"Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду на основе инклюзивного образования"
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gotovyy.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Социализация детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду на основе инклюзивного образования»
Разработан учителем
Начальных классов
МАОУ СОШ №19 им. Л.А. Попугаевой
Литвиновой Татьяной Сергеевной
Г. Удачный 2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
1.1.Актуальность проекта……………………………………………………..…..4
1.2. Цели и задачи исследования……………………………………………….…5
1.3. Гипотеза исследования проблемы проекта……………………………….…5
1.4. Теоретически - методологические основы ………………………………….5
1.5. Практическая значимость проекта…………………………………………...6
2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
2.1 Проблемы социализации детей с ОВЗ………………………………………7
2.2. Роль инклюзивного подхода к обучению детей с ОВЗ в процессе их социализации в школьной среде…………………………………………………8
2.3.Социализация учащихся с ОВЗ в рамках обучения с применением дистанционных технологий………………………………………………………..9
2.4.Развитие личности ребёнка с ОВЗ во внеучебной деятельности……...13
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проект «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду на основе инклюзивного образования» состоит из двух частей.
В первой части работы дается теоретико-методологическое обоснование, а также определяются цели и задачи проекта, его научная новизна и актуальность, указывается практическая значимость работы.
Вторая часть проекта посвящена описанию опытной работы по формированию навыков социальной адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также сформулированы проблемы социализации. Большое внимание уделяется способам решения выделенных проблем через вовлечение детей с ОВЗ во внеучебную деятельность, применение дистанционных образовательных технологий и инклюзивного подхода.
Список использованной литературы показывает уровень исследовательской работы автора проекта в освещении вопроса социальной адаптации детей с ОВЗ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
1.1. Актуальность
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.
Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.
Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.
Данный проект направлен на оказание поддержки образовательным учреждениям, в которых развивается инклюзивное образование, где дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обучаются вместе с обычными детьми.
Основные целевые группы – дети с ОВЗ, дети - инвалиды, родители (законные представители) детей, педагоги и специалисты сопровождения общеобразовательных учреждений: учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, социальные педагоги.
Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится учащийся. Данный проект осуществляется на базе МКОУ СОШ №5 г. Минеральные Воды. В 2011-2012 учебном году в школе обучались 8 детей – инвалидов и 11 учащихся на индивидуальном обучении, что составляет 16 % от числа всех учащихся. В школе есть база для организации обучения детей с ОВЗ с применением инклюзивного подхода. Коррекционных классов в школе нет, но 10 учащихся из 19 имеют возможность посещать школу со сверстниками, и обучаются по общеобразовательной программе
1.1. Цели и задачи проекта.
Цель проекта: рассмотреть проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и найти способы их решения путём применения инклюзивного подхода в обучении.
Задачи проекта:
1. Апробация модели и технологий инклюзивного образования .
2. Определить роль внеурочной деятельности и обучения с применением дистанционных технологий в процессе социализации.
3. Выявить проблемы становления детей с ОВЗ как личности, предложить способы их решения
4. Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
5. Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
6. Создание системы развития толерантности в окружающем социуме.
1.3. Гипотеза исследования проблемы проекта.
Социальная адаптация - активное приспособление детей с ОВЗ к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе. Социально-педагогическая реабилитация как деятельность - это целенаправленная активность специалиста и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях подготовки последнего к продуктивной и полноценной социальной жизни посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.
В результате изучения теоретических аспектов по проблеме педагогического проекта была выдвинута следующая гипотеза о перспективности и продуктивности применения практики инклюзивного образования для социальной адаптации детей с ОВЗ.
1.4. Теоретико-методологические основы.
Для решения поставленных задач проектной работы использовать следующие методы исследования:
- теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ, моделирование учебного процесса, анализ и синтез психологических, педагогических работ по проблеме, абстрагирование и конкретизация, анализ документации и практической деятельности образовательных учреждений);
- эмпирические (обобщение педагогического опыта, включенное наблюдение, опрос, беседа);
- методы математической обработки данных.
1.5. Практическая значимость проекта.
Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе повышенного внимания и заботы. Конечно, мы все понимаем, что данная работа, трудная, требует особого подхода, учёта индивидуальных возможностей ребёнка.
