ПК 2.3 Осуществлять педагогический педагогический контроль , оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся
материал

Тришина Елена Александровна

ПК 2.3 Осуществлять педагогический педагогический контроль , оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol.docx69.17 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации наблюдения за адаптацией обучающихся в школе

В многочисленных научных источниках посвященных проблеме адаптации обучающегося в школе выделяют как наиболее сложные периоды – поступление ребёнка в первый класс, переход в пятый и десятый классы.

В школьной практике принято выделять три основных вида адаптации: физиологическую, психологическую и социальную. В процессе физиологической адаптации происходит подстройка организма к изменившимся условиям, что вызывает сильное напряжение всех функциональных систем, и как следствие, переутомление, которое при неблагоприятных условиях может стать причиной заболевания ребёнка.

Благополучная психологическая адаптация определяется как успешное освоение новой деятельности, которое включает желание учиться чему-то новому, понимание заданий и стремление результативно выполнить работу, а также умение адекватно оценивать свои достижения, конечно, это всё зависит от уровня личностного развития обучающегося его индивидуальных особенностей.

Социальная адаптация в школе связана не только с желанием ребенка принять новую роль, но и с умением выстраивать эффективные отношения со сверстниками и педагогами, а от этого во многом зависит эмоциональный фон, который непосредственно связан и с успехами в учебе, и с принятием школьных норм поведения, и с наличием положительных социальных контактов.

Основным показателем адаптации является изменившееся поведение ребенка от тревожности, заторможенности, страха, стойкого нежелания идти в школу, до чрезмерного возбуждения, активного протеста, агрессивных проявлений или вплоть до острых реакций организма (повышение температуры, тошнота, рвота, диарея и т.п.).

Специалисты, изучающие проблему адаптации человека, в качестве основных показателей выделяют работоспособность, как умение продолжительное время эффективно справляться с деятельностью, и цену усилий, т.е. количество физической, интеллектуальной или эмоциональной энергии которую мы должны затратить для достижения цели. Всякая деятельность сопровождается тратой энергии и, как следствие, развитием утомления сказывающегося на снижении работоспособности, проявляющееся также в ухудшении настроения и самочувствия, отказе от общения и пр., поэтому так важно, вовремя заметить эти негативные изменения в поведении обучающегося с тем, чтобы оказать необходимую поддержку и помощь.

Самый простой, доступный и информативный метод сбора информации – это наблюдение. Для получения объективных данных следует придерживаться определённого плана наблюдения: целевая установка (что исследуем); схема наблюдения (на что обращать внимание, каким способом фиксировать данные); объективность наблюдения (регистрация только наблюдаемых фактов); периодичность замеров; количественная выборка (наблюдаем за классом или отдельными обучающимися).

Предлагаемая схема наблюдения за состоянием обучающегося в адаптационный период (таблица № 1) поможет педагогу своевременно отследить наметившиеся негативные поведенческие проявления и предупредить серьёзные нарушения.

Схема наблюдения за процессом
психо-физиологической адаптации обучающихся

Таблица № 1

Показатель

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Общее самочувствие

Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым

Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости

Периодически жалуется на недомогания

Жалобы принимают устойчивый характер

Работоспособность

Быстро и точно справляется с заданиями, возможны небольшие помарки

Может справиться с заданием в отведенное время, возможны ошибки

Требуется дополнительное время для выполнения задания, совершает много ошибок

Замедленнаяответная реакция

Нарушениекоординации движений

Выносливость интеллектуальная

Может долго, без отвлечений заниматься интересным заданием

Может достаточно долго, но с небольшими перерывами заниматься интересным заданием

Часто отвлекается даже при выполнении интересного задания

Быстро устаёт, трудно сосредоточиться даже при выполнении интересного задания

Двигательная активность

Способен к сложной двигательной активности, целеустремлён, умеет добиваться своего

Подвижен, проявляет активность в основном вне уроков, при выполнении сложных действий чувствует себя неуверенно

Малоподвижен, могут присутствовать навязчивые движения и действия, запинки, заикание

Пассивен

Расторможен, неконтролируемое двигательное беспокойство

Настроение

Стабильное, эмоционально уравновешенное

Неровный эмоциональный фон

Словесное выражение негативного отношения к школе, нежелание идти в школу

Вялость, рассеянность заторможенность, плач

Истерия, гиперактивные реакции на стимулы, импульсивность

Общительность

Активно устанавливает дружеские отношения

Откликается на просьбы и замечания

Малообщителен, замкнут

Не идёт на контакт

Эмпатийность

Проявляет сочувствие, сопереживает другим в большинстве ситуации

Эмоционально отзывчив в определённых ситуациях (касающихся его непосредственно)

Равнодушен

Проявляет отчужденность

Проявляет агрессивность

Критерии успешности психо-физиологической адаптации:

1 группа – адаптация проходит легко, обучающийся быстро восстанавливается, реакции прочные, на здоровье не жалуется. Требуется 1,5-2 месяца для полной адаптации.

