Метапредметность
учебно-методический материал
Статья знакомиит с опытом применения технологии развития критического мышления. Использование приёмов технологии в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnost.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы: Иванова И.В. Терехова О.В.
Приемы критического мышления на уроках в начальной школе.
Аннотация.
Статья знакомит с опытом применения технологии развития критического мышления. Использование приемов технологии в начальной школе
Ключевые слова: приемы, критическое мышление, стадии- вызов- осмысление-рефлексия.
Ученик, который учится без желания- это
все равно, что птица без крыльев.
Саади
ФГОСы предъявляют требования к результатам освоения программ начального образования, выраженные к личностным, предметным и мектапредметных уровнях. Личностные и предметные уровни понятны. то метапредметные вызывают много вопросов.
Под метапредметными результатами понимают освоение обучающимися способы деятельности, применимые в ситуациях образовательного процесса, так и при решении задач в жизненных ситуациях.
По утверждению А.Г.Асмолова метапредметные уровни- это результат овладения универсальными учебными действиями, а также способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию. Метапредметность- это обучение за пределами учебного предмета. В этой деятельности помогают способы работы: схемы, модели, связанная с жизнью ситуация. Метапредметность характеризуется выход за предмет, но не уход от него.
Средствами достижения метапредметности могут являться: образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, программа совместной деятельности учащихся и учителя направленных на решение конкретных личностно значимых проблем учащихся, метапредметные темы в рамках предметных курсов, исследовательская деятельность, эвристическая, проектная, специальные приемы ментальных карт, деревьев понятий, денотанных граф, схем "фишбоун", различные техники графических моделей знаний, приемы сворачивания информации (конспекты, таблицы, схемы) и.т.д.
В рамках метапредметной составляющей урока мы можем применять технологии развития критического мышления.
Если рассматривать систематизацию приемов технологии развития критического мышления предложенной И. В. Муштавинской то мы применяем:
Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения:
- Кластеры
- Бортовой журнал
Умение осознанного вдумчивого чтения:
- Стратегия работы с вопросами : "Ромашка Блума", таблица "толстых" и " тонких" вопросов.
- Чтение с остановками.
Умение формулировать и решать проблемы:
- Стратегия "Фишбон"
Умение работать с понятиями:
- Синквейн
Умение в области само - и взаимоооценки:
- Лист взаимооценки
Умение планировать собственную учебную деятельность:
- Таблица "Верные - неверные утверждения".
Эти приемы выстроенные в логике "вызов - осмысление - рефлексия" помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Такая структура, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме; затем познакомиться с новой информацией; затем подумать для чего тебе понадобятся новые знания и как их можно применить.
Стадия вызова направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
Приемы стадии урока «вызов»: таблицы ПМИ, «знаю, хочу знать, узнал», толстые и тонкие вопросы; схемы- кластеры; ромашка Блума.
«Ромашка Блума» (для начальной школы сложно, но многие применяют)
Это цветок- шесть лепестков- шесть вопросов: простые вопросы (требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти), уточняющие вопросы, интерпретационные вопросы(объясняющие- побуждают учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений), творческие вопросы (прогноз), оценочные вопросы (сравнение), практические вопросы.
Например вопросы:
Когда был основан СПб?
Правильно ли я поняла, что первое здание, которое было построено в СПб – это Петропавловская крепость?
Почему Петр 1 решил строить СПб именно в этом месте?
Что изменилось бы, если бы Петр 1 построил Петропавловскую крепость не на Заячьем острове, а например на месте крепости Ниеншанц?
Чем хорошо было строительство кораблей на верфи Адмиралтейства СПб, чем верфи на берегу Дона в городе Таврове?
Чем лучше местоположение столицы в СПб или в Москве?
Как бы вы поступили на месте Петра 1 при подавлении стрелецких бунтов и почему?
Методисты рекомендуют открывать по лепестку не все на одном уроке, а можно раз в неделю по одному лепестку. У меня получается чаще.
Иногда могут возникнуть ситуации, когда ответы на заявленные вопросы незнакомы учащимся, тогда можно попросить сделать предположения и высказывания.
Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информации, постепенное продвижение от знания старого к новому.
