Доступная среда - инклюзивное образование
рабочая программа

Кухтик Людмила Владимировна

Участие в работе творческой группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannye_individualnye_rabochie_programmy.docx42.36 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированные индивидуальные рабочие программы  составлены на 2018 – 2019учебный год 

  для ученика 4 класса Братенькова Юрия. ( обучение на дому)

 Программы составлены на основе программы  специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений  под редакцией В.В.Воронковой.

Рабочие программы разработаны с целью определения содержания данного предмета, системы знаний и умений, необходимых для применения в социально-практической деятельности, с учетом интеллектуальных особенностей младших школьников с нарушением интеллекта

Программы раскрывают содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.

Данные рабочие программы разработаны  на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании»;        

2. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

Рабочие программы обеспечены учебными пособиями, рекомендованными (допущенными) приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных  образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2016-2017  учебном году».

Настоящие  программы будут реализованы в условиях индивидуально-урочной системы обучения.

Программы составлены с учетом уровня обученности ребенка, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к нему подхода.

Русский язык  -  2ч

Математика – 2ч

Чтение– 1 ч

Окружающий мир –0,5 ч.

Трудовое обучение – 0,5 ч

Изобразительное искусство – 0,5 ч

Речевая практика – 0,5 ч.

Музыка – 0,5 ч.

Физкультура – 0.5 ч.

Учебники:

Русский язык - Москва, «Просвещение», 20015г. Автор: А.К.Аксенова,

Чтение - Москва, «Просвещение», 2015г. Автор:С.Ю. Ильина,

Математика - Москва, «Просвещение», 2015г. Автор:  М.Н.Перова .

Окружающий мир – Москва, « Просвещение 2015г. Автор: А.А.Плешаков

Характеристика на ученика 4 класса ( обучение на дому) Баргузинской средней общеобразовательной школы

Братенькова Юрия Николаевича 12. 02. 2005 г. г.,

проживающего по адресу: с. Нестериха, улица Советская 38.

Братеньков  Юра обучается во 2 классе по программе 8 вида специальных коррекционных школ ( обучение на дому) из – за недостаточной сформированности умений и навыков , необходимых для дальнейшего усвоения учебного материала общеобразовательных программ, из –за установления инвалидности ДЦП.  Учебная деятельность на низком уровне. Испытывает сложности при овладении программным материалом, низкая успеваемость по русскому языку, математике. Наблюдается низкая активность внимания, повышенная утомляемость. Ему требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Самостоятельно применить изученный материал на уроке не может. Делает много ошибок, при списывании. Уровень развития речи не соответствует возрастной норме. Прочность запоминания низкая. У Юры наблюдается отставание в развитии фонематического восприятия: ученик не может проанализировать звуковой, слоговой состав слова, допуская пропуски, перестановки, добавления букв. По прослушанному тексту отвечает на вопросы односложно, не может составить распространенное предложение, осуществить последовательный точный пересказ. У него наблюдается недостаточная отчётливость речи, тихий и неуверенный голос. Читает медленно, невыразительно, без интереса, часто обнаруживает недостаточное понимание прочитанного. Чтение с ошибками: замена букв, пропуски, перестановка букв, не дочитывает слоги. Способ чтения по слогам. Стихотворения наизусть практически не запоминает. Юра списывает текст, пишет под диктовку, но допускает ошибки: путает и пропускает буквы, добавляет или не дописывает элементы букв, не ставит точку в конце предложения, не умеет применять изученные правила. Самостоятельные работы выполняет медленно, при помощи учителя. Плохо знает таблицу сложения и вычитания  в пределах 10, допускает ошибки при сложении и вычитании чисел., не умеет самостоятельно решать задачи. Мальчик любит рисовать, лепить из пластилина, делать аппликации, работы получаются неаккуратные, самостоятельно работу выполнить не может, только при помощи учителя или взрослых.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

____________/___________/

Протокол № ___   от

«__»_____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР МБОУ «Баргузинская  сош»: Л.М.Жалсанова./__________/

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Баргузинская сош»:

 А.И. Молчанов. /____________/

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Кухтик Людмилы Владимировны_

 1 категория, учитель начальных классов

По учебному курсу «Математика»

 4 класс

                                                                             Индивидуального обучения на дому для обучающего

                                                                                                      Братенькова Юрия

                                                       Рассмотрено на заседании

                                                      педагогического совета

                                                       протокол № ____от «__»____________20___ г.

2018__ - 2019___  учебный год

Пояснительная записка

Адаптированная индивидуальная рабочая  программа по математике разработана на основе основной примерной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  под редакцией В. В. Воронковой,. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года), Примерной программой по математике для начальной школы и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов. Предлагаемая программа разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с О.В.З.

Для реализации программы используется учебное пособие «Математика 4 класс» учебник для 4 класса специальных (коррекционных ) образовательных учреждений», М.Н.Перова Москва «Просвещение», 2016г

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-развитие образного и логического мышления, воображения;

формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

-освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

-воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Цель: подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:

дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления;

использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

развитие абстрактных математических понятий;

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие основных мыслительных операций;

развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

развитие речи и обогащение словаря;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Общая характеристика предмета

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

      Процесс обучения математике неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

      Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.      Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

      Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

      Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

      В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

      Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

      Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

 Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Решение арифметических задач не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.

