Занятие по краеведению "Торопецкая ярмарка"
план-конспект
Занятие разработано в рамках программы внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 247.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДО ТР Дом детского творчества
Тема занятия: «Торопецкая ярмарка»
Руководитель: Камардина Оксана Владимировна, педагог дополнительного образования
Возраст участников: 10 лет.
Проект программы внеурочной деятельности «Край, в котором я живу».
Раздел программы: «Торопецкие праздники»
Первый год обучения.
Дата и место проведения: 9 января 2013г.
г. Торопец
2013г.
Цель: формирование общей культуры личности, путём изучения торопецких народных традиций на примере торопецкой ярмарки.
Задачи:
- образовательные:
- знакомство с бытом торопчан;
- изучение традиций торопецкой ярмарки;
- развитие способностей обучающихся работы с текстовым материалом.
- развивающие:
- развитие творческих способностей у младших школьников;
- формирования первичных навыков актёрского и сценического искусства.
- воспитательные:
- формирование должного отношения к своему родному краю, его истории;
- развитие навыков работы в коллективе, при взаимоуважении друг друга.
Методы работы.
- Метод эвристической беседы.
- Метод исследовательских заданий.
- Метод монологического изложения.
- Метод алгоритмических предписаний.
Формы работы:
- Дидактическая игра (индивидуальная и групповая работа).
- Театрализованная постановка (групповая работа).
Материально-техническое обеспечение занятия:
- зал для занятий;
- аудио-аппаратура;
- библиотечный фонд;
- дидактические карточки («Мы должны знать!», фрагмент «Исторического документа, «Торопецкие товары», «Заморские товары»)
- материалы для оформления и творчества детей;
- канцелярские принадлежности (маркеры, скотч);
- костюмы (сарафаны, пуховые платки, сапожки, рубашки для мальчиков);
- музыкальные композиции («Городская ярмарка», «Колядки», «Рождественские гуляния»).
Прогнозирование результатов занятия:
В ходе занятия обучающиеся приобретут способности работы с текстовым материалом, познакомятся с театральным искусством, путём развития актёрского мастерства в ходе ролевых сцен. Также они смогут пополнить багаж знаний по истории родного края, его многовековых традиций.
- Вводная часть.
1. Организационная часть (1 мин)
Добрый день, мои маленькие актёры!
Почему я вас так назвала?
(Мы готовим спектакль по теме «Рождество в древнем Торопце».)
2. Определение учебной задачи (5 мин)
Актёр должен очень хорошо представлять то время, о котором рассказывает зрителю. Закройте глазки. Представьте, что происходило в нашем городе в период Рождества.
(Звучат фрагменты аудиозаписи: «Городская ярмарка», «Колядки», «Рождественские гуляния».)
Запишите в карточку, что нам необходимо знать по теме «Рождество в древнем Торопце»?
(см. Приложение 1.)
(Дети могут записать: имена торопчан, колядки, рождественские забавы, городская ярмарка, походы в гости, рождественские подарки.)
Подчеркните красным фломастером информацию, которая вам известна.
(Опираясь на знания предыдущих занятий, дети подчёркивают – имена торопчан, колядки, рождественские забавы, походы в гости.)
Подумайте, какое новое «открытие» для себя вы можете сделать и определите тему занятия.
(Ответы детей: «Торопецкая ярмарка. Рождественские подарки».)
Определите цель нашего занятия.
(Ответы детей: «Узнать информацию по теме «Торопецкая ярмарка».)
Что нам необходимо приготовить для спектакля?
(Найти информацию о Торопецкой ярмарке, товарах; сделать эскиз декораций, подобрать одежду актёрам.)
- Основное содержание:
- Актуализация знаний (9 мин)
Откуда можно узнать информацию о глубокой древности?
(Ответы детей: «Летопись, грамота».)
Летопись – это исторический источник, с которым работают исследователи, краеведы, учёные. Сейчас и у вас есть уникальная возможность добыть информацию о Торопецкой ярмарке из первоисточника.
Выйдите по одному представителю из команды и возьмите один из документов. Озвучьте задание для своей команды.
(Дети выбирают документ. Озвучивают задание из карточки. См. Приложение 3. Возвращаются в команду и выполняют задание.)
