рабочая программа Окружающий природный мир 01- класс
рабочая программа
рабочая программа Окружающий природный мир. Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.docx | 65.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №17
Невского района Санкт-Петербурга
192131, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д.58 корп.1
тел. 417-55-58 тел./факс417-55-60
ОКПО 53250470 ОКОГУ 23280 ОГРН 1027806078266 ИНН 7811066830 КПП 781101001
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом ОУ Директор ГБОУ школа № 17
Протокол № от _________________ Сандеева С.В.
Приказ № ___ от ______ 2018 года
Рабочая программа
Предмет: окружающий природный мир
Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2
Класс: 0-1В
Учитель: Кузнеченкова Екатерина Александровна
Санкт-Петербург
2018 год
Пояснительная записка
1.Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
В программе выделяются следующие основные задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
2.Общая характеристика учебного предмета:
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели В соответствии с календарным учебным графиком образовательного учреждения, выходными и праздничными днями, программа может быть скорректирована..
4. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные:
-Формирование становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
-Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы.
-Формирование уважительного отношения к миру природы.
-Овладение навыками адаптации в развивающемся мире.
-Формирование личностного смысла учения
Развитие самостоятельности и личной ответственности
Предметные:
-Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям
-Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека
-Элементарные представления о течении времени
5. Содержание учебного предмета
Название раздела | Содержание раздела |
Растительный мир. | Представление о растениях, деревьях, фруктах. Представление об овощах, ягодах, грибах. Представление о травянистых растениях (цветах), представление о комнатных растениях, особенностях ухода за ними, значением в жизни. Представление о зерновых культурах, хлебе. Различение растений природных зон холодного пояса. Различение растений природных зон жаркого пояса. Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов. |
Животный мир. | Представление о животном. Представление о домашних и диких животных. Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса и зонах жаркого. Представление о птице. Представление о домашних и перелетных птицах. Представление о рыбе. Представление о речных и морских рыбах. Изучение насекомых. Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.). |
Объекты природы. | Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о значении объектов природы в жизни человека. |
Временные представления. | Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы). |
6. Описание материально – технического обеспечения учебного предмета
«Окружающий природный мир»
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др По возможности, в организации создаются «живые уголки» для непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками и т.д.). При наличии соответствующих ресурсов в организации может быть создан небольшой скотный двор, в котором содержатся домашние животные и птицы, разбит учебный огород и/или поставлена теплица. Подобные хозяйства обеспечивают условия эффективного формирования представлений об окружающем мире, навыков трудовой деятельности обучающихся. Кроме того, организованные занятия с животными и растениями способствуют нормализации эмоционального состояния детей в процессе их непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении необходимо организовывать учебные поездки детей в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства и т.д.
7. Характеристика класса.
В классе обучается 5 человек, из которых 4 мальчика и 1 девочка. По индивидуальной программе надомного обучения обучается
Для обучающихся данной группы характерны затруднения в сосредоточении внимания, понимании и удержании простейших инструкций. Зачастую трудно добиться произвольной целенаправленной деятельности обучающихся.
Учащиеся отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т. п. У одних учащихся максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются. У других детей с ограниченными возможностями здоровья сосредоточение внимания наступает лишь после того как они непосредственно приступят к деятельности. А вот у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания
У детей наблюдаются трудности с восприятием. Об этом свидетельствует недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающей действительности. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Все эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не все замечает в окружающем его мире, «не видит» многое при демонстрации педагогом наглядных пособий. Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, например направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ограниченными возможностями здоровья с запозданием, поэтому долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучению чтению и письму, где очень важно различать последовательность и расположение элементов.
У всех учащихся наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: произвольного и непроизвольного, долговременного и кратковременного. В первую очередь, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости по всем предметам. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья – их низкая познавательная активность. Такие учащиеся с трудом воспроизводят словесный материал.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается у учащихся в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в деформации таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Характерны неумение организовывать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля и самоанализа. Выполнение задания, как правило, осложняется еще и тем, что учащиеся плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного текста.
