных экологов».
Цикл практических дел в «Царстве лекарственных растений» высадка и уход за растениями на экологической тропе, экскурсия родителей в царство лекарственных растений, выполнение экологических правил.
Цель – познакомить детей с уходом за лекарственными растениями
6. Ознакомление с художественной литературой:
Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.
- Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.
- В. Бианки “О травах”
- Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”
- Б. Заходер. Этюд “Дождик и зернышко”
7. Игры и беседы, загадки по экологии.
Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.
- Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”
2.Дидактические игры: «Узнай по описанию». “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я - моя цветочная семья”.
Цель - уметь находить лекарственное растение по словесному описанию.
-Игра «Съедобное - несъедобное».
Цель - закрепить знания детей о съедобных и ядовитых растениях.
- «Секретный разговор»
Цель — развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка — дошкольника в процессе общения с природой.
8.Опыты и исследовательская и поисковая деятельность:
Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
- “На участке ищем полезные растения”
- “Где лучше посадить растения?”
- “Наблюдаем, как растет подорожник” (Зарисовать)
- “Высадка мяты ”
9. Слушание музыки:
Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.
- Ю.Антонов “ Не рвите цветы”
- В.Моцарт “Цветы”
- П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”
- Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”
- М. Протасов “Одуванчики”
10. Экологические викторины: (Подведение итогов)
Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.
- Викторина “Знатоки целебных трав”
- “Лекарственное растение нашего региона”
- “Планета целебных растений”
- “Растения- помощники человека”
Достигнутый результат.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения методов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего края. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами лекарственных растений. Познакомились с растениями и учились проводить исследовательскую работу, выращивать рассаду лекарственных растений. Определили готовность ребенка помогать и заботиться о природе, сформировали представления о новых лекарственных растениях, знакомили с правилами сбора лекарственных трав, высадка и уход за растениями, ознакомили с произведениями художественной литературы, обогащали детей знаниями, побуждающие беречь природу, закреплять знания детей о растениях нашего к
Список литературы:
- Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
- Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
- Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
- Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
- Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
- Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
- Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
- Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
- Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
- Занятия с детьми старшего дошкольного влзраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова Москва 2006
- Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
- Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство- Пресс 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"
Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...
Урок окружающего мира " Деревья, растения, травы. Части растений"
Урок окружающего мира 1 классТемаДеревья, растения, травы. Части растений.Цель: формировать правильное научное понятие «растение»; уточнить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение»,...
«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»
Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...
Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения
Методическая разработка урока по окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....
План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"
План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...
План конспект урока по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».3 класс
Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...
Конспект урока «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений». 3 класс
Конспект урока по предмету «Окружающий мир». На тему: «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений.» Проведенного в 3 классе....