Доклад "Психология отклоняющего поведения"
занимательные факты по теме
Больше понять о детях с трудным характером. Как найдти с ними общий язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_psihologiya.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Тема:
«Психология отклоняющегося
поведения»
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями…….
Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов.
Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющего поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряжённость термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.
Многообразие подходов проявляется и при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности. Отклоняющееся поведение – это прежде всего некая форма поведения личности, следовательно, ему присущи все основные свойства человеческого поведения.
В психологии термин поведения широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими её проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение. Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале 20 века, с того времени когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки.
В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». По справедливому замечанию Ж. Годфура, вопрос «какое поведение можно считать нормальным?» является центральным для объяснения человеческого поведения, в том числе и отклоняющегося. В строгом смысле определения понятий «нормальные»- « аномальные» поведения затруднено, а границы между ними весьма размыты.
Тем не менее в науке и в обыденной жизни данные понятия используются повсеместно. При этом под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно – одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей. Аналогично этому, анормальное поведение можно разделить на: нормативно – неодобряемое, патологическое, нестандартное.
Наряду со статическими в гуманитарных науках также используются специальные критерии оценки нормальности – аномальности поведения личности: психопатологический, социально-нормативный и индивидуально- психологический.
Психологический критерий
Используется в медицине. Существует соблазн его применения к отклоняющему поведению личности и других сферах. Возможно, это связано с тем, что исследование девиантного поведения традиционно проводилось в клинических условиях, а медикаментозное терапия в подобных случаях была широко распространена.
С точки зрения психопатологического критерия все поведенческие проявления можно разделить на 2 группы: нормальные и патологические в значении «здоровье - болезнь».
Здоровье – определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов».
Болезнь – «жизнь нарушенная в своём течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно- своеобразных формах его компенсаторно – приспособленных механизмов».
Патология при этом – «любое отклонение от нормы», в смысле медицинской нормы. Или, по – другому, «это общее название конкретных назологических единиц», т.е. то, что точно соответствует одному из случаев, перечисленных в классификации болезней и их признаков.
В классификации болезней девиантное поведение не выделено в качестве отдельной назологической единицы, следовательно, оно не является ни формой патологии, ни строго определенным медицинским понятием. В то же время девиантное поведение широко рассматривается в ряду явлений, лежащих между нормой и патологией. При этом большая часть из них проявляет нормальное поведение и даже имеет особые заслуги перед обществом.
Социально – нормативный
Критерий
Имеет чрезвычайно важное значение в различных областях общественной жизни. Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью разнообразных социальных норм. В соответствии с социально – нормативным критерием поведение соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется.
Индивидуально – психологический
критерий
Отражает всю возрастающую ценность каждой личности, её индивидуальности.
В соответствии с данными критериями не ограничиваются его способностью выполнить социальные предписания. В связи с этим основапологающимися качествами личности в нашу эпоху можно назвать: её внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение.
Определение понятия отклоняющегося поведения занимают свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы психоматические расстройства.
Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действие соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Определяя девиантное поведение как поведение отклоняющееся от норм следует помнить, что социальные нормы изменяются.
Следовательно, девиантное поведение – это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.
Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Такая оценка может иметь форму общественного осуждение или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращение нежелательного поведения. Но с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности – навешивания на неё ярлыка. Например, хорошо известны трудности адаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в «нормальную жизнь».
Попытка человека начать новую жизнь зачастую разбивается о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формируют девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным
В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни – это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья, употребление «тяжёлых» наркотиков.
Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми. Есть 3 вида отклоняющего поведения которые скорей полезны для общества, чем опасны. Несмотря даже на то, что они отклоняются от общепринятых норм и которые также вызывают раздражение консервативно настроенной части населения. Это:
РАДИКАЛИЗМ --- личности которые нацелены на коренные преобразования в обществе, что стимулируют прогрессивные изменения в нём.
