Метапредметность
учебно-методический материал

Статья знакомиит с опытом применения технологии развития критического мышления. Использование приёмов технологии в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnost.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы: Иванова И.В. Терехова О.В.

Приемы критического мышления на уроках в начальной школе.

Аннотация.

Статья знакомит с опытом применения технологии развития критического мышления. Использование приемов технологии в начальной школе 

Ключевые слова: приемы, критическое мышление, стадии- вызов- осмысление-рефлексия.   

  Ученик, который учится без желания- это

все равно, что птица без крыльев.

Саади

 ФГОСы  предъявляют требования к результатам освоения программ начального образования, выраженные к личностным,  предметным и мектапредметных уровнях. Личностные и предметные уровни понятны. то метапредметные вызывают много вопросов.

    Под метапредметными результатами понимают освоение обучающимися способы деятельности, применимые в ситуациях образовательного процесса, так и при решении задач в жизненных ситуациях.

     По утверждению А.Г.Асмолова метапредметные уровни- это результат овладения универсальными учебными действиями, а также способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию. Метапредметность- это обучение за пределами учебного предмета. В этой деятельности помогают способы работы: схемы, модели, связанная с жизнью ситуация. Метапредметность характеризуется выход за предмет, но не уход от него.

   Средствами достижения метапредметности могут являться: образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, программа совместной деятельности учащихся и учителя направленных на решение конкретных личностно значимых проблем учащихся, метапредметные темы в рамках предметных курсов, исследовательская деятельность, эвристическая, проектная, специальные приемы ментальных карт, деревьев понятий, денотанных граф, схем "фишбоун", различные техники графических моделей знаний, приемы сворачивания информации (конспекты, таблицы, схемы) и.т.д.

   В рамках метапредметной составляющей урока мы можем применять технологии развития критического мышления.

 Если рассматривать систематизацию приемов технологии  развития критического мышления предложенной И. В. Муштавинской то мы применяем:

Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения:

  • Кластеры
  • Бортовой журнал

Умение осознанного вдумчивого чтения:

  • Стратегия работы с вопросами : "Ромашка Блума",  таблица "толстых" и " тонких" вопросов.
  • Чтение с остановками.

Умение формулировать и решать проблемы:

  • Стратегия "Фишбон"

Умение работать с понятиями:

  • Синквейн

Умение в области само - и взаимоооценки:

  • Лист взаимооценки

Умение планировать собственную учебную деятельность:

  • Таблица "Верные - неверные утверждения".

Эти приемы выстроенные в логике "вызов - осмысление - рефлексия" помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

Такая структура, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме; затем познакомиться с новой информацией; затем подумать  для чего тебе понадобятся новые знания и как их можно применить.

Стадия вызова направлена  на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Приемы стадии урока «вызов»: таблицы ПМИ, «знаю, хочу знать, узнал», толстые и тонкие вопросы; схемы- кластеры; ромашка Блума.

«Ромашка Блума» (для начальной школы сложно, но многие применяют)

Это цветок- шесть лепестков- шесть вопросов: простые вопросы (требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти), уточняющие вопросы, интерпретационные вопросы(объясняющие- побуждают учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений), творческие вопросы (прогноз), оценочные вопросы (сравнение), практические вопросы.

Например вопросы:

Когда был основан СПб?

Правильно ли я поняла, что первое здание, которое было построено в СПб – это Петропавловская крепость?

Почему Петр 1 решил строить СПб именно в этом месте?

Что изменилось бы, если бы Петр 1 построил  Петропавловскую крепость не на Заячьем острове, а например на месте крепости Ниеншанц?

Чем хорошо было строительство кораблей на верфи Адмиралтейства СПб, чем верфи на берегу Дона в городе Таврове?

Чем лучше местоположение столицы в СПб или в Москве?

Как бы вы поступили на месте Петра 1 при подавлении стрелецких бунтов и почему?

Методисты рекомендуют открывать по лепестку не все на одном уроке, а можно раз в неделю по одному лепестку. У меня получается чаще.

Иногда могут возникнуть ситуации, когда ответы на заявленные вопросы незнакомы учащимся, тогда можно попросить сделать  предположения и высказывания.

Стадия  осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информации, постепенное продвижение от знания старого к новому.

Приемы стадии «осмысления»: инсерт (маркировка текста), бортовой журнал,  дневники, стратегия решения проблем «Идеал»; таблица «Что? Где? Когда?Почему?» (исторические тексты)

«Инсерт»-маркировка текста значками по мере его чтения.

«V»- уже знал

«+»- новое

«-» - думал иначе

«?»- не понял есть вопросы

Во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать пометки на полях, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками ее граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Значки ставятся по ходу чтения текста на полях. Для заполнения таблицы вам снова приходится возвращаться к тексту параграфа. Дальнейший этап работы станет обсуждение записей внесенных в таблицу. Пример 2 класс окружающий мир тема: "Весна в мире насекомых"

Стадия рефлексии направлена на соотнесение «новой» информации со старой, используя знания полученные на стадии осмысления.

Приемы стадии рефлексии: синквейн, общее уникальное, перекрестная дискуссия.

«Перекрестная дискуссия»

Участникам дискуссии предлагается заполнить таблицу.

Аргументы «за»

Вопрос/ утверждение

Аргументы «против»

Хорошее, т.к. учительница ее похвалила и прочитала сочинение на родительском собрании.

Хорошее ли сочинение написала героиня рассказа Н.Н. Носова «Сочинение»

Плохое, т.к. героиня сама этого не делала, а все выдумала.

Хорошая отметка оказывается важнее правдивого рассказа.

Вывод: если ты решил писать про себя, то надо писать правду, что бы потом не было стыдно за свою ложь.

 Можно предложить заполнить таблицу в группе. Одна группа за, другая группа против. Или каждая группа заполняет и за и против затем в дискуссии сделать вывод. Последний этап защита своей точки зрения.

"Синквейн"

Самый применяемый прием, на стадии рефлексии. Синквейн стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форма, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

1-я строка- название стихотворения, тема (обычно существительное)

2-я строка- описание темы (два прилагательных)

3-я строка- действие (обычно три глагола относящиеся к теме)

4-я строка- чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме)

5-я строка- повторение сути, синоним первой строки (обычно существительного)

Синквейн может помочь организовать итоговое повторение, резюмировать полученную информацию, научиться излагать сложные чувства и представления в краткой форме. Пример: 2 класс рассказ Л.Н.Толстого "Лев и собачка" (тема: дружба льва и собачки")

   Используя технологию развития критического мышления позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Технология позволяет использовать индивидуальные, парные и групповые виды работ.

Литература:

1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.; Просвещение, 2008.

2. А.В.Хуторский Метапредметный подход в обучении.М.;Издательство  "Эйдос" 2012.

3. О.Б.Даутова Е.Ю.Игнатьева Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников. Санкт-Петербург; Издательство "Каро" 2015

4. С.И.Заир-Бек И.В.Муштавинская Развитие критического мышления; М, Издательство "Просвещение" 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система оценки достижений метапредметных результатов»

Освоение способов оценки метапредметных результатов деятельности обучающихся.  Актуализировать знания о метапредметных результатах деятельности.Познакомить с методами оценк...

Комплексный подход к оценке метапредметных и предметных результатов

Данный материал адресован учителям, начинающим работать по стандартам второго поколения. Разработка была представлена на региональной научно-практической конференции"Психолого-педагогическое сопровожд...

Метапредметное содержание и метапредметный подход

Презентация на тему "Метапредметное содержание и метапредметный подход"...

Конкурс для педагогов III Московская метапредметная олимпиада "Московский учитель",V Московская метапредметная олимпиада "Московский учитель".

Представлен скриншот моего участия в заочных турах III,  V  Московской метапредметной олимпиаде "Московский учитель" 2016 год,2018 год....

«Система работы по формированию метапредметных образовательных результатов. Оценка метапредметных образовательных результатов».

laquo;Система работы по формированию метапредметных образовательных результатов. Оценка метапредметных образовательных результатов»....