Рабочая программа
рабочая программа

Рабочая программа по адыгейской литературе в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_adygeyskoy_literature_v_8_klasse.docx56.78 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты  обучения

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Ученик должен знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика, драма) и жанры всех трех родов.
  • иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры.
  • иметь представление о подвижности связей и истории жанров.

Ученик должен уметь:

  • определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы.
  • привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения.
  • создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи.

Содержание учебного предмета

Изучение малой Родины  имеет большое значение в воспитании патриотических чувств   школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Адыгейская литература   как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно- мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений, то есть включаться в диалог с писателем.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся.  Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 8 класса  читают  новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой.  В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объём произведений, обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся.

Произведения устного народного творчества

Нартский эпос. Устное народное творчество. Фольклор и его основные жанры. Выражение в произведениях фольклора нравственных идеалов народа. Образ Бадыноко-Шабатнуко в пщинатле — большой эпической поэме, как олицетворение мужества и отваги. Народная оценка героя и способы ее выражения. Обсуждение событий и оценка героев.

Адыгейская литература

Литература как словесное искусство и как учебный предмет. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. Художественная литература в жизни человека. Создание художественного образа, языковые особенности. Творческое задание. Чтение и обсуждение стихотворения. Поэтическая речь. Творческая мастерская. Проба пера. Понятие о национальном характере в литературе. Сочетание лиризма, юмора и сатиры в сказке. Обсуждение событий и оценка героев. Поэтический образ Родины в лирике поэта. Музыкальность и поэтическая глубина изображения. Автобиографичность произведения. Сложность человеческой судьбы автора. Разговор с литературным героем (написание письма, воображаемый разговор, письмо от имени героя, интервью). Автор - образ - читатель: как создает героя автор и как создает героя читатель. Выражение патриотических чувств автора средствами поэзии. Стилистический анализ фрагментов стихотворения. Тема Родины в лирике поэта. Роль личности в истории. Человек и природа. Богатство внутреннего мира главных героев рассказов. Тема Великой Отечественной войны. Горечь и боль утраты близких на войне. Уважение к прошлому, историческая память в рассказе.

I. Произведения устного народного творчества (3 ч.)

Богатство   отражения   мира   в   произведениях   фольклора.   Жанровоеразнообразие фольклорных произведений. Отражение  в фольклоре  взглядов,  пристрастий, вкусов и поверий народа. Сказание «Что Петерез сделал для нартов». Герои сказания, их облик и поступки. Сила и отвага богатырей в борьбе со

злом.   Насрен   и  Прометей.   Сравнение.   Перекликание   темы   в   адыгейском фольклоре и греческой мифологии.  Творческая мастерская.  Изображение человека в фольклоре и литературе.   Сказка «Трудовые деньги».

Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Современный подход к знакомым сюжетам. Решение нравственных проблем. Теория. Фольклорная и литературная сказки.  Творческая мастерская.  Средство создания характера в сказке.

Сказка «Петух-хвастун».  Обличение хвастовства и мораль сказки.  Творческий практикум.

Сочиняем современные сказки.

II. Адыгейская литература (61 ч.)

Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа. Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России. Особенности языка художественной литературы.

Ахмед Джанхотович Хатков   Стихотворения «Старость», «Живи, человек». Сравнительная характеристика двух миров и воспевание новой жизни.   Продление жизни своим трудом, творчеством.

Творческая мастерская. Лирический герой. Мир его чувств. Развёрнутый ответ на вопрос: Почему  старость не смогла победить поэта?  

    Тембот Магометович Керашев   «Абрек». Повесть в сокращении.  Быт и нравы народа. Герой повести и его судьба. Образ Зары - готовность к самопожертвованию. Психологизм произведения. Творческое задание.  Составление плана для подготовки устного сообщения.

      Ибрагим Салехович Цсй  «Одинокий». Повесть в сокращении.   Тяжелый     исторический     путь     адыгейского     народа,     заполненный  предательством,   угнетением   и   жуткими   преступлениями.   Беззащитность   и одиночество.

 Композиция. Сюжетные линии повести. Основной конфликт произведения.  Герои повести.   Творческая мастерская.   Композиция и сюжет художественного произведения  .  

       Мурат-Салихович Паранук   Стихотворение «Дерево Тлимафа».  Речи и поступки как средство характеристики героя. Сюжет и герой стихотворения. Автор и герой. Благородство как нравственная категория.

Творческое задание.  Чтение и обсуждение стихотворения.

Басня «Начальник Лев и хитрая Лиса». Басня как эпический жанр. Образ рассказчика. Особенности интонации. Композиция. Аллегория. Мораль.  Басенный стих. Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами.

Творческая мастерская.  Инсценирование басни.

      Аскер Кадырбечевич Евтых  Рассказ «Священная река».  Рассказ о прошлом. Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской Земли.

Выражение мыслей и чаяний маленького адыгейского народа о дружбе с великим русским народом устами старца. Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского.

Творческий практикум.   Исследовательский литературоведческий поиск.

     Дмитрий Григорьевич Костанов   Рассказ «Буран». Система художественных образов в рассказе.  Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев.

Творческий практикум.  Образ героя в фольклоре и литературе

     Сафер Махмудович Яхутль  Стихотворение «Белая».

Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и автор.

Творческое задание.   Анализ стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть (по желанию учащихся).

Стихотворение «Город мой».   Поэт воспевает свой город. Приемы создания поэтического образа. Символ.

Творческое задание.   Сочинение-миниатюра о своем городе (селе, деревне).

Аскер Магамудович Гадагатль. Баллада «Подвиг».  Литературная баллада как лироэпический жанр. Национально-тематическое многообразие баллад. Автор баллады. Нравственное воздействие баллады на читателя.  Теория литературы.

Баллада.

Творческий практикум.  Создание балладного сюжета.

    Исхак Шумафович Машбаш   Стихотворение «Суровая память».

Тема Великой Отечественной войны в лирике Машбаша. Поэтические средства, помогающие автору создать образ погибшего солдата. Творческое задание. Чтение и обсуждение стихотворения.

Хазрет Ахметович Ашинов   Рассказ «Деревья на ветру».   Сюжет и герои рассказа. Хапач и Бачир. Обычаи и традиции народа в воспитании человека. Нравственные ценности в рассказе. Творческое задание. Самостоятельный анализ рассказа.

       Гисса Кагирович Схаплок  .О драматурге. Драма «Даут».

Показ Великой Отечественной войны в драме «Даут».Правда о человеке на

войне.    Специфика драматических произведений.   Теория литературы. Драма как род литературы, ее особенности. Описание событий войны по живым следам воинов. Творческая мастерская. Как создается сценарий?

     Сафер Ильясович Панеш  О писателе.«Шеваёковы и Накачу». Отрывок из повести-сказки «Братья Шеваёковы». Особенности   сказочной  повести.   Характер   художественного   вымысла. Герои сказочной повести и сказки. Творческая мастерская. Герои и события сказочной повести.

      Нальбий Юнусович Куек   Рассказ «Мать абадзехов».   Героическое прошлое народа — борьба с иноземными захватчиками. Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей. Художественные приемы и средства проникновения во внутренний мир героя.

Творческий практикум.   Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении».

Юнус Гарунович Чуяко   О писателе.   «Шихаф». Отрывок из повести «Чужая боль».

Основные сюжетные линии. Обычаи народа в воспитании человеческих качеств. Осуждение народом поведения Шэуая. Теория литературы. Стиль писателя. Творческий практикум. Сюжет для повести.

III. Развитие речи (4 ч.)

Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.

Сочинение-рассуждение по рассказу Д. Г. Костанова «Буран».

Итоговая читательская конференция «Миф. Фольклор. Литература».

Сочинение в лирическом жанре.

Резервное время – 2 ч.

Формы организации учебного процесса и виды учебной деятельности 

Формы контроля знаний следующие: самостоятельная работа по карточкам, сочинение миниатюра, подробное изложение, сочинение – описание по картине, сочинение на заданную тему, письмо по памяти, различные виды диктантов.