2 группа – адаптация проходит без излишних затруднений, смягчается за счет контакта с детьми, темп развития неровный, восстановление замедленное, реакции не прочные, иногда жалуется на нездоровье. Требуется от 2 до 5-6 месяцев для адаптации и совместные с семьёй и специалистами мероприятия по профилактике дезадаптационных проявлений.

3 группа – адаптация трудно за счет малой подвижности (рекомендуется организовывать для обучающегося больше двигательной деятельности), восстановление происходит долго, возможны осложнения, темп медленный, но реакции прочные, нередки жалобы на нездоровье. Обучающийся относится к категории «группа риска». Требуется дальнейшее наблюдение в течение 6-9 месяцев и совместные со специалистами и семьёй мероприятия по профилактике и коррекции дезадаптационных проявлений.

4 группа – адаптация проходит крайне тяжело и долго (вплоть до обострения или возникновения заболеваний), восстановление очень медленное, реакции прочные, жалобы на нездоровье носят систематический характер. Если в течение 9-12 месяцев улучшения не наблюдается, то обучающийся относится к категории детей «дезадаптантов». Требуется дальнейшее наблюдение и мероприятия по коррекции дезадаптации совместно со специалистами и семьёй.

Чаще всего в категорию «дезадаптантов» попадают обучающиеся имеющие определённые отклонения в психосоматическом развитии, у этих детей, как правило, отмечаются следующие признаки: хронические заболевания, цереброастенические синдромы, нейродинамические расстройства, связанные с психомоторной заторможенностью, эмоциональной неустойчивостью нарушение формирования отдельных анализаторов и органов чувств. Симптомы школьной дезадаптации могут отмечаться и у абсолютно здоровых детей, например, из неблагополучных, асоциальных семей (педагогически запущенные), помимо этого дети, в отношении которых применялись неадекватные стратегии педагогического взаимодействия и обучения со стороны педагогов.

Также педагогам важно помнить, что школьная дезадаптация может проходить латентно, в таком случае обучающийся показывает хорошие результаты в академической успеваемости, дисциплинирован, но при этом испытывает тревогу или даже страх перед школой, учителем, посещает в школу без желания, испытывает трудности в общении и т.п.

Для удобства фиксирования данных предлагаем примерный индивидуальный протокол (приложение №1) наблюдения за процессом адаптации обучающегося. В конце наблюдений можно сделать сводный протокол (приложение № 2). Можно сделать протоколы наблюдения отдельно для учебной или внеурочной деятельности.

Существенными признаками адаптации считается удовлетворённость обучающегося межличностными отношениями со сверстниками и педагогами и то, насколько успешно он освоился в школьной среде. Для выявления особенностей социальной адаптации Вам предлагается следующая схема наблюдения (таблица №2).

Схема наблюдения за процессом социальной адаптации обучающихся

Таблица № 2

Показатель

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Эмоциональное отношение к совместной деятельности

Проявляет активное желание в ней участвовать

Положительно реагирует на предложение о совместной деятельности

Нейтральное, отстранённое

Отрицательное

Инициативность во взаимодействии со сверстниками

Действует самостоятельно, проявляет инициативу

Действует сообща, изредка проявляет инициативу

Действует под давлением

Отказывается взаимодействовать

Инициативность во взаимодействие с педагогами

Действует самостоятельно, проявляет инициативу

Действует под руководством, изредка проявляет инициативу

Действует под давлением

Отказывается взаимодействовать

Конфликтность

Умеет улаживать разногласия

Старается избегать конфликтных ситуаций

Конфликтует с конкретными людьми

Конфликтует со всеми

Осознанное отношение к дисциплине

Признает правила, контролирует свое поведение

Контролирует свое поведение в присутствии взрослых

Знает правила поведения, но не желает их выполнять

Не выполняет правила, не контролирует свое поведение

Познавательная активность

На уроках проявляет активность и интерес

Проявляет избирательный интерес к урокам

Учится без видимого желания

Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею

Самостоятельность на уроке

Умеет организовать рабочее место, выполняет предложенные задания

Частично может организовать рабочее место, частично выполняет предложенные задания

Медлителен, плохо организован, долго и не полно выполняет предложенные задания

Не умеет организовать рабочее место, не выполняет предложенные задания

Успеваемость

Хорошая

Скорее хорошая, чем удовлетворительная

Удовлетворительная

Скорее плохая, чем удовлетворительная


Критерии успешности социальной адаптации:

1 группа – обучающийся положительно относится к школе, прилежен, проявляет интерес к самостоятельной работе, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Доброжелательно относится к большинству одноклассников, популярен.

