Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь»
рабочая программа

Гомбоева Маргарита Гончиковна

             Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» адресована учащимся начальных классов ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_issledovatel-11.docx62.31 КБ

Предварительный просмотр:

                     Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»

Рекомендована к утверждению                                Утверждена приказом

протокол ШМО №__________                                 ГБОУ «КШ-ИСОО»

от ___.______________._____                                   №______ от ___.___,______  

Рабочая программа

 по внеурочной деятельности

«Юный исследователь»

( 1 – 4 класс)

(научно-познавательное направление)

                                                                                          Автор (составитель): Гомбоева М.Г.,

                                                                                    учитель начальных классов,I категория

2018г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» адресована учащимся начальных классов ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования», разработана на основе:

- требований к результатам освоения учебного предмета ФГОС НОО;

- положения о рабочей программе учебного предмета, курса ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования».

- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года),

- Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 24.11.2015),

- Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015).

                Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

                   Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
  • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
  • прививать интерес к исследовательской деятельности;

            II. Общая характеристика учебного предмета, курса

                    В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Юный исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

III. Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 1-4 класса, рассчитана на 4 года обучения.На реализацию  кружка «Юный исследователь» отводится 33ч в 1 классе, 34 ч в  2, 3, 4 классах (1 час в неделю). Занятия проводятся по 30-35минут  в соответствии с нормами СанПина.

IV. Планируемые результаты освоения программы:

В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  • получат возможность осознать своё место в мире;
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

                                                     V. Cодержание программы:

1 класс (33 часа)

Занятие 1.

Тема: Что такое проекты.

Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация

Занятие 2.

Тема: Что такое проблема.

Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Занятие 3.

Тема: Как мы познаём мир.

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Занятия 4-5.

Тема: Школа почемучек.

Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Занятия 6-7.

Тема: Удивительный вопрос.

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Занятия 8-9.

Тема: Источники информации.

Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Занятия 10-11.

Тема: Любимое число. Игры с числами.

Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.

История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.

Понятия: число, нумерация чисел.

Занятия 12-14.

Тема: Проект «Алфавит».

Организация выставки книг в алфавитном порядке.

Азбука в картинках.

Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.

История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

Понятия: буква, алфавит

Занятия 15-16.

Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год».

Новогодние подарки.

Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

Понятия: традиция, сувенир, самооценка

Занятия 17-19.

Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек».

Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

Понятия: игра, товарищ, друг

Занятия 20-23.

Тема: Проект «Растения».

Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений на Саврополье.

Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.

Занятия 24-25.

Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».

Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.

Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

Понятия: симметрия.

Занятие 26-31.

Тема: Проект «Сказки».

Выбор темы школьного проекта.

Моя любимая сказка.

Конкурс загадок про героев народных сказок о животных.

Сочиняем сказку.

Театрализация сказки. (2 часа)

Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.

Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.

Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.

Занятие 32-33.

Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи»

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

2 класс

Содержание занятий

Теоретический блок.

Занятие 1. Что такое исследование?

Кто такие исследователи?

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

Занятие 2. Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования

Занятие 3. Коллективная игра-исследование

Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения

Занятие 4. Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования

Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований

Занятие 5. Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления

Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления

2

Практический блок

Занятие 6-10. Путешествие в Загадкино.

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 11-15. Что такое Новый год?

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 16-20. У меня растут года…

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 21-25. Меры длины.

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 26-30. Знакомые незнакомцы (озеленение)

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятие 31-33. Праздники в России.

Работа над проектом в соответствии с этапами

3 класс

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.

  1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (2 ч)

Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.

Практика: анкетирование учащихся, опрос.

  1. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч)

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».

  1. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез.

  1. Основные источники получения информации. (3 ч)

Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

  1. Оформление списка литературы и использованных электронных источников.(1 ч)

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

  1. Методы исследования. Мыслительные операции.(1 ч)

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

  1. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

( 1 ч)

Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».

  1. Оформление работы. Подготовка доклада. (2 ч)

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.

  1. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. (2 ч)

Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Моя мама».

  1. Тематические учебные исследования. (18 ч = 4 ч +14 ч)
  1. Исследование числа.- 1ч
  2. Исследование суммы, произведения. - 1ч
  3. Исследование «Лексическое значение слов» .- 1ч
  4. Исследование «Орфограммы в корне слова» .- 1ч
  5. Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» .- 1ч
  6. Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» .- 2ч
  7. Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .- 2 ч
  8. Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя» .- 2ч
  9. Исследование «Наш город-тыл».- 1 ч
  10. Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» -1 ч
  11. Исследование « Труд в моей семье» - 1ч
  12. Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки». – 2 ч
  13. Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний». – 1 ч.

