Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках)
статья
Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках).
Движение - это жизнь!
Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не могут заменить физические упражнения.
Ж. Тиссо. Знаменитый французский врач XVIII века
Отечественный патопсихолог, Сусанна Яковлевна Рубинштейн объясняет термин так:
«Умственная отсталость» – стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. «Психическое недоразвитие» полнее отражает суть понятия «умственная отсталость», так как помимо нарушения интеллекта страдают и другие психические функции.
Множественные физические и психические нарушения – это два и более нарушения.
«Тяжелые и множественные нарушения развития у обучающихся определяются, как специфическое состояние психофизического развития человека вследствие органического поражения ЦНС, при котором совокупность в высокой степени выраженных нарушений интеллекта, поведения, коммуникации, движения, сенсорных функций в значительной мере препятствует его самостоятельной жизнедеятельности в обществе и вызывает потребность в интенсивной помощи, гораздо большей, чем поддержка, оказываемая при каком – то определенном нарушении». (А.М. Царев).
Моторика данной категории учащихся также имеет свои особенности. Координация, точность и темп произвольных движений у них нарушены. Все действия учащихся замедленны, неуклюжи.
Обучение строится с учетом специфики развития каждого учащегося, а также в соответствии с особенностями развития учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями.
В связи с тем, что данная категория имеет ограничения в движении и положение тела самостоятельно изменить не могут, требует значительной помощи. Наши игры и упражнения направлены на двигательную стимуляцию учащихся.
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов).
Исходя из этого, целью нашей работы стало стимулирование двигательной активности детей с ТМНР.
Задача: Совершенствование путей стимулирования двигательной активности, создание условий для снижения бронходренажного напряжения, укрепление общего состояния (самочувствия) детей.
В работе с детьми с ТМНР используем следующие направления:
1. Коррекционно – развивающие:
-поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем);
-стимулировать общее физическое развитие;
Развитие крупной моторики:
- обучение переходу из одной позы в другую;
-повороты головы в разные стороны, лежа на животе;
-поднимание и удерживание головы при присаживании;
-опора на вытянутые руки в положении лежа на животе, приподнимая туловище;
-стимуляция появления новых движений;
-формировать у учащихся элементарные ощущения собственного тела.
Развитие тонкой моторики:
-учить брать предметы различными захватами (всей ладонью, пинцетным, щипцовым захватом);
2. Воспитательные:
- воспитание положительного отношения к занятиям по стимуляции двигательной активности;
-вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений;
-вызывать положительные эмоции от игры и общения со взрослыми.
В работе можно использовать ряд игр и упражнений, которые при ежедневном использовании на занятиях дают положительный результат и положительную динамику.
Сложность и многообразие нарушений моторных функций в сочетании с тяжелыми формами психического недоразвития выдвигают определенные требования к организации учебного процесса.
Основные методы проведения упражнений:
1.Игровая форма работы (использование сюжетно-ролевых игр, проигрывание сказок, коротких рассказов, кукольного театра).
2.Релаксация (использование «водной кровати» для создания эффекта волны – расслабление; перекатывание ребенка со спины на живот и обратно; покачивание ребенка на руках, на коленях взрослого).
Данные упражнения проводятся в определенном помещении, в зависимости от состояния и настроения учащихся. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский П.И., Рахманинов С.В. и др.), звуки природы.
3.Дренажная гимнастика.
Целью дренажной гимнастики является выведение мокроты из органов дыхания, для чего и разработан комплекс упражнений для различных групп мышц с частой сменой исходных положений, но исключительно лежа.
Проводя, этот вид работы мы убедились в том, что выполнение многих упражнений требует от учащихся больших усилий, часто они затрудняются сделать то или иное упражнение.
Некоторые упражнения можно и нужно выполнять в пассивной форме, т.е. взрослый сам выполняет различные движения руками и ногами учащегося и совершает другие энергичные движения. Главное, чтобы занятия приносили только положительные эмоции.
Вывод: Систематическое выполнение представленных упражнений с использованием ТСР позволяет в полной мере стимулировать двигательную активность детей с ТМНР. А так же способствует укреплению и сохранению здоровья детей и формированию положительных эмоций от игры и общения с взрослыми.
Правильно выстроенная работа по стимуляции двигательной активности повышает и улучшает жизнедеятельность всего организма, как единого целого.
Используемая литература:
Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой, 2015-54с.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках).
Движение - это жизнь!
Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не могут заменить физические упражнения.
Ж. Тиссо. Знаменитый французский врач XVIII века
Отечественный патопсихолог, Сусанна Яковлевна Рубинштейн объясняет термин так:
«Умственная отсталость» – стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. «Психическое недоразвитие» полнее отражает суть понятия «умственная отсталость», так как помимо нарушения интеллекта страдают и другие психические функции.
