Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математическая шкатулка" для обучающихся 4 класса
рабочая программа (4 класс)
В основе построения данной программы лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики. Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики и правильному применению математической терминологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_shkatulka_dlya_4_e_klassa.docx | 48.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ «Павловская СОШ»
___________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО от «___» _________2019г. |
| УТВЕРЖДАЮ от «__» _________2019г. |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Математическая шкатулка»
Направление: общеителлектуальное
для 4 класса
Автор-составитель: учитель начальных классов Чёрненькая Инна Викторовна
2019-2020 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации»;
4. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» № 81 г. Москва. Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2015 г. Регистрационный № 40154).
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» для обучающихся 4 класса разработана на основе:
Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2013).Программы формирования универсальных учебных действий.
Цель программы: создание условий для интеллектуального развития и развития математических способностей обучающихся через формирования приёмов мыслительной деятельности.
Основные задачи программы:
- расширить кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- дополнить математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- формировать приёмы умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии), умение обдумывать и планировать свои действия.
- научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
- воспитывать интерес к предмету, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
2. Общая характеристика программы
В основе построения данной программы лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики. Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Особенности программы «Математическая шкатулка» в том, что в неё включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический материал, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Введение заданий такого характера способствует подготовке учащихся к участию в математических конкурсах, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в различных муниципальных, Всероссийских, дистанционных интернет-конкурсах.
Основные формы работы
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную форму работы. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Формы занятий: игры; виртуальные (заочные) путешествия; конкурсы; олимпиады; математические праздники; фестивали и проекты.
- Место программы в учебном плане
Программа по курсу внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» предназначена для обучающихся 4 класса начальной школы и рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю).
- Планируемые результаты освоения программы
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к учению;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных универсальных учебных действий научатся:
- использовать основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием; решать задачи различного уровня сложности;
- собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;
- анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звёздочками»;
- устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
- строить логическую цепь рассуждений;
- выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки;
- составлять задачи-шутки, магические квадраты;
- самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи, доказывать способ верного решения;
- владеть способами исследовательской и проектной деятельности;
- успешно выступать на олимпиадах, играх, конкурсах.
В сфере коммуникативных УУД сформируется:
- уважение к товарищам и их мнению;
- понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
- умение слушать друг друга.
В сфере регулятивных УУД научатся:
- постановке учебных задач занятия;
- оценке своих достижений;
- действовать по плану.
- Содержание программы
Изучение чисел Класс миллионов. Устная и письменная нумерация в пределах класса миллионов.Общий принцип образования классов. Источники возникновения чисел.
Точные и приближенные числа. Источники возникновения таких чисел.
Равенство дробей. Соотношения между числителями и знаменателями таких дробей. Основное свойство дроби.
Изучение действий. Сложение и вычитание натуральных чисел.
Обобщение знания о законах сложения и свойствах вычитания, их формулировка и краткая обобщенная запись.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (простые случаи).
Сложение и вычитание величин различными способами.
Умножение и деление многозначного числа на однозначное. Двузначное, трехзначное числа. Осознание общего алгоритма выполнения каждой из этих операций.
Обобщение знаний о законах умножения и свойствах деления. Их формулировка и запись в общем виде. Осознание их решающей роли в выполнении умножения и деления.
Умножение и деление величин на натуральное число различными способами. Деление величины на величину.
Решение сложных арифметических выражений, содержащих 5-6 и более действий.
Изучение элементов алгебры. Выражение с двумя и более переменными. Чтение и запись таких выражений. Определение значений выражений при заданных значениях переменных.
Сложные уравнения. Свойства равенств и их использование для решения уравнений.Уравнения, содержащие неизвестное в обеих частях. Решение таких уравнений.
Изучение элементов геометрии. Диагональ многоугольника. Разбиение произвольного многоугольника на треугольники. Свойства диагонали прямоугольника. Разбиение прямоугольника на 2 равных треугольника. Определение площади прямоугольника. Знакомство с различными способами изображения объёмных тел на плоскости. Понятие о поверхности объёмных тел. Боковая и полная поверхность. Понятие о развёртке. Построение развёрток призмы, пирамиды, цилиндра и конуса.
Единицы измерения длины, площади, массы, времени.
Понятие об объеме. Измерение объема произвольными мерками. Объем и емкость.
Общепринятые меры измерения объема - мм³, см³, дм³, м³, км³. Соотношение между ними.
Перевод всех изученных величин из одной меры в другую.
Сравнение задач, различных по сюжету, но сходных по характеру математических отношений, в них заложенных. Классификация задач по этому признаку.
Задачи с неопределенным условием. Преобразование задач в более простые и более сложные.
Решение задач алгебраическим способом. Оформление такого решения.
