«Применение технологии сотрудничества для диагностики и самооценки индивидуальных достижений учащихся в 1 классе»
статья (1 класс)
Особое внимание в процессе обучения я уделяю технологии сотрудничества. Главная ее идея – учиться вместе, а не просто что-то делать вместе, т.е. это обучение в процессе общения. Учиться, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, или можно обсудить решение той или иной учебной задачи. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Организацию группового общения следует начинать с формирования навыка общения в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Сергиев Посад
Выступление на педагогическом совете
на тему:
«Применение технологии сотрудничества для диагностики и самооценки индивидуальных
достижений учащихся в 1 классе»
Подготовила:
учитель высшей квалификационной
категории: Степанова Е.А.
ноябрь 2015 уч. г.
Применение технологии сотрудничества для диагностики и самооценки индивидуальных достижений учащихся в 1-ом классе
Особое внимание в процессе обучения я уделяю технологии сотрудничества. Главная ее идея – учиться вместе, а не просто что-то делать вместе, т.е. это обучение в процессе общения. Учиться, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, или можно обсудить решение той или иной учебной задачи. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Организацию группового общения следует начинать с формирования навыка общения в парах. Над этим я начинаю работать уже с 1-го класса.
В 1 классе работа в паре не превышает 10 – 15 мин.
Я распределяю работу следующим образом:
-на первом этапе объясняю правила работы в паре (повернуться друг к другу, говорить шепотом, слушать и проверять партнера, быть доброжелательными).
Данный этап провожу в форме игры «Учитель – ученик». На примере урока математики: каждая пара получает определенное количество карточек с примерами (образец). Один ученик из пары – «учитель», другой – «ученик». «Учитель» показывает карточку, « ученик» читает пример и решает его (устно или письменно). Ученик в роли учителя проверяет и поднимает вверх руку- знак готовности пары. Когда у всех пар руки подняты, звучит команда, и учащиеся меняются ролями. При такой организации деятельности у детей формируются навыки контроля и взаимоконтроля. Кроме того, никто не бездействует, каждый работает: контролирует и решает. Смена роли «учителя» и «ученика» оживляет интерес детей и их активность. Дети становятся свободными, чувствуют себя более раскованно. Эта игра позволяет не только отрабатывать вычислительные навыки, но и учит ребят сотрудничать друг с другом. Другой пример: каждой паре предлагается две карточки с дифференцированными заданиями (образец). Учащиеся в паре договариваются между собой, кто с какой карточкой будет работать. Если в ходе работы над карточкой возникают вопросы, то ребята могут обратиться за помощью друг к другу. После того, как работа выполнена, учащиеся обмениваются карточками для взаимопроверки. После исправления ошибок, карточки возвращаются обратно, и ребятам предлагается оценить себя: поставить на полях ! - если все выполнили правильно и не ошибались; + - если выполнили все задания, но допустили одну-две ошибки; - - если допустили более двух ошибок и вам нужна помощь. Карточки собираются учителем и еще раз проверяются. Следующие карточки составляются с учетом допущенных ошибок. Как итог, проводя небольшие арифметические диктанты, направленные на проверку вычислительных навыков учащихся, наблюдается значительное снижение количества вычислительных ошибок (почти в два раза). Также пять учащихся приняли участие в дистанционной олимпиаде «Пятерочка» по математике, и четверо из них стали победителями.
Сотрудничество в форме «Учитель- ученик» дети очень любят, поэтому данную форму можно использовать и в последующих классах при закреплении любой изучаемой темы и на любом уроке (математика, русский язык, окружающий мир и т.д.).
Сидящие за одной партой ученики постоянно меняются ролями «учителя» и «ученика». Они могут обучать друг друга, контролировать, работая в режиме «взаимоконтроль».
Каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности (доброжелательность по отношению друг к другу), а взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров.
При отработке навыка чтения также большую роль отвожу работе в парах. Например, работая над текстом, первый раз его читает учитель – дети следят. Затем все одновременно читают вслух вместе с учителем. После этого начинается работа в парах: каждый ученик читает вслух товарищу, а затем выслушивает его чтение (при затруднениях –помогают друг другу). В результате интенсивность тренировки в чтении вслух возрастает в несколько раз. Чтение в парах даёт возможность каждому ученику прочитать самостоятельно весь текст, а не отдельные предложения. Если текст объёмный, учащимся предлагается читать его друг другу по абзацам. После прочтения текста, учащимся предлагается задать друг другу вопросы по содержанию прочитанного.
Использование данного приема привело к следующим результатам: если на начало сентября 9 человек из 26 были не читающими, то на сегодняшний день их число сократилось до двух человек (с ними ведется индивидуальная работа). Остальные учащиеся - улучшили качество чтения.
На уроках письма – большую роль отвожу проведению взаимодиктантов. Каждой паре даётся карточка с определенным заданием ( например: набор заглавных и строчных букв, набор слогов, набор слов и т.д.- по мере прохождения учебного материала). Работа выполняется в парах:
1) первый ученик из пары диктует, другой - пишет;
2) потом учащиеся меняются ролями;
3) затем каждый берёт тетрадь своего партнёра и проверяет диктант, не заглядывая в карточку;
4) после этого ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют (но уже вместе) сначала диктант первого ученика, потом диктант второго ученика;
5) затем учащимся предлагается оценить свою работу (поставить ! или +, или -)
Потом работы проверяются учителем и следующий набор карточек составляется с учетом допущенных ошибок. В результате проводимой работы наблюдается снижение количества допускаемых ошибок в работах учащихся. Также несколько человек приняли участие в дистанционной олимпиаде «Пятерочка» по русскому языку. Трое из них стали победителями.
По мере того, как учащиеся освоили работу в парах, следует постепенно переходить к следующему этапу сотрудничества – обучению работе в группах.
Я привела только несколько примеров, как можно организовать работу в парах на различных уроках. Существует разнообразие форм проведения такой работы – это и соревнование в парах «Кто больше?»; и задания на развитие мышления «Найди слова в слове»; задания на развитие восприятия «Выложи сам», где учитель показывает картинку с изображением предмета, составленного из нескольких геометрических фигур (образец) и набор этих фигур, а учащимся в парах необходимо выложить из них данное изображение; задания по перекладыванию палочек и мн. др. Но важно не только суметь организовать работу в парах, но и учить давать объективную оценку своей работе на уроке. Вопросы такого характера, как:
- Кто доволен своей работой на уроке?;
-Кто не очень доволен? Почему?;
-Какое задание оказалось для вас наиболее легким?;
-Какое задание вызвало затруднение? Почему?;
- Оцените свою работу;
- Оцените свои знания;
- Чему вы научились легко и быстро?;
-Что вам показалось сложным на уроке?;
- Встаньте те, кто хорошо справился с работой;
-Встаньте те, кому нужна помощь учителя;
-Выберите цветной карандаш, который соответствует вашему настроению и нарисуйте кружок; и др., направлены как раз на решение этой учебной задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии сотрудничества
Применение технологии сотрудничества как средства формирования коммуникативной компетенции...
Использование технологии сотрудничества как условие развития са-мостоятельности учащихся начальных классов (статья)
Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, это наука о способах воздействия учителя на учеников в процессе обучения...
Применение технологий уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся
Различные методы обучения на уроках, позволяющие раскрыть индивидуальные и интеллектуальные особенности каждого ребенка....
Развитие способности к самооценке у учащихся младших классов на уроках английского языка
В данной статье описаны приемы и методы используемые мной для развития способности к самооценке у учащихся младших классов на уроках английского языка....
Применение технологии социальных историй в формировании эмоциональной компетентности учащихся
Данная социальная история является инструментом формирования эмоциональной компетентости учащихся начальной и средней школы. Комплексная работа с социальной историей и цветовыми зонами эмоций помогает...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Применение технологии сотрудничества в начальной школе (из опыта работы)"
Актуальность, плюсы и минусы технологии сотрудничества, особенности использования, советы учителям....
Консультация "Применение технологии сотрудничества"
Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разных задач обучения, совокупность же разнообразных подходов с чётким определением дидактической роли каждого из них позволяет доби...