Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках)
статья

Чоботарская Олеся Вячеславовна

Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках).

 

Движение - это жизнь!

Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не могут заменить физические упражнения.

Ж. Тиссо. Знаменитый французский врач XVIII века

Отечественный патопсихолог, Сусанна Яковлевна Рубинштейн объясняет термин так:

«Умственная отсталость» – стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. «Психическое недоразвитие» полнее отражает суть понятия «умственная отсталость», так как помимо нарушения интеллекта страдают и другие психические функции.

Множественные физические и психические нарушения – это два и более нарушения.

«Тяжелые и множественные нарушения развития у обучающихся определяются, как специфическое состояние психофизического развития человека вследствие органического поражения ЦНС, при котором совокупность в высокой степени выраженных нарушений интеллекта, поведения, коммуникации, движения, сенсорных функций в значительной мере препятствует его самостоятельной  жизнедеятельности в обществе и вызывает потребность в интенсивной помощи, гораздо большей, чем поддержка, оказываемая при каком – то определенном нарушении». (А.М. Царев).

Моторика данной       категории учащихся также имеет свои особенности. Координация, точность и темп произвольных движений у них нарушены. Все действия учащихся замедленны, неуклюжи.

Обучение строится с учетом специфики развития каждого учащегося, а также в соответствии с особенностями развития учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями.

В связи с тем, что данная категория имеет ограничения в движении и положение тела самостоятельно изменить не могут, требует значительной помощи. Наши игры и упражнения направлены на двигательную стимуляцию учащихся.

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов).

Исходя из этого, целью нашей работы стало стимулирование двигательной активности детей с ТМНР.

Задача: Совершенствование путей стимулирования двигательной активности, создание условий для снижения бронходренажного напряжения, укрепление общего состояния (самочувствия) детей.

В работе с детьми с ТМНР используем следующие направления:

1. Коррекционно – развивающие:

-поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем);

-стимулировать общее физическое развитие;

Развитие крупной моторики:

- обучение переходу из одной позы в другую;

-повороты головы в разные стороны, лежа на животе;

-поднимание и удерживание головы при присаживании;

-опора на вытянутые руки в положении лежа на животе, приподнимая туловище;

-стимуляция появления новых движений;

 -формировать у учащихся элементарные ощущения собственного тела.

Развитие тонкой моторики:

-учить брать предметы различными захватами (всей ладонью, пинцетным, щипцовым захватом);

2. Воспитательные:

- воспитание положительного отношения к занятиям по стимуляции двигательной активности;

-вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений;

-вызывать положительные эмоции от игры и общения со взрослыми.

В работе можно использовать ряд игр и упражнений, которые при ежедневном использовании на занятиях дают положительный результат и положительную динамику.

Сложность и многообразие нарушений моторных функций в сочетании с тяжелыми формами психического недоразвития выдвигают определенные требования к организации учебного процесса.

Основные методы проведения упражнений:

1.Игровая форма работы (использование сюжетно-ролевых игр, проигрывание сказок, коротких рассказов, кукольного театра).

2.Релаксация (использование «водной кровати» для создания эффекта волны – расслабление; перекатывание ребенка со спины на живот и обратно; покачивание ребенка на руках, на коленях взрослого).

Данные упражнения проводятся в определенном помещении, в зависимости от состояния и настроения учащихся. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский П.И., Рахманинов С.В. и др.), звуки природы.

3.Дренажная гимнастика.

Целью дренажной гимнастики является выведение мокроты из органов дыхания, для чего и разработан комплекс упражнений для различных групп мышц с частой сменой исходных положений,  но исключительно лежа.

Проводя, этот вид работы мы убедились в том, что выполнение многих упражнений требует от учащихся больших усилий, часто они затрудняются сделать то или иное упражнение.

Некоторые упражнения можно и нужно выполнять в пассивной форме, т.е. взрослый сам выполняет различные движения руками и ногами учащегося и совершает другие энергичные движения. Главное, чтобы занятия приносили только положительные эмоции.

Вывод: Систематическое выполнение представленных упражнений с использованием ТСР позволяет в полной мере стимулировать двигательную активность детей с ТМНР. А так же способствует укреплению и сохранению здоровья детей и формированию положительных эмоций от игры и общения с взрослыми.

Правильно выстроенная работа по стимуляции двигательной  активности  повышает и улучшает жизнедеятельность всего организма, как единого  целого.

Используемая литература:

Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой,  2015-54с.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мир возможностей двигательной активности детей с ТМНР на коррекционно-развивающих занятиях (уроках).

Движение - это жизнь!

Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не могут заменить физические упражнения.

Ж. Тиссо. Знаменитый французский врач XVIII века

Отечественный патопсихолог, Сусанна Яковлевна Рубинштейн объясняет термин так:

«Умственная отсталость» – стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. «Психическое недоразвитие» полнее отражает суть понятия «умственная отсталость», так как помимо нарушения интеллекта страдают и другие психические функции.

