Современная педагогическая технология
статья
Современные технологии воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i-158533sovremennye_tehnologii_vospitaniya.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогика в современном мире переживает период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. Она вплотную подошла к пониманию того, что воспитательный труд в своем общем виде отличается от других видов общественно полезного труда только спецификой, имеет свой продукт, свои технологии и их рыночную стоимость.
Одним из факторов, способствующих повышению качества обучения учащихся, является освоение учителями современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс. Организация обучения на основе технологического подхода позволяет не только удовлетворять образовательные запросы каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями, но и создавать условия для самореализации, саморазвития курсантов, формирования у них компетенций, необходимых для полноценной жизни в современном обществе [2].
Рассмотрим на примере здоровьесберегающей технологии условия ее эффективного применения. Для начала отметим, что цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым.
Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)
Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.
В нашем случае мы считаем что необходимым условием развития здоровьесберегающей среды является полифункциональная модель
Она представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласующихся основных компонентов: правового, диагностического, собственно педагогического, культурологического, физкультурно-оздоровительного, профилактического, гигиенического, коррекционного, реабилитационного [1].
Компоненты модели наполняются следующим содержанием:
- правовой компонент предполагает организацию образовательного процесса с соблюдением прав учащихся и учителя, программы по правовому воспитанию учащихся «Здоровье ребёнка - его право», технологии организации проектной деятельности «Право ребёнка на качественное образование»;
- диагностический компонент включает постоянную диагностику состояния здоровья; методики для обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе; технологии, позволяющие организовать самомониторинг здоровья ученика, учителя, т. е. самостоятельное оценивание соматического статуса и определение причин своих заболеваний; диагностические и организационные процедуры, позволяющие осуществлять комплексную психолого-медико- социальную диагностику состояния здоровья учащихся и учителей, динамику развития ребёнка;
- собственно педагогический компонент представляет образовательный процесс, в котором личности ученика и учителя выступают как его субъекты; условия, при которых образование ребёнка происходит вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника; здоровьесберегающий учебный план, в котором реализуются все необходимые условия вариативного образования в рамках одной школы, сориентированный на способности, потребности, жизненные планы каждого ученика, обеспечивающий здоровьесберегающую среду на всех этапах обучения и развития ребёнка; здоровьесберегающие технологии; программы формирования мотивации учителя и удержание его в исследовательской позиции, установление их продуктивного взаимодействия со специалистами других наук, связанных со здоровьем школьника (медики, психологи, логопеды, физиологи и пр.); психологическое сопровождение ученика и учителя в образовательном процессе; условия создания ситуации успеха для ученика и учителя;
- культурологический компонент предполагает систему мероприятий для формирования здорового образа жизни школьника; технологии по управлению развитием и сохранением здоровья, включение учащихся в здоровьесберегающую деятельность и формирование личностных траекторий здоровья; методики по формированию ценности здоровья и воспитания культуры здоровья через содержание учебного материала; деятельность, которая способствует формированию у школьников здорового образа жизни через организацию проектной деятельности по вопросам здоровья, созданию детских творческих лабораторий (театр «Здоровье», «Юные учителя здоровья», «Клуб психологов» и пр.).
- профилактический компонент - это создание технологии по формированию доминанты здоровья через проведение профилактических мероприятий (кислородный коктейль, ЛФК., адаптивная физкультура, дыхательная гимнастика, глазная гимнастика и др.);
- гигиенический компонент предполагает гибкую организацию учебно-воспитательного процесса, учитывающий динамику развития детей, их психофизические возможности, способности, склонности, индивидуальные половозрастные особенности; это методики по оценке нормирования домашнего задания;
- коррекционный и реабилитационный компоненты включают условия, при которых обеспечиваются равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой; эффективную коррекционную и реабилитационную работу по медицинским показателям каждого школьника; методики по выработке умений для саморегуляции эмоциональных состояний, самоконтролю в стрессовых ситуациях.
Представленная модель реализуется посредством специально разработанной комплексно-целевой программы, которая включает блоки деятельности для каждого участника здоровьесберегающего образовательного процесса. Комплексно-целевая программа включает в себя следующие разделы: анализ состояния социально-педагогической системы; главные задачи на период реализации концепции; осуществление основных функций школы и функций управления, отражающих специфику здоровьесберегающей деятельности; организация работы с участниками здоровьесберегающего образовательного процесса; укрепление и развитие учебно-материальной базы; мониторинг качества образования и уровня здоровья учащихся [4].
В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта.
А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.
Список литературы
- Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
- Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
- Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
- Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...
Публичное представление инновационного педагогического опыта "Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников"
В опыте представлены разные виды работ с учащимися...
Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.
Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...
Проект мастер-класса по теме: "Современный урок, современные педагогические технологии как инструмент обеспечения нового качества учебного процесса и образовательного результата"
Кто хочет достичь цели должен знать её.«Не мыслям, а мыслить учить надо». (Э.Кант)Скажи мне, я забуду,Покажи мне, я могу запомнить,Позволь мне сделать это,И это станет моим навсегда.(Китай...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...