Рабочая программа
рабочая программа
Рабочая программа по адыгейской литературе в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_adygeyskoy_literature_v_8_klasse.docx | 56.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты обучения
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Ученик должен знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика, драма) и жанры всех трех родов.
- иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры.
- иметь представление о подвижности связей и истории жанров.
Ученик должен уметь:
- определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы.
- привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения.
- создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи.
Содержание учебного предмета
Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Адыгейская литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно- мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений, то есть включаться в диалог с писателем.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 8 класса читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объём произведений, обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся.
Произведения устного народного творчества
Нартский эпос. Устное народное творчество. Фольклор и его основные жанры. Выражение в произведениях фольклора нравственных идеалов народа. Образ Бадыноко-Шабатнуко в пщинатле — большой эпической поэме, как олицетворение мужества и отваги. Народная оценка героя и способы ее выражения. Обсуждение событий и оценка героев.
Адыгейская литература
Литература как словесное искусство и как учебный предмет. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. Художественная литература в жизни человека. Создание художественного образа, языковые особенности. Творческое задание. Чтение и обсуждение стихотворения. Поэтическая речь. Творческая мастерская. Проба пера. Понятие о национальном характере в литературе. Сочетание лиризма, юмора и сатиры в сказке. Обсуждение событий и оценка героев. Поэтический образ Родины в лирике поэта. Музыкальность и поэтическая глубина изображения. Автобиографичность произведения. Сложность человеческой судьбы автора. Разговор с литературным героем (написание письма, воображаемый разговор, письмо от имени героя, интервью). Автор - образ - читатель: как создает героя автор и как создает героя читатель. Выражение патриотических чувств автора средствами поэзии. Стилистический анализ фрагментов стихотворения. Тема Родины в лирике поэта. Роль личности в истории. Человек и природа. Богатство внутреннего мира главных героев рассказов. Тема Великой Отечественной войны. Горечь и боль утраты близких на войне. Уважение к прошлому, историческая память в рассказе.
I. Произведения устного народного творчества (3 ч.)
Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровоеразнообразие фольклорных произведений. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народа. Сказание «Что Петерез сделал для нартов». Герои сказания, их облик и поступки. Сила и отвага богатырей в борьбе со
злом. Насрен и Прометей. Сравнение. Перекликание темы в адыгейском фольклоре и греческой мифологии. Творческая мастерская. Изображение человека в фольклоре и литературе. Сказка «Трудовые деньги».
Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Современный подход к знакомым сюжетам. Решение нравственных проблем. Теория. Фольклорная и литературная сказки. Творческая мастерская. Средство создания характера в сказке.
Сказка «Петух-хвастун». Обличение хвастовства и мораль сказки. Творческий практикум.
Сочиняем современные сказки.
II. Адыгейская литература (61 ч.)
Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа. Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России. Особенности языка художественной литературы.
Ахмед Джанхотович Хатков Стихотворения «Старость», «Живи, человек». Сравнительная характеристика двух миров и воспевание новой жизни. Продление жизни своим трудом, творчеством.
Творческая мастерская. Лирический герой. Мир его чувств. Развёрнутый ответ на вопрос: Почему старость не смогла победить поэта?
Тембот Магометович Керашев «Абрек». Повесть в сокращении. Быт и нравы народа. Герой повести и его судьба. Образ Зары - готовность к самопожертвованию. Психологизм произведения. Творческое задание. Составление плана для подготовки устного сообщения.
Ибрагим Салехович Цсй «Одинокий». Повесть в сокращении. Тяжелый исторический путь адыгейского народа, заполненный предательством, угнетением и жуткими преступлениями. Беззащитность и одиночество.
Композиция. Сюжетные линии повести. Основной конфликт произведения. Герои повести. Творческая мастерская. Композиция и сюжет художественного произведения .
Мурат-Салихович Паранук Стихотворение «Дерево Тлимафа». Речи и поступки как средство характеристики героя. Сюжет и герой стихотворения. Автор и герой. Благородство как нравственная категория.
Творческое задание. Чтение и обсуждение стихотворения.
Басня «Начальник Лев и хитрая Лиса». Басня как эпический жанр. Образ рассказчика. Особенности интонации. Композиция. Аллегория. Мораль. Басенный стих. Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами.
Творческая мастерская. Инсценирование басни.
Аскер Кадырбечевич Евтых Рассказ «Священная река». Рассказ о прошлом. Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской Земли.
Выражение мыслей и чаяний маленького адыгейского народа о дружбе с великим русским народом устами старца. Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского.
Творческий практикум. Исследовательский литературоведческий поиск.
Дмитрий Григорьевич Костанов Рассказ «Буран». Система художественных образов в рассказе. Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев.
Творческий практикум. Образ героя в фольклоре и литературе
Сафер Махмудович Яхутль Стихотворение «Белая».
Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и автор.
Творческое задание. Анализ стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть (по желанию учащихся).
Стихотворение «Город мой». Поэт воспевает свой город. Приемы создания поэтического образа. Символ.
Творческое задание. Сочинение-миниатюра о своем городе (селе, деревне).
Аскер Магамудович Гадагатль. Баллада «Подвиг». Литературная баллада как лироэпический жанр. Национально-тематическое многообразие баллад. Автор баллады. Нравственное воздействие баллады на читателя. Теория литературы.
Баллада.
Творческий практикум. Создание балладного сюжета.
Исхак Шумафович Машбаш Стихотворение «Суровая память».
Тема Великой Отечественной войны в лирике Машбаша. Поэтические средства, помогающие автору создать образ погибшего солдата. Творческое задание. Чтение и обсуждение стихотворения.
Хазрет Ахметович Ашинов Рассказ «Деревья на ветру». Сюжет и герои рассказа. Хапач и Бачир. Обычаи и традиции народа в воспитании человека. Нравственные ценности в рассказе. Творческое задание. Самостоятельный анализ рассказа.
Гисса Кагирович Схаплок .О драматурге. Драма «Даут».
Показ Великой Отечественной войны в драме «Даут».Правда о человеке на
войне. Специфика драматических произведений. Теория литературы. Драма как род литературы, ее особенности. Описание событий войны по живым следам воинов. Творческая мастерская. Как создается сценарий?
Сафер Ильясович Панеш О писателе.«Шеваёковы и Накачу». Отрывок из повести-сказки «Братья Шеваёковы». Особенности сказочной повести. Характер художественного вымысла. Герои сказочной повести и сказки. Творческая мастерская. Герои и события сказочной повести.
Нальбий Юнусович Куек Рассказ «Мать абадзехов». Героическое прошлое народа — борьба с иноземными захватчиками. Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей. Художественные приемы и средства проникновения во внутренний мир героя.
Творческий практикум. Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении».
Юнус Гарунович Чуяко О писателе. «Шихаф». Отрывок из повести «Чужая боль».
Основные сюжетные линии. Обычаи народа в воспитании человеческих качеств. Осуждение народом поведения Шэуая. Теория литературы. Стиль писателя. Творческий практикум. Сюжет для повести.
III. Развитие речи (4 ч.)
Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.
Сочинение-рассуждение по рассказу Д. Г. Костанова «Буран».
Итоговая читательская конференция «Миф. Фольклор. Литература».
Сочинение в лирическом жанре.
Резервное время – 2 ч.
Формы организации учебного процесса и виды учебной деятельности
Формы контроля знаний следующие: самостоятельная работа по карточкам, сочинение миниатюра, подробное изложение, сочинение – описание по картине, сочинение на заданную тему, письмо по памяти, различные виды диктантов.
При обучении адыгейской литературе основными формами работы являются: коллективная, групповая, индивидуальная.
Использование игровых технологий, технологий личностно-ориентированнного и дифференцированного обучения, информационно-коммункационных технологий способствует формированию основных компетенций учащихся, развитию их познавательной активности.
Учебно-тематический план
№№ | Наименование раздела | Кол. часов (всего) | Лабораторные, практические работы | Экскурсии | Контрольные работы | Контрольные срезы |
1 | Произведения устного народного творчества | 3 | 1 | 1 | ||
2 | Адыгейская литература | 61 | 2 |
| ||
3. | Развитие речи | 4 | 1 | |||
4 | Резервное время | 2 | ||||
Итого: | 70 | 4 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Колич. Часов | Дата | ||||
план | факт | ||||||
I четверть I. Произведения устного народного творчества | |||||||
1. | Жанровое разнообразие фольклорных произведений. | ||||||
2. | Нартский эпос. | ||||||
3. | Творческая мастерская. Сочиняем современные сказки. | ||||||
II. Адыгейская литература (61 ч.) | |||||||
4. | Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа. | ||||||
5. | Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России. | ||||||
6. | Особенности языка художественной литературы. | ||||||
7. | А.Д. Хатков. Стихотворение.Старость. | ||||||
8. | А.Д. Хатков. Стихотворение. Живи, человек. | ||||||
9. | Сравнительная характеристика двух миров и воспевание новой жизни. | ||||||
10. | Творческий путь Т.М.Керашева. | ||||||
11. | Т.М.Керашев. Повесть .Абрек.(1 часть) | ||||||
12. | Т.М.Керашев. Повесть .Абрек.(2 часть) | ||||||
13. | Т.М.Керашев. Повесть .Абрек.(3 часть) | ||||||
14. | Быт и нравы народа. | ||||||
15. | Психологизм произведения. | ||||||
16. | Образ Зары - готовность к самопожертвованию. | ||||||
17. | Творческое задание.Составление плана для подготовки устного сообщения. | ||||||
18. | Творческий путь И.С.Цея. | ||||||
2 четверть | |||||||
19. | И.С.Цей. Повесть. Одинокий. | ||||||
20. | Сюжетные линии повести. | ||||||
21. | М.С.Паранук. Стихотворение .Дерево Тлимафа. | ||||||
22. | Автор и герой. Благородство как нравственная категория. | ||||||
23. | М.С.Паранук. Басня.Начальник Лев и хитрая Лиса. | ||||||
24. | Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами. | ||||||
25. | Творческая мастерская. Инсценирование басни. | ||||||
26. | А.К.Евтых. Рассказ. Священная река. | ||||||
27. | Историческая основа и сюжет. | ||||||
28. | Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского. | ||||||
29. | Творческий практикум. Исследовательский литературоведческий поиск. | ||||||
30. | Д.Г. Костанов. Рассказ. Буран | ||||||
31. | Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев. | ||||||
32. | Творческий практикум. Образ героя в фольклоре и литературе. | ||||||
3 четверть | |||||||
33. | Творческий путь С.Ф.Яхутля. | ||||||
34. | С.Ф.Яхутль. Стихотворение.Белая. | ||||||
35. | Искусство изображения картин природы в различных жанрах. | ||||||
36. | С.Ф.Яхутль. Стихотворение. Город мой. | ||||||
37. | Сочинение-миниатюра о своем селе. | ||||||
38. | А. М.Гадагатль. Баллада. Подвиг. | ||||||
39. | Литературная баллада как лироэпический жанр. | ||||||
40. | И.Ш.Машбаш. Стихотворение. Суровая память. | ||||||
41. | Тема Великой Отечественной войны в лирике И.Ш.Машбаша. | ||||||
42. | Образ погибшего солдата. | ||||||
43. | Х.А. Ашинов. Рассказ.Деревья на ветру. | ||||||
44. | Сюжет и герои рассказа. | ||||||
45. | Обычаи и традиции народа в воспитании человека. | ||||||
46. | Г. К.Схаплок. Драма. Даут. | ||||||
47. | Показ Великой Отечественной войны в драме «Даут». | ||||||
48. | Специфика драматических произведений. | ||||||
49. | Драма как род литературы, ее особенности. | ||||||
50. | Обобщающий урок. Стихотворения о ВОВ. | ||||||
51. | Обобщающий урок. Рассказы о ВОВ. | ||||||
52. | Поэты и писатели Адыгеи. Повторение. | ||||||
4 четверть | |||||||
53. | Творческий путьС.И.Панеша. | ||||||
54. | С.И.Панеш. Отрывок из повести-сказки «Братья Шеваёковы». | ||||||
55. | Герои и события сказочной повести. | ||||||
56. | Н. Ю. Куек. Рассказ.Мать абадзехов. | ||||||
57. | Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей. | ||||||
58-59. | Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении». | ||||||
60. | Ю. Г. Чуяко . Отрывок из повести «Чужая боль». | ||||||
61. | Обычаи народа в воспитании человеческих качеств. | ||||||
62. | Осуждение народом поведения Шэуая. | ||||||
63. | Отзыв о самостоятельно прочитанной повести. | ||||||
64. | Поэты Адыгеи. Повторение. | ||||||
65. | Писатели Адыгеи. Повторение. | ||||||
66. | Читательская конференция «Миф. Фольклор. Литература». | ||||||
67. | Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. Повторение. | ||||||
68. | Контрольное тестирование. | ||||||
69 | Резервное время | 2 |
Календарнэ-тематическэ план адыгэ литературэмк1э я 8-рэ класс
№ | Темэр | Сыхь. пчъ. | Мафэр | |
план | факт | |||
1 | «Хъымыщыкъо Пэтэрэз ипщыналъ», «Л1ыжъ 1уш» | 1 | ||
2 | «Чэчаныкъо Чэчан», «Джэбэгъы ихьыкум» | 1 | ||
3 | «Адыгэ пычъыхьэмэ ягъыбз», «Фэрзэпэ зау» | 1 | ||
4 | К1эрэщэ Т. Повестэу «Хьаджрэт». Нахыпэрэ лъэхъаным икъэгъэлъэгъон | 1 | ||
5 | Хьаткъо А. Рассказэу «Тызэш1ок1одынэп». Усэу «Жъыгъо» | 1 | ||
6 | К1эрэщэ Т. Повестэу «Хьаджрэт» | 1 | ||
7 | К1эрэщэ Т. Повестэу «Хьаджрэт». Нахыпэрэ лъэхъаным икъэгъэлъэгъон | 1 | ||
8 | Уплъэк1ун срез (тест) | 1 | ||
9 | В/е К1эрэщэ Т. «Жъымрэ к1эмрэ» | 1 | ||
10 | Цэй И. Повестэу «Шъхьэ закъу» | 1 | ||
11 | К1убэ Щ. Поэмэу «1ошъхьэмаф» | 1 | ||
12 | Пэрэныкъо М. Поэмэу «Жъогъуищ» | 1 | ||
13 | Баснэхэу «Пк1эшъэхъумрэ бжьэмрэ», «Аслъан пащэмрэ бэджэ хъоршэрымрэ», | 1 | ||
14 | Лъэустэн Ю. Новеллэу «Шъхьак1ом сырихьыжьагъ» | 1 | ||
15 | Уплъэк1ун срез | 1 | ||
16 | Новеллэу «Гъук1эм ипсын» Новеллэу «Хьэм сыкъегъэгэжьы» | 1 | ||
17 | Еутых А. Рассказэу «Нэфын», «Л1ыжъымэ яшъэф» | 1 | ||
18 | Ж/и Сочинение «Ш1у ш1и псым хадз» | 1 | ||
19 | Кэстэнэ Д. Рассказэу «Хъот борэн», «Ц1ыфым иш1уш1э к1одырэп» | 1 | ||
20 | Ехъул1э С. Усэхэу «Сыдэу удаха», «Шъхьэгуащ» | 1 | ||
21 | Хьадэгъэл1э А. Балладэу «Псэемыблэжь» | 1 | ||
22 | Мэщбэш1э И. Усэхэу «Тщыгъупшэщтэп»,«Хьамам» | 1 | ||
23 | Мэщбэш1э И. Поэмэу «Хы уай» | 1 | ||
24 | 1эшъынэ Хь. Рассказэу «У1эгъэжъхэр» | 1 | ||
25 | Уплъэк1ун срез (тест) | 1 | ||
26 | 1эшъынэ Хьазрэт. Рассказэу «Ч1ыгу 1эш1у» | 1 | ||
27 | Рассказэу «Ч1ыгу 1эш1у». Патриатическэ п1уныгъэу хэлъыр | 1 | ||
28 | Шъхьаплъэк1о Хь. Драмэу «Даут» | 1 | ||
29 | Пэнэшъу С. Рассказхэу «Ерыуаджэм ипчыхьып1», «Къэгъэзэгъу» | 1 | ||
30 | В/е Мэщбэш1э И. Поэмэу «Орэд» | 1 | ||
31 | Къуекъо Н. Драмэу «Псым ыхьырэ 1уашъхьэр» | 1 | ||
32 | Цуекъо Ю. Повестэу «Хымэ лыуз» | 1 | ||
33 | Уплъэк1ун срез (тест) | 1 | ||
34 | Илъэсым ак1угъэм ик1эджык1ыжьын | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...