рабочая программа по ОДНКНР
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родниковская средняя общеобразовательная школа № 6
Рассмотрено на заседании ШМО № 2 Протокол №__ от «___» ____________2017г. | «Согласовано» Зам. по УВР ______Земляная Л.В. «__»_________2017г. | «Утверждено» Директор школы _____________ В.В.Кащаев Приказ №_____________ от «___»________2017г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Основы духовно-нравственных культур народов России»
5 класс
2017-2018 учебный год
Разработала программу:
Учитель первой квалификационной категории
Земляная Людмила Валерьевна
2017 год
Пояснительная записка
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации образовательной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить процесс воспитания новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований. Основа всех ценностей – нравственность. Нравственный аргумент является главным в диалоге с детьми. Патриарх всея Руси Кирилл отметил: «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала».
Цель учебного курса – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним.
Задачи учебного курса:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определённому этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим её, к их культуре и традициям.
Рабочая программа предназначена для 5 класса и составлена на основе:
- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 №19644)
- Письма Минобрнауки России от 25.05. 2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
- УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (программы комплексного учебного курса) и ориентирован на использование учебника авторского коллектива Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс (М., «Вентана-Граф», 2017г.)
Данная программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю)
Содержание программы и процесс достижения определенных результатов представлены в таблице. Основные виды деятельности описаны на языке предметных результатов.
В таблице указано тематическое планирование, виды деятельности учащихся ( описаны на языке предметных результатов), УУД, которые связаны с предметным содержанием и специфические УУД, которые не связаны с конкретным учебным содержанием. В пятой колонке описаны УУД, которые относятся к соответствующей тематике предмета. В 6 колонке записаны УУД, которые формируются безотносительно к содержанию конкретных тем предмета. Планирование этих умений осуществляется по мере реализации программы на предстоящий срок- неделю, месяц. Учебные результаты по предмету даны на двух уровнях: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться». Планируемые результаты, выделенные в таблице курсивом, получат возможность достичь только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей.
Условные обозначения:
К.-коммуникативные;
Л.-личностные;
П.-познавательные;
Р.-регулятивные;
И.- информационно-компьютерные технологии;
Пр.-проектная деятельность обучающихся;
Исс.-исследовательская деятельность обучающихся
Общая характеристика учебного предмета
Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями детей 11-12 лет, когда наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – учебные проекты, чтение текстов учебника, работа с информацией, представленной в иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д. Данные методы помогут обеспечить: – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»; – отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы, карты); – последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.
Принципы организации обучения по курсу: «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.
Планируемые результаты освоения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Содержание учебного курса
Раздел 1. В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Левитан, К. Станиславский, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Д. Лихачев и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Илья Муромец, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных профессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. Темы проектов (на выбор): «Герои-партизаны Великой Отечественной войны», «Правнуки Победы о своих правнуках», «Герои Советского Союза – представители разных народов», «Место подвига в наше время»
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Природные объекты Красноярского края.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Вклад наших земляков в отечественную науку. Знакомство с деятельностью известных учёных нашего края. Красноярский край – родина и место жительства многих известных людей. Художники, поэты, музыканты Красноярского края.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная православная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Духовные святыни Красноярского края. Православные монастыри и храмы Красноярского края. Тема группового проекта: «Великие просветители и создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий».
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Музеи Красноярского края. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Тема проекта: «Благотворительные мероприятия, которые могут провести учащиеся нашего класса»
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Темы проектов (на выбор): «Правила этикета рыцарей», «Танцевальный этикет», «История этикета письма»
Тематическое планирование и основные виды учебной деятельности учащихся (результаты освоения программы) по предмету «Основы духовно-нравственных культур народов России» в 5 классе
№ | Тема (содержание) занятия | Дата | Планируемые результаты освоения учебного предмета (основные виды учебной деятельности учащихся) | |||
Предметные действия | Универсальные учебные действия | |||||
УУД, соответствующие содержанию тем | УУД, планируемые по ходу реализации программы курса | |||||
Научится / получит возможность научиться | ||||||
1 | Величие многонациональной культуры России. | Выбирать персоналии и составить рассказ об известных деятелях российской науки и культуры. | Л.Выделять и эмоционально положительно принимать свою этническую идентичность, рассказывать о традициях своего народа и других этнических групп России | |||
2 | Выбрать персоналии и составить рассказ об известных деятелях российской науки и культуры. | |||||
3 | Человек – творец и носитель культуры. | Объяснить связь нравственного поведения и культуры, привести примеры благородного поведения из истории, личного опыта. | Л.Проявлять интерес к произведениям художественной культуры, к участию в художественной деятельности | Л.Сопоставлять поступки свои и других относительно понятий добра и зла | ||
