Учить без принуждения
статья (1 класс)

Глухих Татьяна Владимировна

Учить без принуждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Шахматы.Учить без принуждения55.86 КБ

Предварительный просмотр:

Учить без принуждения.

Т.В.Глухих,

учитель начальных классов МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»

Известный советский педагог В.Сухомлинский, подводя итоги работы с детьми 6-7 лет, посещавшими его знаменитую «Школу радости», писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет… Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».

Следовательно, шахматы помогают развивать:

C:\Users\учитель\Desktop\22.jpg

Но необходимо искать такие  пути подачи базовых шахматных знаний, которые увлекали бы детей. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой.   А для детей ведущей деятельностью является игровая, самая для них известная и хорошо освоенная. Игра – эффективное средство, стимулирующее возникновение желания стать лучше. требует чего-то неожиданного, интересного. Если проводить занятия, основываясь только на теоретической подаче материала, то дети активного, чувствительного и коммуникативного типа быстро потеряют интерес, и как следствие, внимание будет рассеяно, дисциплина будет нарушена. Если же перенасытить занятия эмоционально, то дети очень быстро устанут. Поэтому необходимо, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы. Стержневым моментом обучения шахматной игре  становится деятельность самих школьников, 

На начальном этапе обучения  преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются при: знакомстве с шахматными фигурами.  изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Познание шахматной игры у детей идёт неравномерно. Очень важно в процессе обучения  воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя игру по принципу от простого к сложному, от лёгкого к более трудному, внося  в уроки элементы занимательности и новизны. Нужно стремиться разнообразить   средства обучения для поддержки интереса и мотивации. Самым главным условием игры в шахматы является то, чтобы научить детей видеть поле, распределять внимание по всей доске. Поэтому обучение идёт постепенно,  количество знакомых и изученных фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда дети  приступают к игре всеми фигурами, разучивают их взаимодействия, запоминают простейшие комбинации игры и затем переходят к решению простых задач в один ход. В первом классе при знакомстве с шахматной доской использовать для раскрашивания вертикали, диагонали, горизонтали цветные карандаши, а в дальнейшем знакомя детей с фигурами обязательно рассказывать о том, как появилось это название. Графический диктант, раскрашивание фигур поможет детям запомнить образы шахматной фигуры. Игра «Угадай» направлена на развитие памяти, когда дети в течение нескольких секунд смотрят на фигуры, а затем педагог убирает одну и они должны угадать, какой фигуры не стало. Загадки на занятии способствуют развитию логического мышления. Использовать загадки можно на этапах определения темы урока, закрепления материала. Также для  закрепления материала хорошо разгадывать с детьми  ребусы и кроссворды. Очень удобно для педагога использовать сайт для создания кроссвордов «Кроссген»  (http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html). А применение  на уроке веб-камеры не только вызывает интерес  обучающихся, но и облегчает работу учителя. После изучения темы «Нотация»для закрепления  можно использовать игры «Почтальон»- найти «адрес» фигуры , «Забей гол»-прочитать ход фигуры и поставить  в нужное место, «Парашютисты»-на парашютах  даётся фигура и её место на шахматной доске . Для решения шахматных задач удобно задачник И.Сухина, который  содержит богатый  материал, в виде карточек для индивидуальной  , групповой и парной работы. Обязательно  учащиеся должны знакомиться с чемпионами мира по шахматам  и шахматистами своей малой родины.

Для подготовки учителя к занятиям удобно пользоваться  интернет-ресурсами.  Яркие картинки, задачи, анимационные презентации- способствуют повышению интереса обучающихся, а также использовать  прямые  ссылки на онлайн- игры в шахматы с компьютером.

Обязательно должен осуществляться контроль знаний по результатам выполнения заданий и разбору сыгранных партий. Материал для контроля  можно использовать из рабочих тетрадей, методических пособий.

Самым главным результатом процесса обучения в шахматы должна стать уверенность и стремление ребенка к победе. Помнить, что  очень важной в шахматной партии была и остается идея соперничества. Игра формирует правильное отношение к достижению целей и умение принимать проигрыш, закаляет дух целенаправленности. Чаще всего шахматная партия для одного из соперников заканчивается проигрышем. Поэтому очень важно научить детей проигрывать,  не падать духом, а надеяться на положительные изменения и усердно продолжать поиск новых возможностей. Шахматы для ребёнка – это увлекательная игра, в которой надо не просто победить, но и обосновать свою победу.
Интернет-ресурсы( презентации для педагогов)

https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki

http://www.myshared.ru/slide/1091989

https://www.uchportal.ru/load/47-1-0-19506

https://pptcloud.ru/fizkultura/urok-3-hody-figur-i-peshek


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Летнее чтение без принуждения"

Опыт активизации детского чтения летом....

Родительское собрание «Чтение без принуждения»

Что же теряют наши дети и мы вместе с ними от того, что из нашей жизни уходит чтение? Во многом утрачивается духовность, воображение и умение вдумываться в факты. А как результат – может быть по...

Психологические манипуляции как тайное принуждение личности

Психологические манипуляции как тайное принуждение личности...

Родительское собрание на тему " Летнее чтение без принуждения"

Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение данной проблемы.               ...

Презентация к родительскому собранию "Чтение без принуждения"

Презентация посвящена проблеме детского чтения, представляет собой ряд советов о том, как помочь ребёнку полюбить чтение....

«Я учусь учиться!» Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией. Занятие№1 "Я хочу учиться!"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"19593882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1959388...

Как воспитать ребёнка без принуждения

Советы по воспитанию детей могут пригодиться родителям и педагогам от Юлии Гиппенрейтер "О воспитании ребёнка"...