Множественные физические и психические нарушения – это два и более нарушения.
«Тяжелые и множественные нарушения развития у обучающихся определяются, как специфическое состояние психофизического развития человека вследствие органического поражения ЦНС, при котором совокупность в высокой степени выраженных нарушений интеллекта, поведения, коммуникации, движения, сенсорных функций в значительной мере препятствует его самостоятельной жизнедеятельности в обществе и вызывает потребность в интенсивной помощи, гораздо большей, чем поддержка, оказываемая при каком – то определенном нарушении». (А.М. Царев).
Моторика данной категории учащихся также имеет свои особенности. Координация, точность и темп произвольных движений у них нарушены. Все действия учащихся замедленны, неуклюжи.
Обучение строится с учетом специфики развития каждого учащегося, а также в соответствии с особенностями развития учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями.
В связи с тем, что данная категория имеет ограничения в движении и положение тела самостоятельно изменить не могут, требует значительной помощи. Наши игры и упражнения направлены на двигательную стимуляцию учащихся.
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов).
Исходя из этого, целью нашей работы стало стимулирование двигательной активности детей с ТМНР.
Задача: Совершенствование путей стимулирования двигательной активности, создание условий для снижения бронходренажного напряжения, укрепление общего состояния (самочувствия) детей.
В работе с детьми с ТМНР используем следующие направления:
1. Коррекционно – развивающие:
-поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем);
-стимулировать общее физическое развитие;
Развитие крупной моторики:
- обучение переходу из одной позы в другую;
-повороты головы в разные стороны, лежа на животе;
-поднимание и удерживание головы при присаживании;
-опора на вытянутые руки в положении лежа на животе, приподнимая туловище;
-стимуляция появления новых движений;
-формировать у учащихся элементарные ощущения собственного тела.
Развитие тонкой моторики:
-учить брать предметы различными захватами (всей ладонью, пинцетным, щипцовым захватом);
2. Воспитательные:
- воспитание положительного отношения к занятиям по стимуляции двигательной активности;
-вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений;
-вызывать положительные эмоции от игры и общения со взрослыми.
В работе можно использовать ряд игр и упражнений, которые при ежедневном использовании на занятиях дают положительный результат и положительную динамику.
Сложность и многообразие нарушений моторных функций в сочетании с тяжелыми формами психического недоразвития выдвигают определенные требования к организации учебного процесса.
Основные методы проведения упражнений:
1.Игровая форма работы (использование сюжетно-ролевых игр, проигрывание сказок, коротких рассказов, кукольного театра).
2.Релаксация (использование «водной кровати» для создания эффекта волны – расслабление; перекатывание ребенка со спины на живот и обратно; покачивание ребенка на руках, на коленях взрослого).
Данные упражнения проводятся в определенном помещении, в зависимости от состояния и настроения учащихся. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский П.И., Рахманинов С.В. и др.), звуки природы.
3.Дренажная гимнастика.
Целью дренажной гимнастики является выведение мокроты из органов дыхания, для чего и разработан комплекс упражнений для различных групп мышц с частой сменой исходных положений, но исключительно лежа.
Проводя, этот вид работы мы убедились в том, что выполнение многих упражнений требует от учащихся больших усилий, часто они затрудняются сделать то или иное упражнение.
Некоторые упражнения можно и нужно выполнять в пассивной форме, т.е. взрослый сам выполняет различные движения руками и ногами учащегося и совершает другие энергичные движения. Главное, чтобы занятия приносили только положительные эмоции.
Вывод: Систематическое выполнение представленных упражнений с использованием ТСР позволяет в полной мере стимулировать двигательную активность детей с ТМНР. А так же способствует укреплению и сохранению здоровья детей и формированию положительных эмоций от игры и общения с взрослыми.
Правильно выстроенная работа по стимуляции двигательной активности повышает и улучшает жизнедеятельность всего организма, как единого целого.
Используемая литература:
Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой, 2015-54с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Двигательная активность детей на прогулке в зимний период"
консультация для воспитателей...
Формирование физической активности детей с ТМНР в организации учебно-воспитательного процесса СКОУ.
В статье раскрывается материал о спортивной игре Бочча. Бочча - Паралимпийский вид спорта, игра с мячами, одна из самых доступных для детей с ТМНР. Благодаря этой игре развиваются многие физические ка...
Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)
Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....
Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа Павловский Посад Московской области Конспект открытого коррекционно...
Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...
Развитие двигательной активности детей начальных классов на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Как показывает практика, современные дети в большинстве своем испытывают недостаток в двигательной активности. В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собо...
Использование подвижных игр на занятиях по лечебной физической культуре с целью повышения двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья
Через игры легче всего приобщить ребенка к занятиям физической культурой. Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется на занятиях с помощью физических упраж...