Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" для 1- 4 классов составлена с учетом возрастных особенностей младших школьников, направлена на формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся и повышение их познавательного интереса к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_yunyy_issledovatel_polnyy.docx | 58.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» для обучающихся 1 - 4 классов школы составлена на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012
- Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
- Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 и от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства от 6 октября 2009 года № 373»
- Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ «Школа № 428» города Санкт-Петербурга
- Примерной программы исследовательского обучения младших школьников автора А. И. Савенкова (Самара: Издательство «Учебная литература», 2008)
- Учебного плана ГБОУ «Школа № 428» города Санкт-Петербурга на 2019/2020 учебный год и Положения о рабочей программе педагогов ГБОУ «Школа № 428» города Санкт-Петербург.
- Годового календарного учебного графика на 2019/2020 учебный год ГБОУ «Школа № 428» города Санкт-Петербурга.
Общая характеристика курса «Юный исследователь»
Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Кроме того программа строится на основе следующих принципах:
Принцип системности -реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации - уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры - учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых - привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи - каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности - и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования - включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Актуальность программы основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Юный исследователь» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
- проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Содержание программы «Юный исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
- участвовать в работе конференций, чтений.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять сообщения с элементами проектной деятельности, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Место курса «Юный – исследователь» в учебном плане
Согласно учебному плану ГБОУ «Школа № 428» города Санкт-Петербурга на изучение курса внеурочной деятельности «Юный – исследователь» в 1-4 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.
Ценностные ориентиры содержания программы внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений
1 класс
- слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
- осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
- вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
- вести рассказ от начала до конца;
- творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
- работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
2 класс
- наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
- пересказывать подробно и выборочно;
- выделять главную мысль на основе анализа текста;
- делать выводы из фактов, совокупности фактов;
- выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
- выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
- делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
3 - 4 класс
- переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
- отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
- конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
- систематизировать учебный план;
- пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
- высказывать содержательно свою мысль, идею;
- формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
- решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
- свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
- переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса внеурочной деятельности:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия позволят учащимся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия позволят учащимся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия позволят учащимся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание курса «Юный исследователь»
1 класс (33 часа)
Тема 1. Что такое проекты.
Тема 2. Что такое проблема.
Тема 3. Как мы познаём мир.
Тема 4 – 5. Школа почемучек.
Тема: 6 – 7. Удивительный вопрос.
Тема: 8 – 9. Источники информации.
Тема: 10 – 11. Любимое число. Игры с числами.
Тема: 12 – 14. Работа с элементами проекта «Алфавит».
Тема: 15 – 16. Работа с элементами проекта «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки.
Тема: 17 – 19. Работа с элементами проекта «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Тема: 20 – 23. Работа с элементами проекта «Растения».
Тема: 24 – 25. Работа с элементами проекта «Симметрия вокруг нас».
Тема: 26- 31. Работа с элементами проекта «Сказки».
Тема: 32 – 33. Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
2 класс (34 часа)
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования
Тема 6-7. Цели и задачи исследования
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы
Тема 10-13. Организация исследования (практическое занятие)
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем
Тема 18-19. Коллекционирование
Тема 20. Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди»
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях
Тема 23. Что такое эксперимент
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
Тема 25-27.Сбор материала для исследования
Тема 28-29. Обобщение полученных данных
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите
Тема 31. Как подготовить сообщение
Тема32. Подготовка к защите
Тема33. Индивидуальные консультации
Тема34. Подведение итогов работы
3 класс (34 часа)
Тема 1. Исследования, проектные работы и наша жизнь.
Тема 2-3. Как выбрать тему работы с элементами проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.
Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)
Тема 5-6. Какими могут быть работы с элементами проекта?
Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез.
Тема 9-10. Планирование работы.
Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.
Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.
Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы.
Тема 22-23. Исследование объектов.
Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.
Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования.
Тема 29-30. Оформление работы.
Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований.
Тема 34. Анализ исследовательской деятельности.
4 класс (34 часа)
Тема 1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Тема2-3. Культура мышления.
Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Тема 10-11. Предмет и объект исследования.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.
Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.
Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование.
Тема 17-18. Техника экспериментирования.
Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.
Тема21-22. Правильное мышление и логика.
Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных.
Тема25-27. Что такое парадоксы.
Тема 28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.
Тема 32. Защита исследования перед одноклассниками.
Тема 33. Выступление на школьной НПК.
Тема 34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.
Планируемые результаты реализации программы
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) работы с элементами проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. |
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
- альбом,
- газета,
- гербарий,
- журнал,
- книжка-раскладушка,
- коллаж,
- коллекция,
- костюм,
- макет,
- модель,
- музыкальная подборка,
- наглядные пособия,
- паспарту,
- плакат,
- план,
- серия иллюстраций,
- сказка,
- справочник,
- стенгазета,
- сувенир-поделка,
- сценарий праздника,
- учебное пособие,
- фотоальбом,
- экскурсия
Учебно – тематический план
1 класс
Тема | Кол-во часов (всего) | Кол-во часов (теория) | Кол-во часов (практ.) | Форма занятий | Способы выявления образовательных результатов учащихся |
Что такое исследование? | 1 ч. | 1 ч. | Беседа | ||
Как задавать вопросы? | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | Дидактическая игра, беседа | Составление вопросов |
Как выбрать тему исследования? | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | Дидактическая игра, беседа | |
Учимся выбирать дополнительную литературу | 1 ч. | 1 ч. | экскурсия в библиотеку | ||
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | экскурсия в библиотеку | |
Наблюдение как способ выявления проблем. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | Беседа, наблюдение | Фиксация результатов наблюдений |
Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | Беседа, практическое занятие | Составленный план работы |
Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | Беседа, игра «Мозговой штурм» | Сформулированная идея, проблема |
Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | Беседа | Сформулировнноеа предположение |
Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | Беседа, дискуссия | |
Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | 1 ч. | 1 ч. | 1 ч. | Игра с элементами виртуальной экскурсии | Отчет по экскурсии |
Обоснованный выбор способа выполнения задания | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | Беседа, обсуждение | |
Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | 2 ч | 1 ч. | 1 ч. | Практическая работа | |
Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | Практическая работа | Выполненная схема |
Методика проведения самостоятельных исследований. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | Коллективная игра-исследование. | |
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | Презентация творческой работы | Творческая работа с элементами проекта |
Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | выставка | выставка |
Анализ исследовательской деятельности. | 1 ч. | 1 ч. | Беседа, обсуждение | Рефлексивная работа | |
Итого: | 33 | 18 | 15 |
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение.
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Юный исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в 4 классе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) географические и исторические карты;
5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.
Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
В ходе изучения курса «Юный исследователь» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям.
Для осуществления образовательного процесса по курсу «Юный - исследователь» необходимо следующее оборудование:
- компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор.
Тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся
1 класс
Наименование разделов и тем | Характеристика деятельности учащихся |
Занятие 1. Тема: Что такое работы с элементами проекта. | Цель: знакомство с понятием «проект» как целенаправленная работа с элементами проекта, развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов. Понятие о проектах, и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов. Понятия: проект, проблема, информация |
Занятие 2. Тема: Что такое проблема. | Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятия: проблема, объект исследования. |
Занятие 3. Тема: Как мы познаём мир. | Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт. |
Занятия 4-5 Тема: Школа почемучек. | Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать. Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. |
Занятия 6-7. Тема: Удивительный вопрос. | Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Понятия: вопрос, ответ. |
Занятия 8-9. Тема: Источники информации. | Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации. |
Занятия 10-11. Тема: Любимое число. Игры с числами. | Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу. История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами. Понятия: число, нумерация чисел. |
Занятия 12-14. Тема: Работа с элементами проекта «Алфавит». | Организация выставки книг в алфавитном порядке. Азбука в картинках. Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся. История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках». Понятия: буква, алфавит. |
Занятия 15-16. Тема: Работа с элементами проекта «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки. | Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда. История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Понятия: традиция, сувенир, самооценка. |
Занятия 17-19. Тема: Работа с элементами проекта «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы. | Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей. Понятия: игра, товарищ, друг. |
Занятия 20-23. Тема: Работа с элементами проекта «Растения». | Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания. Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений. |
Занятия 24-25. Тема: Работа с элементами проекта «Симметрия вокруг нас». | Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи. Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека. Понятия: симметрия. |
Занятие 26-31. Тема: Работа с элементами проекта «Сказки». | Выбор темы школьноой работы с элементами проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку. Театрализация сказки. (2 часа) Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности. Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка. Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой. |
Занятие 32-33. Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. | Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи». Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. |
2 класс
Наименование разделов и тем | Характеристика деятельности учащихся |
Занятие 1. Что можно исследовать? Формулирование темы | Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы. |
Занятие 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей | Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей». |
Занятия 4-5. Тема, предмет, объект исследования | Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования, Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы. |
Занятия 6-7. Цели и задачи исследования | Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования. |
Занятия 8-9. Учимся выдвигать гипотезы | Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы. |
Занятия 10-13. Организация исследования (практическое занятие) | Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Знать:- методы исследования, Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. |
Занятия 18-19. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем | Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. Знать: - метод исследования – наблюдение Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д. |
Занятия 15-16. Коллекционирование | Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать: - понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь: - выбирать тему для коллекционирования, собирать материал. |
Занятия 20. Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди» | Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». |
Занятия 21-22. Сообщение о своих коллекциях | Выступления учащихся о своих коллекциях. |
Занятия 23. Что такое эксперимент | Понятия: эксперимент, экспериментирование. Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Практическая работа. Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента. |
Занятие 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия». |
Занятие 28-29. Обобщение полученных данных | Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Знать: способы обобщения материала Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное. |
Занятие 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите | Составление плана подготовки к защите проекта. |
Занятие 31. Как подготовить сообщение | Сообщение, доклад. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Знать: правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. |
Занятие 32. Подготовка к защите | Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. |
Занятие 33. Индивидуальные консультации | Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите. |
Занятие 34. Подведение итогов работы | Анализ своей проектной деятельности. |
3 класс
Наименование разделов и тем | Характеристика деятельности учащихся |
Занятие 1. Исследования, проектные работы и наша жизнь. | Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». |
Занятие 2-3. Как выбрать тему работы с элементами проекта? Обсуждение и выбор тем исследования | Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». |
Занятия 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. |
Занятия 5-6. Какими могут быть работы с элементами проекта? | Знакомство с видами работ с элементами проектов. Работа в группах. |
Занятия 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез | Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. |
Занятия 9-10. Планирование работы | Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». |
Занятия 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии | Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. |
Занятия 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию | Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. |
Занятия 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования | Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. |
Занятия 19-21. Анализ прочитанной литературы | Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте. |
Занятия 22-23. Исследование объектов | Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся. |
Занятие 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное | Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. |
Занятие 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. |
Занятие 28. Как сделать сообщение о результатах исследования | Составление плана работы. Требования к сообщению. |
