рабочая программа по ОДНКНР
рабочая программа (4 класс)

Земляная Людмила Валерьевна

рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnknr.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родниковская средняя общеобразовательная школа № 6

Рассмотрено на

заседании ШМО № 2

Протокол №__

от  «___»  ____________2017г.

«Согласовано»

Зам. по УВР

______Земляная Л.В.

«__»_________2017г.

«Утверждено»

Директор школы

_____________ В.В.Кащаев

Приказ №_____________

 от «___»________2017г.

                 

Рабочая программа

по учебному предмету «Основы духовно-нравственных культур народов России»

5 класс

2017-2018 учебный год

Разработала программу:

Учитель первой квалификационной категории

Земляная Людмила Валерьевна

2017 год

Пояснительная записка

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации образовательной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить процесс воспитания новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований. Основа всех ценностей – нравственность. Нравственный аргумент является главным в диалоге с детьми. Патриарх всея Руси Кирилл отметил: «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала».

Цель учебного курса – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним.

 Задачи учебного курса:  

•        совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

•         углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

•        осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

•        становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определённому этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим её, к их культуре и традициям.  

Рабочая программа предназначена для 5 класса и составлена на основе:

- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015) «Об  утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 №19644)

-  Письма  Минобрнауки России от 25.05. 2015  № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

- УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (программы комплексного учебного курса) и ориентирован на использование учебника авторского коллектива Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс (М., «Вентана-Граф», 2017г.)

Данная программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю)

Содержание программы и процесс достижения определенных результатов представлены в таблице. Основные виды деятельности описаны на языке предметных результатов.

В таблице указано тематическое планирование, виды деятельности учащихся ( описаны на языке предметных результатов), УУД, которые связаны с предметным содержанием и специфические УУД, которые не связаны с конкретным учебным содержанием. В   пятой колонке описаны УУД, которые относятся к соответствующей тематике предмета. В 6 колонке записаны УУД, которые формируются безотносительно к содержанию конкретных тем предмета. Планирование этих умений осуществляется по мере реализации программы на предстоящий срок- неделю, месяц. Учебные результаты по предмету даны на двух уровнях: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться». Планируемые результаты, выделенные в таблице курсивом, получат возможность достичь только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей.

Условные обозначения:

К.-коммуникативные;

Л.-личностные;

П.-познавательные;

Р.-регулятивные;

И.- информационно-компьютерные технологии;

Пр.-проектная деятельность обучающихся;

Исс.-исследовательская деятельность обучающихся

Общая характеристика учебного предмета

Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями детей 11-12 лет, когда наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – учебные проекты, чтение текстов учебника, работа с информацией, представленной в иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д. Данные методы помогут обеспечить: – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»; – отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы, карты); – последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

         Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

 Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.

Принципы организации обучения по курсу: «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.

4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.

 Планируемые результаты освоения  предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Содержание учебного курса

Раздел 1. В мире культуры

Величие многонациональной российской культуры. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Левитан, К. Станиславский, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Д. Лихачев и др.).

Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Илья Муромец, Боотур, Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных профессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. Темы проектов (на выбор): «Герои-партизаны Великой Отечественной войны», «Правнуки Победы о своих правнуках», «Герои Советского Союза – представители разных народов», «Место подвига в наше время»

В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Бережное отношение к природе. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.  Природные объекты Красноярского края.

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Вклад наших земляков в отечественную науку. Знакомство с деятельностью  известных учёных нашего края. Красноярский  край – родина и место жительства многих известных людей. Художники, поэты, музыканты Красноярского края.

Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство).  Духовная православная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.  Духовные святыни Красноярского края. Православные монастыри и храмы Красноярского края.  Тема группового проекта: «Великие просветители  и создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий».

Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Музеи Красноярского края. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Тема проекта: «Благотворительные мероприятия, которые могут провести учащиеся нашего класса»

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Темы проектов (на выбор): «Правила этикета рыцарей», «Танцевальный этикет», «История этикета письма»


Тематическое планирование и основные виды учебной деятельности учащихся (результаты освоения программы) по предмету «Основы духовно-нравственных культур народов России» в 5 классе

Тема (содержание) занятия

Дата

Планируемые результаты освоения учебного предмета

(основные виды учебной деятельности учащихся)

Предметные действия

Универсальные учебные действия

УУД, соответствующие содержанию тем

УУД, планируемые по ходу реализации программы курса

Научится / получит возможность научиться

1

Величие многонациональной культуры России.

Выбирать  персоналии и составить рассказ об известных деятелях российской науки и культуры.

Л.Выделять и эмоционально положительно принимать свою этническую идентичность, рассказывать о  традициях своего народа и других этнических групп России

2

Выбрать  персоналии и составить рассказ об известных деятелях российской науки и культуры.

3

Человек – творец и носитель культуры.

Объяснить связь нравственного поведения и культуры, привести примеры благородного поведения из истории, личного опыта.

Л.Проявлять интерес к произведениям художественной культуры, к участию в художественной деятельности

Л.Сопоставлять поступки свои и других относительно понятий добра и зла

4

5

Береги землю родимую, как мать любимую

Перечислить названия не менее трех сказок или былин, имен их героев.