Множественные физические и психические нарушения – это два и более нарушения.

«Тяжелые и множественные нарушения развития у обучающихся определяются, как специфическое состояние психофизического развития человека вследствие органического поражения ЦНС, при котором совокупность в высокой степени выраженных нарушений интеллекта, поведения, коммуникации, движения, сенсорных функций в значительной мере препятствует его самостоятельной  жизнедеятельности в обществе и вызывает потребность в интенсивной помощи, гораздо большей, чем поддержка, оказываемая при каком – то определенном нарушении». (А.М. Царев).

Моторика данной         категории учащихся также имеет свои особенности. Координация, точность и темп произвольных движений у них нарушены. Все действия учащихся замедленны, неуклюжи.

Обучение строится с учетом специфики развития каждого учащегося, а также в соответствии с особенностями развития учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями.

В связи с тем, что данная категория имеет ограничения в движении и положение тела самостоятельно изменить не могут, требует значительной помощи. Наши игры и упражнения направлены на двигательную стимуляцию учащихся.

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов).

Исходя из этого, целью нашей работы стало стимулирование двигательной активности детей с ТМНР.

Задача: Совершенствование путей стимулирования двигательной активности, создание условий для снижения бронходренажного напряжения, укрепление общего состояния (самочувствия) детей.

В работе с детьми с ТМНР используем следующие направления:

1. Коррекционно – развивающие:

-поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем);

-стимулировать общее физическое развитие;

Развитие крупной моторики:

- обучение переходу из одной позы в другую;

-повороты головы в разные стороны, лежа на животе;

-поднимание и удерживание головы при присаживании;

-опора на вытянутые руки в положении лежа на животе, приподнимая туловище;

-стимуляция появления новых движений;

 -формировать у учащихся элементарные ощущения собственного тела.

Развитие тонкой моторики:

-учить брать предметы различными захватами (всей ладонью, пинцетным, щипцовым захватом);

2. Воспитательные:

- воспитание положительного отношения к занятиям по стимуляции двигательной активности;

-вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений;

-вызывать положительные эмоции от игры и общения со взрослыми.

В работе можно использовать ряд игр и упражнений, которые при ежедневном использовании на занятиях дают положительный результат и положительную динамику.

Сложность и многообразие нарушений моторных функций в сочетании с тяжелыми формами психического недоразвития выдвигают определенные требования к организации учебного процесса.

Основные методы проведения упражнений:

1.Игровая форма работы (использование сюжетно-ролевых игр, проигрывание сказок, коротких рассказов, кукольного театра).

2.Релаксация (использование «водной кровати» для создания эффекта волны – расслабление; перекатывание ребенка со спины на живот и обратно; покачивание ребенка на руках, на коленях взрослого).

Данные упражнения проводятся в определенном помещении, в зависимости от состояния и настроения учащихся. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский П.И., Рахманинов С.В. и др.), звуки природы.

3.Дренажная гимнастика.

Целью дренажной гимнастики является выведение мокроты из органов дыхания, для чего и разработан комплекс упражнений для различных групп мышц с частой сменой исходных положений,  но исключительно лежа.

Проводя, этот вид работы мы убедились в том, что выполнение многих упражнений требует от учащихся больших усилий, часто они затрудняются сделать то или иное упражнение.

Некоторые упражнения можно и нужно выполнять в пассивной форме, т.е. взрослый сам выполняет различные движения руками и ногами учащегося и совершает другие энергичные движения. Главное, чтобы занятия приносили только положительные эмоции.

Вывод: Систематическое выполнение представленных упражнений с использованием ТСР позволяет в полной мере стимулировать двигательную активность детей с ТМНР. А так же способствует укреплению и сохранению здоровья детей и формированию положительных эмоций от игры и общения с взрослыми.

Правильно выстроенная работа по стимуляции двигательной  активности  повышает и улучшает жизнедеятельность всего организма, как единого  целого.

Используемая литература:

Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой,  2015-54с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование физической активности детей с ТМНР в организации учебно-воспитательного процесса СКОУ.

В статье раскрывается материал о спортивной игре Бочча. Бочча - Паралимпийский вид спорта, игра с мячами, одна из самых доступных для детей с ТМНР. Благодаря этой игре развиваются многие физические ка...

Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)

Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области      Конспект открытого коррекционно...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Развитие двигательной активности детей начальных классов на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Как показывает практика, современные дети в большинстве своем испытывают недостаток в двигательной активности. В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собо...

Использование подвижных игр на занятиях по лечебной физической культуре с целью повышения двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья

Через игры легче всего приобщить ребенка к занятиям физической культурой. Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется на занятиях с помощью физических упраж...