8.Календарно-тематическое планирование
Раздел | Дата (план) | Дата (факт) | Тема урока | Количество часов на тему | Содержание видов учебной деятельности | Ожидаемый результат |
Временные представления | Человек и природа | 1 | Формировать элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы Учить следовать инструкции педагога, отвечать на вопросы, используя различные языковые средства, последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога; проводить несложные наблюдения Отвечать на вопросы, удерживать учебную задачу | Сформированы элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы Способен замечать осенние изменения в природе и рассказывать о них; работать с иллюстрациями Называет предметы одежды или обуви, выбирает нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы | ||
«Осень, в гости просим!» | 1 | |||||
Одежда и обувь человека осенью. | 2 | |||||
«Что нам осень принесла?» Овощи. | 2 | |||||
«Что нам осень принесла?» Фрукты. | 2 | |||||
«Что нам осень принесла?» Ягоды. | 1 | |||||
«Что нам осень принесла?» Грибы. | 1 | |||||
Растительный мир | Какие бывают растения? Части дерева (лист) | 2 | Расширение представлений о растениях; находит и показывает части растений (лист) . | Сформированы элементарные представления о растительном мире; обучающийся выделяет существенные признаки. | ||
Объекты природы | Явления природы: дождь, листопад. | 2 | наблюдать изменения в природе | Обучающийся способен наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; Осознает необходимость бережного отношения к природе. | ||
Животный мир | А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетные птицы. | 2 | Формирование представлений о птицах, их значении. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными | Сформированы элементарные представления о птицах, их значении. | ||
Временные представления | Занятия и труд людей осенью | 1 | Представления о труде людей в зависимости от времени года; развитие мышления и воображения при использовании имитационных действий | Сформированы представления о труде людей в зависимости от времени года; Умеет по своим наблюдениям приводить примеры осенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты. | ||
Обобщающий урок "В гости к осени" | 1 | |||||
Растительный мир | Лес. Правила поведения в лесу. | 1 | Формировать представления о лесе; о правилах поведения в лесу | Сформированы представления о лесе; о правилах поведения в лесу | ||
Животный мир | В мире животных Сравнение зверей и птиц | 1 | Обучение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение | Умение сравнивать по характерным признакам, развитие мыслительных процессов: обобщение, анализ, сравнение | ||
Временные представления | "Здравствуй, зимушка-зима!" | 1 | проводить несложные наблюдения в окружающей среде Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём проводить несложные наблюдения в окружающей среде | Способен замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями Сформированы представления о зимней одежде, ее назначении Умеет наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; Умеет узнавать действия и занятия людей на картинках и схемах; имитировать действия людей | ||
Одежда и обувь человека зимой | 2 | |||||
Зимние явления природы (снег, метель, лед) | 1 | |||||
Зимние забавы | 2 | |||||
Что делают растения зимой? Елка | 1 | |||||
Новый год Изготовление украшений на елку. | 2 | |||||
Животный мир | Животные и птицы зимой | 1 | Формировать представления о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Сформировано представление о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | ||
Животный мир | Дикие животные. Заяц, волк. | 2 | ||||
Домашние животные. Кошка и собака. Уход. | 2 | |||||
Растительный мир | Комнатные растения. Уход. | 1 | Учить распознавать комнатные растения. Практически учить правильно за ними ухаживать. | Умеет распознавать комнатные растения. Умеет правильно за ними ухаживать. | ||
Временные представления | Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? | 1 | Упражнять в изображении погодных явлений по подражанию с помощью имитационных действий | Изображает погодные явления по подражанию с помощью имитационных действий | ||
Растительный мир | Природа и рукотворный мир | 2 | Учить классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам | Умеет классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам | ||
Из чего что сделано? Дерево Ткань Резина | 3 | |||||
Объекты природы | Воздух и вода. Значение для человека и животных. | 1 | Учить узнавать и называть явления окружающей природы. проводить несложные наблюдения в окружающей среде; | узнает и называет явления окружающей природы. Знает, что чистый воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять. | ||
Явления природы: солнце, ветер | 1 | |||||
Временные представления | Оживает все кругом! (весна) | 1 | проводить несложные наблюдения в окружающей среде Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём | Способен замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями | ||
Растительный мир | Растения весной. Части растений (лист, ветки) | 1 | Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист, ветки) | Наличие представлений о растениях; умение находить и показывать части растений (лист, ветки) | ||
Животный мир | Жизнь птиц весной | 2 | Формировать представления о птицах, их образе жизни и повадках весной Формировать представления о насекомых, их образе жизни; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами. | Имеются представления о птицах, их образе жизни и повадках весной Имеются представления о насекомых, их образе жизни; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами. | ||
Животные весной | 2 | |||||
В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые) | 2 | |||||
Временные представления | Труд людей весной | 1 | Формировать представления о занятиях людей весной; установление взаимосвязей | Сформированы представления о занятиях людей весной; | ||
Растительный мир | В саду и в огороде | 1 | Формировать представления о том, что и как растет в саду и в огороде | Сформированы представления о том, что и как растет в саду и в огороде | ||
Временные представления | Обобщающий урок "Весна пришла!" | 1 | Формировать элементарные представления о частях суток | Сформированы элементарные представления о частях суток | ||
Части суток. День-ночь | 1 | |||||
Животный мир | Закрепление по теме "Животные" | 2 | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана | Сформированы представления о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | ||
Закрепление по теме "Птицы" | 1 | |||||
Растительный мир | Закрепление по теме "Растения" | 2 | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана | Сформированы элементарные представления о растениях; | ||
Объекты природы | Закрепление по теме "Явления природы" | 2 | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана | Знает , что чистый воздух и вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять. | ||
Временные представления | Скоро лето! | 4 | Учить замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями | Замечает весенние изменения в природе и умеет рассказывать о них; умеет работать с иллюстрациями |
Лист коррекции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Окружающий мир" для 3 класса
Рабочая программа "Окружающий мир" для 3 класса...
Рабочая программа "Окружающий мир" для 3 класса
Данная рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" для 3 класса...
Рабочая программа - окружающий мир ПНШ 2 класс
Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2011 г. – Ч.1: 240 с.Ц...
Адаптированная образовательная программа "Окружающий природный мир" 2 класс
Адаптированная образовательная программа "Окружающий природный мир" 2 класс...
Рабочая программа. Окружающий природный мир. 2 класс.
Рабочая программа составлена для учащейся 2 класса надомного обучения с НОДА....
Рабочая программа Окружающий природный мир, 1 класс (для детей с у/о)
Рабочая программа предназначена для учащихся 1 класса, обучающихся по АООП вариант 9.2...
Рабочая программа "Окружающий природный мир"
Рабочая программа "Окружающий природный мир"...