6

7

Жизнь ратными подвигами полна.  Проект (на выбор) «Герои-партизаны Великой Отечественной войны», «Правнуки Победы о своих правнуках», «Герои Советского Союза – представители разных народов», «Место подвига в наше время»

Перечислить названия не менее трех сказок или былин, имен их героев.

8

9

В труде - красота человека.

Приводить примеры о роли труда из разных источников.

10

11

Люди труда.

Приводить примеры о роли труда из разных источников.

12

13

Бережное отношение к природе.

Объяснять роль заповедников, национальных парков в деле охраны природы.

14

Л.Сопоставлять поступки свои и других относительно понятий добра и зла

15

Семья - хранитель духовных ценностей

.

Объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких.

Л.Сопоставлять поступки свои и других относительно понятий добра и зла

16

17

Вклад наших земляков в отечественную науку. Защита проектов

Перечислять имена  известных людей: художников, поэтов, музыкантов, Красноярского края

К.Обосновывать и отстаивать собственную точку зрения

18

19

Роль религии в развитии культуры.

Групповой проект «Великие просветители  и создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий».

Объяснять роль христианства для развития культуры, образования, просвещения, оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Р.Формулировать частные цели по усвоению готовых знаний и действий с ориентацией на процесс (под руководством учителя или самостоятельно).

Л.Проявлять интерес к произведениям художественной культуры, к участию в художественной деятельности

П.Обобщать факты и явления; давать определение понятиям с помощью учителя (по образцу);

К.Задавать собеседнику вопросы на понимание его действий и выяснение необходимых сведений от партнера по общению (самостоятельно).

Задавать вопросы, необходимые для организации совместной деятельности с партнёром (под руководством «учителя»)

20

Культурное развитие христианской Руси. Защита проекта.

Культурное развитие христианской Руси. Защита проекта.

Исс-пр.

21

22

Культура ислама.

Перечислить памятники культуры ислама; сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;  определять культовые сооружения ислама

23

24

Иудаизм и культура.

Перечислить памятники культуры иудаизма;  сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;   определять культовые сооружения иудаизма.

25

26

Культурные традиции буддизма.

Перечислить памятники культуры буддизма.

27

28

Забота государства о сохранение духовных ценностей. Проект «Благотворительные мероприятия, которые могут провести учащиеся нашего класса»

Обосновать роль государства в деле сохранения памятников культуры;  описывать историю Храма Христа Спасителя, музея-заповедника «Царское Село».

Оформлять  проектные материалы; представлять проект к защите.

К.Извлекать из устного текста, структура и содержание которого очевидны, информацию, данную в явном и неявном видах.

Извлекать из устного текста, с неявно выраженными логическими связям, но структура которого очевидна, информацию, данную в явном и неявном видах

Исс.-пр

Л.Оценивать свои поступки и поступки окружающих на основе моральных норм.

Решать моральные дилеммы на основе учёта позиций партнёров в общении, их мотивов и чувств;

Р.Формулировать частные цели по усвоению готовых знаний и действий с ориентацией на процесс (под руководством учителя или самостоятельно).

Р. Соотносить цель  и задачи, корректировать задачи в соответствии с целью (под руководством учителя)

Р.Рефлексировать свою деятельность (определять причины своего успеха или неуспеха, сопоставляя её цель, ход и результат);
К.Определять цели, способы и план взаимодействия, распределять функции и роли участников, создавать правила взаимодействия (под руководством учителя и на основе внешних средств: памяток, сигнальных карточек и т.п.)

Исс-пр.

29

30

Хранить память предков.

Защита проекта.

Обосновать меценатов в деле сохранения памятников культуры.

Представление проектной деятельности в презентации.

Р.Описывать возможный результат и выбирать из предложенных вариантов путь достижения цели.

Составлять план достижения цели, решения проблемы, учитывая (под руководством учителя) условия  и средства

31

32

Что составляет твой духовный мир.

Проекты на выбор «Правила этикета рыцарей», «Танцевальный этикет», «История этикета письма»

Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.  Оформлять  проектные материалы; представлять проект к защите.

33

П.Обобщать факты и явления; давать определение понятиям с помощью учителя (по образцу)

Исс-пр;

К. Выделять в слушаемом тексте понятное и непонятное.

Формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (на материале соответствующей классу сложности)

34

Обобщение. Диалог культур и поколений.

Защита проектов.

Различать культовые сооружения разных религий.

Представление  и защита проекта.  

Л.Проявлять интерес к произведениям художественной культуры, к участию в художественной деятельности

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Виноградова Н. Ф.,Власенко В. И., Поляков А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для общеоб. учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ОДНКНР 5класс

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс по учебнику Н,И. Ворожейкина, Д.В. Заяц...

Рабочая программа по ОДНКНР для 5-го класса

Рабочая программа комплексного учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России (модуль Основы религиозных культур народов России) для 5 класса составлена на основе Программы курса к...

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составленав соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта ...

Рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс

Рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....

Рабочая программа по ОДНКНР 4 класс Школа России

Рабочая программа по ОДНКНР 4 класс Школа России...

Рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс.

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса "Основы духовно - нравственной культуры народов России" авторы Н.Ф. Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков...

Рабочая программа по ОДНКНР для 5-6 классов 2023-2024 уч.г.

Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР)  для 5—6 классов образовательных организаций...