Доклад по теме: «Использование технологии проблемного обучения в учебном процессе ».
презентация к уроку (2 класс) на тему
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Каждый ребенок нуждается в социальной среде, именно в ней происходит его развитие.
Для эффективности коррекционного обучения и воспитания данной группы детей педагоги стараются создать такие психолого-педагогические условия, которые направлены на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, на формирование его позитивных личностных качеств.
При формировании у учащихся с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий нужно опираться на системно - деятельностный подход, включая в процесс коррекции современные образовательные технологии.
В настоящее время в образовательном процессе применяются различные педагогические технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда». Древняя мудрость
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку: форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса ( Б.Т.Лихачёв ).
Технологии , применяемые при работе с детьми с ОВЗ 1. Технология разноуровневого обучения 2. Коррекционно - развивающие технологии 3. Технология проблемного обучения 4. Проектная деятельность 5. Игровые технологии 6. Информационно-коммуникационные технологии 7. Здоровьесберегающие технологии
Современные педогогические технологии
Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Ю . К. Бабанский
У величивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности. В связи с этим, обучение этой группы детей предусматривает введение отдельных элементов педагогических технологий .
На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока . Технология проблемного обучения
Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению
В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы её решения, т.е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают .
Различается четыре основных типа проблемных ситуаций: 1 ) ситуация нехватки знаний (учащиеся не могут решить задачу, ответить на вопрос из-за отсутствия необходимых знаний); 2) ситуация новых условий (необходимые знания у детей, однако им предстоит придумать, как применить имеющиеся знания и умения в новых условиях); 3) ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью (например, ученику надо выбрать из нескольких известных ему способов решения самый рациональный); 4 ) ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для того, чтобы объяснить, как и почему получен именно такой результат.
Цели и задачи профессиональной деятельности Цели проблемного обучения : - Развитие интеллекта - Развитие творческих способностей - Воспитание активной личности - Качественное усвоение знаний Задача проблемного обучения: обеспечить условия для творческой организации учебной деятельности при введении и воспроизведении знаний . Результат проблемного обучения: т ворческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть: - проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; - поиск истины (способа, приема, правила решения); - различные точки зрения на один и тот же вопрос; - противоречия практической деятельност и.
Каких метапредметных и личностных результатов позволяет достичь проблемный урок? Регулятивные – умение решать проблемы Коммуникативные – вести диалог Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Личностные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность учащихся; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; 3.Развитие мыслительных способностей учащихся. Недостатки: 1.в меньшей степени, чем другие подходы в обучении применима при формировании практических умений и навыков;
Применение элементов технологии проблемного обучения на уроках ИЗО. Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. Главной целью предмета «Изобразительное искусство» является развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру. Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.
Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. Главной целью предмета «Изобразительное искусство» является развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру. Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.
актуальность Использование метода проблемного обучения на уроках ИЗО позволяет детям осуществлять открытие малейшей крупицы знания, что доставляет им огромное удовольствие. Эту палитру положительных эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу познания. Это позволяет ощутить свои возможности, повышает самооценку. Ученик самоутверждается как личность, а это оказывает помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому проблемное обучение – это не только ключ к успешной деятельности, но и к успешной жизни в целом.
Концептуальные аспекты проблемного обучения Концепция проблемного обучения, как и развивающего, изначально основывалась на тенденции усиления роли ученика в образовании, понимании необходимости личностного развития учащихся. Суть концепции: Провозглашение тезиса о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося Оказания ему помощи в процессе исследовательской деятельности Организация изложения учебного материала специальным образом
Практическая значимость педагогического опыта Современный подход к побуждению познавательной активности предполагает формирование способности к творчеству, анализировать события, неординарно мыслить, умение ставить перед собой задачи. Личностная значимость изучаемого и сделанного Межпредметная связь Дифференцируемый подход при решении творческих задач
Применение элементов проблемного обучения на уроках изобразительного искусства способствует формированию следующих функций: - формирование умений творческого усвоения знаний, применения системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности; - формировании умений творческого применения знаний, т.е. применение усвоенных знаний в новой ситуации; - накопление опыта творческой деятельности, овладение исследовательскими методами, приобретение способности решать практических проблем и задачи художественного отображения действительности; - формирование мотивов, потребностей учения, т.е. создание таких потребностей, как социальных, нравственных, познавательных.
