Рабочая программа
рабочая программа
Рабочая программа по адыгейскому языку в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_adygeyskomu_yazyku_v_10_klasse.docx | 40.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты обучения
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Изучение адыгейского языка в 10 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:
Говорение
Ученик должен знать:
- участвовать элементарных диалогов: этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении;
- составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
- рассказать о себе, своей семье, друге.
Ученик должен уметь:
- участвовать в элементарном диалоге, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы;
- воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора;
- составлять краткую характеристику персонажа;
- кратко излагать содержание прочитанного текста.
Аудирование
Ученик должен:
- понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
- воспринимать на слух аудиозаписи основную информацию из сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале.
Ученик получит возможность :
- воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;
- использовать контексуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
Ученик должен уметь:
- читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
- читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале.
- догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
- не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.
Письмо
Ученик должен уметь:
- списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, простые предложения;
- восстанавливать слово, предложение, текст в соответствии с решаемой учебной задачей;
- писать по образцу краткое письмо другу на адыгейском языке;
- писать поздравительную открытку ( с опорой на образец).
- в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
- составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словом;
- заполнять простую анкету.
Графика, каллиграфия, орфография
Ученик должен знать:
- воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы адыгейского алфавита (написание букв, буквосочетаний, слов);
- применять основные правила чтения и орфографии, читать и писать изученные слова адыгейского языка;
Ученик должен уметь:
- сравнивать и анализировать буквосочетания адыгейского языка (гласные и согласные, сложные и простые);
- знать образование сложных букв.
- соблюдать нормы адыгейского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.)
Лексическая сторона речи
Ученик должен уметь:
- узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания (в объеме представленного в учебнике материала);
- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
- узнавать простые словообразовательные элементы;
- опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования.
Грамматическая сторона речи
Ученик должен знать:
- распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений;
- распознавать и употреблять в речи изученные существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения.
Ученик должен уметь:
- использовать языковые средства для согласования слов в предложении и правильного определения падежных окончаний.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения адыгейскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения адыгейскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. адыгейский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению адыгейского языка в старших классах.
В 10 классе решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека.
В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение адыгейским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Общие сведения о языке ( 2ч)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории языка. Функции адыгейского языка как учебного предмета. Значение адыгейского языка в обществе. Активные процессы в адыгейском языке на современном этапе. Язык как общественное явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Диалектология (2 ч)
Что такое диалектология? Виды и значения диалектов в адыгейском языке. Что такое говор?
Литературный язык (2 ч)
Нормы адыгейского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.
Орфография, графика ( 7ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретённых учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности адыгейского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы литературного произношения и ударения в адыгейском языке.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам адыгейской орфографии.
Лексика и фразеология (9ч)
Лексическая система адыгейского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Адыгейская лексика сточки зрения ее происхождения: исконно адыгейские слова, заимствованные слова. Адыгейская лексика сточки зрения сферы его употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Адыгейская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное
употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Морфология (3ч)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Пунктуация (5ч)
Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Принципы и функции адыгейской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Авторское употребление знаков препинания.
Речь, функциональные стили речи (5ч)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средства научного стиля.
Формы организации учебного процесса и виды учебной деятельности
Формы контроля знаний следующие: тест, самостоятельная работа по карточкам, сочинение миниатюра, подробное изложение, сочинение – описание по картине, сочинение на заданную тему, письмо по памяти, различные виды диктантов.
При обучении адыгейскому языку в 7 классе основными формами работы являются: коллективная, групповая, индивидуальная.
Использование игровых технологий, технологий личностно-ориентированнного и дифференцированного обучения, информационно-коммункационных технологий способствует формированию основных компетенций учащихся, развитию их познавательной активности.