Социализация личности ребёнка-инвалида не возможна без создания вариативных условий для получения образования детьми. В наших силах почувствовать необходимость коррекции образовательных программ соответственно возможностям ребёнка-инвалида, обеспечить индивидуальное развитие, талант. Данный проект может применяться
- в качестве методических рекомендаций педагогам ОУ, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
- работниками центров Дополнительного обучения детей при составлении программ социальной адаптации детей с ОВЗ,
- родителями, для повышения уровня компетентности в вопросах обучения и всестороннего развития детей.
2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
2.1.Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями.
В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов различных отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты раскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации детей и подростков. Однако частные проблемы социализации детей ограниченными возможностями здоровья не являются предметом специального исследования.
Следует заметить, что проблема социализации детей с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении в связи с ростом врожденных аномалий.
Сегодня остро стоит проблема социологического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья как особой социальной группы.
Во многом это обусловлено не только научными и практическими потребностями, но, и в большей степени, теми трансформационными процессами в современном обществе, которые усиливают расслоение населения, социально-статусную дифференциацию, изменение социальной структуры общества. Если говорить о проблеме личностной и социальной самореализации этой группы населения, то следует заметить, что в настоящее время, лишь небольшая часть людей, имеющих проблемы со здоровьем, может получить высшее образование, найти работу, создать семью.
Данная проблема недостаточно изучена на сегодня, даже, можно сказать, находится на стадии своего обозначения. Современные исследователи Л.Г. Камсюк, Т.С. Алфёрова, О.А. Потехина, Н.Ф. Дементьева, Э.И. Танюхина выделяют одну существенную особенность, заставляющую каждого человека и общество всерьёз задуматься о решении проблемы детей с ограниченными возможностями, их интеграции. Так, по данным социологических исследований, сегодня в нашем обществе процент людей, с ограниченными возможностями здоровья сопоставим с процентом процент трудоспособного населения.
Этот факт ставит проблемы: что можно предпринять для решения проблем детей с ограниченными возможностями здоровья? Почему сегодня столь высок процент детей - с ограниченными возможностями здоровья? Причём, с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается.
Следующая немаловажная проблема - это проблема, затрагивающая ближайшее окружение ребенка, прежде всего его семью. К детям с ограниченными возможностями в семьях, как правило, предъявляется заниженные требования, санкции, запросы. Проявляется гиперопека, гиперпротекция. Ребенку обычно не предоставляется возможности проявить собственную активность. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности и т. д., что влечет за собой трудности общения, установления межполовых контактов и т.д.
Таким образом, проблемы, которые возникают в процессе социализации детей ограниченными возможностями здоровья в семье, многообразны: социальные, экономические, психологические и другие. Они отражают в себе проблемы более широкого характера. Но, семье самой трудно справиться с целым комплексом проблем, связанных с воспитанием ребенка-инвалида. Поэтому необходима помощь специалистов: реабилитологов, психологов, медиков, социальных работников, которые могут оказать помощь и поддержку, как родителям, так и детям в кризисных ситуациях.
2.2. Роль инклюзивного подхода в социализации детей с ОВЗ.
Действительно, необходимым условием гуманизации общества в целом является инклюзивное образование. Компетентностный подход в современных условиях должен включать ценности и принципы инклюзии.
Инклюзивный подход во всех школах не явился следствием механических процессов реструктуризации различных частей организации или введения новых инструктивных процедур, направленных на более полное участие детей и персонала в образовательном процессе. Напротив, во всех трех школах главным был акцент на совместных, вовлекающих всех процессах. Совместное сотрудничество стало и практической основой работы, и манифестом инклюзивного подхода, проводимого в жизнь сотрудниками школы, которые желали создать среду и культуру, в которой абсолютно все, и сотрудники и ученики, будут равноценны и причастны. В каждой из школ практика совместной работы и участия основывалась и поддерживалась совместно разделяемыми ценностями учеников и персонала школы, в соответствии с которыми ценились особенности каждого ребенка или взрослого. Эти ценности отражались не только на том, как персонал школ относится к детям, но и на взаимодействии взрослых, искренней радости талантам и особенностям каждого человека. Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в витии является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается нами как конечная цель специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается в данной статье как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными.
Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.