Приемы стадии «осмысления»: инсерт (маркировка текста), бортовой журнал, дневники, стратегия решения проблем «Идеал»; таблица «Что? Где? Когда?Почему?» (исторические тексты)
«Инсерт»-маркировка текста значками по мере его чтения.
«V»- уже знал
«+»- новое
«-» - думал иначе
«?»- не понял есть вопросы
Во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать пометки на полях, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками ее граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Значки ставятся по ходу чтения текста на полях. Для заполнения таблицы вам снова приходится возвращаться к тексту параграфа. Дальнейший этап работы станет обсуждение записей внесенных в таблицу. Пример 2 класс окружающий мир тема: "Весна в мире насекомых"
Стадия рефлексии направлена на соотнесение «новой» информации со старой, используя знания полученные на стадии осмысления.
Приемы стадии рефлексии: синквейн, общее уникальное, перекрестная дискуссия.
«Перекрестная дискуссия»
Участникам дискуссии предлагается заполнить таблицу.
Аргументы «за» | Вопрос/ утверждение | Аргументы «против» |
Хорошее, т.к. учительница ее похвалила и прочитала сочинение на родительском собрании. | Хорошее ли сочинение написала героиня рассказа Н.Н. Носова «Сочинение» | Плохое, т.к. героиня сама этого не делала, а все выдумала. Хорошая отметка оказывается важнее правдивого рассказа. |
Вывод: если ты решил писать про себя, то надо писать правду, что бы потом не было стыдно за свою ложь. |
Можно предложить заполнить таблицу в группе. Одна группа за, другая группа против. Или каждая группа заполняет и за и против затем в дискуссии сделать вывод. Последний этап защита своей точки зрения.
"Синквейн"
Самый применяемый прием, на стадии рефлексии. Синквейн стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форма, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
1-я строка- название стихотворения, тема (обычно существительное)
2-я строка- описание темы (два прилагательных)
3-я строка- действие (обычно три глагола относящиеся к теме)
4-я строка- чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме)
5-я строка- повторение сути, синоним первой строки (обычно существительного)
Синквейн может помочь организовать итоговое повторение, резюмировать полученную информацию, научиться излагать сложные чувства и представления в краткой форме. Пример: 2 класс рассказ Л.Н.Толстого "Лев и собачка" (тема: дружба льва и собачки")
Используя технологию развития критического мышления позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Технология позволяет использовать индивидуальные, парные и групповые виды работ.
Литература:
1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.; Просвещение, 2008.
2. А.В.Хуторский Метапредметный подход в обучении.М.;Издательство "Эйдос" 2012.
3. О.Б.Даутова Е.Ю.Игнатьева Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников. Санкт-Петербург; Издательство "Каро" 2015
4. С.И.Заир-Бек И.В.Муштавинская Развитие критического мышления; М, Издательство "Просвещение" 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система оценки достижений метапредметных результатов»
Освоение способов оценки метапредметных результатов деятельности обучающихся. Актуализировать знания о метапредметных результатах деятельности.Познакомить с методами оценк...
Статья по теме "Метапредметный подход к обучению иностранному языку посредством формирования и развития универсальных учебных действий в младшей школе. "
статья рассматривает вопрос применения универсальных учебных действий...
Комплексный подход к оценке метапредметных и предметных результатов
Данный материал адресован учителям, начинающим работать по стандартам второго поколения. Разработка была представлена на региональной научно-практической конференции"Психолого-педагогическое сопровожд...
Метапредметное содержание и метапредметный подход
Презентация на тему "Метапредметное содержание и метапредметный подход"...
Методы и формы оценивания метапредметных результатов по русскому языку и математике по УМК «Планета Знаний» в соответствии с требованиями ФГОС. Комплексная работа-средство формирующего оценивания достижений метапредметных результатов в начальной школе
Внедрение ФГОС повлекло за собой изменения подходов к оцениванию достижений учащихся....
Конкурс для педагогов III Московская метапредметная олимпиада "Московский учитель",V Московская метапредметная олимпиада "Московский учитель".
Представлен скриншот моего участия в заочных турах III, V Московской метапредметной олимпиаде "Московский учитель" 2016 год,2018 год....
«Система работы по формированию метапредметных образовательных результатов. Оценка метапредметных образовательных результатов».
laquo;Система работы по формированию метапредметных образовательных результатов. Оценка метапредметных образовательных результатов»....