        При обучении адыгейской литературе основными формами работы являются: коллективная, групповая, индивидуальная.

         Использование игровых технологий, технологий личностно-ориентированнного и дифференцированного обучения, информационно-коммункационных технологий способствует  формированию основных компетенций учащихся, развитию их познавательной активности.

Учебно-тематический план

№№

Наименование раздела

Кол. часов (всего)

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

Контрольные работы

Контрольные срезы

1

Произведения устного народного творчества

3

1

1

2

 Адыгейская литература

61

 2

 

3.

 Развитие речи

4

 1

4

Резервное время

2

Итого:

70

 4

1

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Колич. Часов

Дата

план

факт

I четверть

 I. Произведения устного народного творчества

1.

Жанровое разнообразие фольклорных произведений.

2.

Нартский эпос.

3.

Творческая мастерская. Сочиняем современные сказки.

II. Адыгейская литература (61 ч.)

4.

Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа.

5.

Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России.

6.

Особенности языка художественной литературы.

7.

А.Д. Хатков. Стихотворение.Старость.

8.

А.Д. Хатков. Стихотворение. Живи, человек.

9.

Сравнительная характеристика двух миров и воспевание новой жизни.

10.

Творческий путь Т.М.Керашева.

11.

Т.М.Керашев. Повесть .Абрек.(1 часть)

12.

Т.М.Керашев. Повесть .Абрек.(2 часть)

13.

Т.М.Керашев. Повесть .Абрек.(3 часть)

14.

Быт и нравы народа.

15.

Психологизм произведения.

16.

Образ Зары - готовность к самопожертвованию.

17.

Творческое задание.Составление плана для подготовки устного сообщения.

18.

Творческий путь И.С.Цея.

2 четверть

19.

И.С.Цей. Повесть. Одинокий.

20.

Сюжетные линии повести.

21.

М.С.Паранук. Стихотворение .Дерево Тлимафа.

22.

Автор и герой. Благородство как нравственная категория.

23.

М.С.Паранук. Басня.Начальник Лев и хитрая Лиса.

24.

Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами.

25.

Творческая мастерская. Инсценирование басни.

26.

А.К.Евтых. Рассказ. Священная река.

27.

Историческая основа и сюжет.

28.

Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского.

29.

Творческий практикум. Исследовательский литературоведческий поиск.

30.

Д.Г. Костанов. Рассказ. Буран

31.

Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев.

32.

Творческий практикум. Образ героя в фольклоре и литературе.

3 четверть

33.

Творческий путь С.Ф.Яхутля.

34.

С.Ф.Яхутль. Стихотворение.Белая.

35.

Искусство изображения картин природы в различных жанрах.

36.

С.Ф.Яхутль. Стихотворение. Город мой.

37.

Сочинение-миниатюра о своем селе.

38.

А. М.Гадагатль. Баллада. Подвиг.

39.

Литературная баллада как лироэпический жанр.

40.

И.Ш.Машбаш. Стихотворение. Суровая память.

41.

Тема Великой Отечественной войны в лирике И.Ш.Машбаша.

42.

Образ погибшего солдата.

43.

Х.А. Ашинов. Рассказ.Деревья на ветру.

44.

Сюжет и герои рассказа.

45.

Обычаи и традиции народа в воспитании человека.

46.

Г. К.Схаплок. Драма. Даут.

47.

Показ Великой Отечественной войны в драме «Даут».

48.

Специфика драматических произведений.

49.

Драма как род литературы, ее особенности.

50.

Обобщающий урок. Стихотворения о ВОВ.

51.

Обобщающий урок.  Рассказы о ВОВ.

52.

Поэты и писатели Адыгеи. Повторение.

4 четверть

53.

Творческий путьС.И.Панеша.

54.

С.И.Панеш. Отрывок из повести-сказки «Братья Шеваёковы».

55.

Герои и события сказочной повести.

56.

