Комплексный подход к оценке метапредметных и предметных результатов
методическая разработка по теме
Данный материал адресован учителям, начинающим работать по стандартам второго поколения. Разработка была представлена на региональной научно-практической конференции"Психолого-педагогическое сопровождение стандартов второго поколения: внедрение, опыт, перспективы" в ноябре 2011г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_podhod_k_ocenke_predmetnyh_i_metapredmetnyh_rezultatov.rar | 160.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Комплексный подход к оценке метапредметных и предметных результатов
Как уже отмечалось, стандарт устанавливает три основные группы результатов
- Личностные
- Метапредметные
- Предметные
(слайд 2) Под метапредметными результатами в стандарте понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая контроль и коррекцию. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Оценка метапредметных результатов
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана.
Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов представленных в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» и предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
(слайд 3) Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
К ним относятся:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умене контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
( слайд 4) Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые регулятивные, познавательные и коммуникативные результаты обучения.
( слайд 5) Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:
— текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;
— решение задач творческого и поискового характера (система заданий УМК «Школа 2100»: творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);
— проектная деятельность;
— комплексные работы на межпредметной основе.
( слайд 6) Мониторинг освоения учебных программ и сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий может осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК «Школа 2100»,представленных на листах с проверочными и тренинговыми заданиями.
В учебниках даются отдельные задания на определённые предметные и метапредметные умения, из которых педагог может компоновать проверочную работу.
В учебниках приводятся также примерные задания, нацеленные как на проверку предметных знаний, умений и навыков, так и на проверку метапредметных результатов обучения.
( слайд 7) Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких познавательных УУД как целеполагание, планирование может основываться на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой работе.
Проверочные работы по предметам включают задания, проверяющие уровень освоения УУД на каждом этапе обучения. ( слайд 8) Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для этих целей может использоваться Таблицы метапредметных результатов, Портфолио учащегося. Здесь учитель фиксирует успешность выполнения заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
Особенностью контрольно-измерительных материалов по оценке универсальных учебных действий в том, что их оценка осуществляется по заданиям, представленным в трех формах, которые включаются как в контрольные работы по отдельным предметам, в комплексные работы на межпредметной основе, и отдельную диагностику:
- диагностические задания, в которых оценивается конкретное универсальное действие и это действие выступает как результат
- задания в ходе выполнения контрольных работ по предметам, где универсальные учебные действия являются инструментальной основой, от того, как владеет обучающийся специальными и метапредметными действиями зависит успешность выполнения работы;
- задания в комплексной работе, которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.
- контроль метапедметных результатов, формируемых в рамах внеучебной деятельности возможен в рамках выполнения комплексной контрольной работы на межпредметной основе, диагностики, проводимой администрацией, психологом, педагогами в рамках изучения воспитательной работы, внеурочной деятельности, контроля состояния преподавания по классам.
По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
( слайд 10,11,12,13,14,15,16)
Процедура оценки | |
Внешняя оценка Предмет оценки эффективность воспитательно-образовательной деятельности учреждения. Форма проведения процедуры: неперсонифицированные мониторинговые исследования образовательных достижений обучающихся и выпускников начальной школы: в рамках аттестации педагогов и аккредитации образовательного учреждения; проведение анализа данных о результатах выполнения выпускниками итоговых работ. Субъекты оценочной деятельности: специалисты, не работающие в образовательном учреждении. Инструментарий, формы оценки: Комплексные работы на межпредметной основе, проверочные работы на предметной основе, где метапредметный результат является инструментальной основой, разработанные на федеральном или региональном уровне. | Внутренняя оценка Предмет оценки: сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Задача оценки данных результатов: определение уровня усвоения учащимися определенных универсальных учебных действий, как средства анализа и управления своей познавательной деятельностью. Субъекты оценочной деятельности: администрация, учитель, психолог, обучающиеся Форма проведения процедуры: Неперсонифицированные мониторинговые исследования проводит администрация школы: 1) Заместитель директора по ВР в рамках изучения уровня воспитанности обучающихся школы, анализа воспитательной работы (коммуникативные универсальные учебные действия; регулятивные универсальные действия) 2) Заместитель директора по УВР в рамках внутришкольного контроля: по изучению состояния преподавания предметов; по изучению состояния организации внеурочной деятельности; в рамках промежуточной и итоговой аттестации (проведение трех контрольных работ, русский язык, математика, комплексная работа на метапредметной основе по итогам 1, 3 четверти, 1 полугодия; итоговой аттестации.); на этапах рубежного контроля при переходе на новую ступень обучения. 3) Психолог в рамках преемственности с ДОУ и при переходе обучающихся в школу второй ступени (коммуникативные, регулятивные, познавательные). Персонифицированные мониториноговые исследования проводят: 1) Учитель в рамках: внутришкольного контроля, когда предлагаются административные контрольные работы и срезы; тематического контроля по предметам и текущей оценочной деятельности; по итогам 1,3 четверти, 1 полугодия; итоговой аттестации. 2) Психолог в рамках итогов коррекционной работы с детьми « группы риска». 3) Ученик в результате самооценки на уроке, внеурочной деятельности с фиксацией результатов в оценочных листа. Инструментарий: 1. Диагностические задачи по проверке отдельных видов универсальных учебных действий, которые нельзя оценить в ходе стандартизированной контрольной работы (по А.Г Асмолову) 2. Итоговые проверочные работы по предметам УУД как инструментальная основа. )тетради для контрольных и проверочных работ по ОС «Школа 2100» 3. Комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией . 4. Олимпиадные и творческие задания, проекты (внеурочная деятельность). Методы оценки: фронтальный письменный, индивидуальная беседа, анкетирование, наблюдение. Результаты продвижения в формировании таких действий как коммуникативные и регулятивные действия, которые нельзя оценить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы фиксируются в виде оценочных листов прямой или опосредованной оценкой учителя, психолога в портфолио ученика, листах самооценки. |
При анализе результатов мониторинга, наблюдений учителя, материалов Портфолио учащегося становится очевидным: осуществляет ли ребёнок УУД на определённом учебном материале или на разном. Использование учебного действия в различных ситуациях на разном материале говорит о том, что оно освоено ребёнком как универсальный способ.
Результаты освоения универсальных учебных действий учитываются при выведении итоговых годовых отметок по предмету.
( слайд 17 ) Комплексные итоговые работы
(как способ проверки метапредметных результатов)
Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.
Все итоговые комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика.
Они строятся на основе не сплошного текста, к которому дается от 11 (в первом классе) до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий.
В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта.
Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат.
Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.
Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика; может добавляться и окружающий мир.
( слайд 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25) С помощью этих работ оценивается
В области чтения
1)техника и навыки чтения
- скорость чтения (в скрытой для детей форме) не сплошного текста;
- общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);
- сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;
При этом указывается, что при проверке скорости чтения результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы, дав им какое-либо иное задание.
2)культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.);
3)читательский отклик на прочитанное.
В области системы языка
1)овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)
- целостность системы понятий (4 кл.);
- фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;
- разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);
- разбор предложения по частям речи;
- синтаксический разбор предложения;
2)умение строить свободные высказывания:
- словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);
- предложения
- связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик на этическую ситуацию, на нравственную и социальную проблему, на экологические проблемы, задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения
3)сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);
4)объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы)
В области математики
1)овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)
2)умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;
3)умение рассуждать и обосновывать свои действия
В области окружающего мира
1)сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий
- тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);
- объекты живой и неживой природы;
- классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;
- распознавание отдельных географических объектов
2)сформированность первичных предметных способов учебных действий
- навыков измерения и оценки;
- навыков работы с картой;
- навыков систематизации
3)сформированность первичных методологических представлений
- этапы исследования и их описание;
- различение фактов и суждений;
- постановка проблемы и выдвижение гипотез.
Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.
( слайд 26) Комплект итоговых комплексных контрольных работ должен сопровождаться детальными рекомендациями по:
- проведению работ;
- оцениванию каждого отдельного задания (с приведением списка проверяемых элементов, вариантов полного и частично правильного ответов, с указанием критериев правильности выполнения задания);
- оцениванию работы в целом
- интерпретации результатов каждого задания и работы в целом и по использованию полученных результатов;
- фиксации первичных результатов выполнения работ детьми и результатов их обработки, с приведением примеров используемых форм.
Оценка предметных результатов
( слайд 27) Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Оценка предметных результатов описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Описание их представлено в разделе «Планируемые результаты начального общего образования».
(слайд 27, 28) Структура их описания состоит из трёх уровней.
В первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ожидаемые результаты изучения данного предмета.
Во втором блоке («Выпускник научится») отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций. Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые необходимы для дальнейшего успешного образования, и потому служат основой при определении содержания итоговой оценки выпускников.
Наконец, третий блок планируемых результатов («Выпускник получит возможность научиться») отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Выделение этого блока отражает задачи школы по опережающему формированию и развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития.
Достижение планируемых результатов, отнесённых к этому блоку, не является предметом итоговой оценки выпускников, но может быть предметом неперсонифицированных исследований, направленных на оценку результатов деятельности системы образования и образовательных учреждений с позиции оценки качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных стандартом общего образования.
Дифференцированный подход в оценке знаний, позволяет при разработке критериев оценки планируемых предметных результатов использовать задания соответствующие опорной системе знаний и задания соответствующие повышенной подготовке учащихся.
(слайд 29) Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
(слайд 32, 33, 34,35,36,37,38)
Процедура оценки | |
Внешняя оценка Предмет оценки эффективность воспитательно-образовательной деятельности учреждения Форма проведения процедуры: неперсонифицированные мониторинговые исследования образовательных достижений обучающихся и выпускников начальной школы: – в рамках аттестации педагогов и аккредитации образовательного учреждения; -проведение анализа данных о результатах выполнения выпускниками итоговых работ. Субъекты оценочной деятельности: специалисты, не работающие в образовательном учреждении. Инструментарий, формы оценки: комплексные работы на межпредметной основе, контрольные работы по русскому языку и математике. | Внутренняя оценка Предмет оценки сформированности действий обучающихся с предметным содержанием (предметных действий); наличие система опорных предметных знаний; наличие системы знаний, дополняющих и расширяющих опорную систему знаний. Задача оценки данных результатов: определение достижения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, метапредметных действий речевых (навык осознанного чтения, навык работы с информацией) и коммуникативных сотрудничество с учителем и сверстниками) как наиболее важных для продолжения обучения; определение готовности обучающихся для обучения в школе 2 ступени; определение возможностей индивидуального развития обучающихся. Субъекты оценочной деятельности: администрация, учитель, обучающиеся. Форма проведения процедуры: Неперсонифицированные мониторинговые исследования проводит администрация школы: заместитель директора по УВР в рамках внутришкольного контроля: по изучению состояния преподавания предметов учебного плана в рамках промежуточной и итоговой аттестации (три работы: русский язык, математика, комплексная работа на межпредметной основе); на этапах рубежного контроля (входной, по полугодиям). Персонифицированные мониторинговые исследования проводят: 1. Учитель в рамках: внутришкольного контроля административные контрольные работы и срезы; тематического контроля по предметам и текущей оценочной деятельности; по итогам четверти, полугодия; промежуточной и итоговой аттестации. 2. Ученик через самооценку результатов текущей успеваемости, по итогам четверти, года, промежуточной и итоговой аттестации (оценочные листы; выполнение заданий базового или повышенного уровня). Инструментарий: 1. В рамках промежуточной и итоговой аттестации и текущего контроля: уровневые итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, включающие проверку сформированности базового уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник научится») и повышенного уровня Оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник получит возможность научиться»; комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией. Методы оценки: стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, (самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). Осуществление обратной связи через: 1. Информированность: педагогов, об эффективности педагогической деятельности (педсоветах, совещаниях посвященных анализу учебно-воспитательного процесса); обучающихся об их личных достижениях (индивидуальные беседы, демонстрацию материалов портфолио). 2. Обеспечение мотивации на обучение, ориентировать на успех, отмечать даже незначительное продвижение поощрение обучающихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе. |
В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки в портфолио в Таблицах достижений учащегося.
( слайд 39,40) Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
Текущая аттестация | - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - диктант; - контрольное списывание; - тесты; - проекты; - графическая работа; - изложение; - сочинение; - творческая работа; - диагностическая работа |
Итоговая аттестация | - контрольная работа; - диктант; - изложение; - проверка осознанного чтения; - комплексная работа. |
Типовые и диагностические материалы для оценки предметных результатов
- Русский язык Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса Е.В. Бунеева М.А.Яковлева, Проверочные и контрольные работы по русскому языку Е.В. Бунеева Рабочая тетрадь по русскому языку Н.А. Исаева
- Литературное чтение Тетрадь по литературному чтению Р.Н.Бунеев Е.В.Бунеева
- Математика Самостоятельные и контрольные работы С.А. Козлова А.Г.Рубин
- Окружающий мир Самостоятельные и итоговые работы А.А.Вахрушев О.В.Бурский
Таблицы требований с типовыми диагностическими задачами Ответственный за проведение – учитель.
Предмет | Предметные результаты обучения | Типовые и диагностические задачи | ||||
Речевые умения | Учебно-языковые умения | Правописные умения | ||||
Русский язык | 1 класс | |||||
• составлять предложения из слов; | • различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные); | • писать большую букву в начале предложения, в именах собственных; | Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса Е.В. Бунеева М.А.Яковлева | |||
2 класс | ||||||
• правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное; | • выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове; | • делить слова на части для переноса; | 1.Проверочные и контрольные работы по русскому языку 2 класс Е.В. Бунеева 2. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса Н.А. Исаева | |||
3 класс | ||||||
• правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку; | • выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове; | • находить в словах изученные орфограммы по определенным признакам; | 1.Проверочные и контрольные работы по русскому языку 3 класс Е.В. Бунеева | |||
4 класс | ||||||
• владеть правильным типом читательской деятельности; | • выполнять фонетический разбор доступных слов; | • писать безударные гласные в окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонений; в окончаниях имен прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; | 1.Проверочные и контрольные работы по русскому языку 4 класс Е.В. Бунеева |
Предмет | Предметные результаты обучения | Типовые и диагностические задачи | ||
Осмысленно читать и получать удовольствие от литературы как искусства слова | Определять и объяснять своё отношение к прочитанному | Узнавать новое о литературе, книгах, писателях, чтобы выбирать интересное для себя | ||
Литературное чтение | 1 класс | |||
• осмысленное, правильное чтение целыми словами; | • высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений | • соотношение авторов, названий и героев прочитанных произведений; | Тетрадь по литературному чтению Р.Н.Бунеев Е.В.Бунеева | |
2 класс | ||||
• осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами; | • размышления о характере и поступках героя; | • умение относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; | Тетрадь по литературному чтению Р.Н.Бунеев Е.В.Бунеева | |
3 класс | ||||
• осознанное, правильное, выразительное чтение; | • умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; | • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определенным признакам; | Тетрадь по литературному чтению Р.Н.Бунеев Е.В.Бунеева | |
4 класс | ||||
• осознанное, правильное, выразительное чтение; | • умение аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; | • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); | Тетрадь по литературному чтению Р.Н.Бунеев Е.В.Бунеева |
Предмет | Предметные результаты обучения | Типовые и диагностические задачи | |||
Производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях | Читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики | Строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения | Узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними | ||
Математика | 1 класс | ||||
• читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20; | • читать и записывать именованные числа (длина, масса, объем); | • решать простые задачи; | • выделять признаки предметов; | Самостоятельные и контрольные работы С.А. Козлова А.Г.Рубин | |
2 класс | |||||
• читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; | • читать числовые и буквенные выражения в 2 действия; | • решать простые задачи и задачи в 2 действия; | • находить периметр и площадь квадрата (прямоугольника); | Самостоятельные и контрольные работы С.А. Козлова А.Г.Рубин | |
3 класс | |||||
• читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; | • читать и записывать именованные числа (длина, площадь, масса, объем); | • решать задачи в 2–3 действия; | • вычислять периметр, площадь и объемы фигур с помощью изученных формул; | Самостоятельные и контрольные работы С.А. Козлова А.Г.Рубин | |
4 класс | |||||
• читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000; | • читать и записывать именованные числа (длина, площадь, масса, объем); | • решать задачи в 2–3 действия; | • вычислять периметр, площадь и объемы фигур с помощью изученных формул; | Самостоятельные и контрольные работы С.А. Козлова А.Г.Рубин |
Предмет | Предметные результаты обучения | Типовые и диагностические задачи | |
уметь объяснять мир | уметь определять свое отношение к миру | ||
Окружающий мир | 1 класс | ||
называть окружающие предметы и их взаимосвязи; объяснять, как люди помогают друг другу жить; называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека; называть основные особенности каждого времени года | оценивать правильность поведения людей в природе; оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения) | Самостоятельные и итоговые работы А.А.Вахрушев О.В.Бурский | |
2 класс | |||
объяснять отличия твердых, жидких и газообразных веществ; объяснять влияние притяжения Земли; связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли; наблюдать за погодой и описывать ее; уметь определять стороны света по солнцу и по компасу; читать и пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны; называть основные природные зоны и их особенности | оценивать правильность поведения людей в природе; уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле | Самостоятельные и итоговые работы А.А.Вахрушев О.В.Бурский | |
3 класс | |||
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы; отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой; объяснять, что такое общество, государство, история, демократия; по году определять век, место события в прошлом; отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу | учиться объяснять свое отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны | Самостоятельные и итоговые работы А.А.Вахрушев О.В.Бурский | |
4 класс (Естествознание) | |||
объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека; применять знания о своем организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.); называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твердых тел; объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых; объяснять, в чем главное отличие человека от животных; находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения | оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно; доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам | Самостоятельные и итоговые работы А.А.Вахрушев О.В.Бурский | |
4 класс (Обществознание) | |||
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера; отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества; объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов | объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений |
Типовые и диагностические материалы для оценки метапредметных результатов
Ответственный за проведение - психолог
УУД | Основные критерии оценивания | Типовые диагностические задачи для учащихся | |
6,5-7 лет | 9-10 лет | ||
Регулятивные универсальные учебные действия | принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать правило в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • адекватно воспринимать оценку учителя; • различать способ и результат действия; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | Выкладывание узора из кубиков. индивидуальная работа учащихся. | Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) |
Познавательные универсальные учебные действия | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; • строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • устанавливать аналогии; • владеть общим приемом решения задач. | -Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска) 6,5—7 лет. индивидуальная работа с ребенком. Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова) 6,5—7 лет. индивидуальная беседа с ребенком Методика «Кодирование»(11_й субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю. Панасюка) 6,5—7 лет. индивидуальная или групповая работа с детьми. | Диагностика универсального действия общего приёма решения задач (А.Л.Лурия, Л.С.Цветкова) Методика «Нахождение схем к задачам» (А.Н.Рябинкина) |
Коммуникативные универсальные учебные действия | • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнера; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). (индивидуальная беседа) 6,5—7 лет. Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) 6,5—7 лет (наблюдение) | Методика «Кто прав» (г.А.Цукерман и др.) Задание «Дорога к дому» (модифецированный вариант методики «Архитектор-строитель) |
Результаты заносятся в таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов.
Используемая литература
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (часть1,2) под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой Издательство «Просвещение» Москва 2010
- Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой Издательство «Просвещение» Москва 2010
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе под редакцией А.Г. Асмолова Издательство «Просвещение» Москва 2010
- Основная образовательная программа Школа 2100 Издательство «Баласс» 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Портфель достижений"- системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся
В данной презентации представлены критерии создания "Портфеля достижений обучающихся начальной школы" , задачи участников образовательного процесса....
Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов
Работа по ФГОСам...
Доклад Ковалёвой С.С."Комплексный подход к оценке результатов согласно ФГОС НОО"
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит требования к системе оценки достижения планируемых результатов, в соответствии с которыми система оценки: 1. Фиксирует цели оценочной...
Модель комплексного подхода к оценке планируемых результатов.
Разработанная модель представлена в ООП НОО МАОУ "Средняя школа № 8" г. Когалыма....
Доклад на тему: «Использование уровневого подхода в системе оценки метапредметных и предметных результатов»
Доклад на тему: «Использование уровневого подхода в системе оценки метапредметных и предметных результатов»...
Подготовка глухих и слабослышащих обучающихся 5-ых классов к оценке метапредметных и предметных результатов
Материал предназначен для учтелей, осуществляющих подготовку глухих и слабослышащих обучающихся к оценке метапредметных и предметных результатов и носит практический характер (см.Приложения)...
Диагностический инструментарий оценки метапредметных и личностных результатов при выполнении комплексных работ в начальной школе
Файл содержит итоговые комплексные проверочные работы для 1,2,3.4 классов, позволяющие выявить уровень сформирвоанности УУД и личностных результатов обучения младших школьников. В работе приводится по...