11.Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. (1 ч)

                                                               4 класс

Мы живем в удивительном краю, имя которому Республика Бурятия. На территории нашей малой родины имеются горы и равнины, леса и степи, большие и малые реки и озера, самые разнообразные растения и животные, несметные богатства недр – каменный и бурый уголь, железные и марганцевые, алюминиевые, медные и другие руды, золото,нефрит  и многие строительные материалы.  В нашей республике  хорошо развиты туризм, культура. На территории нашего края  много  памятников природы. Чем удивительна наша республика, вы узнаете на занятиях курса «Юный исследователь» в 4 классе.

4. Содержание тем.

  1. Где мы живем. Символы Республики Бурятия: герб, флаг, гимн.

Цель: знакомство с понятием герба, флага, гимна.

Понятие о символах Республики Бурятия.

Понятия: герб, флаг, гимн.

2.-7. Священные места  родного края.

Цель: знакомство со священными местами родного края.

8.  Знаменитые люди земли бурятской.

Цель: знакомство с известными людьми Бурятии.

9-10.  Озеро Байкал.

Цель: Все о Байкале. История исследований, климат, географические сведения, фауна и многое другое.  

11-14. Полезные ископаемые  Бурятии.

Цель: исследование полезных ископаемых родного края.

Понятия: угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье.

15-16. Времена года и народные приметы. 

Цель: исследование связи времен года и народных примет.

Понятия: народные приметы.

17-18. Реки и озера Бурятии.

Цель: знакомство с реками и озерами Республики Бурятия.

Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река.

19-20. Почвы и природные зоны Бурятии. 

Цель: изучение взаимосвязи почв и природных зон.

Понятия: виды почв, многообразие почв на территории Томской области, отличительные особенности природных зон.

21-26. Растительный мир родного края. 

Мир деревьев тайги и лесостепей. Болотное растение. Деревья и кустарники лесостепей. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.

Цель: изучение растительного мира области.

Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения.

27-32. Животный мир родного края. 

Млекопитающие   лесостепи. Птицы Республики Бурятия. Земноводные, живущие на территории республики.. Насекомые. Мир рыб.

Цель: изучение животного мира родного края.

Понятия: природное сообщество.

33. Экология республики.

Цель: изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.

Понятия: экологическая проблема.

34. Почитаем – поиграем. Проект «Природа Бурятии». 

Цель: составление проекта «Природа Бурятии».

                     VI.      Календарно-тематическое планирование.  1 класс

                         Тема занятия:

            часы

       дата

1

I. Введение Что такое проект?

1

2

II. Учимся делать проекты (7 часов)

Что такое проблема?

1

3

Как мы познаём мир?

1

4

Школа «почемучек»

1

5

Школа «почемучек»

1

6

Удивительный вопрос

1

7

Удивительный вопрос

1

8

Источники информации

1

9

Источники информации

1

10

III. Мы исследователи (23 часа)

Любимое число

1

11

Любимое число

1

12

Алфавит

1

13

Алфавит

1

14

Алфавит

1

15

Почему мы любим, встречать Новый год

1

16

Почему мы любим, встречать Новый год

1

17

Игры наших дедушек и бабушек

1

18

Игры наших дедушек и бабушек

1

19

Растения

1

20

Растения

1

21

Растения

1

22

Растения

1

23

Растения

1

24

Симметрия

1

25

Симметрия

26

Сказки.Моя любимая сказка.

1

27

Сказки. Конкурс загадок про героев народных сказок .

1

28

Сказки. о животных.

1

29

Сказки. Сочиняем сказку.

1

30

Сказки. Театрализация сказки.

1

31

Сказки Театрализация сказки.

1

32

IV. Заключение. ( 2 часа)

Что мы узнали и чему научились за год.

1

33

Моя лучшая работа

1

                                              Календарно-тематическое планирование

                                                                                  2класс  

                         Тема занятия:

            часы

       дата

1

 Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

2

Что можно исследовать? (тренировочные занятия)

1

3

Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

1

4

Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.

1

5

Коллективная игра «Конструирование игровой площадки»

(коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей)

1

6

Коллективное занятие «Жилой дом»

1

7

Игра «Историческое моделирование»

1

8

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей.

1

9

Наблюдение как способ выявления проблем

1

10

Экскурсия-наблюдение за воробьями

1

11

Развитие умения видеть проблемы.

1

12

Развитие умения выдвигать гипотезы.

1

13

Развитие умений задавать вопросы.

1

14

Развитие умений давать определение понятиям.

1

15

Развитие умений давать определение понятиям.

1

16

Развитие умений классифицировать

1

17

Задачи на классификацию с явными ошибками

1

18

Развитие умений и навыков работы с парадоксами.

1

19

Развитие умений наблюдать

1

20

Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент

1

21

Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

1

22

Эксперименты с домашними животными.

1

23

Как оценивать идеи.

1

24

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения.

1

25

Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии.

1

26

Развитие умения создавать метафоры.

1

27

Развитие умений создавать тексты.

1

28

Методика работы с текстом.

1

29

Методика работы с текстом.

1

30

Учимся выделять главную идею

1

31

Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему».

1

32

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

1

33

Защита проектов.

1

34

Защита проектов.

1

                                                                          3класс

                         Тема занятия:

            часы

       дата

1

  1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях.

1

2

Науки, которые нас окружают. Что я думаю своих о способностях

1

3

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

1

4

  1. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности.

1

5

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

1

6

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.

1

7

  1. Основные источники получения информации.

1

8

  1. Основные источники получения информации.

1

9

  1. Основные источники получения информации.

1

10

  1. Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

1

11

  1. Методы исследования. Мыслительные операции.

1

12

  1. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

1

13

  1. Оформление работы. Подготовка доклада.

1

14

  1. Оформление работы. Подготовка доклада.

1

15

  1. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point.

1

16

  1. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point.

1

17

  1. Тематические учебные исследования. Исследование числа

1

18

  1. Исследование суммы, произведения.

16 часов

1

19

  1. Исследование «Лексическое значение слов»

1

20

  1. Исследование «Орфограммы в корне слова»

1

21

«Соединительные гласные в сложных словах»

1

22

  1. Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» .-

1

23

Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» .

1

24

  1. «Вода-источник жизни». Конференция .

1

25

«Вода-источник жизни». Конференция

1

26

  1. « Родная улица моя»

1

27

  1. « Родная улица моя»

1

28

  1. Наш город-тыл»

1

29

  1. Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны»

1

30

  1.  « Труд в моей семье»

1

31

  1. Вредные и полезные привычки.

1

32

  1. Театрализованное представление « Вредные привычки»

1

33

  1. Театрализованное представление « Вредные привычки»

1

34

  1. Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний». – 1 ч.

1

Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год.

1

                                                                        4 класс

                         Тема занятия:

            часы

       дата

1

Символы Республики Бурятия: герб, флаг, гимн.

1

2-7

Священные места  родного края.

6

8

Знаменитые люди земли бурятской

9

Озеро Байкал-жемчужина земли.

10

Озеро Байкал-жемчужина земли.

11

Полезные ископаемые Бурятии.

12

Полезные ископаемые Бурятии.

13

Полезные ископаемые Бурятии.

14

Полезные ископаемые Бурятии.

15

Времена года и народные приметы.

16

Времена года и народные приметы.

17

Реки и озера Бурятии.

1

18

Реки и озера Бурятии

1

19

Почвы и природные зоны .

1

20

Почвы и природные зоны .

1

21

  1. Растительный мир родного края.

Мир деревьев тайги и лесостепей.

1

22

. Болотное растение.

1

23

  1. Деревья и кустарники лесостепей

1

24

  1. Самые древние травы наших лесов

1

25

  1. Мир грибов.

1

26

  1. Мир цветов, ягод и лекарственных растений

1

27

Животный мир родного края. 

1

28

Млекопитающие   лесостепи.

1

29

Птицы.

1

30

Земноводные, живущие на территории республики.

1

31

Насекомые. Мир рыб

1

32

  1. Природное сообщество

1

33

Экология Бурятии.

1

34

  1. Почитаем и поиграем. Проект «Природа Бурятии».

1

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для учителя

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.

  1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

  1. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
  2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

  1. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

.

  1. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
  2. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
  3. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.

  1. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

  1. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.

для обучающихся

1. Л.И.Соловьев Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей [Текст]: / Л.И.Соловьев Кемерово, 2008. – 403с.

2.Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

3.Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В её основе лежит исследовательская и проектная деятельность Курского края....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Рабочая программа составлена на основепрограммы внеурочной деятельности автором которой является А.И. Савенкова. Программа рассчитана на 34 часа.  Программа составлена для 3 класса общеобразовате...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь". Общекультурное направление....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального наравления "Юный исследователь" разработана учителями - практиками МБОУ Бобровская СОШ №2 Воронежской области и  направлена н...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" для 1- 4 классов составлена с учетом возрастных особенностей младших школьников, направлена на формирование навыков самостоятел...