Программа кружка "Экологическая мозаика" 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Спиридонова Наталья Игоревна

Программа по экологическому воспитанию младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_2017-2021uch.g._1-4_klassy.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

     

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 13» города Сарова

Принята:                                                                                        Утверждена:

педагогическим советом                                                                               приказ от  

Протокол решения от

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

экологического направления «Экологическая мозаика»

                                                               Возраст обучающихся: 7 - 11лет

                                                           Срок реализации: 4года

   Автор - составитель:

   Спиридонова Наталья Игоревна

учитель нач. классов МБОУ Школы№13

     


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..........................................................................3 - 6

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ................................................................................................  7 - 8  

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ...................................................................9

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................... 9-10

  1. Пояснительная записка.

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

Направленность

Программа «Экологическая мозаика» предназначена для организации внеурочной деятельности экологического содержания в начальной школе (1–4 классы). Программа рассчитана на 108 ч (1 ч в неделю). Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Актуальность

Актуальность данной программы обусловлена отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью. Одной из главных целей образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Программа «Экологическая мозаика» является эффективным средством реализации этой цели в начальной школе.

Целесообразность

Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобра-

зования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учится различать универсальные и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.

Новизна

Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умений устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Цель программы:

формирование ценностного отношения младших школьников к природе, ее целостное восприятие; воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Задачи программы:

  1. развитие у младших школьников эколого-эстетического восприятия окружающего мира;
  2. формирование представлений об окружающем мире как целостной экологической системе;
  3. изучение народных традиций, отражающих отношение человека к природе;
  4. развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
  5. развитие представлений о различных способах (формах) познания природы (искусство, религия, наука);
  6. формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  7. вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

В области личностных результатов будут формироваться УУД:

  • готовность и способность к саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
  • этические чувства: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Коммуникативные УУД:

  • обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
  • задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
  • договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • определять общую цель и пути её достижения;
  • проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД:

  • формулировать и удерживать познавательную задачу;
  • составлять план и последовательность действий;
  • адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
  • сбор, обработка и передача информации различными способами;
  • классификация по заданным критериям;
  • установление аналогий и причинно – следственных связей;
  • осуществлять рефлексию способов и условий действий;
  • самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
  • построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
  • презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Программа «Экологическая мозаика» позволяет расширять и обогащать содержание экологической составляющей предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции естественно-математического и социогуманитарного компонентов образования. Введение знания естественно-научного характера приобретают эмоциональную и ценностную окраску благодаря введению элементов знаний из области гуманитарно-эстетических и математических дисциплин.

Содержание программы «Экологическая мозаика» разработано на основе интеграции различных областей знаний (естественно-научных, гуманитарных, обществоведческих).

Объектом изучения курса являются разнообразные взаимосвязи в окружающем мире. В процессе познания природы как целостного реального окружения требуется его

осмысленное расчленение на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.

Интегрированный, междисциплинарный характер курса несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших школьников потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь, гуманного отношения к природному окружению, к живым существам).

Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эколого-эстетического восприятия, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности младшего школьника, способности к сочувствию, сопереживанию, состраданию.

Планируемые результаты

Использование программы «Экологическая мозаика» для организации занятий во внеурочной деятельности позволит достичь следующих результатов:

личностных:

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);

- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;

метапредметных:

- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную

деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, понимания информации, представленной в различной знаковой форме: в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;

- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной

коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии;

- участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;

 предметных:

- сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека;

- освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;

- формирование элементарных исследовательских умений;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

- овладение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;

- получение элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.

 

                                       

  1. Учебный план.

Содержание

Всего часов

Теория

Практика

Форма ат-и/ контр

1 год обучения

1

Вводное занятие.

1

1

-

Беседа

2-4

Что такое экология?

3

2

1

Беседа,экскурсия

5-8

Осенние краски природы.

4

2

2

Беседа, творческое задание

9-12

Растения просят помощи.

4

2

2

Беседа, творческое задание

13-16

Новогодний серпантин.

4

2

2

Беседа, творческое задание,выставка

17-20

Жизнь растений и животных зимой.

4

2

2

Беседа, акция «Покормите птиц зимой»

21-24

Домашние питомцы.

4

2

2

Беседа, творческое задание, экскурсия

25-28

Охраняемые животные и растения нашего края.

4

2

2

Беседа, творческое задание, экскурсия

29-32

Взаимосвязь в природе.

