Мастер - класс "Образовательные технологии обучения учащихся с рисками школьной неуспешности"
материал
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Тема: «Образовательные технологии обучения учащихся с рисками школьной неуспешности».
Цель: рассказать об образовательных технологиях и поделиться опытом преодоления школьной неуспешности .
Вступление.
-Здравствуйте , уважаемые коллеги!
Введение в тему.
-Хочу начать своё выступление с показа фотографий.
-Перед вами 6 фотографий это – Альберт Энштейн, Иосиф Бродский, Людвиг ван Бетховен, Наполеон Бонапарт, Исаак Ньютон, Билл Гейтс.
-Скажите, пожалуйста, что может объединять этих людей? (Всемирные известные люди).
-Да, вы совершенно правы, но их объединяет ещё одно – в школе они не были успешны.
Например,
Альберт Энштейн- считается самым известным «двоечником» в мире. Исключением были математика и латынь.
Иосиф Бродский - был заядлым двоечником и хулиганом.
Людвиг ван Бетховен - был совершенно не в ладах с математикой и письмом.
Наполеон Бонапарт - был одним из худших учеников и любил только математик.
Исаак Ньютон- столкнулся с неуспеваемостью в школе по причине болезни.
Билл Гейтс- один из самых богатых людей на планете, он тоже был двоечником.
Получается, если у ребенка низкие оценки в школе, это значит, у него нет, шансов стать великим! Согласитесь, звучит странно. Но многовековая история подтверждает: далеко не всегда плохие оценки становятся предвестниками неудачного будущего. Вы сейчас увидели 6 великих двоечников, которые стали известны всему миру благодаря своим уникальным талантам.
Конечно, мы не предлагаем относиться к учебе своих детей безразлично, а лишь напоминаем, что неудачи по какому-то предмету не означают, что ваш ребенок не добьется успехов в будущем.
Тема выступления.
Тема моего выступления «Образовательные технологии обучения учащихся с рисками школьной неуспешности».
Актуальность проблем.
А теперь я предлагаю обсудить пословицу:
Всем известна пословица «Яблоко от яблони недалеко падает».
– Скажите можно ли на дереве найти два одинаковых яблока?
– Условно наберем корзину яблок. Разложим на кучки:
1) самые красивые (съедим сами или угостим родню)
2) мелкие ( сварим компот)
3) неказистые, червивые (варенье, сушка)
Вывод.
Таким образом, в соответствии с выбранными критериями каждому яблоку нашлось применение.
Вот так и каждый класс похож на такую корзину яблок. Следовательно, очень важно правильно оценить каждого учащегося.
«Яблоки как дети, нет третьего сорта, надо уметь оценить».
Проблема.
В настоящее время в педагогической практике существует проблема оценивания учебной деятельности. Старые методы оценивания давно уже изжили себя. Сегодня ни одному из учеников не понравится, как по старому традиционному методу оценивают его работу. Порой мы , учителя , не комментируем свое оценивание. Ученики не имеют понятия , за что ему учитель поставил ту или иную оценку. Как и все мои коллеги, я тоже столкнулась с этой проблемой оценивания .
Важное значение имеет контрольно – оценочная самостоятельность ребёнка, то есть умение контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.
Работа, проводимая в школе.
С сентября 2018 года мы работаем с детьми, условно разделив каждый класс на 4 группы:
1.обучающие, с повышенной мотивацией к изучению предмета(олимпиадное движение)
2.одарённые(8 типов одарённости)
3.риск ГИА(9-11)
4.Риск школьной неуспешности.
В нашей школе мы проанализировали ситуацию и получили следующие данные :65% составляют обучающиеся с риском школьной неуспешности.
Изучив материалы научно-практическая конференция по обсуждению модели научно-методического обеспечения профессионального развития педагогов в области технологий
обучения учащихся с рисками школьной неуспешности (июнь 2018 Москва), мы пришли к выводу, что наиболее эффективно можно преодолевать школьную неуспешность у обучающихся 1-5 классов. Тем более, что концу 5 класса риск школьной неуспешности составляет 56%.
У нас уже есть опыт работы по преодолению школьной неуспешности. Ученик 11 класса за время учёбы в школе показал следующие результаты по качеству.
2016-2017 уч.г.57%;
2017-2018-68%
2018-2019 -75%.
Динамика на лицо! Причина успеха- книга о посёлке, которую ему помогли написать учитель истории и библиотекарь. Идея принадлежала ребёнку. Проект был успешным, благодаря вниманию и поддержке педагогического коллектива: 2 место «Лидер года»,2 и 3 место во Всероссийских конференциях, выступление перед жителями посёлка Зеленоборск, Талый, Каджером. Подросток стал увереннее в своих силах и более успешен.
Выступление по теме.
Следуя методическим рекомендациям конференции мы используем следующие технологии:
Тьюторское сопровождение(старшеклассники)согласия родителей, краткосрочное наставничество(эксперты: одноклассники и родители), формирующее оценивание.
Виды технологий .
Ознакомьтесь с информацией на таблице. Я кратко пркоментирую представленную технологию.
Тьюторство.
Практика предполагает, что учащегося с риском школьной неуспешности принятия решения, выбора цели, в трудных жизненных ситуациях сопровождает тьютор. Чаще всего под руководством тьютора учащийся разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут. Тьюторское сопровождение осуществляться старшеклассниками8-11 классов. Старшеклассники изъявили желание помогать малышам; их родители дали согласие. Тьюторское сопровождение предпологает несколько этапов
1. Первая встреча, знакомство, выяснение образовательного запроса учащегося. Важная роль
здесь отводится позиции тьютора, которые создает атмосферу доверия, поощряя учащегося к раскрытию себя, своих потребностей и способностей.
2. Проектировочный этап – тьютор проводит консультации, оказывает необходимую помощь. Основными задачами тьютора на данном этапе являются поддержка самостоятельности и активности учащегося.
3. Реализационный этап – учащийся представляет полученные им результаты.
4. Аналитический этап – тьютор помогает учащемуся оценить итоги всего процесса работы.
Основными формами тьюторского сопровождения являются индивидуальные и групповые
тьюторские консультации.
Краткосрочное наставничество.
Наставничество – традиционно процесс передачи знаний и опыта. В программах краткосрочного наставничества наставник – это успешный деятель в своей сфере , в нашем случае это одноклассник и родитель. Цель участия наставника – сопровождать подопечного, помочь ему разработать жизненную траекторию и понять важность получения дальнейшего образования и построения трудовой карьеры.
Наставничество предполагает этапы:
На первой встрече идет разговор о жизненных целях и планах, наставник представляет собой
ролевую модель успешной взрослой жизни.
Вторая встреча – разговор про круг друзей, значимых и важных людях, их роли в жизни подопечного.
На третьей встрече обсуждаются ошибки и неудачи, как с ними поступать.
Четвертая посвящена самоорганизации: от планирования замысла к его осуществлению. Пятая встреча про общение личное и профессиональное, переговоры и карьерный рост. Шестая – завершает разговор об образовании и самообразовании через всю жизнь.
Как вы видите, наставник появляется при возникновении форс-мажорных обстоятельств (драка, ссора, отказ выполнять требования учителя).
Одноклассники помогают товарищу в достижении им образовательной цели ежедневно(сидят вместе за партой, для того чтобы помогали и оценивали ответы друг друга).
Формирующее оценивание – это технология (практика) оценивания в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося. Основная цель – научение учащихся ставить цели, планировать пути их достижения, мотивируя, таким образом, учащихся на дальнейшее активное обучение. Технология гарантированно приводит к улучшению образовательных результатов учащихся.
Наблюдение и анализ учебного процесса и формирующее оценивание позволяют сделать так, чтобы школьники могли более успешно учиться, а учителя более эффективно преподавать. Технология позволяет учителям более внимательно и тонко следить за тем, как изо дня в день
протекает обучение. Наблюдая за учениками в момент обучения, собирая информацию на основе обратной связи и осторожно проводя эксперименты в ходе учебного процесса, учителя могут многое узнать о том, как школьники воспринимают материал и как они реагируют на те или иные приёмы преподавания. На основе полученной обратной связи педагоги могут переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно.
Формирующее оценивание требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.
Формирующее оценивание почти никогда не является балльным.
Формирующее оценивание должно соответствовать определённым характеристикам и нуждам учителя, учеников и изучаемых дисциплин. То, что хорошо работает в одном классе, необязательно подойдёт для другого.
Когда учителя традиционными способами - посредством вопросов, контрольных, домашних заданий и экзаменов - собирают обширную информацию о том, как учатся дети, оказывается, что эта потенциально полезная информация поступает слишком поздно. Она уже не имеет перспективы для учеников – не может действенно повлиять на их учёбу. Поэтому наиболее эффективное время для оценивания и налаживания обратной связи – это период до начала тестовых проверок и экзаменов. Цель подобного оценивания – создание именно такой, ранней обратной связи.
Среди наиболее популярных приемов формирующего оценивания можно назвать: цепочку заметок, расшифровку, пересказ в одном предложении, составление тестов учениками, критериальные рубрики, листы самооценки и дневники планирования.
Практическая часть.
Выполните задание.
У вас есть карты. Определите роль учителя и ученика, как «Субъект» «Объект» в следующих мероприятиях.
Введение новой темы | Контрольная работа | ЕГЭ | |
Субъект(оценивает) | Учитель-ученик | Учитель | - |
Объект(оценивается) | - | ученик | Учитель-ученик |
При ведении новой темы нет объекта контроля, поэтому Учитель-ученик объекты.
При выполнении контрольной работы учитель- Субъект – оценивает ученика-объект.
При сдачи ЕГЭ учитель и ученик- объекты, но ответственность за результат несёт ученик.
Оцени себя.
А теперь я предлагаю вам оценить себя с помощью цветовой оценки «Сфетофор»
Зелёный, жёлтый, красный.
1.Я хорошая хозяйка (хозяин).
2.Я хороший специалист.
3 .Я интересный человек.
Рефлексия.
Прошу оценить мой мастер-класс.
Мастер- класс хочу закончить прекрасными словами Уильяма Джеймса «Глубочайшим свойством человеческой природы является стремление людей быть оценёнными по достоинству».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьные трудности или школьная неуспешность.
Статья для родителей,которые хотят,чтобы их дети были успешными!...
Повышение успешности обучения учащихся младшего школьного возраста через внедрение здоровьесберегающих технологий.
Сохранение здоровья детей – обязанность всего общества. Одной из приоритетных задач современного образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценно...
Мастер класс "Технология обучение в сотрудничестве"
В мастер классе представлены методы и приёмы "Обучение в сотрудничестве" для эффективной работы на уроке и во внеурочной деятельности....
Индивидуальный образовательный маршрут учащихся с рисками учебной неуспешности
Индивидуальный образовательный маршрут учащихся с рисками учебной неуспешности...
Программа психолого - педагогического сопровождения учащихся начальной школы с высоким риском школьной неуспешности
Актуальность. Программа направлена на решение задач психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе, имеющих риск школьной неспешности. Программа включает в себ...
Презентация "Преодоление рисков учебной неуспешности на уроках математики 4-8 классов"
Актуальная проблема школ – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностямиУВИДЕТЬ И ПОНЯТЬ ПРОБЛЕМУ –НАПОЛОВИНУ РЕШИТЬ ЕЕ, ЕСЛИ ЖЕ ...
«Приемы и технологии обучения детей-мигрантов младшего школьного возраста»
quot;Выступление на городской форсайт-центр...