2 группа – обучающийся удовлетворён школой, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, усваивает основное содержание учебных программ, может самостоятельно решать типовые учебные задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле или когда занят чем-то интересным для себя. Общественные поручения выполняет добросовестно, контактирует со многими одноклассниками, занимает благоприятное статусное положение.

3 группа – обучающийся индифферентно относится к школе, доминирует подавленное настроение, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание, побуждение и помощь со стороны взрослого учителей и родителей. К общественным поручениям безучастен, выполняет только под контролем, наблюдается отсутствие стремления к какой-либо деятельности, снижен волевой компонент активности, часто ссылается на нездоровье. Часто конфликтует с одноклассниками и педагогами, занимает неблагоприятное статусное положение, близких дружеских отношений в классе мало. Обучающийся относится к категории «группа риска». Требуется дальнейшее наблюдение и совместные со специалистами и семьёй мероприятия по профилактике и коррекции дезадаптационных проявлений.

4 группа – обучающийся отрицательно относится к школе, доминирует подавленное настроение, часто нарушает дисциплину, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно. Конфликтует с одноклассниками и педагогами, так как плохо контролирует своё поведение, занимает неблагоприятное статусное положение, близких друзей не имеет. Обучающийся относится к категории детей «дезадаптантов». Требуется дальнейшее наблюдение и мероприятия по коррекции дезадаптации совместно со специалистами и семьёй.

Проявления социальной дезадаптации могут быть связаны с трудностями установления и построения контактов в группе сверстников. Причины этого могут быть разные: вхождение в новый незнакомый коллектив сверстников; изменения в составе классных коллективов связанные с объединением классов (5,10 классы); изменение социометрического статуса обучающегося; борьба за лидерство; проявления неконструктивных форм взаимодействия; конфликты с педагогами, нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий и т.д.

Если есть необходимость, то лучше сделать таблицы наблюдения отдельно для предметов или внеурочной деятельности, только в последнем случает показатели «Самостоятельность на уроке», «Успеваемость» следует заменить на такие «Самостоятельность при выполнении задания» и «Успешность выполнения задания» (приложение № 3,4), по окончании наблюдения можно сделать сводный протокол по предмету или внеурочной деятельности (приложение № 5,6).

Сбор и обработка данных

Наблюдателем фиксируются четко выраженные эмоциональные реакции, характерные ошибки, темп работы, активность на уроках, особенности взаимодействия обучающихся и т.д.

Метки (+ или другой знак) о наблюдаемом показателе заносятся в индивидуальный протокол в соответствующую графу. Желательно производить фиксацию в начале и конце дня. При необходимости можно вести отдельный протокол наблюдений за состоянием обучающегося во время внеурочной деятельности.

В графе «Примечания» следует отмечать какие-либо особенности в проявлениях или ситуации вызывающие у ребёнка серьёзные затруднения – это позволит в дальнейшем при анализе проблемы сделать более точные выводы и разработать необходимые рекомендации. Также если вы желаете получить более полную информацию об особенностях обучающихся, то рекомендуется дополнительно проводить анализ выполнения учебных заданий, например, просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках, учёт динамики успеваемости по всем школьным предметам и т.п.

Подведение итогов наблюдения проводится простым подсчетом количества меток по группам и заносится в строку «Всего», если ребёнок по всем показателям набирает метки в определённой группе, то можно с уверенностью сказать о том, насколько успешно он адаптирован. Если он «набрал» большое количество меток по разным группам, то следует провести более тщательный анализ (здесь важно обращаться к записям в графе «Примечания» и/или провести дополнительное наблюдение и обратиться к специалисту).

Далее на основании сделанных выводов выделяются обучающиеся «группы риска» (3 группа) и «дезадаптанты» (4 группа) для работы с ними должны быть привлечены специалисты, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение которые разрабатывают и реализуют программы по профилактике и коррекции дезадаптации, вырабатывают рекомендации для обучающихся по снятию напряжения, отработке определённых навыков; для родителей по выбору правильной стратегии общения, режима дня и т.п.; для педагогов по организации эффективного взаимодействия и вовлечения, обучающихся в образовательный процесс.


Приложение №1.

Индивидуальный протокол наблюдения за процессом адаптации обучающегося.

Класс______________

Период наблюдения с _________________ по _______________ 20  года.

Дата

Показатель

Общее

самочувствие

Работоспособность

Выносливость интеллектуальная

Двигательная

активность

Настроение

Общительность

Эмпатийность

Примечание

№ группы

Предмет

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

пн

и т.д.

вт

и т.д.

ср

и т.д.

Всего

Вывод

Приложение № 2.

Сводный протокол наблюдения за процессом адаптации обучающегося.

Класс______________

Период наблюдения с _________________ по _______________ 20  года.

п/п

Показатель

ФИО

Общее

самочувствие

Работоспособность

Выносливость интеллектуальная

Двигательная активность

Настроение

Общительность

Эмпатийность

Вывод

№ группы

1

2

3

4


Приложение №3.

Индивидуальный протокол наблюдения за поведением обучающегося в учебной деятельности.

ФИО обучающегося___________________________________________________

Класс______________

Период наблюдения с _________________ по _______________ 20  года.

Дата 

Показатель

Эмоциональное

отношение к

совместной

деятельности

Инициативность

во

взаимодействии

со сверстниками

Инициативность

во

взаимодействие

с педагогами

Конфликтность

Осознанное

отношение к

дисциплине

Познавательная

 активность

Самостоятельность

на уроке

Успеваемость

Примечание

№ группы

Предмет

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

и т.д.

и т.д.

и т.д.

Всего

Вывод


Приложение №4

Индивидуальный протокол наблюдения за поведением обучающегося во внеурочной деятельности.

ФИО обучающегося____________________________________________________

Класс______________

Период наблюдения с _________________ по _______________ 20  года.

Дата 

Показатель

Эмоциональное

отношение к

совместной

деятельности

Инициативность

во

взаимодействии

со сверстниками

Инициативность

во

взаимодействие

с педагогами

Конфликтность

Осознанное

отношение к

дисциплине

Познавательная

 активность

Самостоятельность

при выполнении

задания

Успешность

выполнения

задания

Примечание

№ группы

Задание

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Всего

Вывод

Приложение №5

Сводный протокол наблюдения за поведением обучающегося в учебной деятельности.

Класс____________        Предмет_____________________________________

Период наблюдения с _________________ по _______________ 20  года.

п/п

Показатель

ФИО

Эмоциональное отношение к

совместной деятельности

Инициативность

во взаимодействии

со сверстниками

Инициативность

во взаимодействие

с педагогами

Конфликтность

Осознанное

отношение

к дисциплине

Познавательная активность

Самостоятельность

на уроке

Успеваемость

Вывод

№ группы

1

2

3


Приложение №6

Сводный протокол наблюдения за поведением обучающегося во внеурочной деятельности.

Класс____________     Внеурочная деятельность_________________________

Период наблюдения с _________________ по _______________ 20  года.

п/п

Показатель

ФИО

Эмоциональное

отношение к

совместной

деятельности

Инициативность

 во взаимодействии

со сверстниками

Инициативность

во взаимодействие

с педагогами

Конфликтность

Осознанное

отношение к

дисциплине

Познавательная

 активность

Самостоятельность

при выполнении

задания

Успешность

выполнения

задания

Вывод

№ группы

1

 

2

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

1.  Понятие - системы оценивания2.Принципы построения системы оценивания3.Оценка личностных результатов4.Оценка метапредметных результатов5. Оценка предметных результатов6. Описание системы оценк...

Доклад на тему: «СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

1.  Понятие - системы оценивания2.Принципы построения системы оценивания3.Оценка личностных результатов4.Оценка метапредметных результатов5. Оценка предметных результатов6. Описание системы оценк...

Медико - педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья.

Физические упражнения, выполнение которых оказывает потенциально опасное воздействие на здоровье детей, противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений с учётом заболевания.  Ма...

«Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;»

Универсальные Учебные Действия (УУД) –это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к...

Портфель достижений как форма систематизации результатов деятельности обучающегося, способствующая его личностному росту и успешной социализации

Портфель достижений как форма систематизации результатов деятельности обучающегося, способствующая его личностному росту и успешной социализации...

Буклет. Методические приёмы на этапе контроля за процессом и результатом учебной деятельности учащихся.

Методические приёмы на этапе контроля за процессом и результатом учебной деятельности учащихся в виде буклета....