4 | ||||||
5 | Береги землю родимую, как мать любимую | Перечислить названия не менее трех сказок или былин, имен их героев. | ||||
6 | ||||||
7 | Жизнь ратными подвигами полна. Проект (на выбор) «Герои-партизаны Великой Отечественной войны», «Правнуки Победы о своих правнуках», «Герои Советского Союза – представители разных народов», «Место подвига в наше время» | Перечислить названия не менее трех сказок или былин, имен их героев. | ||||
8 | ||||||
9 | В труде - красота человека. | Приводить примеры о роли труда из разных источников. | ||||
10 | ||||||
11 | Люди труда. | Приводить примеры о роли труда из разных источников. | ||||
12 | ||||||
13 | Бережное отношение к природе. | Объяснять роль заповедников, национальных парков в деле охраны природы. | ||||
14 | Л.Сопоставлять поступки свои и других относительно понятий добра и зла | |||||
15 | Семья - хранитель духовных ценностей . | Объяснять роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких. | Л.Сопоставлять поступки свои и других относительно понятий добра и зла | |||
16 | ||||||
17 | Вклад наших земляков в отечественную науку. Защита проектов | Перечислять имена известных людей: художников, поэтов, музыкантов, Красноярского края | К.Обосновывать и отстаивать собственную точку зрения | |||
18 | ||||||
19 | Роль религии в развитии культуры. Групповой проект «Великие просветители и создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий». | Объяснять роль христианства для развития культуры, образования, просвещения, оформлять проектные материалы; представлять проект к защите. | Р.Формулировать частные цели по усвоению готовых знаний и действий с ориентацией на процесс (под руководством учителя или самостоятельно). | Л.Проявлять интерес к произведениям художественной культуры, к участию в художественной деятельности П.Обобщать факты и явления; давать определение понятиям с помощью учителя (по образцу); К.Задавать собеседнику вопросы на понимание его действий и выяснение необходимых сведений от партнера по общению (самостоятельно). Задавать вопросы, необходимые для организации совместной деятельности с партнёром (под руководством «учителя») | ||
20 | Культурное развитие христианской Руси. Защита проекта. | Культурное развитие христианской Руси. Защита проекта. | Исс-пр. | |||
21 | ||||||
22 | Культура ислама. | Перечислить памятники культуры ислама; сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; определять культовые сооружения ислама | ||||
23 | ||||||
24 | Иудаизм и культура. | Перечислить памятники культуры иудаизма; сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; определять культовые сооружения иудаизма. | ||||
25 | ||||||
26 | Культурные традиции буддизма. | Перечислить памятники культуры буддизма. | ||||
27 | ||||||
28 | Забота государства о сохранение духовных ценностей. Проект «Благотворительные мероприятия, которые могут провести учащиеся нашего класса» | Обосновать роль государства в деле сохранения памятников культуры; описывать историю Храма Христа Спасителя, музея-заповедника «Царское Село». Оформлять проектные материалы; представлять проект к защите. | К.Извлекать из устного текста, структура и содержание которого очевидны, информацию, данную в явном и неявном видах. Извлекать из устного текста, с неявно выраженными логическими связям, но структура которого очевидна, информацию, данную в явном и неявном видах Исс.-пр | Л.Оценивать свои поступки и поступки окружающих на основе моральных норм. Решать моральные дилеммы на основе учёта позиций партнёров в общении, их мотивов и чувств; Р.Формулировать частные цели по усвоению готовых знаний и действий с ориентацией на процесс (под руководством учителя или самостоятельно). Р. Соотносить цель и задачи, корректировать задачи в соответствии с целью (под руководством учителя) Р.Рефлексировать свою деятельность (определять причины своего успеха или неуспеха, сопоставляя её цель, ход и результат); Исс-пр. | ||
29 | ||||||
30 | Хранить память предков. Защита проекта. | Обосновать меценатов в деле сохранения памятников культуры. Представление проектной деятельности в презентации. | Р.Описывать возможный результат и выбирать из предложенных вариантов путь достижения цели. Составлять план достижения цели, решения проблемы, учитывая (под руководством учителя) условия и средства | |||
31 | ||||||
32 | Что составляет твой духовный мир. Проекты на выбор «Правила этикета рыцарей», «Танцевальный этикет», «История этикета письма» | Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование | ||||
33 | П.Обобщать факты и явления; давать определение понятиям с помощью учителя (по образцу) Исс-пр; К. Выделять в слушаемом тексте понятное и непонятное. Формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (на материале соответствующей классу сложности) | |||||
34 | Обобщение. Диалог культур и поколений. Защита проектов. | Различать культовые сооружения разных религий. Представление и защита проекта. | Л.Проявлять интерес к произведениям художественной культуры, к участию в художественной деятельности |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Виноградова Н. Ф.,Власенко В. И., Поляков А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для общеоб. учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ОДНКНР 5класс
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс по учебнику Н,И. Ворожейкина, Д.В. Заяц...
Рабочая программа по ОДНКНР для 5-го класса
Рабочая программа комплексного учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России (модуль Основы религиозных культур народов России) для 5 класса составлена на основе Программы курса к...
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс
Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составленав соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта ...
Рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс
Рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....
Рабочая программа по ОДНКНР 4 класс Школа России
Рабочая программа по ОДНКНР 4 класс Школа России...
Рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса "Основы духовно - нравственной культуры народов России" авторы Н.Ф. Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков...
Рабочая программа по ОДНКНР для 5-6 классов 2023-2024 уч.г.
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций...