Учить без принуждения
статья (1 класс)
Предварительный просмотр:
Учить без принуждения.
Т.В.Глухих,
учитель начальных классов МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»
Известный советский педагог В.Сухомлинский, подводя итоги работы с детьми 6-7 лет, посещавшими его знаменитую «Школу радости», писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет… Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».
Следовательно, шахматы помогают развивать:
Но необходимо искать такие пути подачи базовых шахматных знаний, которые увлекали бы детей. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. А для детей ведущей деятельностью является игровая, самая для них известная и хорошо освоенная. Игра – эффективное средство, стимулирующее возникновение желания стать лучше. требует чего-то неожиданного, интересного. Если проводить занятия, основываясь только на теоретической подаче материала, то дети активного, чувствительного и коммуникативного типа быстро потеряют интерес, и как следствие, внимание будет рассеяно, дисциплина будет нарушена. Если же перенасытить занятия эмоционально, то дети очень быстро устанут. Поэтому необходимо, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы. Стержневым моментом обучения шахматной игре становится деятельность самих школьников,
На начальном этапе обучения преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются при: знакомстве с шахматными фигурами. изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Познание шахматной игры у детей идёт неравномерно. Очень важно в процессе обучения воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя игру по принципу от простого к сложному, от лёгкого к более трудному, внося в уроки элементы занимательности и новизны. Нужно стремиться разнообразить средства обучения для поддержки интереса и мотивации. Самым главным условием игры в шахматы является то, чтобы научить детей видеть поле, распределять внимание по всей доске. Поэтому обучение идёт постепенно, количество знакомых и изученных фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда дети приступают к игре всеми фигурами, разучивают их взаимодействия, запоминают простейшие комбинации игры и затем переходят к решению простых задач в один ход. В первом классе при знакомстве с шахматной доской использовать для раскрашивания вертикали, диагонали, горизонтали цветные карандаши, а в дальнейшем знакомя детей с фигурами обязательно рассказывать о том, как появилось это название. Графический диктант, раскрашивание фигур поможет детям запомнить образы шахматной фигуры. Игра «Угадай» направлена на развитие памяти, когда дети в течение нескольких секунд смотрят на фигуры, а затем педагог убирает одну и они должны угадать, какой фигуры не стало. Загадки на занятии способствуют развитию логического мышления. Использовать загадки можно на этапах определения темы урока, закрепления материала. Также для закрепления материала хорошо разгадывать с детьми ребусы и кроссворды. Очень удобно для педагога использовать сайт для создания кроссвордов «Кроссген» (http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html). А применение на уроке веб-камеры не только вызывает интерес обучающихся, но и облегчает работу учителя. После изучения темы «Нотация»для закрепления можно использовать игры «Почтальон»- найти «адрес» фигуры , «Забей гол»-прочитать ход фигуры и поставить в нужное место, «Парашютисты»-на парашютах даётся фигура и её место на шахматной доске . Для решения шахматных задач удобно задачник И.Сухина, который содержит богатый материал, в виде карточек для индивидуальной , групповой и парной работы. Обязательно учащиеся должны знакомиться с чемпионами мира по шахматам и шахматистами своей малой родины.
Для подготовки учителя к занятиям удобно пользоваться интернет-ресурсами. Яркие картинки, задачи, анимационные презентации- способствуют повышению интереса обучающихся, а также использовать прямые ссылки на онлайн- игры в шахматы с компьютером.
Обязательно должен осуществляться контроль знаний по результатам выполнения заданий и разбору сыгранных партий. Материал для контроля можно использовать из рабочих тетрадей, методических пособий.
Самым главным результатом процесса обучения в шахматы должна стать уверенность и стремление ребенка к победе. Помнить, что очень важной в шахматной партии была и остается идея соперничества. Игра формирует правильное отношение к достижению целей и умение принимать проигрыш, закаляет дух целенаправленности. Чаще всего шахматная партия для одного из соперников заканчивается проигрышем. Поэтому очень важно научить детей проигрывать, не падать духом, а надеяться на положительные изменения и усердно продолжать поиск новых возможностей. Шахматы для ребёнка – это увлекательная игра, в которой надо не просто победить, но и обосновать свою победу.
Интернет-ресурсы( презентации для педагогов)
https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki
http://www.myshared.ru/slide/1091989
https://www.uchportal.ru/load/47-1-0-19506
https://pptcloud.ru/fizkultura/urok-3-hody-figur-i-peshek
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Летнее чтение без принуждения"
Опыт активизации детского чтения летом....
Родительское собрание «Чтение без принуждения»
Что же теряют наши дети и мы вместе с ними от того, что из нашей жизни уходит чтение? Во многом утрачивается духовность, воображение и умение вдумываться в факты. А как результат – может быть по...
Психологические манипуляции как тайное принуждение личности
Психологические манипуляции как тайное принуждение личности...
Родительское собрание на тему " Летнее чтение без принуждения"
Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение данной проблемы. ...
Презентация к родительскому собранию "Чтение без принуждения"
Презентация посвящена проблеме детского чтения, представляет собой ряд советов о том, как помочь ребёнку полюбить чтение....
«Я учусь учиться!» Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией. Занятие№1 "Я хочу учиться!"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"19593882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1959388...
Как воспитать ребёнка без принуждения
Советы по воспитанию детей могут пригодиться родителям и педагогам от Юлии Гиппенрейтер "О воспитании ребёнка"...