Ранняя социализация благотворно сказывается на формировании личности детей и их адаптации в реальной жизни. Благодаря интеграции, часть «неординарных» детей, посещая ближайшую массовую школу, сможет не разлучаться с семьей на длительное время, как это бывает, когда ребенок учится в специальной школе-интернате, находящейся, как правило, на большем расстоянии от места жительства. Родители, таким образом, получают возможность воспитывать своего ребенка в соответствии с собственными жизненными установками, влияя на него адом дома и характером взаимоотношений в семье. Иногда является для семьи решающим аргументом в пользу совместно с обычными детьми обучения. И специалист должен научиться понимать и принимать подобные аргументы родителей. Вместе с тем мы хотим подчеркнуть, что интегрированное обучение само по себе не может рассматриваться как гарантированное решение всех проблем ребенка. Совместное обучение - это лишь один из подходов, которому предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими — традиционными и инновационными. Он не должен вытеснять и разрушать формы эффективной помощи ребенку, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Интеграция — по сути своей и «детище» самой дефектологии, именно в ней поколениями работников накапливались знания и создавались методы, позволяющие теперь успешно организовать интегрированное обучение. Принятый общеобразовательной средой особый ребенок должен оставаться под ее патронатом: учась даже в обычном классе (группе) общеобразовательного учреждения, ребенок должен обязательно получать коррекционную помощь. Тем более это необходимо ребенку, обучающемуся в специальном классе массовой школы. Поэтому подлинная интеграция не противопоставляет, а сближает две образовательные системы — общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Из рассмотренного выше материала можно сделать вывод, что инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. В МКОУ СОШ №5 учащиеся Меликян Кристина, Джалалян Вадим, Ворона Алексей посещают школу совместно со сверстниками. Это позволяет создать безбарьерную среду в обучении, способствует эффективному прохождению процесса социализации.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.
2.3. Развитие личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья во внеучебной деятельности.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников.
Вид внеучебной деятельности | Образовательные формы | Преимущественные формы достижения результата |
1. Познавательная | Викторины, , познавательные беседы. Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) Викторины, познавательные игры, познавательные беседы. | Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) |
2. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) | Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки. Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы. Школьные благотворительные концерты, выставки Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки. | Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы. Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали |
3. Туристско-краеведческая деятельность | Образовательная экскурсия Туристический поход | Образовательная экскурсия Туристический поход |
В целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей в систему образования, в качестве одного из ее звеньев введено дополнительное образование.
Задачи дополнительного образования вытекают из Закона Российской Федерации «Об образовании»:
-развивать познавательный интерес школьников, потребность в познании истории культуры, сохранения традиций семьи, школы, города, страны;
-ориентировать учащихся во взаимодействии с различными социальными институтам: права, науки, искусства;
-служить профессиональному самоопределению личности;
-дать возможность проявлению творческих потенциальных способностей детей;
-социализация личности школьника.
Вовлечение во внеурочную деятельность детей с ОВЗ, обучающихся в МКОУ СОШ №5 организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося. Тришкова Наталья учащаяся 6 «Б» класса принимала участие в творческом конкурсе рисунков на тему «Любимые герои сказок». Учащиеся школы, находясь на индивидуальном обучении, не являются изолированными от общества. Такие дети активные участники предметных олимпиад как школьных, так и дистанционных(«Олимпус», «Русский медвежонок », «Альбус»). Ребята, по возможности посещают праздники, которые проводятся в школе, причём они не просто пассивные зрители, а активные участники.
В ДОД реализуются программы дополнительного образования детей различного уровня (начального общего, основного общего) и направленностей (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность).
Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница результатов и эффектов. Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога?.. Невнятность понимания самими профессиональными педагогами результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности.
Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Выделение трех уровней результатов внеучебной деятельности позволяет:
- разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
- подбирать такие формы внеучебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
- диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности;
- оценивать качество программ внеучебной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).
2.4. Социализация учащихся с ОВЗ в рамках обучение с применением дистанционных технологий.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» одной из важнейших задач образовательных учреждений является «формирование способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Формирование навыков успешной адаптации и социализации в обществе важно для всех учащихся учреждений образования, но особую значимость имеет для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В Российской Федерации 1 млн. 600 тыс. детей, или 4,5% всего детского населения, имеют ограниченные возможности здоровья.
Развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Возросла роль компьютерных технологий и в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В настоящее время необходимо использовать не только традиционные формы работы, но и Интернет-ресурсы, в частности, дистанционное обучение.
Для детей, находящихся на надомном обучении это особенно актуально. Успешная социализация невозможна без овладения самой разнообразной информацией. Средства Интернет-обучения расширяет возможности получения новой информации.
