Внеклассное занятие по окружающему миру "Птичья ярмарка"
классный час по окружающему миру (3 класс) по теме
Вид занятия: ирга – путешествие
Цель: Систематизировать знания детей о зимующих птицах.
Задачи: - знакомство детей с видовым составом зимующих и оседлых птиц;
- расширение у детей представлений о среде обитания, питании, образе жизни птиц;
- умение выделять признаки сходства и различия у птиц;
- развитие эмоционально – чувственной сферы ребёнка;
- формирование желания участвовать в эколого-ориентированной деятельности
по отношению к зимующим птицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptichya_yarmarka.doc | 62 КБ |
ptichya_yarmarka4.ppt | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие в 3 А классе
Тема: ПТИЧЬЯ ЯРМАРКА
Вид занятия: ирга – путешествие
Цель: Систематизировать знания детей о зимующих птицах.
Задачи: - знакомство детей с видовым составом зимующих и оседлых птиц;
- расширение у детей представлений о среде обитания, питании, образе жизни птиц;
- умение выделять признаки сходства и различия у птиц;
- развитие эмоционально – чувственной сферы ребёнка;
- формирование желания участвовать в эколого-ориентированной деятельности
по отношению к зимующим птицам.
Педагогические средства: рассказ, беседа, описание.
Игры « Портретная галерея», «Зимний ночлег птиц»,
тест «Зимующие птицы»
Оборудование: иллюстрации «Зимующие птицы», набор карточек «птичьи заветы», карточки с буквами для ответов, выставка кормушек, короб, набор карточке с местами ночлега птиц, фонограмма
голоса птиц
ХОД ЗАНЯТИЯ
( звучит музыка П. Чайковского «Времена года», на слайде - зимний лес, падает снег,
выходят девочка и Ворон)
Послушайте «ЗИМНЮЮ СКАЗКУ» (автор читает слова)
Представьте, что вы оказались в зимнем лесу, где много снега.
Солнце, снежинки кружатся в медленном зимнем вальсе.
- Хорошо, ах, как хорошо! О чём шепчут снежинки? Не знаю… Что снится барсуку в его тёплой норке? Не знаю… О чём хрустит снег под ногами? Тоже не знаю. А только так хорошо! Хочется подружиться с молчаливым зимним лесом, с шустрыми синичками, с удивительно – голубым небом. Вдруг кто-то окликнул меня. Да это же красавец-ворон.
- Я прилетел, - говорит он, - передать тебе удивительные сказки про то, о чём шумит лес, шепчут снежинки, про что щебечут синички и трещит сорока.
- Я знаю много сказок, которые мама рассказывала мне.
- Странная ты, - смеётся ворон, - ты знаешь людские сказки, а я рассажу тебе, что выдумал старый лес и шаловливая речка. Те, которые принесли на своих крыльях сороки, прорычал медведь в берлоге и те, что прощебетали лесные птахи.
( звучит фонограмма - герои уходят)
Ведущий: И затрепетала, зазвенела морозным воздухом зимняя сказка. Я предлагаю Вам отправиться в зимнюю сказку. Для этого закройте глаза, представьте, что и вы оказались в зимнем лесу.
( выходит девочка)
Слайд - птицы в лесу
Девочка: Верьте иль не верьте, а жил на свете ворон – купец, удалой молодец.
В разных странах побывал, много в жизни повидал,
Рассказал былину мне о невиданной стране.
Мол, за горами, за лесами, за широкими морями,
Против неба на земле, птичий город на холме,
Город этот не простой белы стены над волной,
Крыши золотом сверкают, там нас в гости поджидают.
( ведущий берёт короб, показывает детям)
Тайны города хранит чудо – короб, он закрыт.
Ворон: Но как только мы придём и слова произнесём:
«Чудо - короб будь добрей, покажи нам всё скорей!»
Он откроет нам секреты птичьих прадедов заветы.
- Дети хором произносят заветные слова, Ворон открывает короб и по очереди свитки с «заветами птиц».
Ворон: Послушайте заветы птиц, запомните их и выполняйте.
1завет. Не разрушайте птичьи гнёзда.
2 завет. Развешивайте кормушки в защищённых от ветра местах.
3 завет. Не забывайте подкармливать птиц зимой.
4 завет. Берегите лес от огня, он наш дом.
Ведущий: Итак, мы входим в чудесный птичий городок.
Смена слайда
Девочка: Ах, какая красота, отворяйте ворота.
Зима-красавица птичьей ярмаркой славится,
Собрались купцы именитые, гости знаменитые,
Собой красуются, на других любуются.
Ну а ворон – городовой утвердил указ такой:
Ворон: - Картинную галерею создать, почётных гостей угадать.
- Чьи же портреты представлены в картинной галерее, мы узнаем, выполнив задание.
Каждая команда получает конверт с описанием птицы и разрезанной картинкой. Чья команда быстрее угадает птицу по описанию и соберёт её портрет, выходит к доске и крепит фото птицы на доску.
Карточки с описанием птиц.
