рабочая программа Окружающий природный мир 01- класс
рабочая программа

рабочая программа Окружающий природный мир. Вид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.docx65.17 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение  школа  №17

Невского района Санкт-Петербурга

192131,  Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д.58 корп.1

тел. 417-55-58 тел./факс417-55-60

ОКПО 53250470  ОКОГУ 23280 ОГРН 1027806078266 ИНН 7811066830 КПП 781101001

ПРИНЯТА                                                                УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом ОУ                                   Директор ГБОУ школа № 17

Протокол №         от                                               _________________ Сандеева С.В.    

Приказ № ___ от ______ 2018 года

Рабочая программа

 

Предмет: окружающий природный мир

Вид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2

Класс: 0-1В

Учитель: Кузнеченкова Екатерина Александровна

Санкт-Петербург

2018 год

Пояснительная записка

1.Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

В программе выделяются следующие основные задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;

 - формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
  • закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

2.Общая характеристика учебного предмета:

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный  мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66  часов,  2  часа  в неделю, 33 учебные недели В соответствии с календарным учебным графиком образовательного учреждения, выходными и праздничными днями, программа может быть скорректирована..

4. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные:

-Формирование становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

-Формирование целостного взгляда  на мир в его разнообразии природы.

-Формирование уважительного отношения  к миру природы.

-Овладение навыками адаптации  в развивающемся мире.

-Формирование личностного смысла учения

Развитие самостоятельности и личной ответственности

Предметные:

-Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным  и климатическим условиям

-Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека

-Элементарные представления  о течении времени

5. Содержание учебного предмета

Название раздела

Содержание раздела

Растительный мир.

Представление о растениях, деревьях, фруктах. Представление об овощах, ягодах, грибах. Представление о травянистых растениях (цветах), представление о комнатных растениях, особенностях ухода за ними, значением в жизни. Представление о зерновых культурах, хлебе. Различение растений природных зон холодного пояса. Различение растений природных зон жаркого пояса. Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов.
Ведущий принцип построения уроков – коммуникативный.
Для развития регулирующей и исполнительской функции речи ведётся работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.

Животный мир.

Представление о животном. Представление о домашних и диких животных. Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса и зонах жаркого. Представление о птице. Представление о домашних и перелетных птицах. Представление о рыбе. Представление о речных и морских рыбах. Изучение насекомых. Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).

Объекты природы.

Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о значении объектов природы в жизни человека.

Временные представления.

Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы).


6. Описание материально – технического  обеспечения  учебного предмета

 «Окружающий природный мир»

Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др По возможности, в организации создаются «живые уголки» для непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками и т.д.). При наличии соответствующих ресурсов в организации может быть создан небольшой скотный двор, в котором содержатся домашние животные и птицы, разбит учебный огород и/или поставлена теплица. Подобные хозяйства обеспечивают условия эффективного формирования представлений об окружающем мире, навыков трудовой деятельности обучающихся. Кроме того, организованные занятия с животными и растениями способствуют нормализации эмоционального состояния детей в процессе их непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении необходимо организовывать учебные поездки детей в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства и т.д.

7. Характеристика класса.

В классе обучается 5 человек, из которых 4 мальчика и 1 девочка. По индивидуальной программе надомного обучения обучается

Для обучающихся данной группы характерны затруднения в сосредоточении внимания, понимании и удержании простейших инструкций. Зачастую трудно добиться произвольной целенаправленной деятельности обучающихся.

Учащиеся отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т. п. У одних учащихся максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются. У других детей с ограниченными возможностями здоровья сосредоточение внимания наступает лишь после того как они непосредственно приступят к деятельности. А вот у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания

У детей наблюдаются трудности с восприятием. Об этом свидетельствует недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающей действительности. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Все эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не все замечает в окружающем его мире, «не видит» многое при демонстрации педагогом наглядных пособий. Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, например направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ограниченными возможностями здоровья с запозданием, поэтому долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучению чтению и письму, где очень важно различать последовательность и расположение элементов.

 У всех учащихся наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: произвольного и непроизвольного, долговременного и кратковременного. В первую очередь, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости по всем предметам. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья – их низкая познавательная активность. Такие учащиеся с трудом воспроизводят словесный материал.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается у учащихся в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в деформации таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Характерны неумение организовывать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля и самоанализа. Выполнение задания, как правило, осложняется еще и тем, что учащиеся плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного текста.



8.Календарно-тематическое планирование

Раздел

Дата (план)

Дата (факт)

Тема урока

Количество часов на тему

Содержание видов учебной деятельности

Ожидаемый результат

Временные представления

Человек и природа  

1

Формировать элементарные  представления об объектах и явлениях окружающей природы

Учить следовать инструкции педагога, отвечать на вопросы, используя различные языковые средства, последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога; проводить несложные наблюдения

Отвечать на вопросы, удерживать учебную задачу

Сформированы элементарные  представления об объектах и явлениях окружающей природы

Способен замечать осенние изменения в природе и рассказывать о них;  работать с иллюстрациями

Называет предметы одежды или обуви,  выбирает нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы

«Осень, в гости просим!»

1

Одежда и обувь человека осенью.

2

«Что нам осень принесла?»  

Овощи.

2

«Что нам осень принесла?»  

Фрукты.

2

«Что нам осень принесла?»  

Ягоды.

1

«Что нам осень принесла?»  

Грибы.

1

Растительный мир

Какие бывают растения?   Части дерева (лист)

2

Расширение представлений о растениях;  находит и показывает части растений (лист) .

Сформированы элементарные представления о растительном мире; обучающийся   выделяет существенные признаки.

Объекты природы

Явления природы: дождь, листопад.

2

наблюдать изменения в природе

Обучающийся способен наблюдать за изменениями  в природе и устанавливать взаимосвязь;

Осознает необходимость бережного отношения к природе.

Животный мир

А кто такие птички? (домашние и дикие)

Перелетные и неперелетные птицы.

2

Формирование представлений о птицах, их значении. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

Сформированы элементарные представления о птицах, их значении. 

Временные представления

Занятия и труд людей осенью

1

Представления о труде людей в зависимости от времени года; развитие мышления и воображения при использовании имитационных действий

Сформированы представления о труде людей в зависимости от времени года;

Умеет по своим наблюдениям приводить примеры осенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты.

Обобщающий урок "В гости к осени"

1

Растительный мир

Лес. Правила поведения в лесу.

1

Формировать представления о лесе; о правилах поведения в лесу

Сформированы представления о лесе; о правилах поведения в лесу

Животный мир

В мире  животных

Сравнение зверей и птиц

1

Обучение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение

Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение

Временные представления

"Здравствуй, зимушка-зима!"

1

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

Способен замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями

Сформированы представления о зимней одежде, ее назначении

Умеет наблюдать за изменениями  в природе и устанавливать взаимосвязь;

Умеет узнавать действия и занятия людей на картинках и схемах; имитировать действия людей

Одежда и обувь человека зимой

2

Зимние явления природы (снег, метель, лед)

1

Зимние забавы

2

Что делают растения зимой?

Елка

1

Новый год

Изготовление украшений на елку.

2

Животный мир

Животные и птицы зимой

1

Формировать представления о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Сформировано представление о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Животный мир

Дикие животные. Заяц, волк.

2

Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

2

Растительный мир

Комнатные растения. Уход.

1

Учить  распознавать комнатные растения. Практически учить правильно за ними ухаживать.

Умеет распознавать комнатные растения. Умеет правильно за ними  ухаживать.

Временные представления

Обобщающий урок "Зима"

Что бывает зимой?

1

Упражнять в  изображении погодных явлений по подражанию  с помощью имитационных действий

Изображает погодные явления по подражанию  с помощью имитационных действий

Растительный мир

Природа и рукотворный мир

2

Учить классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам

Умеет классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам

Из чего что сделано?

Дерево

Ткань

Резина

3

Объекты природы

Воздух и вода. Значение для человека и животных.

1

Учить узнавать и называть  явления окружающей природы.

проводить несложные наблюдения в окружающей среде;

узнает и называет  явления окружающей природы.

Знает, что чистый воздух и вода  – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять.

Явления природы: солнце, ветер

1

Временные представления

Оживает все кругом! (весна)

1

проводить несложные наблюдения в окружающей среде

Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём

Способен замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями

Растительный мир

Растения весной. Части растений

(лист, ветки)

1

Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист, ветки)

Наличие представлений о растениях; умение находить и показывать части растений (лист, ветки)

Животный мир

Жизнь птиц весной

2

Формировать представления о птицах, их образе жизни и повадках весной

Формировать представления о насекомых, их образе жизни; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами.

Имеются представления о птицах, их образе жизни и повадках весной

Имеются представления о насекомых, их образе жизни; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами.

Животные весной

2

В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые)

2

Временные представления

Труд людей весной

1

Формировать представления о занятиях людей весной; установление взаимосвязей

Сформированы представления о занятиях людей весной;

Растительный мир

В саду и в огороде

1

Формировать представления о том, что и как растет в саду и в огороде  

Сформированы представления о том, что и как растет в саду и в огороде  

Временные представления

Обобщающий урок "Весна пришла!"

1

Формировать элементарные представления о частях суток

Сформированы элементарные представления о частях суток

Части суток. День-ночь

1

Животный мир

Закрепление по теме "Животные"

2

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

Сформированы представления о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Закрепление по теме "Птицы"

1

Растительный мир

Закрепление по теме "Растения"

2

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

Сформированы элементарные представления о растениях;

Объекты природы

Закрепление по теме "Явления природы"

2

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

Знает , что чистый воздух и вода  – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять.

Временные представления

Скоро лето!

4

Учить замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями

Замечает весенние изменения в природе и умеет рассказывать о них; умеет работать с иллюстрациями


Лист коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Окружающий мир" для 3 класса

Рабочая программа "Окружающий мир" для 3 класса...

Рабочая программа "Окружающий мир" для 3 класса

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" для 3 класса...

Рабочая программа - окружающий мир ПНШ 2 класс

Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2011 г. – Ч.1: 240 с.Ц...

Адаптированная образовательная программа "Окружающий природный мир" 2 класс

Адаптированная образовательная программа "Окружающий природный мир" 2 класс...

Рабочая программа. Окружающий природный мир. 2 класс.

Рабочая программа составлена для учащейся 2 класса надомного обучения с НОДА....

Рабочая программа Окружающий природный мир, 1 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа предназначена для учащихся 1 класса, обучающихся по АООП вариант 9.2...

Рабочая программа "Окружающий природный мир"

Рабочая программа "Окружающий природный мир"...