Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь»
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» адресована учащимся начальных классов ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_issledovatel-11.docx | 62.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»
Рекомендована к утверждению Утверждена приказом
протокол ШМО №__________ ГБОУ «КШ-ИСОО»
от ___.______________._____ №______ от ___.___,______
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Юный исследователь»
( 1 – 4 класс)
(научно-познавательное направление)
Автор (составитель): Гомбоева М.Г.,
учитель начальных классов,I категория
2018г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» адресована учащимся начальных классов ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования», разработана на основе:
- требований к результатам освоения учебного предмета ФГОС НОО;
- положения о рабочей программе учебного предмета, курса ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования».
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года),
- Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 24.11.2015),
- Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015).
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности;
II. Общая характеристика учебного предмета, курса
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Юный исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
III. Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 1-4 класса, рассчитана на 4 года обучения.На реализацию кружка «Юный исследователь» отводится 33ч в 1 классе, 34 ч в 2, 3, 4 классах (1 час в неделю). Занятия проводятся по 30-35минут в соответствии с нормами СанПина.
IV. Планируемые результаты освоения программы:
В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
V. Cодержание программы:
1 класс (33 часа)
Занятие 1.
Тема: Что такое проекты.
Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация
Занятие 2.
Тема: Что такое проблема.
Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Занятие 3.
Тема: Как мы познаём мир.
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Занятия 4-5.
Тема: Школа почемучек.
Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Занятия 6-7.
Тема: Удивительный вопрос.
Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Занятия 8-9.
Тема: Источники информации.
Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Занятия 10-11.
Тема: Любимое число. Игры с числами.
Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Понятия: число, нумерация чисел.
Занятия 12-14.
Тема: Проект «Алфавит».
Организация выставки книг в алфавитном порядке.
Азбука в картинках.
Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.
История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Понятия: буква, алфавит
Занятия 15-16.
Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год».
Новогодние подарки.
Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Понятия: традиция, сувенир, самооценка
Занятия 17-19.
Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек».
Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Понятия: игра, товарищ, друг
Занятия 20-23.
Тема: Проект «Растения».
Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.
Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений на Саврополье.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.
Занятия 24-25.
Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».
Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.
Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
Понятия: симметрия.
Занятие 26-31.
Тема: Проект «Сказки».
Выбор темы школьного проекта.
Моя любимая сказка.
Конкурс загадок про героев народных сказок о животных.
Сочиняем сказку.
Театрализация сказки. (2 часа)
Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.
Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.
Занятие 32-33.
Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи»
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
2 класс
Содержание занятий
Теоретический блок.
Занятие 1. Что такое исследование?
Кто такие исследователи?
Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий
Занятие 2. Основные методы исследования. Как задавать вопросы?
Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования
Занятие 3. Коллективная игра-исследование
Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения
Занятие 4. Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования
Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований
Занятие 5. Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления
Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления
2
Практический блок
Занятие 6-10. Путешествие в Загадкино.
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 11-15. Что такое Новый год?
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 16-20. У меня растут года…
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 21-25. Меры длины.
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 26-30. Знакомые незнакомцы (озеленение)
Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 31-33. Праздники в России.
Работа над проектом в соответствии с этапами
3 класс
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.
- Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (2 ч)
Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.
Практика: анкетирование учащихся, опрос.
- Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч)
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».
- План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез.
- Основные источники получения информации. (3 ч)
Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
- Оформление списка литературы и использованных электронных источников.(1 ч)
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
- Методы исследования. Мыслительные операции.(1 ч)
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
- Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.
( 1 ч)
Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».
- Оформление работы. Подготовка доклада. (2 ч)
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.
Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.
- Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. (2 ч)
Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.
Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Моя мама».
- Тематические учебные исследования. (18 ч = 4 ч +14 ч)
- Исследование числа.- 1ч
- Исследование суммы, произведения. - 1ч
- Исследование «Лексическое значение слов» .- 1ч
- Исследование «Орфограммы в корне слова» .- 1ч
- Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» .- 1ч
- Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» .- 2ч
- Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .- 2 ч
- Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя» .- 2ч
- Исследование «Наш город-тыл».- 1 ч
- Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» -1 ч
- Исследование « Труд в моей семье» - 1ч
- Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки». – 2 ч
- Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний». – 1 ч.
11.Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. (1 ч)
4 класс
Мы живем в удивительном краю, имя которому Республика Бурятия. На территории нашей малой родины имеются горы и равнины, леса и степи, большие и малые реки и озера, самые разнообразные растения и животные, несметные богатства недр – каменный и бурый уголь, железные и марганцевые, алюминиевые, медные и другие руды, золото,нефрит и многие строительные материалы. В нашей республике хорошо развиты туризм, культура. На территории нашего края много памятников природы. Чем удивительна наша республика, вы узнаете на занятиях курса «Юный исследователь» в 4 классе.