Учебно-тематический план
№№ | Наименование раздела | Кол. часов (всего) | Лабораторные, практические работы | Экскурсии | Контрольные работы | Контрольные срезы |
1 | Бзэм ехьыл1эгъэ ш1эныгъэхэр | 2 | 1 | |||
2 | Диалектологиер | 2 | ||||
3 | Адыгэ литературабзэр | 2 | ||||
4 | Орфографиемрэ графикэмрэ | 7 | ||||
5 | Лексикэмрэ фразеологиемрэ | 9 | 1 | 1 | ||
6 | Морфологиер | 3 | ||||
7 | Пунктуациер | 5 | 1 | 1 | ||
8 | Бзэм истилистическэ мэхьанэхэр | 5 | ||||
Зэк1эмк1э | 35 | 2 | 3 |
Календарнэ-тематическэ план адыгабзэ тхэнымк1э я 10-рэ класс
№ | Урокым итем | Сыхь. п. | Мафэхэр | |
Пл. | фак. | |||
Бзэм ехьыл1эгъэ ш1эныгъэхэр – с.2 | ||||
1 | Я 5-9-рэ классхэм ащак1угъэм ик1эджык1ыжьын. Обществэм ищы1эныгъэ бзэм ч1ып1эу щиубытырэр. | 1 | ||
2 | Ублэп1э уплъэк1ун диктант | 1 | ||
Диалектологиер – с.2 | ||||
3 | Диалектологиек1э заджэхэрэр. Диалект зыфа1орэр. | 1 | ||
4 | Диалектизм зыфы1орэр. Говор зыфа1орэр. Адыгабзэм идиалектхэм яфонетикэ ык1и яморфологие нэшэнэ шъхьа1эхэр. | 1 | ||
Адыгэ литературабзэр – с.2 | ||||
5 | Адыгэ литературабзэр зыфэдэр,ар лъэпкъым зык1ищык1агъэр. | 1 | ||
6 | Адыгэ литературабзэм игъэпсык1э нэшанэхэр. Адыгэ литературабзэм къык1угъэ гъогур. | 1 | ||
Орфографиемрэ графикэмрэ – с.7 | ||||
7 | Графикэр | 1 | ||
8 | Алфавитыр | 1 | ||
9 | Орфограмэр | 1 | ||
10 | Орфографиер | 1 | ||
11 | Орфографие правилэхэр | 1 | ||
12 | Гущы1эхэр зэпытэу зыщатхрэр | 1 | ||
13 | Дефис дэтэу гущы1эхэр зыщатхрэр | 1 | ||
Лексикэмрэ фразеологиемрэ – с.9 | ||||
14 | Ехьщыр мэхьанэ зи1э гущы1эхэр | 1 | ||
15 | Промежуточнэ уплъэк1ун диктант | 1 | ||
16 | Омоним гущы1эхэр. Синоним гущы1эхэр | 1 | ||
17 | Антоним гущы1эхэр | 1 | ||
18 | Диалект гущы1эхэр | 1 | ||
19 | Жъы хъугъэ гущы1эхэр | 1 | ||
20 | Гущы1ак1эхэр | 1 | ||
21 | Фразиологизмэ зыфа1орэр, ащ истилистическэ 1амалхэр | 1 | ||
22 | Уплъэк1ун диктант. | 1 | ||
Морфологиер – с.3 | ||||
23 | Бзэ гущы1эхэр стилистическэу зэрагъэфедэрэр | 1 | ||
24 | Глаголыр | 2 | ||
Пунктуациер – с.5 | ||||
25 | Пунктуацие зыфа1орэр. Пунктуацие правилэхэр | 1 | ||
26 | Ж/И.Изложение. | 1 | ||
27 | Зэпыугъо тамыгъэхэр зэрэзэтрафыжьхэрэр | 1 | ||
28 | Зыгощрэ, къыхэзгъэушъхьафык1рэ зэпыугъо тамыгъэхэр | 1 | ||
29 | Зэфэхьысыжь уплъэк1ун диктант | 1 | ||
Бзэм истилистическэ мэхьанэхэр – с.5 | ||||
30 | Стиль ык1и стилистикэ зыфа1орэр | 2 | ||
31 | Тхыгъэ жабзэм истильхэр | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...