(Дети подчёркивают информацию строго по выданному заданию. Первая группа подчёркивает информацию о том, как выглядел павильон; вторая группа – о товарах Торопецких купцов; третья – одежда торопчан.)
- Первичное закрепление знаний (10 мин)
Эй, хлопцы, девчата! Пора нам к ярмарке готовиться!
Первая группа будет мастерить витрину, вторая группа – товары для продажи готовить, третья группа - костюмы для артистов подбирать.
(Звучит музыка «Городская ярмарка». Используя выданный «документ», дети выполняют задание. Первая группа по контурам обводят витрину, фломастером прорисовывают брёвна, накладывают на скотч красную крышу. Прикрепляют к стене.
Втора группа готовит для продажи товары, и раскладывают возле карточек: «Торопецкие товары», «Заморские товары».
Насыпают «соль» в чугуны или горшки; раскладывают меха, рыбу, мясо, рубашки, «ковры».
Третья группа подбирает одежду для купцов и простого народа.)
- Первичная проверка понимания(10 мин)
Вот уже и витрина готова! Где же наши мастера удалые!
(Первая группа подходит к витрине.)
А точно ли она в торопецких традициях выстроена?
(Дети рассказывают: «Торопецкие купцы строили стены из брёвен, крыши лавок были красного цвета, для товаров делались « витрины»).
Товары на прилавке разложены: и Торопецкие, и заморские! Где же наши «купцы»?
(К витрине выходят «купцы».)
Поведайте нам «купцы» дорогие. Какие товары из-за моря привезли, а какие Торопецкие сгодились?
(«Купцы» рассказывают, что запомнили. Примерный ответ: «Кафтаны заморские, рубашки вышитые из Владимира, соль и сахар в чугунах продавали т.к. это была их мера веса не более 16 кг. Торопецкие товары: меха дорогие, рыба, мясо, шубы.
Дети после выступления остаются за прилавками.)
Эх, пора нам костюмы примерять, да ярмарку начинать!
(Выходит третья группа.)
Что для купцов у вас, люди добрые, приготовлено? Да и для нас – покупателей!
(Третья группа примеряет костюмы актёрам с пояснением различий в одежде того времени. Примерный ответ: «Шубы – это самые дорогие и красивые наряды, которые были только у купцов и помещиков, тулупы – самая дешёвая одежда была у крестьян).
- Первичное закрепление (5мин)
Все актёры готовы? Начнём репетировать первое действие нашего спектакля «Торопецкая ярмарка».
(Включается музыка «Городская ярмарка». Руководитель читает текст. Дети имитируют движения. См. Приложение 4.)
III Заключительная часть.
- Рефлексия(4 мин)
Актёры получают в награду за свой труд - аплодисменты.
Если выступление очень понравилось зрителю, артисты получают бурные, восторженные аплодисменты. Похлопайте в ладоши как можно громче, от всей души!
(Дети демонстрируют восторженные аплодисменты.)
Бывают аплодисменты сдержанные, деликатные.
(Похлопайте в ладоши, сдерживая свои эмоции.)
Они говорят о том, что артисту ещё стоит поработать над выступлением.
А бывают аплодисменты ленивые, говорящие о том, что зрителя совсем не захватила работа актёра. Как они звучат в такой ситуации?
(Дети демонстрируют ленивые аплодисменты.)
Оцените сейчас свою работу с помощью аплодисментов?
(Дети дарят себе за работу на занятии – аплодисменты.)
Что вам понравилось в своей работе?
Над чем предстоит ещё поработать на следующем занятии?
- Итог (1 мин)
На следующем занятии вас ждут «новые» открытия, впечатления и интересные творческие задания. До новых встреч, мои юные актёры!
Список использованных нормативно-правовых и вспомогательных источников.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Р. Ф. – М.: Просвещение, 2010.
2. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – Москва. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
3. Семевский М.И. Торопец – уездный город Псковской губернии., Тверь. 1999
Приложение 1.
Тема: «Рождество в древнем Торопце»
Мы должны ЗНАТЬ:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение 2.
«Исторический документ»
Морозный и ясный день выдался в Рождество Христово года перьвого правленья всемилостьливого нашего царя-батюшки, государя Алексея Михайловича! Съ самого утра под красными крышами лавокъ купцов торопецкихъ, торговля идёт. Охъ, и богаты ныне купцы торопецкие – лавки у нихъ – брёвнышко к брёвнышку, товаромъ завалены: кушанья заморские, ковры персидские в Европе купленные, рубашки ярославские. Соль и пряности по горшкам- чугунам рассыпаны. С солью дефицит – не более пуда. Подарки всякие купить можно. Да и торопецкихъ товаров много: меха дорогие, белорыбица, мясо телячье. Холодно, а всё равно армяки крестьянские, кафтаны мещанские, шубы господские всю Сенную площадь заполонили.
Приложение 3.
Дидактические карточки
---------------------------------------------------------------------------------------------------
1.
Найдите и подчеркните информацию о торговых рядах.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
2.
Найдите и подчеркните информацию о товарах.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
3.
Найдите и подчеркните информацию о Торопецких костюмах.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение 4.
«Торопецкие товары»
«Заморские товары»
Приложение 5.
Действие 1.
«Торопецкая ярмарка»
(На импровизированной сцене торговые ряды: «деревянные витрины из досок», нарисованные на ватмане. Разложены товары: мясо, хлеб, соль, рыба, меха, соль в чугунках или горшках, сахар.)
1-й торговец: Поспеши народ сюда,
Здесь всё лучшее всегда!
(Показываем жестами, как зазывали народ.)
2-й торговец: Мясо, рыбу продаю
Долго здесь я не стою!
(«Торговец» показывает картинки товаров. К нему подходят покупатели и рассматривают товар.)
3-й торговец: Пришли товары из-за моря,
Торопец наш не знает горя!
(Следующий «торговец» показывает привозной товар.)
4-й торговец: Пора подарки покупать,
В Торопце благо есть, что брать!
(«Торговец» указывает на свой товар. Покупатели проходят мимо «торговых рядов», ведут торги.)
Приложение 6.
Самоанализ внеурочного занятия
по теме «Торопецкая ярмарка»
Народные традиции – это не просто часть истории народа или определённой этнической группы, а также бесценное наследие, которое передаётся от поколения к поколению и приумножается потомками. Что касается торопецких традиций, то они уникальны и порой характерны только для местного населения, отличающегося своеобразием во всех сферах общественной жизни.
Данное внеклассное занятие относится к серии занятий по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе и входит в проект программы по внеурочной деятельности «Край, в котором мы живём». Отдельные разделы программы реализуются в дни каникул, что помогает обеспечить занятость детей в свободное время, учитывая их индивидуальные особенности и интересы.
Данная тема играет ключевую роль в программе, т.к. культурная составляющая является основополагающим аспектом этого направления. Практически, всё занятие построено на применении инновационных методов обучения младших школьников.
В творческой группе занималось 12 человек (3-4 классы). Большинство обучающихся имели навык самостоятельной работы: умели ставить перед собой учебную задачу, «добывать» новые знания, творчески подходить к решению поставленных задач, но впервые пробовали себя в театрализованном представлении.
Данное занятие предполагало раскрытие творческого потенциала обучающихся, включение их в познавательную и театральную деятельность.
Занятие относится к типу «открытие» нового знания.
Цель занятия: формирование общей культуры личности, путём изучения торопецких народных традиций на примере торопецкой ярмарки.
Цель реализуется посредством следующих задач:
- Образовательные:
- знакомство с бытом торопчан;
- изучение традиций торопецкой ярмарки;
- развитие способностей обучающихся работы с текстовым материалом.
- Развивающие:
- развитие творческих способностей у младших школьников;
- формирование первичных навыков актёрского и сценического искусства.
- Воспитательные:
- формирование должного отношения к своему родному краю, его истории;
- развитие навыков работы в коллективе, при взаимоуважении друг друга.
Цели и задачи занятия были достигнуты: обучающиеся смогли озвучить и обыграть особенности быта торопчан, торопецкой ярмарки; на протяжении всего занятия царила доброжелательная атмосфера.