4. Содержание тем.
- Где мы живем. Символы Республики Бурятия: герб, флаг, гимн.
Цель: знакомство с понятием герба, флага, гимна.
Понятие о символах Республики Бурятия.
Понятия: герб, флаг, гимн.
2.-7. Священные места родного края.
Цель: знакомство со священными местами родного края.
8. Знаменитые люди земли бурятской.
Цель: знакомство с известными людьми Бурятии.
9-10. Озеро Байкал.
Цель: Все о Байкале. История исследований, климат, географические сведения, фауна и многое другое.
11-14. Полезные ископаемые Бурятии.
Цель: исследование полезных ископаемых родного края.
Понятия: угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье.
15-16. Времена года и народные приметы.
Цель: исследование связи времен года и народных примет.
Понятия: народные приметы.
17-18. Реки и озера Бурятии.
Цель: знакомство с реками и озерами Республики Бурятия.
Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река.
19-20. Почвы и природные зоны Бурятии.
Цель: изучение взаимосвязи почв и природных зон.
Понятия: виды почв, многообразие почв на территории Томской области, отличительные особенности природных зон.
21-26. Растительный мир родного края.
Мир деревьев тайги и лесостепей. Болотное растение. Деревья и кустарники лесостепей. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.
Цель: изучение растительного мира области.
Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения.
27-32. Животный мир родного края.
Млекопитающие лесостепи. Птицы Республики Бурятия. Земноводные, живущие на территории республики.. Насекомые. Мир рыб.
Цель: изучение животного мира родного края.
Понятия: природное сообщество.
33. Экология республики.
Цель: изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.
Понятия: экологическая проблема.
34. Почитаем – поиграем. Проект «Природа Бурятии».
Цель: составление проекта «Природа Бурятии».
VI. Календарно-тематическое планирование. 1 класс
№ | Тема занятия: | часы | дата |
1 | I. Введение Что такое проект? | 1 | |
2 | II. Учимся делать проекты (7 часов) Что такое проблема? | 1 | |
3 | Как мы познаём мир? | 1 | |
4 | Школа «почемучек» | 1 | |
5 | Школа «почемучек» | 1 | |
6 | Удивительный вопрос | 1 | |
7 | Удивительный вопрос | 1 | |
8 | Источники информации | 1 | |
9 | Источники информации | 1 | |
10 | III. Мы исследователи (23 часа) Любимое число | 1 | |
11 | Любимое число | 1 | |
12 | Алфавит | 1 | |
13 | Алфавит | 1 | |
14 | Алфавит | 1 | |
15 | Почему мы любим, встречать Новый год | 1 | |
16 | Почему мы любим, встречать Новый год | 1 | |
17 | Игры наших дедушек и бабушек | 1 | |
18 | Игры наших дедушек и бабушек | 1 | |
19 | Растения | 1 | |
20 | Растения | 1 | |
21 | Растения | 1 | |
22 | Растения | 1 | |
23 | Растения | 1 | |
24 | Симметрия | 1 | |
25 | Симметрия | ||
26 | Сказки.Моя любимая сказка. | 1 | |
27 | Сказки. Конкурс загадок про героев народных сказок . | 1 | |
28 | Сказки. о животных. | 1 | |
29 | Сказки. Сочиняем сказку. | 1 | |
30 | Сказки. Театрализация сказки. | 1 | |
31 | Сказки Театрализация сказки. | 1 | |
32 | IV. Заключение. ( 2 часа) Что мы узнали и чему научились за год. | 1 | |
33 | Моя лучшая работа | 1 |
Календарно-тематическое планирование
2класс
№ | Тема занятия: | часы | дата |
1 | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1 | |
2 | Что можно исследовать? (тренировочные занятия) | 1 | |
3 | Основные методы исследования. Как задавать вопросы? | 1 | |
4 | Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования. | 1 | |
5 | Коллективная игра «Конструирование игровой площадки» (коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей) | 1 | |
6 | Коллективное занятие «Жилой дом» | 1 | |
7 | Игра «Историческое моделирование» | 1 | |
8 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей. | 1 | |
9 | Наблюдение как способ выявления проблем | 1 | |
10 | Экскурсия-наблюдение за воробьями | 1 | |
11 | Развитие умения видеть проблемы. | 1 | |
12 | Развитие умения выдвигать гипотезы. | 1 | |
13 | Развитие умений задавать вопросы. | 1 | |
14 | Развитие умений давать определение понятиям. | 1 | |
15 | Развитие умений давать определение понятиям. | 1 | |
16 | Развитие умений классифицировать | 1 | |
17 | Задачи на классификацию с явными ошибками | 1 | |
18 | Развитие умений и навыков работы с парадоксами. | 1 | |
19 | Развитие умений наблюдать | 1 | |
20 | Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент | 1 | |
21 | Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» | 1 | |
22 | Эксперименты с домашними животными. | 1 | |
23 | Как оценивать идеи. | 1 | |
24 | Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения. | 1 | |
25 | Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии. | 1 | |
26 | Развитие умения создавать метафоры. | 1 | |
27 | Развитие умений создавать тексты. | 1 | |
28 | Методика работы с текстом. | 1 | |
29 | Методика работы с текстом. | 1 | |
30 | Учимся выделять главную идею | 1 | |
31 | Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему». | 1 | |
32 | Мониторинг исследовательской деятельности учащихся | 1 | |
33 | Защита проектов. | 1 | |
34 | Защита проектов. | 1 |
3класс
№ | Тема занятия: | часы | дата |
1 |
| 1 | |
2 | Науки, которые нас окружают. Что я думаю своих о способностях | 1 | |
3 | Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности | 1 | |
4 |
| 1 | |
5 | План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. | 1 | |
6 | План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. | 1 | |
7 |
| 1 | |
8 |
| 1 | |
9 |
| 1 | |
10 |
| 1 | |
11 |
| 1 | |
12 |
| 1 | |
13 |
| 1 | |
14 |
| 1 | |
15 |
| 1 | |
16 |
| 1 | |
17 |
| 1 | |
18 |
| 16 часов 1 | |
19 |
| 1 | |
20 |
| 1 | |
21 | «Соединительные гласные в сложных словах» | 1 | |
22 |
| 1 | |
23 | Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» . | 1 | |
24 |
| 1 | |
25 | «Вода-источник жизни». Конференция | 1 | |
26 |
| 1 | |
27 |
| 1 | |
28 |
| 1 | |
29 |
| 1 | |
30 |
| 1 | |
31 |
| 1 | |
32 |
| 1 | |
33 |
| 1 | |
34 |
| 1 | |
Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. | 1 |
4 класс
№ | Тема занятия: | часы | дата |
1 | Символы Республики Бурятия: герб, флаг, гимн. | 1 | |
2-7 | Священные места родного края. | 6 | |
8 | Знаменитые люди земли бурятской | ||
9 | Озеро Байкал-жемчужина земли. | ||
10 | Озеро Байкал-жемчужина земли. | ||
11 | Полезные ископаемые Бурятии. | ||
12 | Полезные ископаемые Бурятии. | ||
13 | Полезные ископаемые Бурятии. | ||
14 | Полезные ископаемые Бурятии. | ||
15 | Времена года и народные приметы. | ||
16 | Времена года и народные приметы. | ||
17 | Реки и озера Бурятии. | 1 | |
18 | Реки и озера Бурятии | 1 | |
19 | Почвы и природные зоны . | 1 | |
20 | Почвы и природные зоны . | 1 | |
21 |
Мир деревьев тайги и лесостепей. | 1 | |
22 | . Болотное растение. | 1 | |
23 |
| 1 | |
24 |
| 1 | |
25 |
| 1 | |
26 |
| 1 | |
27 | Животный мир родного края. | 1 | |
28 | Млекопитающие лесостепи. | 1 | |
29 | Птицы. | 1 | |
30 | Земноводные, живущие на территории республики. | 1 | |
31 | Насекомые. Мир рыб | 1 | |
32 |
| 1 | |
33 | Экология Бурятии. | 1 | |
34 |
| 1 |
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для учителя
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
- Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
- Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
- Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
.
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
- Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
- В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.
для обучающихся
1. Л.И.Соловьев Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей [Текст]: / Л.И.Соловьев Кемерово, 2008. – 403с.
2.Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
3.Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В её основе лежит исследовательская и проектная деятельность Курского края....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Рабочая программа составлена на основепрограммы внеурочной деятельности автором которой является А.И. Савенкова. Программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена для 3 класса общеобразовате...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь". Общекультурное направление....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального наравления "Юный исследователь" разработана учителями - практиками МБОУ Бобровская СОШ №2 Воронежской области и направлена н...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" для 1- 4 классов составлена с учетом возрастных особенностей младших школьников, направлена на формирование навыков самостоятел...