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий: • обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности; • психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками; • возбуждает живой интерес к предмету познания; • расширяет общий кругозор детей; • возрастает уровень использования наглядности на уроке; • повышается производительность труда учителя и учащихся на – уроке.
Связь проблемной задачи на уровне эмоционального восприятия действительности и образного восприятия мира для предметов искусства очень важна. Психологическая структура проблемного обучения включает познавательную потребность; неполное знание о предмете или явлении, но достаточное для того, чтобы восстановить его до целостного образа; интеллектуальные возможности и творческие способности ребенка. Использование ТПО на школьных уроках ИЗО дело новое, поэтому накопление программно - методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день.
Содержание опыта Для Айгуль
Применение элементов технологии проблемного обучения на уроках ИЗО. Структура урока Организационный этап : Проверка готовности к уроку Создание проблемной ситуации через подводящий к теме диалог . Решение проблемы через подводящий от проблемы диалог помогает создать художественный образ для будущей работы Актуализация знаний: помогает анализировать условия решения поставленной проблемной ситуации Самостоятельная творческая работа : выполнение конкретных творческих задач Экспресс-выставка: оценка индивидуального творческого труда Рефлексия: степень удовлетворения от занятия творческой деятельностью на уроке Домашнее задание: поисковая работа Реализация продукта: участие в конкурсах, выставках
Создание проблемной ситуации
Решение проблемной ситуации
Актуализация знаний
Самостоятельная творческая работа
Выставка рисунков
Рефлексия - С какой проблемой столкнулись на уроке? - Что нам удалось узнать? - Выполнили вы поставленную задачу ? - Интересно тебе было с нами ? Домашнее задание Поисковая работа на тему: можно ли ещё что-нибудь кроме гласных звуков измерить цветом.
Ключевые выводы Работа показала, что проблемное обучение является одним из эффективных средств в формировании и развитии художественно – творческих способностей. Применение методов организации решения проблемных задач - залог успешного обучения и развития личности Проблемное обучение способствует укреплению межпредметных связей. Возростает интерес к внеурочной исследовательской деятельности. Расширяет диапазон распространения педагогического опыта (семинары, круглые столы, мастер-классы, научные конференции как среди коллег, так и в сети интернет) Возрастает интерес и результативность участия в конкурсах, выставках , совместных мероприятиях
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в третьем классе по математике с использованием технологии проблемного обучения на тему: «Сложение и вычитание круглых десятков. Порядок действий в примерах со скобками».
Урок по математике в 3 классе школы VIII вида по учебнику В.В. Эк. Данный урок был построен с использованием проблемной технологий обучения, в его основе лежит сюжет сказки К.И. Чуковского...
Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком" ( с использованием технологии проблемного обучения)
Применение технологий проблемного обучения на практике позволяет формировать у детей такие способности как: самостоятельное мышление, разрешение нестандартных проблем путем применения знаний, полученн...
Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе".
Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а ...
Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"
Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....
Мастер-класс по теме «Использование технологии проблемного обучения в начальных классах».
Цели проблемного обучения:- Дать прочные знания- Стимулировать интеллектуальное развитие- Воспитывать активную личностьОбразовательные результаты:- Умение решать проблемы- Вести диалог- Извлекать инфо...
Презентация по теме "Использование технологии проблемного обучения в начальных классах"
Презентация к мастер-классу по теме " Педагогические технологии в начальной школе"...
Методический семинар по теме «Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС НОО»
Материал можно использовать для методической работы учителей начальных классов....