Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математическая шкатулка" для обучающихся 4 класса
рабочая программа (4 класс)

Чёрненькая Инна Викторовна

В основе построения данной программы лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики. Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики и правильному применению математической терминологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_shkatulka_dlya_4_e_klassa.docx48.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ «Павловская СОШ»

___________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
Протокол №__

от «___»  _________2019г.

 

УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________Е.В. Хмеленок
«___»___________2019 г.
Приказ № ___

от «__»  _________2019г.

    
Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Математическая шкатулка»

Направление: общеителлектуальное

для 4  класса

 

Автор-составитель: учитель начальных классов Чёрненькая Инна Викторовна

 

2019-2020 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации»;

4. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).

5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» № 81 г. Москва. Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2015 г. Регистрационный № 40154).

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» для обучающихся 4  класса разработана на основе:

Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2013).Программы формирования универсальных учебных действий.

Цель программы: создание условий для интеллектуального развития и развития математических способностей обучающихся через формирования приёмов мыслительной деятельности.

Основные задачи программы:

- расширить кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

- дополнить математические знания в области многозначных чисел;

- содействовать умелому использованию символики;

- учить правильно применять математическую терминологию;

- формировать приёмы умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии), умение обдумывать и планировать свои действия.

- научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

- воспитывать интерес к предмету, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

2. Общая характеристика программы

В основе построения данной программы лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики. Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Особенности программы «Математическая шкатулка» в том, что в неё включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический материал, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Введение заданий такого характера способствует подготовке учащихся к участию в математических конкурсах, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в различных муниципальных, Всероссийских, дистанционных интернет-конкурсах.

Основные формы работы

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную форму работы. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Формы занятий: игры; виртуальные (заочные) путешествия; конкурсы; олимпиады; математические праздники; фестивали и проекты.

  1. Место программы в учебном плане

Программа по курсу внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» предназначена для обучающихся 4 класса начальной школы и рассчитана на 34 занятия (1 час в неделю).

  1. Планируемые результаты освоения программы

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

- положительное отношение к учению;

- желание приобретать новые знания;

- способность оценивать свои действия;

В сфере познавательных универсальных учебных действий научатся:

- использовать основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

- решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием; решать задачи различного уровня сложности;

- собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;

- анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звёздочками»;

- устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;

- строить логическую цепь рассуждений;

- выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки;

- составлять задачи-шутки, магические квадраты;

- самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи, доказывать способ верного решения;

- владеть способами исследовательской и проектной деятельности;

- успешно выступать на олимпиадах, играх, конкурсах.

В сфере коммуникативных УУД сформируется:

- уважение к товарищам и их мнению;

- понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;

- умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных УУД научатся:

- постановке учебных задач занятия;

- оценке своих достижений;

- действовать по плану.

  1. Содержание программы

Изучение чисел Класс миллионов. Устная и письменная нумерация в пределах класса миллионов.Общий принцип образования классов. Источники возникновения чисел.

Точные и приближенные числа. Источники возникновения таких чисел.

Равенство дробей. Соотношения между числителями и знаменателями таких дробей. Основное свойство дроби.

Изучение действий. Сложение и вычитание натуральных чисел.

Обобщение знания о законах сложения и свойствах вычитания, их формулировка и краткая обобщенная запись.

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (простые случаи).

Сложение и вычитание величин различными способами.

Умножение и деление многозначного числа на однозначное. Двузначное, трехзначное числа. Осознание общего алгоритма выполнения каждой из этих операций.

Обобщение знаний о законах умножения и свойствах деления. Их формулировка и запись в общем виде. Осознание их решающей роли в выполнении умножения и деления.

Умножение и деление величин на натуральное число различными способами. Деление величины на величину.

Решение сложных арифметических выражений, содержащих 5-6 и более действий.

Изучение элементов алгебры. Выражение с двумя и более переменными. Чтение и запись таких выражений. Определение значений выражений при заданных значениях переменных.

Сложные уравнения. Свойства равенств и их использование для решения уравнений.Уравнения, содержащие неизвестное в обеих частях. Решение таких уравнений.

Изучение элементов геометрии. Диагональ многоугольника. Разбиение произвольного многоугольника на треугольники. Свойства диагонали прямоугольника. Разбиение прямоугольника на 2 равных треугольника. Определение площади прямоугольника. Знакомство с различными способами изображения объёмных тел на плоскости. Понятие о поверхности объёмных тел. Боковая и полная поверхность. Понятие о развёртке. Построение развёрток призмы, пирамиды, цилиндра и конуса.

Единицы измерения длины, площади, массы, времени.

Понятие об объеме. Измерение объема произвольными мерками. Объем и емкость.

Общепринятые меры измерения объема - мм³, см³, дм³, м³, км³. Соотношение между ними.

Перевод всех изученных величин из одной меры в другую.

Сравнение задач, различных по сюжету, но сходных по характеру математических отношений, в них заложенных. Классификация задач по этому признаку.

Задачи с неопределенным условием. Преобразование задач в более простые и более сложные.

Решение задач алгебраическим способом. Оформление такого решения.

Сравнение арифметического и алгебраического способов решения задач.

Решение задач разного уровня трудности с использованием всех изученных действий (используются задачи в 1-6 действий, главным образом в 1-4 действия).

Развивающие игры, математические ребусы, шарады, головоломки.

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Литература для учителя

1.Асанин С.Н. Смекалка. - М.: Омега, 2012.

2.Волкова С.И. Столярова Н.Н. «Тетрадь с математическими заданиями». - М.: Просвещение», 2018.

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2015.

4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2016.

5. Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – М.: 5 за знания, 2014.

 6. Федеральный государственный образовательный стандарт второй ступени общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2015.

Литература для обучающихся

  1. Калугин М.А. Кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль: Академия развития, 2014.
  2. Математика. Энциклопедия для школьников. - М.: Аванта+, Гастроль, 2017.

Материально-технические средства обеспечения реализации программы

Таблицы, измерительные приборы (линейка, циркуль), макеты объёмных геометрических фигур, компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, магнитная доска, флипчарт.

Календарно–тематическое планирование занятий по программе внеурочной деятельности

в рамках реализации ФГОС НОО «Математическая шкатулка»

для обучающихся 4 класса

Руководитель: Чёрненькая Инна Викторовна

Количество часов в год – 34, в неделю – 1.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

Количество часов

план

фактически

план

фактически

план

фактически

план

фактически

план

фактически

8

8

10

8

34

Планирование составлено на основании:

Программы внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «Математическая шкатулка». Направление: общеинтеллектуальное.

Срок реализации: 1 года. Возраст детей: 10-11 лет / И.В. Чёрненькая.

№ п/п

Кол-во часов

Дата

Корректировка

Тема занятия

I четверть (8 ч)

1.

1

06.09

Вводное занятие «Математика – точная наука».

2.

1

13.09

Математические загадки и шутки.

3.

1

20.09

Решение нестандартных задач.

4.

1

27.09

Знакомство с комбинаторными задачами.

5.

1

04.10

Решение олимпиадных задач.

6.

1

11.10

Занимательная геометрия.

7.

1

18.10

Графики. Диаграммы. Таблицы.

8.

1

25.10

Игровые задачи «Математические фокусы».

IIчетверть (8 ч)

9.

1

08.11

Решение задач с использованием круговых диаграмм.

10.

1

15.11

Задачи с многовариантными решениями.

11.

1

22.11

Математические кроссворды.

12.

1

29.12

Олимпиадные задания «Числовые головоломки».

13.

1

06.12

Точные и приближённые числа.

14.

1

13.12

Равенства дробей. Основное свойство дроби.

15.

1

20.12

Решение сложных арифметических выражений.

16.

1

27.12

Сложные уравнения.

III четверть (10 ч)

17.

1

17.01

Выражения с двумя и более переменными.

18.

1

24.01

Способы изображения объёмных тел на плоскости.

19.

1

31.01

Понятие о развёртке. Построение развёртки призмы.

20.

1

07.02

Построение развёртки пирамиды.

21.

1

14.02

Построение развёртки цилиндра.

22.

1

21.02

Построение развёртки конуса.

23.

1

28.02

Единицы измерения времени.

24.

1

07.03

Единицы измерения длины. Единицы измерения площади.

25.

1

14.03

Единицы измерения массы.

26.

1

21.03

Понятие об объёме. Объём и ёмкость.

IV четверть (8 ч)

27.

1

04.04

Перевод всех изученных величин из одной меры в другую.

28.

1

11.04

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, в косвенной форме.

29.

1

18.04

Задачи на движение. Решение задач на встречное движение.

30.

1

25.04

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

31.

1

02.05

Задачи на пропорциональное деление.

32.

1

09.05

Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.

33.

1

16.05

Математические ребусы.

34.

1

23.05

Итоговое занятие. Математический КВН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 1- 4 класс "Моя малая родина" ФГОС

Цель программы «Моя малая Родина» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.Задачи программы -  формировать интерес к изучению природы родного края;   в...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 1 - 4 класс "Этика" ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (начального общего образования), Основной обра...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе "Русский язык. За страницами учебника"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе "Математический калейдоскоп"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе "Музеи. Парки. Усадьбы"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Риторика" 4 класс.

Данная методическая разработка представляет вариант программы организации внеурочной деятельности для работы с учащимися 4 классов....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Истоки» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора...