Программа кружка "Экологическая мозаика" 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа по экологическому воспитанию младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_2017-2021uch.g._1-4_klassy.docx | 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 13» города Сарова
Принята: Утверждена:
педагогическим советом приказ от
Протокол решения от
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
экологического направления «Экологическая мозаика»
Возраст обучающихся: 7 - 11лет
Срок реализации: 4года
Автор - составитель:
Спиридонова Наталья Игоревна
учитель нач. классов МБОУ Школы№13
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..........................................................................3 - 6
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ................................................................................................ 7 - 8
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ...................................................................9
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................... 9-10
- Пояснительная записка.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Направленность
Программа «Экологическая мозаика» предназначена для организации внеурочной деятельности экологического содержания в начальной школе (1–4 классы). Программа рассчитана на 108 ч (1 ч в неделю). Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Актуальность
Актуальность данной программы обусловлена отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью. Одной из главных целей образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Программа «Экологическая мозаика» является эффективным средством реализации этой цели в начальной школе.
Целесообразность
Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобра-
зования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учится различать универсальные и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.
Новизна
Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умений устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Цель программы:
формирование ценностного отношения младших школьников к природе, ее целостное восприятие; воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Задачи программы:
- развитие у младших школьников эколого-эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений об окружающем мире как целостной экологической системе;
- изучение народных традиций, отражающих отношение человека к природе;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных способах (формах) познания природы (искусство, религия, наука);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
В области личностных результатов будут формироваться УУД:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- этические чувства: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- определять общую цель и пути её достижения;
- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Программа «Экологическая мозаика» позволяет расширять и обогащать содержание экологической составляющей предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции естественно-математического и социогуманитарного компонентов образования. Введение знания естественно-научного характера приобретают эмоциональную и ценностную окраску благодаря введению элементов знаний из области гуманитарно-эстетических и математических дисциплин.
Содержание программы «Экологическая мозаика» разработано на основе интеграции различных областей знаний (естественно-научных, гуманитарных, обществоведческих).
Объектом изучения курса являются разнообразные взаимосвязи в окружающем мире. В процессе познания природы как целостного реального окружения требуется его
осмысленное расчленение на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Интегрированный, междисциплинарный характер курса несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших школьников потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь, гуманного отношения к природному окружению, к живым существам).
Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эколого-эстетического восприятия, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности младшего школьника, способности к сочувствию, сопереживанию, состраданию.
Планируемые результаты
Использование программы «Экологическая мозаика» для организации занятий во внеурочной деятельности позволит достичь следующих результатов:
личностных:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
метапредметных:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную
деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, понимания информации, представленной в различной знаковой форме: в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии;
- участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;
предметных:
- сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека;
- освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
- формирование элементарных исследовательских умений;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
- овладение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
- получение элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
- Учебный план.
№ | Содержание | Всего часов | Теория | Практика | Форма ат-и/ контр |
1 год обучения | |||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - | Беседа |
2-4 | Что такое экология? | 3 | 2 | 1 | Беседа,экскурсия |
5-8 | Осенние краски природы. | 4 | 2 | 2 | Беседа, творческое задание |
9-12 | Растения просят помощи. | 4 | 2 | 2 | Беседа, творческое задание |
13-16 | Новогодний серпантин. | 4 | 2 | 2 | Беседа, творческое задание,выставка |
17-20 | Жизнь растений и животных зимой. | 4 | 2 | 2 | Беседа, акция «Покормите птиц зимой» |
21-24 | Домашние питомцы. | 4 | 2 | 2 | Беседа, творческое задание, экскурсия |
25-28 | Охраняемые животные и растения нашего края. | 4 | 2 | 2 | Беседа, творческое задание, экскурсия |
29-32 | Взаимосвязь в природе. | 4 | 2 | 2 | Беседа, исследовательское задание |
33 | Заключительное занятие | 1 | 1 | - | Беседа, представление результатов работы |
2 год обучения | |||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - | Беседа |
2-4 | Школа юных экологов | 3 | 2 | 1 | Беседа, творческое задание |
5-12 | Учимся видеть, слышать, наблюдать природу | 8 | 4 | 4 | Беседа, творческое и исследовательское задания |
13-19 | Природа — гениальный изобретатель | 7 | 3 | 4 | Беседа, творческое и исследовательское задания |
20-26 | Изучаем природные взаимосвязи | 7 | 3 | 4 | Беседа, творческое и исследовательское задания |
27-33 | Природа — кормилица и вдохновительница | 7 | 3 | 4 | Беседа, творческое и исследовательское задания |
34 | Заключительное занятие | 1 | 1 | - | Беседа, представление результатов работы |
3 год обучения | |||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Беседа |
2-6 | Что такое экологическая система? | 5 | 2 | 3 | Беседа, творческое и исследовательское задания |
7-13 | Невидимые нити: многообразие экологических связей в природе | 7 | 3 | 4 | Беседа, творческое задание, экскурсия |
14-20 | Ближайшее окружение человека: экология жилища | 7 | 3 | 4 | Беседа, творческое задание, конкурс, экскурсия |
21-27 | Окружающая среда современного человека | 7 | 3 | 4 | Беседа, исследовательская работа, моделирование |
28-33 | Как возникают и как решаются экологические проблемы | 6 | 3 | 3 | Беседа, исследовательская работа, проект, моделирование |
34 | Заключительное занятие | 1 | 1 | - | Беседа, представление результатов работы |
4 год обучения | |||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Творческое задание |
2-5 | Экология и экономика — две науки о доме | 4 | 2 | 2 | Беседа, творческое задание |
6-9 | Все связано со всем | 4 | 2 | 2 | Беседа, творческое задание |
10-13 | Все должно куда-то деваться | 4 | 2 | 2 | Беседа, творческое и исследовательское задания |
14-17 | Природа знает лучше | 4 | 2 | 2 | Беседа, творческое задание |
18-21 | За все надо платить | 4 | 2 | 2 | Беседа, творческое задание |
22-29 | Чем опасны отходы и как с ними бороться | 8 | 3 | 5 | Беседа, творческое и исследовательское задания |
30-33 | Мы отвечаем за Землю: что может каждый из нас? | 4 | 1 | 3 | Беседа, исследовательская работа, проект, моделирование |
34 | Заключительное занятие | 1 | 1 | - | Подведение итогов, представление результатов работы |
2. Методическое обеспечение.
1. Технические средства обучения
- Классная магнитная доска
- Ноутбук учителя
- Многофункциональное оборудование
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
-Лабораторное оборудование
2. Учебно – практическое оборудование
- Простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик
-Материалы: тетради, бумага писчая
- Гербарии, коллекции
-Лабораторное оборудование
3. Оборудование класса
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев
- Стол учительский с тумбой
- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий.
- Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
4. Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
индивидуально-групповая;
групповая (или в парах);
фронтальная;
лабораторный практикум;
экскурсия;
групповые или индивидуальные консультации с преподавателем;
выставка.
Используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный;
частично поисковый или эвристический;
исследовательский.
3.Литература и интернет-ресурсы
- И.В.Цветкова. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль «Академия развития», 1997г.
- М.М.Ушакова. По страницам экологического календаря. Сборник методических материалов для педагогов. – Нижний Новгород: Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, Экоцентр «Дронт», 2005г.
- Л.Д.Бобылёва, О.В.Бобылёва. Экологическое воспитание младших школьников. Кружковая работа. – Журнал «Начальная школа» № 5 2003г. стр. 64 – 75.
- Экологическое воспитание младших школьников. В помощь учителям начальной школы. – Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель», 2002г.
- http://www.ecosystema.ru/ — Экологическое образование детей и изучение природы России.
- http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — Биологическое разнообразие России.
- http://www.forest.ru/ — Интернет-портал Forest.ru — Все о российских лесах.
- http://etno.environment.ru/ — Этноэкология. Сайт Лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается Интернет-порталом Forest.ru.
- http://www.kunzm.ru/ — Кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
- http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — Интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
- http://www.wwf.ru/ — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"
В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс
Русский язык, чтение, окружающий мир...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...