Творческая деятельность имеет большое значение в жизни человека, тем более в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творчества у ребенка с ОВЗ возникает ощущение собственной личностной значимости, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.
В дистанционном обучении используется:
1) исследовательская работа (проектная деятельность, рефераты, доклады).
Многие современные психологи и педагоги считают, что факты, открытые самостоятельно учащимися, усваиваются детьми лучше. Организация проектной деятельности школьников с использованием ИКТ позволяет сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования современных компьютеров; свободно осуществлять поиск необходимого материала в удаленных базах, данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность, развивая тем самым у школьников творческую активность.
2) интегрированные уроки (информатика + математика, математика+ физика +химия+ биология).
На традиционных уроках, где материал даётся небольшими дозами, учащиеся остаются во власти наглядных единичных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное. Интегрированные уроки дают ученику знания, которые отражают связанность отдельных частей изучаемого материала в единое целое. Межпредметная интеграция проявляется в использовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществлённая на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату как формирование целостной картины мира в сознании учащихся. Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания и стимулируют учащихся к применению знаний в повседневной жизни.
3) творческая работа учащихся (компьютерные рисунки в разных техниках).
Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности для детей с ОВЗ имеют важное значение, так как способствуют раскрытию личностного потенциала, реализации себя, приобретению опыта успешности в конкретной области. Ребёнок с ОВЗ в рамках проекта дистанционного обучения может пройти путь от интереса через приобретение конкретных навыков к профессиональному самоопределению, что является необходимым условием для успешной социализации.
Введение во внеурочную деятельность информационных технологий является одним из главных факторов обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащегося, а значит, успешного вхождения его в социокультурное пространство. Во многих школах города дети с ОВЗ обучаются с применением дистанционных образовательных технологий. МКОУ СОШ № 5 работает в сфере ДО уже два года. За это время были изучены курсы «История древнего мира 5 кл», «Русский язык 5 кл», «Природоведение 5 кл», «Литература 5 кл» Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности данного метода и положительной динамики учащихся. Ребята перестали чувствовать себя изолированными от остальных детей. Они участвуют в интернет-конкурсах, проявляют свои таланты, общаются с одноклассниками и ребятами из интернет-школы.
В заключение хочется отметить, что для обеспечения поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы усилия всех общественных инфраструктур. Эти усилия должны быть направлены на:
• ранее выявление детей с ограниченными возможностями (ОВ);
• обеспечение их доступа к общественному воспитанию и образованию по месту жительства;
• отказ от сегрегации и дискриминации детей;
• принятие педагогическими коллективами разнообразия детей и ориентация на удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка;
• повышение потенциала сообщества и педагогов в части включения детей с ОВ в жизнь общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.
2. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В. Брушлинский. – М.: Изд-во ИП РАН, 1994.
3.Битова А.Л. "Особый ребенок исследования и опыт помощи" проблемы интеграции и социализации, Москва 2000 год
4.Войтик Т.Н. Инклюзивное образование: проблемы, пути решения. МГППУ ИПИИО, Москва
5. Декларация о правах инвалидов – 1975
Журавлев, А.Л. Социально-психологическая зрелость: попытка обосновать понятие / А.Л. Журавлев // Феномен категории зрелости в психологии / Отв. Ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – С. 198-222.
6.Косарева У.В. Образование детей с особыми потребностями в Самарской области: на пути к интеграции./Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра/ Брошюра по материалам конференции. Самара, 2007.
7.Левитская А. А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России. /Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
8. Международная защита прав и свобод человека: сборник документов - М.: 2005.
9. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. РООИ «Перспектива», 2005.
10. Назарова Н.М. Специальная педагогика. // Учебное пособие.- М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гиперопека как фактор нарушения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, даются рекомендации для родителей по устранению нарушений воспитания....
Эстетическое воспитание как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Эстетическое воспитание как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...
Сборник научно-методических статей "Практика реализации инклюзивного обучения и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья"
http://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/945-arkhiv-za-2015-god/osobennosti-organizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-realizuyushchikh-programmy-obshchego-obrazova...
Проект инновационной деятельности по теме: «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве образовательной организации»
Проект, реализуемый в рамках инновационной муниципальной площадки по созданию инклюзивной образовательной среды...
«Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»
В данной презентации представлен опыт работы по теме:«Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»...