Н. Ю. Куек. Рассказ.Мать абадзехов.

57.

Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей.

58-59.

Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении».

60.

Ю. Г. Чуяко . Отрывок из повести «Чужая боль».

61.

Обычаи народа в воспитании человеческих качеств.

62.

Осуждение народом поведения Шэуая.

63.

Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.

64.

Поэты Адыгеи. Повторение.

65.

Писатели Адыгеи. Повторение.

66.

Читательская конференция «Миф. Фольклор. Литература».

67.

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. Повторение.

68.

Контрольное тестирование.

69

Резервное время

2

Календарнэ-тематическэ план  адыгэ литературэмк1э я  8-рэ  класс

Темэр

Сыхь. пчъ.

Мафэр

план

факт

1

«Хъымыщыкъо Пэтэрэз ипщыналъ», «Л1ыжъ 1уш»

1

2

 «Чэчаныкъо Чэчан», «Джэбэгъы ихьыкум»

1

3

«Адыгэ пычъыхьэмэ ягъыбз», «Фэрзэпэ зау»

1

4

К1эрэщэ Т. Повестэу «Хьаджрэт». Нахыпэрэ лъэхъаным икъэгъэлъэгъон

1

5

Хьаткъо А. Рассказэу «Тызэш1ок1одынэп». Усэу «Жъыгъо»

1

6

К1эрэщэ Т. Повестэу «Хьаджрэт»

1

7

К1эрэщэ Т. Повестэу «Хьаджрэт». Нахыпэрэ лъэхъаным икъэгъэлъэгъон

1

8

Уплъэк1ун срез (тест)

1

9

В/е К1эрэщэ Т. «Жъымрэ к1эмрэ»

1

10

Цэй И. Повестэу «Шъхьэ закъу»

1

11

К1убэ Щ. Поэмэу «1ошъхьэмаф»

1

12

Пэрэныкъо М.  Поэмэу «Жъогъуищ»

1

13

Баснэхэу «Пк1эшъэхъумрэ бжьэмрэ», «Аслъан пащэмрэ бэджэ хъоршэрымрэ»,

1

14

Лъэустэн Ю. Новеллэу «Шъхьак1ом сырихьыжьагъ»

1

15

Уплъэк1ун срез

1

16

Новеллэу  «Гъук1эм ипсын»

Новеллэу «Хьэм сыкъегъэгэжьы»

1

17

Еутых А. Рассказэу «Нэфын», «Л1ыжъымэ яшъэф»

1

18

Ж/и Сочинение «Ш1у ш1и псым хадз»

1

19

Кэстэнэ Д. Рассказэу «Хъот борэн», «Ц1ыфым иш1уш1э к1одырэп»

1

20

Ехъул1э С. Усэхэу «Сыдэу удаха», «Шъхьэгуащ»

1

21

Хьадэгъэл1э А. Балладэу «Псэемыблэжь»

1

22

Мэщбэш1э И. Усэхэу «Тщыгъупшэщтэп»,«Хьамам»

1

23

Мэщбэш1э И. Поэмэу «Хы уай»

1

24

1эшъынэ Хь. Рассказэу «У1эгъэжъхэр»

1

25

Уплъэк1ун срез (тест)

1

26

1эшъынэ Хьазрэт. Рассказэу «Ч1ыгу 1эш1у»

1

27

Рассказэу «Ч1ыгу 1эш1у». Патриатическэ п1уныгъэу хэлъыр

1

28

Шъхьаплъэк1о Хь. Драмэу «Даут»

1

29

Пэнэшъу С. Рассказхэу «Ерыуаджэм ипчыхьып1», «Къэгъэзэгъу»

1

30

В/е Мэщбэш1э И. Поэмэу «Орэд»

1

31

Къуекъо Н. Драмэу «Псым ыхьырэ 1уашъхьэр»

1

32

Цуекъо Ю. Повестэу «Хымэ лыуз»

1

33

Уплъэк1ун срез (тест)

1

34

Илъэсым ак1угъэм ик1эджык1ыжьын

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...