Выбранные формы работы (дидактическая игра, театрализованная постановка) позволили провести занятие на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом работы. На занятии использовалась индивидуальная и групповая работа, которая позволила формировать у обучающихся следующие универсальные учебные действия:
познавательные УУД – дети самостоятельно формулировали познавательные цели, искали информацию, проводили ее анализ, осознанно строили речевые высказывания в устной форме, обобщали.
личностные УУД – использовали фантазию, воображение при выполнении учебных действий, оценивали усвоение содержания материала.
коммуникативные УУД – сотрудничали в поиске и сборе информации, оценивали действия партнера, учились учитывать позицию собеседника.
На занятии были использованы следующие методы обучения:
1. Метод эвристической беседы.
2. Метод исследовательских заданий.
3. Метод монологического изложения.
4. Метод алгоритмических предписаний.
Выбранные методы полностью соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков обучающихся.
Занятие начиналось с самоопределения учебной деятельности. На данном этапе удалось заинтересовать детей, создать благоприятную обстановку для дальнейшего сотрудничества.
На следующем этапе занятия дети определили тему, поставили перед собой учебную цель и задачи. С этой работой, обучающиеся справились достаточно быстро, т.к. использовали свой личный опыт, полученный на уроках развивающего обучения.
Работа с «историческим документом» позволила детям не только «добыть» новые знания, но и немного повеселиться, т.к. многие старинные обороты речи не всегда легко читаемы и понимаемы.
Важно не только учить детей находить новые сведения, но и доказывать свою точку зрения, т.к. это даёт возможность ребёнку сравнивать и анализировать полученный материал. На этапе «Первичная проверка понимания» дети смогли объяснить цвет крыши в торговых рядах торопчан, а также правильно определить торопецкий товар и привозной и т.д.
Результат нашего сотрудничества на занятии - подготовка первого действия спектакля. Учащиеся с удовольствием подбирали костюмы, делали эскизы декораций, репетировали на импровизированной сцене. Костюмы готовились совместно с родителями.
Между всеми этапами чётко прослеживалась логическая часть и завершённость каждого этапа. Структура занятия соответствовала логике проведения заявленного типа урока, соответствовала психологическим и физиологическим особенностям обучающихся данного возраста.
Отобранное содержание, оборудование способствовали достижению образовательной цели, стимулировали познавательные интересы обучающихся.
Дети на занятии были активны, внимательны. Царила доброжелательная атмосфера на протяжении всего занятия. В конце занятия каждый ребёнок смог оценить действительно «свой успех».
В перспективе планируется разработать программу внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» на 3 года обучения, а данную методическую разработку опубликовать в периодической печати.
Наше выступление на Межрегиональном Торопецком фестивале использовать на занятиях как методическое пособие.
Данный конспект в дальнейшем может использоваться учителями начальной школы, адаптированный с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-380857-1389533203.jpg)
Внеклассное занятие по окружающему миру "Птичья ярмарка"
Вид занятия: ирга – путешествие Цель: Систематизировать знания детей о зимующих птицах. Задачи: - знакомство детей с видовым составом зимующих и оседлых птиц...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-343051-1411037092.jpg)
Методическая разработка педагога ДО Романовской А.Л. по теме: "Разработка сценария интегрированного занятия "Ярмарка" (художественное слово, театр, музыка и ДПИ) для детей первого года обучения (7-8 лет) в объединении ДПИ "Радуга""
данное методическое пособие рассказывает о том как разработать сценарий интегрированного занятия по ДПИ с использованием синтеза искусств...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/12/picture-591659-1423756963.jpg)
Разработка занятия внеурочной деятельности "Русская ярмарка"
Тип занятия: Систематизация ранее полученных знаний о народных традициях русской ярмарки.Форма занятия: занятие – ярмарка (обмен знаниями о ярмарочной культуре)Цель занятия: Развитие положительн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/06/picture-619396-1428349427.jpg)
Внеклассное занятие по кубановедению "Кубанская ярмарка" 4 класс
Представлен сценарий внеклассного занятия по кубановедению "Кубанская ярмарка" для учащихся 4 класса....
Внеклассное занятие по профориентации на тему «Ярмарка профессий» для 1-2 классов
Формирование у учеников представления о многообразии профессий....