1.Птица села на дерево, будто прилепившись. Помогли ей это сделать пальцы лап, направленные по два вперёд и назад и, служащий опорой, жёсткий хвост. Она клювом - долотом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые и извлекает их оттуда. Своим крепким клювом она несколько дней долбит дерево, пока не получится дупло, в котором потом прячутся летучие мыши и устраивают гнёзда другие птицы. (ДЯТЕЛ )
2. Эту птицу называют - красногрудый красавец, но верх головы, крылья и хвост черные. Селиться они предпочитают стайками среди зарослей кустарников. С приближением темноты улетает на деревья, где и ночует, прячась в ветках.
Это доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. (СНЕГИРЬ)
3. Маленькая, шустрая птичка около человеческого жилья появляется зимой, иногда можно увидеть, как она висит на ветке вниз спиной и что-то выбирает из-под коры. Это личинки зимующих насекомых-вредителей, а ещё эта птица любит несолёное сало. В поисках корма стайки этих птиц перелетают с места на место. Там, где корма много, они задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду, а значит меньше будет вредителей летом. (СИНИЦА )
4. Верхняя сторона тела серого цвета, нижняя ржаво-желтого. Через глаза по бокам головы тянется черная полоска, которая доходит до шеи. Эта птица то прыгает вверх и вниз по дереву, то вокруг него, то бегает по веткам и висит на них, то дерет кусок коры, то долбит дерево, то летает. При лазании она прижимается к стволу и почти всегда вытягивает шею и поджимает ноги, и кажется нам толстой и неуклюжей. (ПОПОЛЗЕНЬ)
Итог: - Как работали в группе?
- О каких птицах мы говорили? (о лесных, зимующих)
- А как вы, ребята, думаете, почему эти птицы не боятся зимы?
(подведение итогов – вручение пёрышек)
Ведущий: - а сейчас мы проверим, что знаем о жизни птиц зимой.
Работа в группах по тестовым заданиям.
( слайд с заданиями)
1. Каких птиц называют зимующими?
А) тех, которые зимуют у нас Б) тех, которые зимуют на юге
В) тех, которые живут на юге
2. Почему перелётные птицы улетают на юг?
А) пора выводить птенцов Б) холодно В) голодно
3. Зимовать остаются птицы, которые питаются:
А) летучими насекомыми и червями Б) семенами растений и личинками насекомых В) рыбой и лягушками
4. Что зимой птицам труднее перенести?
А) холод Б) голод В) недостаток воды
Ведущий: А теперь давайте проверим свои ответы на вопросы. (слайды для проверки)
( дети в группах поднимают карточку с буквой ответа)
Слайд Птицы в зимнем лесу - звучат голоса птиц
Ведущий: - Многие птицы совсем не улетают от нас в суровую зимнюю пору. Их называют зимующими или оседлыми. Осенью день становится короче, исчезают насекомые. В промёрзлой земле не достать червячка, вот и тянутся стаи перелётных птиц к югу, ведь питаются они насекомыми. В холодные зимние дни оставшиеся птицы ищут корм в течение всего дня. Где зимой добыть еду? Эту нелёгкую задачу птицы лесов, полей, городов и сёл решают по-разному. Кто разыскивает в складках коры жуков и пауков, кто раскапывает в поле снег, стараясь добраться до самой земли, а кто ищет корм на кустах и деревьях, ведь на многих из них остались почки и семена. Не страшен птицам холод и зимняя бескормица.
Девочка: А праздничное веселье продолжается.
Закатили птицы пир, что не видывал весь мир.
Самобранку расстелили и гостей к себе пригласили,
Прилетели снегири, дятлы, воробьи, синицы
Всем пора за стол садиться.
ИГРА – СИТУАЦИЯ «СКАТЕРТЬ – САМОБРАНКА»
Галерея птиц – на карточках написаны и нарисованы лакомства, которыми надо угостить гостей.
Ведущий: Выберете чем любит лакомиться ваша птичка и угостите её.
(дети по очереди выходят к доске и прикрепляют карточку с названием
лакомства)
ДЯТЕЛ – семена сосновых шишек, личинки жука - короеда
СИНИЦА - сало несолёное, семена различных растений.
СНЕГИРЬ - ягоды рябины, семена клёна и ясеня.
ПОПОЛЗЕНЬ – пауки, крупный песок, жёлуди
сорные растения
Итог: - Какой вывод можно сделать, чем же питаются зимующие птицы?
(в основном рацион питания составляют семена и ягоды растений, а также личинки насекомых)
Девочка: - А что же ярмарка?
Солнце к западу катится, ночь надвигается,
Птицы в стайки слетаются, домой собираются.
Ведущий: - Где же ночуют зимующие птицы?