Занятие 29-30. Оформление работы | Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. |
Занятие 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации | Работа на компьютере – создание презентации. |
Занятие 33. Мини конференция по итогам собственных исследований | Выступления учащихся с презентацией своих проектных работ. |
Занятие 34. Анализ исследовательской деятельности | Анализ своей проектной деятельности. |
4 класс
Наименование разделов и тем | Характеристика деятельности учащихся |
Занятие 1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». |
Занятие 2-3. Культура мышления. | Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ». |
Занятия 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. |
Занятия 6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. |
Занятия 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. |
Занятия 10-11. Предмет и объект исследования. | Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. |
Занятия 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования | Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы. |
Занятия 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала | Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. |
Занятия 15-16. Наблюдение и экспериментирование | Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. |
Занятия 17-18. Техника экспериментирования | Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». |
Занятия 19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования | Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. |
Занятие 21-22. Правильное мышление и логика | Задания на развитие мышления и логики. |
Занятие 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных | Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. |
Занятие 25-27. Что такое парадоксы | Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. |
Занятие 28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | Работа на компьютере – создание презентации. |
Занятие 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | Составление плана выступления. |
Занятие 32. Защита исследования перед одноклассниками | Выступление с проектами перед одноклассниками. |
Занятие 33. Выступление на школьной НПК | Презентация проекта на школьной НПК. |
Занятие 34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности | Анализ исследовательской деятельности. Выводы. |
Тематическое планирование. 1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Что такое исследование? | 1 |
2-3 | Как задавать вопросы? | 2 |
4-5 | Как выбрать тему исследования? | 2 |
6 | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | 1 |
7-8 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | 2 |
9-10 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 2 |
11-12 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | 2 |
13-14 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. | 2 |
15-16 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | 2 |
17-18 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. | 2 |
19 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | 1 |
20-21 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | 2 |
22-23 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | 2 |
24-25 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? | 2 |
26-27 | Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. | 2 |
28-30 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 2 |
31-32 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | 2 |
33 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
Итого 33 часа |
Тематическое планирование. 2 класс (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 1 |
2-3 | Как задавать вопросы? Банк идей. | 2 |
4-5 | Тема, предмет, объект исследования. | 2 |
6-7 | Цели и задачи исследования. | 2 |
8-9 | Учимся выделять гипотезы. | 2 |
10-13 | Организация исследования. (практическое занятие.) | 4 |
14-17 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | 4 |
18-19 | Коллекционирование. | 2 |
20 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | 1 |
21-22 | Сообщение о своих коллекциях. | 2 |
23 | Что такое эксперимент. | 1 |
24 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | 1 |
25-27 | Сбор материала для исследования. | 3 |
28-29 | Обобщение полученных данных. | 2 |
30 | Как подготовить результат исследования. | 1 |
31 | Как подготовить сообщение. | 1 |
32 | Подготовка к защите. (практическое занятие.) | 1 |
33 | Индивидуальная консультация. | 1 |
34 | Подведение итогов. Защита. | 1 |
Итого 34 часа |
Тематическое планирование. 3 класс (34 часа)
№ | Тема | теория |
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 1 |
2-3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 2 |
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 1 |
5-6 | Какими могут быть проекты? | 2 |
7-8 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 2 |
9-10 | Планирование работы. | 2 |
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 3 |
14-15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 |
16-18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 2 |
19-21 | Анализ прочитанной литературы. | 3 |
22-23 | Исследование объектов. | 2 |
24-25 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 2 |
26-27 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 2 |
28 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 1 |
29-30 | Оформление работы. | 2 |
31-32 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 2 |
33 | Мини конференция по итогам собственных исследований | 1 |
34 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
Итого 34 часа |
Тематическое планирование 4 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 |
2-3 | Культура мышления. | 2 |
4-5 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 2 |
6-7 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 2 |
8-9 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 2 |
10-11 | Предмет и объект исследования. | 2 |
12 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 1 |
13-14 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 2 |
15-16 | Наблюдение и экспериментирование. | 2 |
17-18 | Техника экспериментирования | 2 |
19-20 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 2 |
21-22 | Правильное мышление и логика. | 2 |
23-24 | Что такое парадоксы | 2 |
25-27 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 3 |
28-30 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 3 |
31 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 1 |
32 | Защита исследования перед одноклассниками. | 1 |
33 | Выступление на школьной НПК. | 1 |
34 | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
Итого – 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь» предназначена для организации внеурочной проектной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности курса ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Я - исследователь»
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной о...
Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс
Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...
рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности " Я- исследователь" для 3 класса...