4

2

2

Беседа, исследовательское задание

33

Заключительное занятие

1

1

-

Беседа, представление результатов работы

2 год обучения

1

Вводное занятие.

1

1

-

Беседа

2-4

Школа юных экологов

3

2

1

Беседа, творческое задание

5-12

Учимся видеть, слышать, наблюдать природу

8

4

4

Беседа, творческое и исследовательское задания

13-19

Природа — гениальный изобретатель

7

3

4

Беседа, творческое и исследовательское задания

20-26

Изучаем природные взаимосвязи

7

3

4

Беседа, творческое и исследовательское задания

27-33

Природа — кормилица и вдохновительница

7

3

4

Беседа, творческое и исследовательское задания

34

Заключительное занятие

1

1

-

Беседа, представление результатов работы

3 год обучения

1

Вводное занятие

1

1

-

Беседа

2-6

Что такое экологическая система?

5

2

3

Беседа, творческое и исследовательское задания

7-13

Невидимые нити: многообразие экологических связей в природе

7

3

4

Беседа, творческое задание, экскурсия

14-20

Ближайшее окружение человека: экология жилища

7

3

4

Беседа, творческое задание, конкурс, экскурсия

21-27

Окружающая среда современного человека

7

3

4

Беседа, исследовательская работа, моделирование  

28-33

Как возникают и как решаются экологические проблемы

6

3

3

Беседа, исследовательская работа, проект, моделирование  

34

Заключительное занятие

1

1

-

Беседа, представление результатов работы

4 год обучения

1

Вводное занятие

1

1

-

Творческое задание

2-5

Экология и экономика — две науки о доме

4

2

2

Беседа, творческое задание

6-9

Все связано со всем

4

2

2

Беседа, творческое задание

10-13

Все должно куда-то деваться

4

2

2

Беседа, творческое и исследовательское задания

14-17

Природа знает лучше

4

2

2

Беседа, творческое задание

18-21

За все надо платить

4

2

2

Беседа, творческое задание

22-29

Чем опасны отходы и как с ними бороться

8

3

5

Беседа, творческое и исследовательское задания

30-33

Мы отвечаем за Землю: что может каждый из нас?

4

1

3

Беседа, исследовательская работа, проект, моделирование  

34

Заключительное занятие

1

1

-

Подведение итогов, представление результатов работы

2. Методическое обеспечение.

1. Технические средства обучения

- Классная магнитная доска

- Ноутбук учителя

- Многофункциональное оборудование

- Мультимедийный проектор

- Интерактивная доска

-Лабораторное оборудование

2. Учебно – практическое оборудование

- Простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик

-Материалы: тетради, бумага писчая

- Гербарии, коллекции

-Лабораторное оборудование

3. Оборудование класса 

- Ученические столы двухместные с комплектом стульев

- Стол учительский с тумбой

- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий.

- Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

4. Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная;

индивидуально-групповая;

групповая (или в парах);

фронтальная;

лабораторный практикум;

экскурсия;

групповые или индивидуальные консультации с преподавателем;

выставка.

Используются следующие методы обучения:

объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный;

проблемный;

частично поисковый или эвристический;

исследовательский.

3.Литература и интернет-ресурсы

  1. И.В.Цветкова. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. –  Ярославль «Академия развития», 1997г.
  2. М.М.Ушакова. По страницам экологического календаря. Сборник методических материалов для педагогов. – Нижний Новгород: Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, Экоцентр «Дронт», 2005г.
  3. Л.Д.Бобылёва, О.В.Бобылёва. Экологическое воспитание младших школьников. Кружковая работа. – Журнал «Начальная школа» № 5 2003г. стр. 64 – 75.
  4. Экологическое воспитание младших школьников. В помощь учителям начальной школы. – Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель», 2002г.
  5. http://www.ecosystema.ru/ — Экологическое образование детей и изучение природы России.
  6. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — Биологическое разнообразие России.
  7. http://www.forest.ru/ — Интернет-портал Forest.ru — Все о российских лесах.
  8. http://etno.environment.ru/ — Этноэкология. Сайт Лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается Интернет-порталом Forest.ru.
  9. http://www.kunzm.ru/ — Кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
  10. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — Интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
  11. http://www.wwf.ru/ — Всемирный фонд дикой природы (WWF).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"

В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс

Русский язык, чтение, окружающий мир...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...