Слайд Зимний лес
Игра «Зимний ночлег птиц»
(дети встают в 2 круга, в руках у каждого игрока фото с местом ночлега птицы
Ведущий называет птицу, а дети, у которых оказалось фото с местом ночлега остаются стоять, все остальные присаживаются)
Во время движения произносим слова :
- Мы на ярмарку пришли
Птице домик принесли
- Где ночует дятел, воробей, голубь, синица, поползень, сорока, ворона, снегирь
ОТВЕТ: На ветках дерева – поползень, сорока, ворона, снегирь
В дупле – дятел, поползень
В трубе дома – воробей, синица,
Под крышей дома – голубь, воробей
Итог: - Кто ошибался? Что нового узнали о жизни птиц?
Ведущий: Все птицы легли спать. А мы с вами покидаем птичью ярмарку и возвращаемся в нашу жизнь.
- Самобранка есть в сказках, а на яву зимняя жизнь птиц сложнее и суровее. Но даже в этих трудных условиях птицы продолжают пользу человеку.
- Какую пользу приносят птицы зимой, когда спят насекомые? ( уничтожают личинки вредителей)
- Почему птицам зимой труднее? (мало пищи и труднее её добывать)
- Чем же мы можем помочь птицам замой? (систематически подкармливать птиц, создавая птичьи столовые)
Слайды с фото детей и кормушками
Помиранцева Татьяна ученица 3 класса А
Моя кормушка называется «Шалашик». Она изготовлена из фанерных досок и деревянных реек. В её конструировании принимала участие вся моя семья.
Эта кормушка хорошо закрыта сверху треугольной крышей, что сохраняет корм сухим и не даёт ему разлетаться от порывов ветра.
Житников Сергей ученик 2 класса А.
В гараже мы с папой нашли обрезки фанеры, деревянные бруски, и закипела работа. Папа держал фанеру, а я пилил лобзиком. Когда детали были готовы, мы стали их соединять шурупами. Птичья столовая была готова. А мама посоветовала нам сделать из донышек пластиковых бутылок маленькие тарелочки, которые можно прикрутить ко дну кормушки. Так мы и сделали. Пусть и у птиц будет разная еда в зимние холода.
Буянов Назар ученик 3 класса А
.
Моя кормушка - это пластиковый дом, где по бокам вырезаны два окошка – крыши, поперёк дна закреплены деревянные рейки, на которые птицам можно садиться. На крышу сверху наклеены круги, вырезанные из деревянных пробок, чтобы птичкам не было скользко, если кормушка обледенеет. Моя столовая для птиц крепится к деревянному забору шурупами - прикручивается крышка от бутылки, а затем сама кормушка ввинчивается в крышку.
Вот так можно сделать кормушку для птиц из подручного материала.
Ежелев Никита ученик 3 класса А
Свою кормушку я делал вместе с дедом, который многое умеет. Всегда учит меня: посмотреть вокруг и использовать с пользой бесполезные предметы.
Так было и в этот раз. В кладовке мы нашли, оставшиеся от ремонта обрезки пластиковых панелей. Сделали разметку крыши, стен, дна и все детали соединили с помощью клея. Для того чтобы ветер не выдувал корм впереди укрепили пенопласт. Кормушка готова.
Слайд птицы у кормушки
Ведущий:и Ребята, а кто из вас знает правила крепления кормушек для птиц?
( все кормушки на деревья привязывают, но не в коем случае не прибивают гвоздями)
Итог занятия: - Ребята, что вы можете сказать о сегодняшнем занятии?
- Что нового вы узнали и чем поделитесь со своими близкими?
- Какие птичьи заветы запомнили?
Ворон: - Гостинцы от пернатых друзей
Д/З : Изготовить кормушку по описанию
Ведущий: Сделать кормушку не сложное дело.
Нужно повесить её умело,
Нельзя забывать корм подсыпать
И за птицами наблюдать.
- Исполнение песни о птицах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное занятие по окружающему миру "Первые книги на Руси"
Это проблемный урок с использованием технологии деятельностного метода обучения....
внеклассное занятие по окружающему миру "Птицы"-1 класс
Внеклассное занятие по окружающему миру в 1-м классе "Птицы зимой"Цели занятия:обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;расширить знания детей о зимующих птицах;воспитание ответ...
Внеклассное занятие по окружающему миру «Знаешь ли ты животных?»
Урок-игра "Квадрат знаний" по закреплению знаний о разнообразии мира животных. Класс разделен на две команды.Задания для команд в виде кроссвордов, загадок, ребусов, занимательных заданий....
Внеклассное занятие по окружающему миру: "Планета заболела"
Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе, развивать познавательную активность , речь учащихся, чувств...
Внеклассное занятие по окружающему миру "Удивительный мир растений"
Данная разработка предназначена для работы с учащимися 3-4 классов во внеурочной деятельности.На уроке учащиеся повторяют классификацию растений, значение растений в жизни человека, з...
Конспект внеклассного занятия по окружающему миру «Как животные исследуют мир».(декада по окружающему миру)
занятие к декаде по окружающему миру для 1-4 классов...
Внеклассное занятие по кубановедению "Кубанская ярмарка" 4 класс
Представлен сценарий внеклассного занятия по кубановедению "Кубанская ярмарка" для учащихся 4 класса....