Сравнение арифметического и алгебраического способов решения задач.
Решение задач разного уровня трудности с использованием всех изученных действий (используются задачи в 1-6 действий, главным образом в 1-4 действия).
Развивающие игры, математические ребусы, шарады, головоломки.
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Литература для учителя
1.Асанин С.Н. Смекалка. - М.: Омега, 2012.
2.Волкова С.И. Столярова Н.Н. «Тетрадь с математическими заданиями». - М.: Просвещение», 2018.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2015.
4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2016.
5. Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – М.: 5 за знания, 2014.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт второй ступени общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2015.
Литература для обучающихся
- Калугин М.А. Кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль: Академия развития, 2014.
- Математика. Энциклопедия для школьников. - М.: Аванта+, Гастроль, 2017.
Материально-технические средства обеспечения реализации программы
Таблицы, измерительные приборы (линейка, циркуль), макеты объёмных геометрических фигур, компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, магнитная доска, флипчарт.
Календарно–тематическое планирование занятий по программе внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС НОО «Математическая шкатулка»
для обучающихся 4 класса
Руководитель: Чёрненькая Инна Викторовна
Количество часов в год – 34, в неделю – 1.
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год | ||||||
Количество часов | план | фактически | план | фактически | план | фактически | план | фактически | план | фактически |
8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
Планирование составлено на основании:
Программы внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «Математическая шкатулка». Направление: общеинтеллектуальное.
Срок реализации: 1 года. Возраст детей: 10-11 лет / И.В. Чёрненькая.
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Корректировка | Тема занятия |
I четверть (8 ч) | ||||
1. | 1 | 06.09 | Вводное занятие «Математика – точная наука». | |
2. | 1 | 13.09 | Математические загадки и шутки. | |
3. | 1 | 20.09 | Решение нестандартных задач. | |
4. | 1 | 27.09 | Знакомство с комбинаторными задачами. | |
5. | 1 | 04.10 | Решение олимпиадных задач. | |
6. | 1 | 11.10 | Занимательная геометрия. | |
7. | 1 | 18.10 | Графики. Диаграммы. Таблицы. | |
8. | 1 | 25.10 | Игровые задачи «Математические фокусы». | |
IIчетверть (8 ч) | ||||
9. | 1 | 08.11 | Решение задач с использованием круговых диаграмм. | |
10. | 1 | 15.11 | Задачи с многовариантными решениями. | |
11. | 1 | 22.11 | Математические кроссворды. | |
12. | 1 | 29.12 | Олимпиадные задания «Числовые головоломки». | |
13. | 1 | 06.12 | Точные и приближённые числа. | |
14. | 1 | 13.12 | Равенства дробей. Основное свойство дроби. | |
15. | 1 | 20.12 | Решение сложных арифметических выражений. | |
16. | 1 | 27.12 | Сложные уравнения. | |
III четверть (10 ч) | ||||
17. | 1 | 17.01 | Выражения с двумя и более переменными. | |
18. | 1 | 24.01 | Способы изображения объёмных тел на плоскости. | |
19. | 1 | 31.01 | Понятие о развёртке. Построение развёртки призмы. | |
20. | 1 | 07.02 | Построение развёртки пирамиды. | |
21. | 1 | 14.02 | Построение развёртки цилиндра. | |
22. | 1 | 21.02 | Построение развёртки конуса. | |
23. | 1 | 28.02 | Единицы измерения времени. | |
24. | 1 | 07.03 | Единицы измерения длины. Единицы измерения площади. | |
25. | 1 | 14.03 | Единицы измерения массы. | |
26. | 1 | 21.03 | Понятие об объёме. Объём и ёмкость. | |
IV четверть (8 ч) | ||||
27. | 1 | 04.04 | Перевод всех изученных величин из одной меры в другую. | |
28. | 1 | 11.04 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, в косвенной форме. | |
29. | 1 | 18.04 | Задачи на движение. Решение задач на встречное движение. | |
30. | 1 | 25.04 | Решение задач на движение в противоположных направлениях. | |
31. | 1 | 02.05 | Задачи на пропорциональное деление. | |
32. | 1 | 09.05 | Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. | |
33. | 1 | 16.05 | Математические ребусы. | |
34. | 1 | 23.05 | Итоговое занятие. Математический КВН. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 1- 4 класс "Моя малая родина" ФГОС
Цель программы «Моя малая Родина» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; в...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 1 - 4 класс "Этика" ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (начального общего образования), Основной обра...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе "Русский язык. За страницами учебника"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе "Математический калейдоскоп"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе "Музеи. Парки. Усадьбы"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Риторика" 4 класс.
Данная методическая разработка представляет вариант программы организации внеурочной деятельности для работы с учащимися 4 классов....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Истоки» 4 класс
Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора...