Доклад по дисциплине "Специальная психология"
материал
В материалах представлен доклад по теме " Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
03_kotsenko_pedagogika_patrioticheskoe_vospitanie.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет дополнительного профессионального образования
Доклад
по дисциплине: «Специальная психология»
по теме:
«Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников»
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Коценко Елена Александровна
г. Москва, 2017 г.
Оглавление
ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА В ПЕДАГОГИКЕ 5
СТРУКТУРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 8
Потребностно–мотивационный компонент патриотизма. 8
Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. 8
Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. 9
Поведенческий и волевой компоненты патриотизма 9
ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 11
Принцип соответствия культуры 11
Принцип общественной направленности патриотического воспитания 11
Принцип приоритета деятельностного подхода 11
Принцип патриотичного воспитания в коллективе и через коллектив 11
Принцип индивидуального подхода в воспитательной работе 11
Принцип единства, согласованности и систематичности воспитательных действий 12
Принцип этнизации воспитательной среды 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
Введение
Защита Отечества является
долгом и обязанностью его
граждан. Высшее проявление
его – гражданский, патриотический
долг перед Отечеством.
В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.
Проблема воспитания гражданина актуальна и теперь, так как от того, какие ориентиры в формировании и становлении личности будут приняты, какие воспитательные системы будут вводиться в учебно-воспитательной программе, будет зависеть будущее России.
Сегодня с введением ФГОС гражданско-патриотическое воспитание делает акцент на диалоге и культурном образовании в рамках нашего многонационального государства, что закреплено в Конституции и основных российских законах. А учитель призван делать акцент на воспитании гражданина - патриота своей Родины, готового к дальнейшему образованию и трудовой деятельности, со сформированными политическими и мировоззренческими убеждениями, с сознательным отношением к обязанностям; уделять внимание формированию творческой личности ученика, воспитанию уважения к национальным ценностям нашего народа и других наций.
Изменения в жизни российского народа послужили причиной целого ряда проблем, которые касаются молодежи в целом, и школьников в том числе (например, проблема безработицы, выбора профессии, эмиграции и т.д.). Нельзя не согласиться и с тем фактом, что молодежь сегодня ощущает на себе наибольшую ответственность за наше общее будущее. Именно от того, насколько у учеников будет сформирована активная жизненная позиция, национальное самосознание, нравственность, зависит будущее нашего народа, всего мира.
Патриотичное воспитание должно пронизывать весь учебно-воспитательный процесс, органически объединять гражданское, моральное, семейное, эстетическое, правовое, экологическое, физическое и трудовое воспитание. Для этого оно должно основываться на российской истории, знании и отстаивании своих прав, выполнении конституционных и гражданских обязанностей, ответственности за собственное будущее, благосостояние и судьбу страны.
Понятие патриотизма в педагогике
Патриотизм (от гр. patrіotes - родина) - в широком понимании этого термина означает любовь к своей родине, преданность своему народу, гордость за свой народ, стремление защитить его достояние, продолжить приумножение его общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей.
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Как отмечал В.О. Сухомлинский, патриотизм в педагогике выступает как деятельная направленность сознания, воли, чувств диалектически связанная с образованностью, этической, эстетичной и эмоциональной культурой, мировоззренческой стойкостью, творческой работой.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Патриотизм проникает во все сферы познавательной деятельности личности, и формируется постепенно под влиянием окружающей среды и других воспитательных факторов. Быть патриотом для ребёнка, школьника - означает любить родной язык, свой дом, родителей и всех людей, природу родного края, обычаи, уважать и приумножать традиции народа.
От того, насколько молодое поколение будет пронизано патриотическим чувством, зависит и прочность Российской Федерации.
Основными характеристикам человека-патриота являются его отношение к общей и правовой культуре Родины, ее богатствам, гражданам, самому себе.
Патриотичное воспитание в наше время - одно из важных звеньев системы воспитательной работы. Целью патриотичного воспитания является: формирование у молодого поколения высокого гражданско-патриотичного сознания, чувства любви к России, уважения к выдающимся отечественным историческим, научным и общественным деятелям, готовности к выполнению гражданских и конституционных обязанностей. Главной составляющей патриотического воспитания выступает наличие у молодого поколения любви к родной стране. Оно осуществляется, в первую очередь, семьёй, непосредственным социальным окружением через передачу определенных культурных традиций, обычаев, обрядов, верований.
Истинный патриотизм по свой сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Структура патриотического воспитания
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. Рассмотрим систему воспитательной работы по формированию каждого из этих компонентов.
Потребностно–мотивационный компонент патриотизма.
Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории.
Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, проза Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, М. Шолохова, А. Твардовского и др.).
Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги.
Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма.
Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку.
Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.
Эмоционально-чувственный компонент патриотизма.
Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.
Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.
Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.
Поведенческий и волевой компоненты патриотизма
Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.
С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.
Патриотическое воспитание детей в учебном процессе выступает ведущей составной частью патриотического воспитания детей в общеобразовательном учреждении как сложного социокультурного и педагогического процесса, ориентированного государством в ряде нормативных документов на решение социально-заказных задач.
В ст. 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, и одной из важнейших задач названа задача патриотической воспитательной направленности — «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Одновременно в законе отмечается, что содержание образования, ориентированное на воспитание патриотизма и гражданственности, должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Принципы и функции патриотического воспитания
Принцип научности
построение процесса патриотичного воспитания школьников на объективно-истинных знаниях, получении научных знаний, которые создают предпосылки для самоопределения детей согласно их способностям, интересам, потребностям;
Принцип соответствия культуры
органическая связь с историей народа, его языками, культурой, обычаями, обрядами, традициями, в том числе, обеспечение духовного единства, преемственности и наследственности поколений;
Принцип общественной направленности патриотического воспитания
приведение содержания патриотического воспитания школьников в соответствие с современными потребностями общества;
Принцип приоритета деятельностного подхода
создание таких технологий воспитания, которые активизируют национально-культурный поиск личности детей и подростков и активно-творческую патриотическую деятельность молодежи;
Принцип патриотичного воспитания в коллективе и через коллектив
формирование у школьников чувства коллективизма, гордости за свой коллектив, умения использовать силы общественного мнения в борьбе с проявлениями отрицательной направленности патриотизма;
Принцип индивидуального подхода в воспитательной работе
реализуется на основе всестороннего учёта в работе психолого-педагогических, индивидуально-типологических особенностей учащихся, специфики их проявления в конкретных ситуациях;
Принцип сенситивности
учет особенностей и наиболее благоприятных периодов развития личности для восприятия определённого учебного материала, информационной нагрузки;
Принцип единства, согласованности и систематичности воспитательных действий
единство требований патриотической воспитанности и их реализации со стороны преподавателей, коллектива, учебного заведения, семьи, общества;
Принцип этнизации воспитательной среды
создание такой инфраструктуры учебных заведений, при которой обеспечивается развитие патриотических чувств, отношений и поведения молодых людей;
Принцип демократизации
объединение педагогического руководства патриотическим воспитанием с развитием инициативы и самостоятельности детей и подростков, вера в свои творческие силы, уважение к личности воспитанника;
Принцип гуманизации
возможность поставить личность школьника в центр внимания педагогического процесса, обеспечение условий для активности детей в патриотическом воспитании и самовоспитании;
Принцип психологизации
овладение каждым педагогом технологиями диагностики и психодиагностики уровня патриотической воспитанности личности школьника, коррекции воспитательных влияний.
Среди функций патриотического воспитания выделяются:
- непосредственно педагогическая - формирование ценностных ориентаций молодого поколения;
- дидактическая - формирование прикладных знаний, навыков и умений;
- развивающая - формирование будущих трудовых профессиональных навыков, расширение мировоззрения;
- социальная - социализация личности;
- этическая - нравственное воспитание молодежи;
- коммуникативная - развитие навыков общение, в т. ч. межнационального у детей и подростков.
Результатом гражданско-патриотического воспитания, построенного на данных принципах, должно стать:
- осознание молодёжью принадлежности к российскому государству и народу;
- уважение к истории и русскому языку, региональным языкам своего народа, страны;
- чувство гордости и уважения к своим родителям, предкам, народу, месту, где ребёнок родился;
- знание культуры своего народа и стремление соблюдать традиции.
Структура патриотического воспитания состоит из трех компонентов: патриотических убеждений, сознания и деятельности.
К патриотическим убеждениям относятся:
- признание определяющей роли народа и Родины в жизни человека;
- признание способности российского народа защищать собственное государство и играть важную роль в международных отношениях;
- вера в будущее России и ее народа;
- вера в несокрушимость, силу, стойкость, мощь и справедливость родного государства;
- вера в неисчерпаемые силы, талант, неповторимость, трудолюбие российского народа.
Патриотическое сознание включает:
- любовь к России, историческому и самобытному образу своего народа;
- веру в духовную силу народа и его предназначение;
- силу воли и ответственность за то, чтобы народ России занял почётное место в цивилизованном мире;
- систему поступков, что является следствием любви к Родине;
- умение осмысливать историю, культуру, искусство, ценности, мораль, обычаи, обряды, символику своего народа;
- Патриотическая деятельность предполагает:
- осознание глубокой связи с народом, участие в его делах, забота о его благе;
- сохранение и приумножение культуры, традиций, обычаев, обрядов родной страны;
- знание символов своей Родины;
- деятельность, направленную на утверждение государственности своего народа, укрепление своего государства и готовность ее отстаивать;
- знание истории своего рода, народа, уважение к родным местам, почитание памяти героев родного края и страны;
- добросовестное выполнение своих обязанностей в обучении, умение творчески работать.
Заключение
Усовершенствование процесса воспитания - одна из важных задач современного образования. При этом патриотическое воспитание в процессе обучения предполагает не только правильное (в научном и идейном отношении) усвоение учащимися знаний о природе и общественной жизни, о нормах поведения, но и обязательно требует формирования социально направленного, личностного отношения учащихся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы идейных взглядов и убеждений. Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности учащихся по претворению идеалов в жизнь. Активная познавательная и практическая патриотически-ориентированная деятельность учащихся, усиление роли самостоятельных и практических работ обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их творческого применения.
Среди принципов патриотического воспитания выделяются: принцип научности, гуманизации, психологизации, культурного соответствия, деятельностного подхода и пр. А основными функциями данного воспитания являются: социальная, этическая, развивающая, дидактическая и др.
То есть школьники должны любить свой край, сограждан, хорошо знать родную историю, культуру и традиции своего края, страны и быть готовыми развивать их, приумножать и защищать, помогать другим людям, при этом уважая другие народы. Эти требования и являются сущностными характеристиками патриотического воспитания, которое может использовать самые разные методы: проведение специальных акций, в т. ч. благотворительных, организацию школьных встреч с ветеранами, празднование Дня Победы и т.д.
Особая роль в патриотическом воспитании отводится семье, поэтому также важна работа педагога с родителями.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации. - М.: Айрис-Пресс, 2016. - 64 с.
- Батракова Ю.С. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников // на материале обучения педагогике: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.08/Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Москва, 2014. - 115 с.
- Винтайкина Е.В., Кашара Б.О. Разработка рекомендаций по патриотическому воспитанию подрастающего поколения туристическими методами // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 3.С. 193-194.
- Воронов В.В. Педагогика школы. Новый стандарт. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 288 с.
- Конобеева Т., Мошнина Р. Работа с родителями обучающихся в условиях реализации ФГОС начального общего образования. Методические рекомендации. - М.: Перспектива, 2015. - 44 с.
- Николаева Н.А. Представление о патриотизме в младшем и старшем подростковом возрасте // Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса Материалы XXVII преподавательской научно-практической конференции. 2006. С.178-184.
- Российский патриотизм. Истоки, содержание, воспитание в современных условиях. Под ред.А. Быкова, В. Лутовинова. - М.: Планета, 2010. - 336 с.
- Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис- пресс, 2002-224 с.
- Харламов. И. Ф. Педагогика. Курс лекций.
- Руденко В.И. Патриотизм как ценность у молодежи в современном обществе. Тюмень, 2001 г.
- Просвирник А.В. Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб. 1999 г.
- Педагогический энциклопедический словарь. М. 2002 г.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273-ФЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Психология отклоняющего поведения"
Больше понять о детях с трудным характером. Как найдти с ними общий язык....
Доклад "Особенности работы с гиперактивными детьми", выполнила педагог-психолог Потапова Н. В.
Особенности работы с гиперактивными детьми. (по материалам Евстратовой О.Г., зав. кафедрой «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе».)...
Доклад на методическом объединении педагогов-психологов и учителей-логопедов. Тема: "Внедрение ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ в практику общеобразовательных школ".
Доклад раскрывает основное содержание ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и особенности его реализации в общеобразовательных школах, описывает нормативную базу и ключевые особенности и механизмы реализации...
Доклад "Психология здоровья и психологическая поддержка детей"
Доклад подготовлен для педагогов начальной и средней школы....
Доклад "Интеграция деятельности классного руководителя и педагога-психолога для эффективности воспитательной работы в школе
Произошедшая модернизация системы образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов привело к интеграции деятельности педагогов и специалистов. ...
доклад "Психология шлепка
По всей стране, родители сохраняют за собой юридическое право бить своих детей, если насилие остается «в разумных пределах», – «разумные пределы» определяются в суде в ка...