Рабочая программа кружка «Дельфиненок» ( спортивно - оздоровительное направление) 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3»
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол №1 от «31» августа 2016г. | Утверждена приказом № 168 от « 31 » августа2016г. |
Рабочая программа кружка
«Дельфиненок»
( спортивно - оздоровительное направление)
2 класс
Руководитель: Ковалева Н.А.
учитель начальных классов,
первая квалификационная
категория
г. Рославль
2016 - 2017 учебный год
I. Пояснительная записка
Направленность программы: спортивно- оздоровительное направление.
Программа кружка «Дельфиненок» реализуется в рамках внеурочной деятельности и составлена в соответствии с: 1. Законом 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; в ред. Приказов 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011г. №2357) 3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. 4. Учебным планом МБОУ «Средняя школа №3» г. Рославля на 2016-2017 год (Приказ № 118 от 29.06. 2016 г.) 5. Годовым календарным графиком МБОУ «Средняя школа №3» г. Рославля на 2016 – 2017 учебный год (Приказ №118 от 29. 06. 2016 г.) 6. На основе программы_____________________________________________________________
Актуальность и новизна
Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность. Являясь одним из естественных видов двигательной деятельности, плавание в то же время представляет собой уникальное средство физического воспитания. Возможность погружаться на разную глубину, задерживая дыхание, оказывает тренирующее воздействие на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, центральный нервный аппарат. Пребывание под водой при задержке дыхания развивает анаэробную производительность организма, тренирует устойчивость к экстремальным ситуациям. У регулярно занимающихся плаванием жизненная активность легких значительно выше. В связи с укреплением и развитием дыхательных мышц усиливается легочная вентиляция. Передвижение в воде создает хорошие возможности для развития и совершенствования всех типов дыхания. Велико гигиеническое значение воды. Интенсивная мышечная нагрузка во время быстрого передвижения в водной среде очищает тело человека, не сопровождается обильным потоотделением. Прохладная вода повышает тонус мышц, что благотворно сказывается на состояние мышечной системы. В воде растворено определенное количество кислорода и организм получает возможность его дополнительного использования. Упругие потоки воды, оказывая сопротивление плывущему человеку, массируют тело, что благотворно сказывается на физическом и психическом состоянии. В этой программе охвачено два направления, которые неразрывно связаны между собой: спортивное и лечебное плавание. Спортивное плавание направлено на развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей). Формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и здоровому образу жизни. В процессе плавания создаются благоприятные условия для исправления нарушений осанки и деформаций позвоночника. Лечебное плавание направлено на коррекцию деформаций позвоночника и грудной клетки, улучшение осанки, формирование правильного дыхания, улучшение деятельности сердечно – сосудистой системы. Лечебное плавание также решает задачи закаливания организма, укрепления общего физического состояния.
Новизна программы заключается в том, что она реализует комплексный подход обучения и оздоровления учащихся. Вопросы физического развития школьников представлены, как основа профилактики нарушений. Детям предоставляется возможность из большого количества упражнений и разных способов плавания выбрать те, которые у них лучше получаются. Занятия плаванием способствуют утверждению себя как личности. Ранее боявшийся воды ребенок, преодолевая подсознательное стремление к самосохранению, приобщается к активным действиям в воде и приобретает уверенность в своих силах. Необходимость создания данной программы вызвана тем, что практически здоровые дети сегодня составляют 1-5% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки постоянно растет. Увеличивается частота выявления разных форм сколиоза.
Цель
Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей).
Задачи (1-ый год обучения)
1. Привлечение максимально возможного числа детей к занятиям плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни.
2. Овладение жизненно необходимыми навыками плавания.
3. Обучение основам техники плавания способами кроль на груди, на спине.
4. Приобретение детьми разносторонней физической подготовленности.
5. Приобретение учащимися уверенности в своих силах.
Возраст детей, участвующих в реализации программы- 1- 4 класс, 2 класс Сроки реализации: общая продолжительность - 4 года, этапы- 1 год. Режим занятий – 2часа в неделю.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по плаванию являются следующие умения:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий по плаванию;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по плаванию являются:
Знания о плавании
II. Результаты освоения курса.
В результате изучения программы обучающийся должен знать:
Названия плавательных упражнений.
Способы плавания и предметы для обучения.
Влияние плавания на состояние здоровья.
Правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации.
Научится:
ориентироваться в понятиях «плавания», «режим дня»;
характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков плавания, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий плаванием на физическое, личностное и социальное развитие;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в бассейне, так и на открытом водоеме), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий плаванием.
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
III. Содержание изучаемого курса для 1-го года обучения.
Программа состоит из трех разделов: теоретического, практического и контрольного.
Начальная ступень обучения (I – IV классы) должна закладывать основы начальной грамотности в области плавании и формировать начальные умения и навыки.
Теоретический раздел.
Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение безопасности жизни и здоровья школьников. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Виды водного спорта. Вспомогательные средства для занятий плаванием (ласты, плавательные доски, надувные круги). Поведение в экстремальной ситуации на водоемах.
Практический раздел.
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Имитация «Поплавка», скольжение стоя на полу. Движения рук и ног при плавании кролем на груди
и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди (стоя на месте и в сочетании с ходьбой), стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой. Плавание кролем на груди (движения ног сидя на краю бассейна, то же с выполнением выхода в воду; плавание с доской; скольжения с движениями ног; гребковые движения рук; согласование движений рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в каждом цикле; плавание в полной координации). Плавание кролем на спине (движения ногами с опорой на дно или бортик бассейна, скольжение с последующими движениями ног и рук, плавание с помощью только рук и ног). Игры: «Кто быстрее?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Насос», «Морской бой», «Пятнашки с поплавками».
Контрольный раздел.
Учащиеся 1 года обучения должны уметь плавать двумя видами плавания кроль на груди и кроль на спине.
IV. Календарно-тематическое планирование занятий кружка (68ч)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | фактич. | |||
1-2 | Изучение подготовительных упражнений для освоения с водой. Подвижные игры. | 2 | ||
3-4 | Изучение подготовительных упражнений для освоения с водой. Подвижные игры. | 2 | ||
5-6 | Изучение подготовительных упражнений для освоения с водой. Подвижные игры. | 2 | ||
7-8 | Изучение подготовительных упражнений для освоения с водой. Подвижные игры. | 2 | ||
9-10 | Изучение подготовительных упражнений для освоения с водой. Подвижные игры. | 2 | ||
11-12 | Изучение движений ногами как при плавании кролем. Подвижные игры. | 2 | ||
13-14 | Изучение движений ногами как при плавании кролем. Подвижные игры. | 2 | ||
15-16 | Совершенствование движений ногами как при плавании кролем. | 2 | ||
17-18 | Совершенствование движений ногами как при плавании кролем. | 2 | ||
19-20 | Изучение движений руками как при плавании кролем на груди. | 2 | ||
21-22 | Изучение движений руками как при плавании кролем на груди. | 2 | ||
23-24 | Изучение согласованности движений рук и ног как при плавании кролем на груди. | 2 | ||
25-26 | Изучение согласованности движений рук и ног как при плавании кролем на груди. | 2 | ||
27-28 | Совершенствование согласованности движений рук и ног как при плавании кролем на груди. | 2 | ||
29-30 | Совершенствование согласованности движений рук и ног как при плавании кролем на груди. | 2 | ||
31-32 | Совершенствование согласованности движений рук и ног как при плавании кролем на груди. | 2 | ||
33-34 | Изучение техники дыхания при плавании кроль на груди. Подвижные игры | 2 | ||
35-36 | Изучение техники дыхания при плавании кроль на груди. Подвижные игры | 2 | ||
37-38 | Изучение согласованности движений рук и ног с дыханием кроль на груди. | 2 | ||
39-40 | Изучение согласованности движений рук и ног с дыханием кроль на груди. | 2 | ||
41-42 | Изучение согласованности движений рук и ног с дыханием кроль на груди. | 2 | ||
43-44 | Совершенствование согласованности движений рук и ног с дыханием кроль на груди. | 2 | ||
45-46 | Совершенствование согласованности движений рук и ног с дыханием кроль на груди. | 2 | ||
47-48 | Совершенствование согласованности движений рук и ног с дыханием кроль на груди. | 2 | ||
49-50 | Совершенствование согласованности движений рук и ног с дыханием кроль на груди. | 2 | ||
51-52 | Совершенствование согласованности движений рук и ног с дыханием кроль на груди. | 2 | ||
53-54 | Изучение техники плавания кроль на спине. Подвижные игры | 2 | ||
55-56 | Изучение техники плавания кроль на спине. Подвижные игры | 2 | ||
57-58 | Совершенствование техники плавания кроль на спине. Подвижные игры | 2 | ||
59-60 | Совершенствование техники плавания кроль на спине. Подвижные игры | 2 | ||
61-62 | Совершенствование техники плавания кроль на спине и на груди. | 2 | ||
63-64 | Совершенствование техники плавания кроль на спине и на груди. | 2 | ||
65-66 | Совершенствование техники плавания кроль на спине и на груди. | 2 | ||
67-68 | Совершенствование техники плавания кроль на спине и на груди. | 2 |
V. Методическое обеспечение
1. Ганчар И. Л, Плавание: теория и методика преподавания. – Минск, 1998. 2. Макаренко Л. П. Универсальная программа начального обучения детей плаванию. – М.: ФИС, 1985. с. 27-38. 3. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Обучение плаванию в детском саду. – М., 1991 4. Плавание: Методические рекомендации для тренеров детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва. – М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по спортивно - оздоровительному направлению для 2 класса «В здоровом теле – здоровый дух»
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю. Программа составлена для учащихся 2 класса, с целью формирования у учащихся мотивации к сохранению и укреплению здоровья, безопасному обр...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению спортивный час "Юный спортсмен" для учащихся 1-4 классов (учитель физической культуры Соловьева Елена Владимировна).
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению (спортивный час «Юный спортсмен») для учащихся 1-4 классов разработана на основе Комплексной...
Рабочая программа неаудиторной занятости учащихся 3 «Б» класса по курсам «Если хочешь быть здоров» (спортивно-оздоровительное направление) «Мы-юные граждане России» (гражданско-патриотическое направление) «Я-исследователь» (проектная деятельность)
Рабочая программа неаудиторной занятостиучащихся 3 «Б» класса по курсам «Если хочешь быть здоров»(спортивно-оздоровительное направление) «Мы-юные граждане России»(граж...
Внеурочная деятельность .Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка».
Рабочая программа для начальной школы (1-4 классы) "Здоровейка". Спортивно-оздоровительное направление. Составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на пров...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, формирова...
Рабочая общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «От значка ГТО к золотым медалям!»
Рабочая общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «От значка ГТО к золотым медалям!»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Спортивная карусель» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спортивная карусель» разработана на основе Федерального государственного образователь...