Место учебного предмета

Рабочая программа составлена для индивидуального обучения учащихся на дому, с учётом индивидуальных способностей ребёнка, рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Результаты изучения предмета

Личностные

У учащихся будут сформированы:

·     положительное отношение и интерес к урокам математики;

·     умение признавать собственные ошибки;

·     оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков;

могут быть сформированы:

·     умение оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения;

·     умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;

Предметные

Учащиеся научатся:                                                      

·     читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

·     сравнивать  изученные величины;

·     выполнять арифметические действия с величинами;

·     вычислять значения числового выражения, содержащего 1–2  действия на основе, знания правил порядка выполнения действий;

·     выполнять арифметические действия с числом 0 и 1;  

·     правильно  употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые), вычитания  (уменьшаемое, вычитаемое) и умножения (множители), а также числовых выражений (произведение, частное);

·     определять последовательность действий при вычислении значения числового выражения;

·     решать текстовые задачи в 2 действия на сложение и вычитание (нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разностное и кратное сравнение), умножение и деление (нахождение произведения, деление на части и по содержанию), деления на части, на стоимость;

·        различать прямой, острый и тупой углы;

·        выполнять простые устные вычисления в пределах 100;

·        письменно выполнять сложение и вычитание  чисел;

·        различать  геометрические фигуры;

                     метапредметные

                     Регулятивные

Учащиеся научатся:

·     удерживать цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности);

·     проверять результаты вычислений с помощью обратных действий;

·     планировать собственные действия по устранению пробелов в знаниях (знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления).

Учащиеся получат возможность научиться:

·     планировать собственную вычислительную деятельность;

Познавательные

Учащиеся научатся:

·     выделять существенное и несущественное в условии задачи; составлять краткую запись условия задачи;

·     использовать схемы при решении текстовых задач;

·     наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в числовых выражениях и использовать их при вычислениях;      

Учащиеся получат возможность научиться:

·     сопоставлять условие задачи с числовым выражением;

·     сравнивать разные способы вычислений, решения задач;

·     комбинировать данные при выполнении задания;

·     ориентироваться в рисунках, цепочках вычислений;  

·     ориентироваться в календаре (недели, месяцы, рабочие и выходные дни);

·     исследовать зависимости между величинами (длиной стороны прямоугольника и его периметром, площадью; скоростью, временем движения и длиной пройденного пути);

·     пользоваться справочными материалами, помещенными в учебнике (таблицами сложения и умножения, именным указателем).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

·     организовывать взаимопроверку выполненной работы;

·     высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Учащиеся получат возможность научиться:

·     сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: выполнять задания, предложенные товарищем;

        Учащиеся должны знать:

 ·        названия и последовательность чисел от 0 до 100;

·        названия  и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;

·        связь между компонентами и результатом каждого действия;

·        правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях;

·        таблицы умножения и деления однозначных чисел;

·        виды углов;

·        виды треугольников;

·          должны уметь:

 ·        записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 2  действия;

·        решать задачи в 1–2 действия;

могут уметь:

·            решать задачи в два действия по сформулированным вопросам;

·        вычислять значение числового выражения в  2  действия;

·        Находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника;

·        Узнавать время по часам;

·        Строить отрезок заданной длины.

        Содержание программы учебного предмета

 

Кол – во час

Тема

Теория

Практика

1

7 час

Нумерация

6

1

2

14 ч.

Числа от 1 - 100. Сложение. Вычитание

12

2

3

28 ч.

Таблица умножения, деления

24

4

4

5 ч.

Единицы измерения

4

1

5

8 ч.

Геометрический материал

7

1

6

6 ч.

Итоговое повторение

4

2

Всего

68

 1 четверть – 18час

2 четверть – 14 час

3 четверть – 20 час

4 четверть – 16 час

Учебно – методическое обеспечение программы

Для реализации программного материала используются:

1.Учебник: Математика 4 класс автор М.Н.Перова  / Москва «Просвещение» 2016г.

2.Таблицы по темам.

3.Карточки для индивидуальной работы.

4.1200 задач и примеров по математике. 1-4 кл. Э.В.Гордеев/ Тула: «Родничок», 2014г.

Приложение

1. Нормы оценок в специальных коррекционных школах

2. Примерные тесты, контрольные работы

Оценка устных ответов ( математика)

Оценка «5» ставится ученику, если он:

а) даст правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;

б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;

в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;

г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;

д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:

а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;

б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;

в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;

г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;

д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.

Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».

Оценка «3» ставится ученику, если он:

а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;

б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;

в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;

г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя, или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;

д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.

Оценка «1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его познавательным возможностям.

Письменная проверка знаний и умений учащихся

Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.

По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, — это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.

Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: 35—40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.

В комбинированную контрольную работу могут быть включены: 1—3 простые задачи, или 1—3 простые задачи и составная, или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий), математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.

При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточное применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.

Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).

При оценке комбинированных работ:

Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.

Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, по не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.

Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не приступил к решению задач, не выполнил других заданий.

При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:

Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.

Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 негрубые.

Оценка «2» ставится, если допущены 3—4 грубые ошибки и ряд негрубых.

Оценка «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.

Итоговая оценка знаний и умений учащихся

1. За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.

2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.

3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая пространственная среда для учащихся с особыми возможностями здоровья и инвалидов в рамках инклюзивного образования.

Одним из важных условий тдля полноценной коррекции и адаптации учащихся с ОВЗ является созданик коррекционно- развивающей прстранственной среды с современным инатерактивным оборудованием...

Статья "Создание универсальной безбарьерной среды для детей-инвалидов и обучающихся с ограничееными возможностямиздоровья в рамках реализации государственной программы "Доступная среда"в МБОУ "Алтайская СОШ №2""

В статье раскрыты основные направления работы с детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации государственной программы "Доступная среда"...

"Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду на основе инклюзивного образования"

Проект «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду на основе инклюзивного образования» состоит из двух частей. В первой части работы дается теоретико-методолог...

– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»

dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...

Статья на тему : " Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями. "Создание "безбарьерной" образовательной среды".

Инклюзивное образование предполагает создание образовательной среды, которая поддерживает участие всех детей, включая тех, у кого есть особые образовательные потребности. Целью инклюзивного образовани...