КРЕАТИВНОСТЬ--- они отличаются нестандартностью, выступают исследователями и первооткрывателями.
МАРГИНАЛЫ--- противопоставляют себя большинству, расширяя границы социальных норм.
Перечисленные феномены могут сочетаться. Например, поведение подростков нередко отражает все три тенденции. Подросток эксперементирующий с пирсингом, татуировкой или даже шрамированием, не может быть однозначно к группе девиантов. Но тот подросток, употребляющий героин, демонстрирует явно отклоняющееся поведение с высоким риском для жизни.
В качестве последнего признака отклоняющего поведения можно отметить и возрастно-половое своеобразие. Следует заметить, что термин «отклоняющееся поведение» может применяться к детям младше 5 лет, а в строгом смысле – после 9 лет. Ранее 5 лет необходимые представления о социальных номах в сознании ребёнка просто отсутствует, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых. Только к 9-10 годам можно говорить о наличии у ребенка способности самостоятельно следовать социальным нормам.
Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение отклоняющего (девиантного) поведения – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности. Данное определение носит скорее дескриптивный характер и прежде всего ориентированно на практическую работу с людьми имеющим отклоняющиеся поведение.
Это определение может помочь в реализации таких профессиональных целей как диагностика отклоняющегося поведения в конкретном случае, планирование профессионального воздействия, оценка динамики поведения личности и эффективности работы с ней. Кроме того, оно позволяет дифференцировать девиантное поведение от других поведенческих феноменов.
Вместе с тем в работе с конкретной личностью мы должны сознательно избегать использование терминов с уничижительным оттенком, а также навешивание ярлычков.
Отклоняющееся поведение – это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью. Более того, при специальном рассмотрении можно доказать, что девиатции нормальны и полезны для общества, поскольку стимулируют прогрессивные изменения в нём.
Следовательно, на личностном уровне отклоняющееся поведение – это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. Как известно, большинство людей при желании вполне могут изменить свою позицию по отношению к обществу.
Заключение
Отклоняющееся (девиантное) поведение личности – сложный многоуровневый полиэтилогический процесс. Его можно назвать актуальной проблемой современного общества.
Также следует признать, что современные знания о природе отклоняющего поведения личности скорее порождают новые вопросы, чем дают полные ответы на них.
Также решающим фактором, гарантирующим успешность применения любых методов выступает личность самого специалиста, оказывающего социально – психологическую помощь. Можно говорить о таких профессионально важных качеств психолого - девиантолога, как адаптивность, высокий уровень развития жизненно важных умений, уверенность, искренний интерес к людям, духовность.
ЛИТЕРАТУРА
Девиантология «Психология отклоняющего поведения»
Е.В.Змановская 2-ое издание Москва 2004 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к родительскому собранию "Факторы риска отклоняющегося поведения. Агрессивное поведение"
Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания на тему "Отклоняющееся поведение детей и подростков. Причины. способы преодоления"...
Внеурочная деятельность как одно из педагогических условий профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста
ДОКЛАД социального педагога позволяет раскрыть сущность внеурочной деятельсти в начальной школе. Благодаря занятости детей во время внеурочки-дети меньше гуляют, нарушают правила поведения на улице, м...
Влияние неблагополучной семьи на отклоняющееся поведение ребенка
На формирование личности ребенка с самого раннего детства оказывают влияние множество факторов, и одним из факторов оказывающих значительное воздействие на поведенческие установки, на воспитание ребен...
Причины и способы преодоления отклоняющегося поведения младших школьников
Причины и способы преодоления отклоняющегося поведения младших школьников...
Программа психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения младших школьников
Учитывая специфику самосознания детей с отклоняющимся поведением, необходимо помочь им изменить негативное отношение к себе, выработать уверенность, воспитать стремление к успеху, сформировать способн...
План работы педагога-психолога по профилактике отклоняющегося поведения
В плане представлены направления работы, задачи, содержание и формы реализации работы педагога-психолога по профилактике отклоняющегося поведения....
Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования
Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...