Общение и источники преодоления обид.
план-конспект урока (4 класс)
конспект открытого урока для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_i_istochniki_preodoleniya_obid.pptx | 1.14 МБ |
urok.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значение слова Обида – несправедливо причиненное огорчение, оскорбление. Обида – чувство, вызванное огорчением. Обида – досадный, неприятный случай.
Слова синонимы ОБИДА – огорчение – оскорбление – досада – несправедливость – боль
Я обиженный Что я чувствую? Как я отношусь к другим? * обиду * грусть * разочарование * злюсь на окружающих * не разговариваю * обижаюсь
Умеем ли мы прощать? Всё ли мы можем простить? 1. Когда говорят слово прости? 2.Расскажите, а вы когда нибудь чувствовали в душе обиду? 3. Легко ли человеку жить с обидой?
важно Не сосредотачиваться на обиде Не копить их в себе Не готовить такой же ответ обидчику Не реагировать Не замечать Пройти мимо
Кому смогли доверить тайну Кого пригласили в гости С кем хотите проводить свободное время
Правила дружбы: Чтобы научиться понимать друг друга, надо знать и выполнять определенные правила: 1 ученик: Не копить обиды и не дуться, Лучше первым улыбнуться! 2 ученик: В решающий момент себя сдержать И конфликта избежать. 3 ученик: Стараться проявить терпение, Чтобы услышать и другое мнение. 4 ученик: Не грубить и не буянить, Грубость может сильно ранить. 5 ученик: Вежливым быть всегда и во всем И обязательно сейчас, а не потом.
Правила Не держать обиды долго и уметь их отпускать. Уметь прощать одноклассников и взрослых. Не копить обиды, чтобы быть здоровым.
Вывод: Жить с тяжестью на сердце из-за обиды, злости тяжело. Чтобы не было тяжело, надо научиться прощать.
Домашнее задание: Подбери пословицы и поговорки об общении
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Северный педагогический колледж»
Конструкт урока ОРКСЭ
на тему «Общение и источники преодоления обид»
4 класс
Разработчик:
Лила Вера Яновна,
студентка 246 группы.
Спец. «Преподавание
в начальных классах»
Методист /Михеева С.В./
Педагог-наставник /Мельчакова Т.В./
Руководитель практики /Афанасьева Н.А./
Серов
2017
Дата: 21.03.17
УМК: «Просвещение» авт.: Шемшурина А.И.
Тема урока: Общение и источники преодоления обид;
Тип урока: урок изучения нового материала;
Цель урока: приобщение детей к бесконфликтному общению;
Задачи:
Обучающие:
Обучать умению находить способы решения конфликта;
Развивающие
Развивать логическое мышление;
Воспитательные
Воспитывать уважительное отношение друг к друг;
Воспитывать этику общения;
Ключевые понятия урока: дружба, обида, доброжелательность, дружелюбие, доброта, незлопамятность, чувство юмора, общительность ,благородство;
Оборудование учителя: компьютер, проектор, экран, учебник, раздаточный материал;
Оборудование учащихся: тетрадь, экран;
Педагогический инструментарий: ИКТ, здоровьесберегающие технологии;
Планируемые результаты
Личностные (по материалам ФГОС НОО).
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные (УУД)
Познавательные УУД:
- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Коммуникативные УУД:
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
- формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
- деятельности;
- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Предметные
….
Этапы | Ход урока | УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Организационный момент | - Придумано кем-то просто и мудро - Добрый день! Меня зовут Вера Яновна. | Приветствие учителя; | Регулятивные: волевая саморегуляция |
Мотивация к учебной деятельности. | Просмотр видеоролика под песню «Дружба крепкая» - Ребята, сейчас мы с вами посмотрели видеоролик, о чем он? - Скажите, а у вас много друзей? - Как понять что человек ваш друг? - А что для вас дружба? | Просмотр урока. - Этот ролик о дружбе. Ответы обучающихся. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация знаний. | - Нарисуйте на листочке и вырежете солнечный лучик. Подумайте, кому в классе вы хотели бы сказать спасибо за какую-либо помощь, поддержку, радость общения с ним. Напишите тёплые слова в его адрес и передайте ему лучик. - Те, кто получил такие лучики, и хотят высказать слов признательности, сделают это. Не кажется ли вам, что в классе стало теплее и приятнее. Не в этом ли смысл и радость общения. | Обучающиеся вырезают солнечные лучики. Подписывают теплыми словами. Озвучивание лучиков (составление общего солнца с добрыми словами). | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция. прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
Выявление места и причины затруднения. | - Как известно, мы часто соримся. Бывает, даже лучшие друзья, становятся врагами - Как вы думаете, почему это происходит? - Горечь обид, несправедливость, различные дразнилки, грубость. Как видим общение может быть и источником обид, неприятностей, плохого настроения, грусти. Ведь даже если это, как говорится, всего лишь ложка дёгтя в бочке мёда – все равно радужная атмосфера общения меркнет, механизм взаимоотношений разлаживается. | - Это происходит, потому что люди обижают друг друга. | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Построение проекта выхода из затруднения (выбор способов). | Давайте посмотрим видеоролик. Смотрите его очень внимательно. (отрывок из мультфильма «10 друзей Кролика- серия первая «обида») О чем был отрывок из мультфильма? Что же делать в такой ситуации, как вы считаете? | О том, что кролик обиделся на своих друзей Предположения детей( извиниться обидчикам, простить обидчиков, забыть все обиды) | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. |
Реализация построенного проекта. | Для того, чтобы преодолеть все эти неприятные моменты в общении необходимо следовать совету мудрых «Благородный человек обид не считает» (Публий Сир). Запишите этот совет мудрых в тетрадь. Как вы понимаете смысл этого высказывания? Важно не сосредотачиваться на обидах, не копить их в себе, не готовить такой же ответ обидчику. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Иногда важнее не реагировать, не замечать, пройти мимо. Это лучше помогает. Для того, чтобы это намерение было действенным необходимо закрепить его в простых правилах. Прочитаем «Изречения мудрых» (читают по цепочке) Выберите из изречений и запишите в свою тетрадь правило, которое, по-вашему, должно стать главным для вас. Досмотр мультфильма | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. | |
Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Запишите в тетради свои мысли и ощущения по поводу общения с близкими вам людьми, друзьями, одноклассниками. С новой строчки напишите имена тех ребят, кому бы вы смогли доверять свою тайну, кого с удовольствием готовы пригласить в гости, с кем хотите проводить свободное время. | Самостоятельная работа. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Давайте подведем итоги нашего урока. - Какое правило, мы сегодня с вами узнали (выделили). - Как вы думаете, если мы будем стараться меньше обижать родных нам людей, что поменяется в нашей жизни? | Ответы обучающихся | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
ОРКСЭ УРОК № 26 Дата:
Тема урока: Общение и источники преодоления обид
Цель урока: Создать условия для сознательного усвоения нравственных понятий и осознания своих поступков и поступков других людей, через понятие прощение.
Задачи.
Предметные
- Знакомство с понятием прощение, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- Понимание значения «прощение» в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Слушать собеседника, вести диалог;
- Признавать иную точку зрения;
- Осознанно строить речевое высказывание.
Личностные
- Формирование этических чувств: доброжелательности, отзывчивости, сердечности, взаимопонимание и сопереживание к чувствам других людей.
Надпись на доске: «Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение».
Ход урока:
1. Организационный момент (Эмоциональный настрой на урок)
- Улыбнитесь друг – другу, пожелайте хорошего настроения.
2.Проверка домашнего задания
Работа в паре с самооценкой
Вопросы для размышления страница 120
3. Актуализация знаний.
Тему нашего урока сформулируем, отгадав загадки. Слайды 1 - 8
- Я — имя женское, я — чувство,
Мой праздник — в феврале.
Живу в сердцах, живу я в душах,
И в воздухе витаю по весне. - Приходит к людям вновь и вновь
Большое чувство под названием...
Сегодня мы будем говорить о самом сложном, но очень важном человеческом чувстве.
- Задумайтесь: где человек впервые встречается с любовью?
- В чем проявляется любовь родителей к детям?
- А в чем проявляется любовь детей к родителям?
4.Чтение знаменитой китайской притчи «Ладная семья»
В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»
- Какие секреты открыл старик владыке? Почему он назвал их основой не только семьи, но и мира?
- Как вы думаете, связаны чувства любовь и прощение?
«Простить – не поставить в вину, извинить.»
Снять с кого обязательство, освобождать от кары, от взыскания; примириться сердцем, не питая вражды за обиду, переложить гнев на милость; миловать.
Бывают в жизни ситуации, когда простить легко, а иногда очень трудно. Обида живет в человеке, не дает свободно жить и общаться. В душе нет добра, солнца, теплоты. Присутствует только одиночество и злость на себя, на обидчика, на весь мир.
И вот сегодня мы постараемся научиться преодолевать это чувство, понять его.
5. Основная часть. Погружение в тему.
А вас, когда-нибудь обижали? А вы кого-нибудь?
Конечно, ведь все мы люди, а человечеству свойственно ошибаться! Каждый может совершить ошибку. Совершив ошибку , умей ее признать .Прощенье уничтожит злобу и агрессию , разъедает ненависть , спасает от одиночества. Прости, и твоя душа будет светлее.
Недаром на Руси так много пословиц об этом чувстве.
6.Работа в тетради
Соберите пословицы
Была вина, да прощена
Прощают обиду, но не позор.
Понять – значит простить.
Прощай, да не стращай
Тому тяжело , кто помнит зло.
- О чем все эти пословицы? Соответствуют ли они нашей теме?
Попробуем дать определение слову прощение с помощью чувств, которые помогут нам, когда мы просим или принимаем прощение.
ПРОСТИ
П – понимание
Р – радость
О – открытость, откровенность
С – сострадание, стыд
Т – терпение
И – искренность, избавление
В последнее время одна традиция возвращается в нашу жизнь. Это происходит в последний день масленицы.
Может, кто догадался, о чем это? Прощеное воскресение.
В этот день издавна на Руси люди шли в церковь и просили у Бога прощение за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали им жить в мире и согласии с людьми и с самим собой.
В наши дни мы отправляем SMS, звоним по телефону, при встрече с людьми говорим: «Прости!»
8. Чтение стихотворения Марии Магды
Не каждому дано - уметь прощать Да, сложно. Легче ненавидеть.
Врага, предателя, родного человека, Мстить, обижаться, затаив свои порывы.
Что изворотлив и умеет лгать. И многое хотели бы увидеть,
Лекарства от обиды нет в аптеках. Что неприятель на краю обрыва.
Не каждый сможет... скинув груз обид, Простить. Как много в слове этом.
Сказать: А я тебя прощаю. Боимся мы тут слабость показать.
Простить внутри, не просто сделав вид, Нам не понять, что зло уйдет с рассветом
И зло в душе, тогда как лед растает. Лишь мы научимся людей прощать.
Слайд 9.
Я ушел в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!
И в обиде я не видел
Ни цветочка, ни куста…
И в обиде я обидел
И щеночка и кота…
Я в обиде съел пирог,
И в обиде я прилег,
И проспал в ней два часа.
Открываю я глаза…
А она куда-то делась!
Но искать не захотелось.
- О чём это стихотворение?
Слайд 10. Прощение Обида
«Хочешь сохранить друзей – научись прощать…»
- Кто-нибудь из вас когда-нибудь прощал кого-то?
- Расскажите об этом
- Легко ли это сделать?
Обида похожа на камень, который мы носим в сердце. И этот камень тяготит прежде всего нас самих. И если мы отвечаем злом тому, кто нас обидел, этот камень становится больше, растёт и может заполнить собою всё сердце.
Единственный способ избавиться от камня внутри – простить и не обидеть в ответ.
Слайд 11.
- Вглядитесь в лица детей. Кто из них обижен?
- Как вы догадались?
- Обижали ли вас?
- Что вы чувствовали в это время?
- Что вы делаете, когда вас обижают?
Слайд 12 - 13. Чем ответить на обиду?
Однажды старец вел разговор со своим учеником , наставляя его на верный и истинный путь мудреца. Говорили на этот раз они о важном для человека умении – смирять гнев в сердце своем, не позволяя опускаться до низшего - до мести другому человеку. Внимательно выслушав старца, ученику пришлось признаться, что он не смог ещё ни разу простить своему врагу то горе, которое тот причинил ему:
- Есть у меня один враг, - сказал ученик, - и в глубине души своей, я хотел бы его простить, видит Бог... Я очень старался, но вырвать жало гнева из моего сердца я не могу никак.
- Я знаю, как помочь тебе, - сказал старик, доставая из-под печи треснувший глиняный кувшин, - возьми в руки этот кувшин и сделай с ним то, что ты хочешь сделать с врагом своим.
Ученик поднял кувшин высоко над головой и со всей силой, со всей яростью швырнул его об пол - кувшин разлетелся на мелкие черепки.
Старец посмотрел на пол, усеянный осколками разбитого сосуда, и сказал:
- Смотри же, что получилось: разбив кувшин, ты не избавился от него, а лишь превратил во множество осколков, о которые даже ты сам или твое окружение могут порезать ноги.
Последуй моему совету: каждый раз, не находя сил уничтожить гнев в своём сердце, вспомни об этих осколках и об их количестве, а еще лучше - старайся делать всё для того, чтобы не допускать появления трещин там, где их не должно быть.
Как старец своим поступком показал другим пример прощения?
Слайд 14. Физминутка
Встаньте в круг и сделайте пантомиму «Я обиделся»
А теперь, расправьте плечи, губы улыбаются, ладони - свободны, живот мягкий, голова высоко поднята, лицо веселое - такие мы бываем, когда мы умеем прощать!
Слайд 15. «Хочешь сохранить друзей – научись прощать…»
- Кто-нибудь из вас когда-нибудь прощал кого-то?
- Расскажите об этом.
- Легко ли это сделать?
Обида похожа на камень который мы носим в сердце. И этот камень тяготит прежде всего нас самих. И если мы отвечаем злом тому, кто нас обидел, этот камень становится больше, растёт и может заполнить собою всё сердце.
- Единственный способ избавиться от камня внутри – простить и не обидеть в ответ.
Слайд 16. Учимся избавляться от обид
Способ 1) Лист гнева
Способ 2)удобно сесть, расслабиться и вспомнить ситуацию, когда вы обижались на кого-то.
А теперь представьте легкое, красивое облако, на него приятно смотреть, «посадите» свою обиду на облако, и пусть она уплывает вместе с ним.
Представьте, что с вами происходит что-то хорошее. Вы чувствуете себя счастливым. Вы освободились от обиды. Вам стало легко и весело
Слайд 17. Извинение
Ещё очень важно нам извиниться перед теми, перед кем мы виноваты.
- Кто-нибудь из вас извинялся потому что чувствовал, что виноват?
- Какие чувства вы при этом испытали?
Слайд 18. «Волшебная палочка»
У меня в руках Волшебная Палочка Прощения.
Как бы вы ее использовали?
Передайте палочку по кругу, высказывая свои мысли
Давайте вместе повторим эти замечательные слова:
Рука к руке, а сердце к сердцу.
Открой прощенью в сердце дверцу!
Слайд 19. Помните! Простить человека – это значит освободить его и себя от обид, взглянуть на другого человека с добротой и любовью!
Слайд 20. Спасибо вам всем, ребята, за стремление быть добрыми и милосердными!
Слайд 21.
9. Вывод «Учила меня бабушка...»
Леон Кон
Учила меня бабушка:
Живем под одним небушком,
Швырнули в тебя камешком –
Ответь на него хлебушком.
Всегда стараясь следовать
Советам своей бабушки,
Порой, в ответ на хлебушек,
Вновь получал я камешки.
Но все же не озлобился,
Проникся этой мудростью:
В добре удача кроется,
А не в злобливой глупости.
Уже и сам я дедушка,
Не за горами краешек.
Учу я внука : «-Хлебушек
Подай в ответ на камешек".
10. Рефлексия.
Давайте зажжем свечу. Каждый из вас будет передавать ее другому, и желать что-то доброе, теплое. Таким образом, мы постараемся искоренить все обиды в нашем классе. Постарайтесь передать друг- другу больше любви, тепла, заботы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с родителями "Радость общения. Как понять ребенка и не обидеть его?
Родительское собрание с использованием интерактивной технологии активного слушания...
ЗАНЯТИЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА В ОБЩЕНИИ. ТЕМА: «ПОЙМИ МЕНЯ»
Цели:1. Знакомство детей с невербальными способами общения.2. Создание возможностей для самовыражения, преодоления барьеров в общении.3. Сн...
Общение и источники преодоления обид
Общение и источники преодоления обид.Презентация 4 класс ОРКСЭ...
Урок ОРКСЭ модуль «Светская этика» по учебнику Шемшуриной. Тема: «Общение и источник преодоления обид»
На уроке обучающиеся расширяют представления о понятиях "общение" "общительность", "обида", формируют навык положительного выхода из некомфортных жизненных ситуаций....
Конспект открытого урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Общение и источники преодоления обид".
Конспект урока составлен к уроку по учебнику Шемшуриной А.И. "Основы светской этики"....
Презентация по теме "Мини - тренинг по преодолению обиды и обидчивости".
ull;Как справиться с обидой? — обиду нужно принять,признать ее факт наличия и проговоритьэто чувство с тем, кому оно адресовано.•Осознать, почему мы обижаемся, что такое обида.&bull...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Общение и источники преодоления обид» 4 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭТема урока: «Общение и источники преодоления обид»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: Формирование этических норм поведения в об...